Вопрос о характере власти обсуждался в полемике
иосифлян и нестяжателей.
Сначала великокняжеская власть поддержала нестяжателей, но относительно слабая светская власть вынуждена была ориентироваться на сильную церковь, а значит на сторонников
иосифлян.
Весной 1928 г. ленинградскими
иосифлянами было написано несколько программных и агитационных документов.
Борьба
иосифлян вызывала симпатии к ним в различных слоях духовенства и епископата.
Некоторые из самых стойких
иосифлян отличались либеральными взглядами – прот.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кистозный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Горечь ленинградцев была очень велика, и через несколько дней родилось так называемое движение
иосифлян.
Однако на церковном соборе 1503 г. победили
иосифляне.
Свидетельством постоянного интереса к истории различных течений «непоминающих», в том числе
иосифлян, стало большое количество опубликованной в конце 1990-2000-х гг. посвящённой им литературы, использованной при подготовке данной работы.
Кроме того,
иосифляне явно недооценили «политическую усталость» религиозных масс после нескольких лет революции и гражданской войны, их нежелание идти на конфронтацию с властью.
Неоднородность состава
иосифлян определяла и различие их взглядов в церковных вопросах.
Существует традиция называть
иосифлян раскольниками.
Со временем тактика
иосифлян менялась.
Важным этапом здесь стало майское совещание руководителей
иосифлян в их «главном штабе» – на квартире прот.
Послание имело для
иосифлян большое значение, так как в нём один из самых авторитетных иерархов фактически признал митр.
Несколько приходов епархии присоединились к
иосифлянам осенью 1928 г.
Постепенно гонения на
иосифлян нарастали, архиеп.
Ещё в 1932 г. была уничтожена одна из основных опор
иосифлян – монашество.
Произошло окончательное разделение «левого» и «правого» крыла
иосифлян.
Отсечение «самоволия» происходит именно во внутреннем человеке, а не во внешней дисциплине, которая зачастую сводилась
иосифлянами к закабалению человека во внешне регламентированном монастырском уставе.
– Владыка, так ведь у
иосифлян земли монастырские сродни злату архиепископа протестантского…
– Не бей
иосифлян, государь, хотя бы при живом преданном тебе владыке…
Борьба стяжателей и нестяжателей в XV – XVI вв. закончилась полной победой
иосифлян (стяжателей).
И хотя вопрос о наказуемости ереси в конце XV в. и в начале XVI в. вызвал споры
иосифлян с заволжцами, но он сводился к тому, как действовать по отношению к еретикам, какими именно мерами, а не к тому, признавать за еретиками права свободно мыслить и жить по-своему или нет.
Затем, по мере усиления московского государства, позиция
иосифлян стала более умеренной, они стали развивать положение о симфонии двух властей.
В 1503 г. Собор
иосифлян принял решение о поддержке «градских казней» против еретиков.
Мнения резко разделились: духовенство практического склада, так называемые
иосифляне, отстаивало право иметь как можно больше монастырской собственности.
Таким образом, царь здесь явно послушал
иосифлян, порушив «старину» с её правом на «отъезд» в пользу самодержавия.
Пик влияния
иосифлян пришелся на первую половину 1928 г., тем не менее далеко не все «непоминающие» открыто присоединились к ним.
Наступление на
иосифлян шло полным ходом.
– Подумай, добрый пастырь, где же христианскому царю искать опоры, коли заволжские пастыри откачнулись от царя да коли
иосифляне откачнутся от него же?
– Знай, друже, ты и все заволжские старцы опасны не столь государю, сколь родной земле, а
иосифляне покудова полезны сколь земле, столь и государю.
Они отошли в сторону, заботы их в поругании
иосифлян.
Наверное, всё-таки следовало дать
иосифлянину умереть той смертью, какую он себе выбрал.
Честно скажу, я за нестяжателей переживал, а вот победили почему-то
иосифляне…
Жмётся он, как истый
иосифлянин, к князю…
Иосифлянин разочаровал их – оказалось, что он не лидер, а «рупор» и умение красиво говорить, пусть и шаблонными фразами, далеко не всегда является признаком ума или хотя бы знаний.
Не решившись отобрать монастырские земли, использовал в целях укрепления великокняжеской власти борьбу
иосифлян и нестяжателей.