Чин
диаконисс неоднократно подтверждается правилами соборов.
Обычай прекращать человеку, избранному в епископы, сожительство с женой приводил к тому, что жены епископов, к которым также предъявлялись большие требования при избрании их мужей, становились
диакониссами.
Впрочем оба эти состояния не всегда ясно различаются и это тем более, что должность
диакониссы вначале обыкновенно выполнялась вдовами.
Об этих же функциях
диаконисс говорят и «Апостольские постановления».
Функции же
диаконисс правила не определяют.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наустить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поистине, эти благочестивые
диакониссы были в то время как бы христианской общиной апостольских времён среди христиан III–IV веков, христиан нередко только по имени, которые мало чем отличались от язычников.
Институт
диаконисс прекратил существование в церкви в эпоху средневековья.
Как считает исследовательница Synek, посвящение женщин из аристократических семей в
диакониссы могло делаться с целью повышения престижа церкви и епископа и привлечения богатств в церковную казну50.
У греков
диакониссами называли жён священников и диаконов даже в период турецкого владычества.
Не скроем, что первоначально сама постановка вопроса о
диакониссах вызывала и у нас большие сомнения и связывалась в первую очередь с феминизмом, но выявленные исторические документы неожиданно для авторов показали совсем другое.
Testamentum свидетельствует, что
диакониссы носили причастие больным женщинам.
Итак, как свидетельствуют наиболее ранние памятники канонического содержания,
диакониссы выполняют обязанность учить женщин и помогать им.
Диакониссами могли быть вдовы и девы, но известны и замужние
диакониссы.
К числу таких
диаконисс принадлежат св.
Исследователи дают разные списки
диаконисс, канонизированных православной церковью: IV в. – св. Макрина, св. Повлия (Публия), св. Ксения; V в. – св. Олимпиада, Прокула, Петадия, Лампадия; X в. – св. Ирина.
Даже этот список позволяет видеть, что наибольший расцвет святых
диаконисс приходится и на время расцвета патристики, развития богословской мысли.
Среди определений вселенских и поместных соборов есть и правила, касающиеся
диаконисс.
Правило помещает
диакониссу в одном ряду со священниками и диаконами, после диаконов, в то время как иподиаконы отнесены уже к следующему правилу.
Как уже отмечали исследователи, это положение – между диаконами и иподиаконами – соответствует месту, определяемому
диакониссам многими раннехристианскими текстами66.
Эта же глава определяет круг лиц, с которыми может жить
диаконисса.
Правила о
диакониссах помещены во втором разделе «О пресвитерах, диаконах, иподиаконах и заклинателях».
Именно в это время расцвёл чин учёных
диаконисс, женщины широко участвовали в церковной благотворительности.
Несомненно, для преданной своему призванию
диакониссы открывалось обширное поприще деятельности.
По глубочайшему смирению своему она, однако, отказалась и от этой чести, равно как и от звания
диакониссы.
Вместе с тем в древней христианской церкви существовали
диакониссы.
Для отправления служебных обязанностей у женщин, как-то: при крещении, посещении больных женщин и т. д. во избежание подозрений дурного сорта поставлялись
диакониссы.
Диаконисса снова отошла к облюбованному ею окну.
– Так и сказано, нянюшка, – улыбаясь, ответила
диаконисса. – Разве что про готфов не упомянуто.
Никаких украшений, кроме положенного по статусу кольца
диакониссы.
Бледнолицая женщина с бесстрастным лицом в тёмно-серой одежде
диакониссы незаметно приблизилась к архиепископу и поставила перед ним отдельную миску, такую же простую, но с каким-то иным киселеобразным содержимым, из которой торчала ложка.
Диаконисса вздрогнула, как от удара и беспомощно заморгала редкими ресницами.
– Благослови, авва, – тихо произнесла
диаконисса, подходя к архиепископу.
– Нет, авва, – помотала головой
диаконисса.
Диаконисса поставила на медный поднос мисочку, кувшин и красовулю и мелкими семенящими шажками вышла из трапезной.
По достижении сорокалетнего возраста, оне были удостаиваемы и рукоположения
диаконисс, если оказывались по всему достойными.
Изучение канонического материала позволяет сделать следующие выводы: чин
диаконисс в церкви подтверждён многократно соборными правилами, и само понятие «рукоположение женщин» не вызывало у средневековых толкователей каких-либо возражений.
Имеется рецепт и для женских обителей- насельницам женских обителей предлагается «должность
диаконисс… воспитательниц подрастающих женских поколений», преподавательниц женских школ при монастырях, бесплатных сестёр милосердия и фельдшериц.