1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Геннадий Чардымов

Древняя Русь. Историческое расследование. Том 2. Четыре легендарных страны. Откуда, вы, русы?

Геннадий Чардымов
Обложка книги

Книга является продолжением исторического расследования о древней Руси, толчком к которому стало «странное» событие. Основная задача — попытка установления истинной истории становления нашего народа в «доисторический период». Сама задача служит цели понимания того — кто мы есть. В книге, в т. ч.,выявлена связь Руси с четырьмя древними легендарными странами, показано, откуда появились русы и какова их взаимосвязь со славянами, выявлены детали понимания городов и народа ан-Нибарийи ал Идриси.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Древняя Русь. Историческое расследование. Том 2. Четыре легендарных страны. Откуда, вы, русы?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава III. Четыре легендарных страны

Неожиданное единство

Но, более детальный и в какой-то мере, более упорядоченный анализ трех городов русов мне пришлось отложить, можно сказать, в силу случайности. Я всегда отвлекаюсь от разбираемой темы несколько в сторону, точнее в различные стороны. Даже современные ученые (из числа адекватных) признают, что все открытия делаются на стыке разных наук, тем более, найти искомое по определенной теме можно только отклоняясь к анализу близких аспектов.

Однажды, я углубился в эту самую загадочную из трех городов Русов, Арсу, при изучении «обхаживания» нашего русского медведя (коего раньше примерял при исследовании этимологии термина Русь). Данная этимология показалась мне интересной (медведь — др. перс. — «арса», лат.-«урсус», др.рус. (?) или др. индоевропейское — «бер», ирл. — «биар», санскр. — «бхарука»). В результате, мне с улыбкой пришел интересный мыслеобраз. Я отчетливо представлял перед глазами эти четыре столь разные по времени, и по этнической принадлежности авторов, наименования. И, постепенно, эта мысль стала представляться мне все более и более серьезной, становилась мыслью, которую необходимо проверить. Работу по «трем видам русов» пришлось на некоторое время отложить. Для читателей, совсем на небольшое, а для автора, на весьма приличное.

Привожу термины составляющие данную мысль по времени их появления в порядке течения истории. На первой строке наименование/имя источника/автора, на второй наименование легендарной страны.

Махабхарата — — — — — — БхаРата

Геродот — — — — — — гиперБоРея

Скандинавские саги — — — БиаРмия

ал Идриси — — — — — ан-НиБаРийа

Из данных терминов совершенно отчетливо видно, что несмотря на грандиозное различие времен, несмотря на существенное различие языков (фонетики) и погрешности переводов корень б.р (бар, бор) неумолимо сохранялся. Уж не знаю, есть ли здесь какая-то связь с медведем, но видимо это и есть то существенное, во всяком случае, с высокой степенью вероятности, из того что я искал, то чего не мог дать, или пока не давал, анализ трех видов русов. Видимо, совсем не зря, я отбросил свою установку «не обращать внимания на кажущиеся, на первый взгляд, фантастическими, сообщения древних. Кстати, «маха» с санскрита переводится как «большая, великая», что по смыслу вполне соответствует греческому «гипер», обозначающая превышение чего-то — «супер, сверх».

В связи с данной версией, как уже говорилось, «три вида русов» пришлось временно отложить в недолгий (по меркам данной книги) ящик.

Поскольку вероятность локализации Бхараты в местности близкой к верховьям рек Волги и Оки уже рассматривалась в начале данной главы, я счел необходимым проверить то же самое относительно оставшихся трех легендарных стран.

Начнем вновь в историческом порядке.

Гиперборея

Гиперборея Геродота.

Приведем несколько отрывков из сведений Геродота имеющих отношение к Гиперборее.

«13. Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы + одноглазые люди; за аримаспами + стерегущие золото грифы, а еще выше за ними + гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину.»

«32. О гипербореях ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов.»

«33. Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе.»

«35. По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины + Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой?], и делосцы им также воздают почести.»

«36. Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался (в существование гипербореев я вообще не верю). Ведь если есть какие-то люди на крайнем севере, то есть и другие + на крайнем юге.»

Какие выводы можно сделать из данных сведений? Легендарность данного народа и страны, во всяком случае для греков, их миролюбивость и развитость, по крайней мере, в духовном плане. Но при всей легендарности утверждается наличие связей с древней Грецией, почитание древними греками гиперборейских богов, как, к примеру, Апполона Гиперборейского.

Располагается легендарная Гиперборея за Аримаспами, к северу вплоть до границы с морем, но в то же время ее жители выращивают пшеницу. Впрочем, исключать, что это была солома ржи, а не пшеницы, я бы не стал.

Исходя из данных сведений, да еще с учетом того, что под аримаспами, действительно могли подразумеваться предки летописных кривичей, возможное расположение Гипербореи Геродота не противоречит исследуемой нами местности и прилегающих к ней более северных территорий.

Рассмотрим некоторые иные сведения, могущие свидетельствовать о географии Гипербореи.

Позже Геродота, в начале первого века нашей эры Гай Плиний Секунд в своей «Естественной истории» писал:

«А по побережью вплоть до Танаиса живут меотийцы, — по ним названо озеро, — и самые последние за ними аримаспы. Затем идут Рипейские горы и область, которая называется Птерофором, потому что там постоянно выпадает снег, похожий на перья. Эта часть света осуждена природой и погружена в густой туман; там может рождаться только холод и хранится ледяной Аквилон.

Позади этих гор и по ту сторону Аквилона живет, если можно поверить, с незапамятных времен счастливый народ, который называют гиперборейским; про него рассказывают сказочные чудеса. Там, говорят, находятся полюса и крайние точки звездных путей; полгода там светло, и солнце прячется всего на один день, а не на время между весенним и осенним равноденствием, как полагают несведущие люди. Один раз в году, в день летнего солнцестояния, солнце у них восходит и один раз, в день зимнего солнцестояния, садится. Эта солнечная страна с умеренным климатом не подвержена вредным ветрам. Гиперборейцы живут в рощах и лесах, почитают богов порознь и сообща, им не знакомы раздоры и недуги.»

Данные сведения подтверждают сведения Геродота, хотя, Плиний в отличии от Геродота, считал существование гиперборейцев реальным, дают дополнительные указания на северное расположение страны, и в то же время на близость границ к Танаису. Кроме того, мы получаем ссылку на другой, не менее легендарный объект, «Рипейские горы», за которыми якобы и расположена Гиперборея. Те самые Рипеи, на которые я обращал внимание в первой книге (Сить, Китеж, Новгород. Гл. 2).

Другие авторы о Гиперборее

Вспомним Клавдия Птолемея, жившего еще позднее, предположительно во 2 веке нашей эры. В своем «Руководстве по географии» описывая Азиаткую Сарматию он указывает:

«Сарматию занимают в местностях, прилегающих к неизвестной земле, сарматы-гипербореи, ниже их — сарматы царские (базилики)…»

Как мы помним из первой книги, «Сарматы царские» Птолемея, это тоже самое, что и «царские Скифы» Геродота и располагались они по Птолемею, точно в том месте к которому пришел и я, анализируя местоположение рек Геродота, Герра и Ипакириса, которыми, по моей версии являлись современные Волга и Ока, т.е. где-то в междуречье Оки и Волги.

На картах Меркатора по Птолемею имеются четкие указания на Гиперборейские и Рипейские горы, располагаемые совершенно четко в верховьях рек Танаиса (Дона) и Ра (Волги), поэтому ограничусь лишь фрагментами карты Меркатора по Птолемею, на которых видно, расположение Рипейских гор за верховьями Дона, а Гиперборейских гор за верховьями Волги. Единственное на чем с сомнением остановлюсь, это на отсутствии реальных крупных гор в данных местностях. Некоторые исследователи пытаются соотнести Рипейские и Гиперборейские горы с имеющимися в настоящее время горными системами. Но подобный подход, по моему мнению, является ошибочным.

Поскольку, традиционно считалось, что реки или вытекают из озер или стекают с гор, а поскольку стекают крупные реки, то должны быть и большие горы, эти легендарные горы (Рипеи) упоминающиея еще в Ригведе, как и Гиперборейские горы, названные по имени легендарного народа, скорее всего и были помещены в верховьях рек, в том месте где предположительно и могла находится легендарная Гиперборея. А из гор там, кроме Валдая и Северных увалов, предложить нечего.

Итак, из имеющихся исторических сведений вероятность нахождения Гипербореи как и Бхараты в исследуемой местности нашла свое подтверждение. Практически то же самое расположение, Волго-Окское междучечье и более северные территории.

Конечно же, никто не говорит, что она совершенно однозначно находилась именно там, речь идет о том, что древние исследователи предполагали нахождение там оной.

Впрочем, можно привести пример и того, кто в этом не сомневался. Речь конечно, в данном случае, не об исторических сведениях, а о высказываниях типа пророчества, тем не менее, исторические сведения из него вытекают. Имеется в виду известный алхимик, врач и философ Парацельс, который в одной из своих книг «Оракулы» записал одно из многочисленных пророчеств для всего мира, которое переводится примерно так:

«Есть один народ, который Геродот называет гипербореями. Нынешнее название этого народа — Московия. Нельзя доверять их страшному упадку, который будет длиться много веков. Гипербореи познают и сильный упадок, и огромный расцвет (…) Знамя Креста будет водружено на одной из горных вершин этой страны».

«В той самой стране гипербореев, о которой никто никогда не думал, как о стране, в которой может произойти нечто великое, над униженными и отверженными воссияет Великий Крест, Божественный свет с горы страны гипербореев, и его увидят все жители земли»

Россия, которую на Западе в средние века называли Московией, родилась как раз из Владимиро-Суздальской Руси, на ее основе, то есть из данного пророчества прослеживается прямая связь между Гипербореями и исследуемой местностью.

Этимология Бореи

Несколько слов по этимологии имени. Медведь, приведший меня к данным четырем именам легендарных мест планеты, как бы, несколько не сопоставляется с данным именем. Я имею в виду, всем известную информацию о том, что имя Гиперборея означало страна, находящаяся за северным ветром. Северный ветер носил у греков имя Борей. Это стало совершенно естественной и очевидной информацией, как дважды два, и ни у кого, похоже, даже мыслей не возникало в том, чтобы в этом усомниться. Почему собственно греки называли так северный ветер? Да потому что так звали бога северного ветра. Там все четко, у него в преданиях четко очерчена родословная. Оный упоминался и в произведения Гомера. Все это, конечно так, но ведь сама этимология этого слова неизвестна. Есть предположение о том, что это имя может происходить о протоиндоевропейского корня gworh (гора), но это всего лишь предположение, и, на мой взгляд, не сильно обоснованное.

А, разве нельзя предположить, что имя Борей произошло от имени северной страны, имени местности, где проживал этот бог? Не имя страны названо именем бога, а имя бога или имя ветра произошло от имени страны. Ветер дует с Бореи, ветер с Бореи, ветер Борей. Страна которая за Бореей, еще севернее, Гиперборея. А может быть и немного проще. Греческое гипер означает сверх, свыше, супер, чрезмерно, то есть супер Борея, иначе говоря Великая Борея. И это, как уже говорилось, то же самое, как и Маха Бхарата. То есть, Гиперборея, вполне может быть греческим произношением данного наименования древнего арийского племени, и соответственно великой арийской страны. Говорят, на языке хинди Индия до сих пор называется Бхарат.

О Гиперборейских богах

Вспомнился мой скептицизм в отношении Гипербореи, отраженный в первой книге. Тогда, я уверенно отбросил Гиперборею, полагая ее легендарными отголосками существенно более древних времен. Поэтому решил заглянуть, так сказать, глубже. Может быть не в более древний источник, но в каком-то смысле, более глубокий. Это будет Тайная доктрина Е. Блаватской. Может быть для историков-материалистов это имя и звучит как-то «по — шарлатански», но для меня получившего информацию послужившую толчком к данному расследованию столь «странным» способом, это совсем не так. Ее вели и направляли из «тонкого мира» и давали информацию. С учетом скепсиса в отношении подлинности множества исторических источников, к данному, доверия даже больше.

Напомню, что согласно её сведений, для Земли существует план развития 7 человеческих рас, мы являемся представителями 5 расы, которую она назвала Арийской (по имени самого развитого племени прошлого), соответственно арийская раса сменяла четвертую расу именуемую Атлантической, видимо исходя из сообщений Платона. Развитие каждой расы делилось на 7 суб-рас.

Открываю Том 2. Антропогенезис, часть 3 и выкладываю несколько отрывков.

«Сокровенное Учение утверждает, что они были позднейшей седьмой суб-расой Атлантов, уже поглощенной одной из ранних суб-рас Арийской группы, той, которая постепенно распространилась по материку и островам Европы, как только они начали подыматься на поверхность из морей.»

«Арийская Раса народилась и развилась на далеком севере, хотя после погружения материка Атлантиды, племена ее переселились дальше на Юг, в Азию. Потому Прометей тоже сын Азии, и Девкалион, его сын, греческий Ной, — тот, кто создал людей из камней матери Земли — назван Лукианом северным скифом, а Прометей сделан братом Атласа и прикован к горе Кавказа среди снегов.»

«История Латоны (Лето), матери Аполлона, особо изобилует различными значениями. Астрономически, Латона есть полярная область и ночь, дающая рождение солнцу, Аполлону, Фебу и так далее. Она рождена в гиперборейских странах, где все жители были жрецами ее Сына, праздновавшими его воскресение и нисхождение в их страну каждые 19 лет при возобновлении лунного цикла.»

«Царь Гиперборейцев был, таким образом, сыном Борея, Северного Ветра, и Первосвященников Аполлона.»

Из этого, можно видеть, что Гиперборея действительно имеет очень и очень глубокие исторические корни, и ко временам Геродота о ней должны были дойти только легенды. Так, что мой скептицизм имел вполне законные основания. То, что греческий бог Аполлон имеет Гиперборейские корни, в Греции знали все, он так обычно и именовался Аполлон Гиперборейский. Но, многие полагают, что практически у всех богов древней Греции «ноги растут» именно оттуда.

Продолжим.

«Что же касается до гиперборейцев, то эти люди, как выражается о них Солинус Полихистор: „Сеяли утром, жали в полдень и собирали плоды вечером и сохраняли их во время ночи в своих пещерах“.»

«Остров Делос, Астериа греческой мифологии, никогда не находился в Греции, ибо эта страна в то время еще не существовала, даже в своей молекулярной форме. Несколько писателей показали, что она представляла страну или остров гораздо больший, нежели малые точки Земли, ставшие Грецией. Плиний и Диодор оба помещают ее в Северных морях. Один называет ее Basilea или „Царственной“, другой, Плиний, называет ее Озерикта, слово, которое по мнению Рудбека имело „в северных языках значение, эквивалентное Острову божественных Царей или Богов-Царей.,…“ или же „Царственному Острову Богов“, ибо Боги родились на нем, т.е., Божественные Династии Царей Атлантиды пришли из этого места. Пусть географы и геологи поищут его среди группы островов, открытых Норденскиольдом на его „Веге“, во время его путешествия в Арктических, областях. Сокровенные Книги говорят нам, что климат изменился в этих областях не раз, с тех пор, как первый человек обитал в этих, ныне почти недоступных, широтах. Они были раем, прежде чем стать адом…»

Смотрим, что «открыл» г. Норденскиольд на своей «Веге» (в кавычках, поскольку сии острова открыты ранее нашими соотечественниками). Летом 1878 года на двух пароходах «Лена» и «Вега» экспедиция Норденшёльда стояли у островов архипелага Норденшёльда расположенного в юго-восточной части Карского моря (мелкие острова южнее архипелага Северная земля). А в начале осени уже один пароход достиг Новосибирских островов и немного позже, Медвежьих островов (напротив устья р. Колыма). Представляется, что Е. Блаватская имела в виду именно Новосибирские острова, архипелаг между Морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем.

Можно заметить знаменитое, для тех, кто успел пожить в СССР, имя — «пролив Санникова», расположенный между островами Анжу и Ляховскими (частями Новосибирских островов). Я имею в виду художественный фильм «Земля Санникова» поставленный на основе одноименного научно — фантастического романа В. А. Обручева. Пролив был назван в честь Якова Санникова купца — зверопромышленника и опытного полярного путешественника того самого, который предполагал и якобы даже видел наличие обширных земель к северу от Новосибирских островов.

Возможно, как полагает современная наука, «Земля Санникова» была сложена не из скал, а из ископаемого льда (вечной мерзлоты), поверх которого был нанесён слой грунта. Со временем лёд растаял, и «земля» исчезла. Но, мне, человеку, которому была показана статья, которая не существовала в текущей реальности (послужившая мотором данного исторического расследования), который помнит о том, как старообрядцам озера Светлояр была показана древняя битва на р. Сить, сложно однозначно исключить вероятность того, что Яков Санников мог увидеть землю прошлого, в том числе, благодаря мыслям о каких-то дошедших до него легендах.

Не мог не заметить и термин Basilea, вероятность связи с будущими царскими скифами и сарматами царскими ничтожно мала, но не обратить внимание на него не смог.

В целом, все это подтверждает версию о том, что Гиперборея находилась, там, где сейчас находится Северный Ледовитый океан, а гиперборейцы, потомки которых станут племенами ариев, после похолодания и перед затоплением, ушли через земли современной России на новые земли, в том числе и через Русскую равнину, где оставили свои следы.

Впоследствии, легендарное имя Гипербореи перенесено в более южные местности и, скорее всего, на племена, являющиеся (хотя бы частично) потомками гиперборейцев. Ведь Индия несмотря на огромное расстояние от Ледовитого океана до сих пор оставила имя Бхарата, историческую память теряют не все и не всегда.

И немного о Гиперборейском происхождении греческих богов. В текстах Т. Доктрины, недавно, вместе с Аполлоном в качестве Гиперборейских богов упоминался и всем известный Прометей. Тот самый Прометей сын титанов (по имени родителей называть не буду, мнения расходятся) похитивший огонь у олимпийских богов и принесший его людям, тот самый Прометей, который научил людей строить дома и использовать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их читать, писать, считать и т. д. Тот самый Прометей, который жестоко пострадал за любовь к людям.

А теперь вернемся к местности близкой к предположительно затопленной Гиперборее. В коми-пермяцком эпосе имеется славный герой — богатырь по имени Пера. Оно, конечно, был и был, мало ли богатырей в эпосах разных народов. Только вот, Пера научил предков коми добывать и ковать железо, готовить из него оружие и помог справится с врагами. Кроме того, он принес людям огонь, принес знание и мудрость, научил народы коми которые «вели звериный образ жизни», разнообразным ремеслам и т. п. То есть, речь идет практически о том же. Да и имя не столь уж различное, Пера и Пераметей.

Посмотрим на этимологию данного слова, по мнению греков. Обычно считают, что имя Прометей означает «мыслящий прежде», а имя его родного брата Эпиметея переводят как «думающий после» (то бишь, человек, который крепок задним умом). А если мы предположим, что имя Пера (Про) пришло к грекам как имя собственное и его этимология грекам была неизвестна, то получим, что имя Прометей (Пераметей) означало, что-то типа Пера мыслящий (думающий), а скорее Пера мудрый. А как же иначе назвать того, который научил людей, ничего не умевших, практически всему!

Нет, я совсем не говорю о том, что предки греков заимствовали эту легенду у предков народа коми. Я хочу сказать, что легенда о Прометее действительно пришла к грекам из той древней Гипербореи, как и к народу коми через потомков этих самых «гиперборейцев». Можно так же заметить, что Прометей греков, сын титанов (т.е. по Блаватской, представителей 4 расы, расы Атлантов). Получается, что он передал нарождающемуся человечеству 5 арийской расы часть знаний Атлантов.

И Пера, так же именуется богатырем, то есть человеком большой силы и размеров. Еще один момент, на всякий случай подчеркну, тотемным животным племени Пера являлся медведь (ош). В поморье медведь носит имя ошкуй. Вновь вспоминаются и знаменитые Новгородские ушкуйники, данное имя связано с тем, что носовая часть их лодок была украшена фигурой медведя с оскаленной пастью. Разбойничали они, как мы помним, совсем не где-то на оз. Ильмень или на Балтике, а на именно Волге и ее притоках.

Да и индоевропейское бер, вполне может плавно переходить в пер в финно-угорских языках.

Замечу так же, что исходя из размещенной в 1 главе таблицы, среди народа коми носителями гаплогруппы R1a являются 33% мужчин. Что свидетельствует о том, что они являются потомками ариев. И именно от данных предков к ним и пришла данная легенда.

Биармия

Переходим к третьему объекту исследования, Биармии, или Бьярмаланд, как именуется она в скандинавских сагах.

Начнем с других легендарных сведений.

Вспомним Ведийские и Авестийские источники.

Йима, в иранских легендах сын Вивахванта, первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века. Он еще и после предупреждения его Ахура-Маздой о том, что «миру грозит гибель, ибо сперва наступит страшная зима и холод, а затем таяние снегов повлечет наводнение», строитель вары (типа ковчега Ноя) где были спрятаны запасы (семена) всего.

В ведической мифологии Йа́ма (Яма), сын Вивасвата, бог Солнца, являющийся близнецом Луны. Яма называется братом Ями (или Йами). В последствии в индуизме — бог смерти и справедливости. Он отказался от своего бессмертия и совершил самопожертвование, которое стало основой возникновения мира и человечества.

У М. В. Ломоносова, уроженца Холмогор (точнее, села рядом с Хомогорами) можно было увидеть сообщение «Народ почитал идола Иомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит».

Кроме народных преданий, предполагается, что Ломоносов мог руководствоваться сведениями саги Снорри Стурлсуна об Олаве Святом, в которой рассказывается об ограблении скандинавами святилища (идола) бога бьярмов который именовался Йомали. Предполагается нахождение данного святилища, как раз на родине Ломоносова. Поклонение Йомале было распространено у многих народов северного побережья. Не исключено, что знаменитая Slata baba есть не что иное, как идол Йомали (сестры Ямы ведической мифологии), и наименование п-ва Ямал происходит от того же корня.

Из данных сведений связь с Биармии с предыдущей легендарной страной Гипербореей, не прослеживается, а, вот, связь с Бхаратой, вполне.

Можно привести так же имя подобного героя из скандинавской мифологии, Имир — первое живое существо, великан, из которого был создан мир. По всей видимости, данная легенда имеет те же истоки.

Самый ранний источник повествования о Биармии и биармах, рассказ 9 века норвежского промышленника и зверобоя Оттара, разделяет финнов и биармов, но язык их для него показался похожим. «А биармы (Beormas) очень густо заселили свою землю; они же не решились на нее ступить. Зато земля терфиннов была вся необитаема, если не считать останавливающихся там охотников, или рыбаков, или птицеловов».

Как и предыдущие два исследуемых объекта, Биармия не имеет однозначной локализации у историков, с единственным исключением в том, что на Кавказ или Гималаи ее кажется никто не помещает, то есть хоть и однозначной локализации мы не имеем, но примерный регион (только примерный) месторасположения Биармии или местности которую скандинавы называли данным именем найти не столь сложно. Как уже говорилось, на Кавказе ее не помещали, но тем не менее располагали и вблизи Норвегии, и на Кольском полуострове, и в Карелии, и на берегах Северной Двины, и в Перми, и в Ярославской области, и в Татарии, и даже на берегах Балтийского моря.

Чаще всего исследователи помещают Биармию в область Подвинья. Подобную точку зрения, в том числе, поддерживал и Михайло Ломоносов:

«Пермия, кою они Биармиею называют, далече простиралась от Белого моря вверх, около Двины реки……. В Северную Двину реку с моря входили морскими судами до некоторого купеческого города, где летом бывало многолюдное и славное торговище: без сомнения, где стоит город Холмогоры, ибо город Архангельской едва за двести лет принял свое начало».

Часто помещают ее и в местность где еще с 13 века была известна область под названием Великая Пермь (Перемь). Собственно, данное имя не исчезло безвозвратно, город Пермь, Пермский край, Коми-Пермяцкий автономный округ, национальность коми-пермяк, существуют еще и в настоящее время. Отличие между именами Пермия и Биармия, несложно заметить, совсем микроскопическое и явно зависело лишь от особенностей говора.

Имеются карты 16 века, которые помещают Биармию примерно в район современного Кольского полуострова, при этом кстати есть и карты на которых имеется и Биармия в районе Кольского полуострова и Пермия, примерно на том месте где ей, собственно, и положено быть. Но имеются предположения, что данное обстоятельство связано с переселенцами из Биармии или ошибочной трактовке карты Олафа Магнуса, где под Белым озером имелось в виду Ладожское озеро, а никак не белое море. Впрочем, даже если под Белым озером Олафа Магнуса имелось и само Белое озеро, то самое на котором стоял одноименный город, в который отправился, согласно летописи, княжить брат Рюрика Синеус, все равно, до Пермского края далековато.

Исходя из изученного мной материала, скорее всего дело не в переселенцах, полагаю весьма вероятным, что скандинавы могли именовать так всю северную область начиная от берегов Волги, включая и верхнее Прикамье и Подвинье и возможно даже до границ Кольского полуострова. Хотя, чаще всего, они вероятно путешествовали именно в область Подвинья. Просто у одних частей этой огромной территории благодаря каким-то путешественникам, картографам или жителям данное имя осталось, а у других заменялось на иные.

В целом, получается, если первые два исторических объекта (Бхарата и Гиперборея) могли располагаться как в верховьях рек Дона, Оки, Волги, так и выше к северу и северо-востоку от указанных объектов, то Биармию, скандинавы располагали чаще только лишь в основном во второй части указанных местностей. Но, все же, окончательно исключать вариант с первой частью я не решился. Обычно бывает так, что «путешественники» из других стран прибывают в близкую им местность и могут ассоциировать данный осколок с именем всей страны, местности. Следует отметить, что в скандинавских источниках имелись термины Биармия, Гардарики, но термин Русь отсутствовал. В то же время в южных источниках фигурировал термин Русь, а отсутствовала наоборот Биармия. Вполне возможно, что данным термином скандинавы не обязательно именовали определенное государство или определенные племена, называющееся данным именем, а именовали так, по каким-то причинам, определенную местность, населяемую различными племенами и совсем не обязательно, что данные племена так называли себя сами. Кстати и современные коми-пермяки — это не самоназвание, сами они называют себя просто коми, или коми морт, то есть пермяк — это присоединение имени местности, в которой они проживают на настоящий момент. Полагают, что пермяки являются потомками летописной Заволоцкой чуди. Впрочем, чудь, куда только не «суют». Стоит незабывать и то, что среди мужчин коми тридцать с лишним процентов являются носителями гаплогруппы R1a, и то, что все эти местности в определенный период находились под протекторатом Новгородцев.

Какова возможная этимология данного термина?

Версий по этому поводу великое множество. Чаще всего обращаются исходя из сложившейся традиции (в результате долгого повторения ставшей почти истиной) к финно-угорским языкам. Например, производят от финского слова warama (wara — гора и ma — страна), т. е. горная или гористая страна». Имелись такие варианты, как происхождение термина из зырянского слова parma, которое означает поросшую лесом возвышенность, от карело-вепсского per.maa, что означает задняя земля или земля за границей. В. Н. Татищев производил из Периама, что якобы на «туземных» языках означало вольную землю. Имеются и другие версии. В частности, версия происхождения от упомянутого в предыдущем разделе богатыря Пера, Пер..маа, то есть земля Пера, от которой не так далеко и до «земля бера» (медведя), к имени бер происшедшему из праиндоевропейских языков пришедшие носители финских языков добавили свое маа (земля). Кстати, от «бера» также недалеко и до «бора» (Борея) и даже до Бхарата. В подтверждение этого вспомним, что медведь на санскрите «бхрука» (bhаruka, bhiruka). Видимо, от данного термина в нашем языке осталось слово бирюк. Я не исключал бы, что Борей, Бхарата, Пера, Прометей могли произойти от одного имени реального героя переходных времен от Атлантов к первым представителям ариев (в понимании обозначения человеческих рас).

Пока подтверждается, что внезапно возникшая ассоциация четырех разновременных имен разных легендарных стран, появилась совсем не случайно и, что это могут быть имена одной местности, одного народа изменяющегося с течением времени. Настало время обратиться к самой близкой по времени и одновременно самой неизвестной. Обращение к которой вновь привело мои исследования к ненадолго оставленным «трем видам русов».

Ан-Нибарийа

Итак, последний из четырех исследуемых объектов ан-Нибарийа.

Начнем с сопоставления некоторых данных. Первое, это то обстоятельство, что ан-Нибарийю упоминает только Ал Идриси. Второе, это предполагаемая мной связь ее с другими тремя легендарными странами. И третье, самой близкой по времени к Ал Идриси является Биармия. Отсюда можно сделать весьма вероятное предположение о том, что сведения об ан — Нибарийи Ал Идриси получил от северных источников, возможно от скандинавов или через них. А это уже ниточка, за которую вполне можно будет зацепиться, чтобы распутать весь клубок.

Сведения о народе ан-нибарийа содержатся в двух исторических источниках — произведении Идриси «Нузхат ал-муштак» («Развлечение страстно желающего странствовать по землям») и карте к нему и так называемом «малом Идриси» (и так же карте к нему).

В «Нузхат ал-муштак» дается общее описание страны ан-нибарийа и говорится о шести ее городах. Описание страны ан-нибарийа у Идриси композиционно связано с описанием устья Русской реки (Ар-Руссийя). В пояснении к своей карте ал-Идриси пишет:

«В упомянутую Русскую реку впадают шесть больших рек, берущих начало в горе Кукайа, а это большая гора, протянувшаяся от моря Мрака до края обитаемой земли. Эта гора простирается до страны Йаджуджа и Маджуджа на крайнем востоке и пересекает ее, проходя в южном направлении до темного, черного моря, называемого Смолистым. Это очень высокая гора; никто не может подняться на нее из-за сильного холода и глубокого вечного снега на ее вершине.

В долинах этих рек живет народ, известный под именем ан-нибарийа. У этого народа есть шесть укрепленных городов, расположенных между руслами этих рек, текущих, как мы уже сказали, с горы Кукайа. Никто не может покорить этих людей: у них принято не расставаться с оружием ни на миг, они чрезвычайно осторожны и осмотрительны. С помощью Аллаха мы подробно расскажем об этих городах в соответствующем месте 7 климата.»

Но к сожалению, ничего подобного при описании местностей 7 климата (5—6 секций), где описывается северная Русь, Кумания и Волжская Булгария, сделано не было, то ли автор забыл о своем обещании, то ли Аллах, в данном случае, почему-то не захотел ему помочь. Но именно в указанном месте река Ар-Руссийя расположена на карте.

/Выше фрагмент карты Идриси (север снизу) /

Обратите внимание на объекты карты обозначенные стрелками. Слева просматривается Волга (Итиль) с ее двумя рукавами один из которых впадает в Каспий, второй в Черное море. При этом, истоки Итиля идут с востока, скорее, таковым считалась современная р. Белая, современные Волга и Ока не обозначены.

Здесь вновь вспоминается 5 яшт Авесты об Ардви текущей с горы Хукарья в море Ворукаша, уж очень созвучно с горой Кукайя, исследуемой в первой книге.

Йаджудж и Маджудж, обычно отождествляемые с легендарными библейскими Гогом и Магогом здесь пока ничего однозначного не дают. Единственные достаточно однозначные моменты, это четкое именование климата (хотя разброс по нему очень большой) и именование реки русской, что говорит о проживании русов по берегам данной реки.

На карте, река, текущая по направлению с севера на юг показана с явно начертанными наобум (не соответствующими реальности) шестью притоками, стекающими с гор Кукайя и шестью городами между ними (притоками) и впадающая в Черное море. Названия городов 1) Лука (Бука) 2) (А) ст (а) ркуса (Ас. т.р куда); 3) Б (а) руна (Б (а) руни 4) Бус (а) да (Бу нида); 5) Х (а) рада (Бу рада, Буграда); 6) (А) б'ада (Ал. гада) (имеются и иные разночтения в вариантах наименований городов). Река расположена между довольно четко определяемыми современными реками Днепром и Волгой. В верхнем течении реки указана страна ан-Нибарийя, а в нижнем Кумания. На разных картах некоторые буквы указаны нечетко, и некоторые исследователи полагают, что возможно прочтение наименования и как Нибарийа, так и Бинарийа или Бийарийа. Это подтверждает самый первый вывод, сделанный перед началом исследования ан — Нибарийи.

Из изложенного выше напрашиваются вполне логичные предположения о том, что это может быть река Дон или река Волга. Идриси, получавший основные сведения из южных источников вполне мог не отождествить данные реки (реку), сведения о которой получены из другого источника с Волгой и Доном, либо у него были сомнения в этом, поскольку сведения были из другого источника.

В подтверждении данного вывода можно привести выдержки из географического трактата неизвестного персо-язычного автора 982 года Худуд ал-Алам, где ан — Нибарийа не упоминается, но имеется указание на русскую реку.

«Еще одна река — это река Рус (RUS), которая начинается из внутренней области страны саклабов (Saqlab) и течет в восточном направлении пока не прибудет в пределы русов. Затем она окаймляет пределы Уртаба (Urtab), С. лаба (S.lab), и Куйафы (Kuyafa), которые есть города русов, пределы хыфджахов (Khifjakh). Затем она меняет свое направление и течет в южном направлении до пределов печенегов (bahudud Bachanak) и изливается в реку Атиль».

Данные указания, с очень большой долей вероятности, указывают на Волгу либо Оку с продолжением ее руслом современной Волги после слияния. Хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счетов вероятность изменения русла рек, и вполне вероятно, что данные реки в те времена имели несколько иные русла.

Как видно из данного текста, в нем имеется любопытное указание на временно отложенных мной «трех видов русов», все они располагаются на данной реке (во всяком случае, в бассейне реки) хотя и их взаиморасположение несколько изменено. В том числе, к сожалению, и предполагаемый Киев, что несколько усиливает сомнения.

Еще одно, довольно четкое указание на Волгу имеются в «малом Идриси». Само название страны или народа ан-Нибарийа не встречается в «Малом Идриси»» — ни в тексте, ни на карте. Однако в тексте упоминаются города, названия которых четко отождествляются с городами народа ан-Нибарийя, указанными на карте к «Нузхат ал-муштак». При этом данные о пяти городах со сходными названиями приводятся не сами по себе, а в составе дорожников. Так, положение города (А) ст (а) ркуса определяется относительно «земли огнепоклонников» (ард ал-маджус) — этот город располагается в 100 милях на восток от нее. От города Астаркуса до города Бусада — 80 миль, а оттуда до города Алгада — 100 миль. И самое главное, указывается, что эти три города, а также город Лука, лежат на реке Булга. После пропуска в тексте сказано, что от города Буграда до города Алгада один день пути.

Предполагать, что под «Булга» подразумевается не Волга, а какая — либо иная река и данное однотипное именование всего лишь случайность, при том, что имеется масса иных оснований полагать, что данная река может быть Волгой, наверное, можно, но я для этого оснований не наблюдаю.

Из данного обстоятельства (именования одного из притоков Русской реки именем Булга (Волга)) напрашивается с довольно большой степенью вероятности вывод о том, что на данном притоке реки проживали именно те племена которые после расширения зоны своего влияния вниз по берегам данной реки и далее по берегам Русской реки в которую она впадала, впоследствии распространили название Волга и на всю «Русскую» реку.

Поэтому было бы очень желательным каким-то образом все же понять, что это были за города. Но, увы, ничего не получалось, видимо слишком уж неузнаваемыми стали названия городов данные Идриси. Да, версии есть, созвучия некоторых городов достаточно большие, но все они не давали ничего серьезного, только нечто подобное тому, что уже имелось. Но, ни то, что имелось, ни свои собственные версии не давали даже очень малой уверенности в том, что данная версия является истинной хотя бы в небольшой части. Все версии были на «любимом» уровне многих исследователей, ранга «пальцем в небо», поэтому и желания писать о них у меня пока не возникало. Имелись, конечно и основания обосновывающие ту или иную версию, но в то же время имелись и основания им противоречащие. Пробовал я и вернуться к «трем видам русов», сопоставить их с каким-либо городом ан — Нибарийи, но и тут ничего серьезного не получалось.

После долгих «мытарств» решил попробовать, что скажет интуиция. Отчленить интуитивную подсказку от мысли данной моим логическим умом. Для меня сия проблема далеко не всегда легко решаема, тем не менее, решено было попробовать, ибо проблема зашла в тупик, и я уже практически принял вариант оставления данной темы «на потом» в виду ее временной или однозначной нерешаемости. И. как оказалось, решение было правильным, вероятно, это решение интуиция и подсказала.

Первый город найден?

Первый город — ((А) ст (а) ркуса), вызвал у меня мысль о г. Рязани, Рязанского княжества, какое-то перемешанное в кучу Батыево нашествие на Рязанскую землю с мыслями о недавних попытках ассоциировать Рязань со столицей одного из трех видов русов, Арсой. Понятно, что мой ум этой «гореинтуиции» был не особо рад. И я вслух начал повторять наименование этого «интуитивного» города негодуя на «то, что получилось» из моей интуиции, ибо ничего общего с (А) ст (а) ркуса, ни в наименовании Рязань, ни даже в ее местоположении я не находил. Единственная ассоциация города, которая вызывала серьезное фонетическое созвучие, это не менее загадочный город или страна Острогард, с которым в основном его ассоциировало и большинство исследователей, поскольку, где он находился никто не знает, и, следовательно, подходил к различным версиям локализациям Нибарийи, да, может быть, Стародуб, но, уж, никак не Рязань. Я уже собрался оставить свой эксперимент, решив не продолжать его с другими городами, ввиду бессмысленности, но тут подошла Ольга (жена) и поинтересовалась «моей Рязанью». Она сказала, что на каждое произнесенное мной «Рязань» у нее рождался образ острова подобного острову на Волге, на котором она недавно была с подругой, только большой и с какими-то строениями (у нее сильно развито образное мышление).

После этих слов, мне самому вспомнился образ старых карт, на которых рядом с Рязанью на р. Ока был указан остров, как бы находящийся между руслами реки с двух сторон или даже находящийся в озере. В который раз замечаю, как наш ум может упрямо не замечать, казалось бы, очевидных вещей.

Смотрим (на сл. стр.) фрагмент карты Московии 1567г.

Как видно на карте, видимо рядом с г. Рязань, между двумя руслами Оки или Оки и ее притока, расположен огромных размеров остров, на котором расположен город, носящий имя Струм.

Имеется данный остров со сходным названием (Струб) и на известной нам карте Сигизмунда фон Герберштейна 1549 г. (см. на 85 стр.) использованной в первой книге, на данной карте больше похоже на нахождение острова в озере.

Что это за Рязань имелась в виду, однозначно сказать нельзя, то ли это современная Рязань (бывший Переяславль Рязанский), то ли старая Рязань, разрушенная во время монгольского нашествия. Старая Рязань разрушена в 1238 году, Переяславль Рязанский переименован в Рязань в 1778 году, карта датирована 1567 годом, то есть в реальности Рязани на карте быть не должно.

Впрочем, возможно это и вообще другой город, ибо рядом со значком города стоит надпись не просто Рязань, а «Рязань принципат». Подобный случай, как можно заметить не является на карте единственным, к примеру, рядом со значком города примерно на месте Нижнего Новгорода стоит надпись Новогардия Интериор, а примерно на месте Новгорода на Волхове стоит значек города с надписью Новогардия.

Город Струм на острове расположен при впадении в Оку крупного притока, как указано на карте это р. Москва, но и старый и новый город (Рязань и Переяславль) расположены далеко ниже по течению Оки от впадения в нее р. Москва, на карте же значок города (предположительной Рязани) расположен выше по течению от острова. Если предположить, вместо р. Москва реку Пра (местность, кстати более располагает к существованию острова), то изображение значка города на карте больше похоже на старую Рязань. Не исключено, что на карте могли быть отражены моменты прошлой (возможно несколько легендарной) истории отдельных частей региона вероятно уже не отражающие реальность. На карте, река Волга, к примеру, имеет 3 имени, включая Ра, между Уральскими горами и р. Обь указана Злата Баба.

Нельзя исключить, что под Острогардом имелся в виду именно этот город — Струм гард, (Струб гард) Острогард. К моменту появления записей в летописи Нестора город мог утратить свое значение и местность стала ассоциироваться с крупным центром Рязанью, потому-то Струм (Струб) или Острогард и отсутствует в списках русских летописей. То есть под (А) ст (а) ркуса (Ас. т.р куда) Идриси вполне мог иметь в виду данный город, возможно и в его скандинавской интерпретации, то есть Острогард, который в свою очередь получился от Струма (Струба) с добавлением гард. К некоторым именам городов могут иногда добавляться слово город, как впрочем и исчезать (Хлопигород, Васильгород, Петроград и т.п.). Соответственно «гард» мог превратиться в «куда» Идриси. Кстати, на всякий случай, я все же упомяну о том, что жена в своих образах видела не остров близкий к круглому, а что-то типа речной косы не соединенной с берегом, с острыми углами. Так, что можно и предложить вариант и из «куса» (коса), хотя это уже ближе к фантазии, скорее всего она просто видела остров подобный тому который посещала на р. Волга.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Древняя Русь. Историческое расследование. Том 2. Четыре легендарных страны. Откуда, вы, русы?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я