Впрочем оба эти состояния не всегда ясно различаются и это тем более, что должность
диакониссы вначале обыкновенно выполнялась вдовами.
Для отправления служебных обязанностей у женщин, как-то: при крещении, посещении больных женщин и т. д. во избежание подозрений дурного сорта поставлялись
диакониссы.
Чин
диаконисс неоднократно подтверждается правилами соборов.
Обычай прекращать человеку, избранному в епископы, сожительство с женой приводил к тому, что жены епископов, к которым также предъявлялись большие требования при избрании их мужей, становились
диакониссами.
Даже этот список позволяет видеть, что наибольший расцвет святых
диаконисс приходится и на время расцвета патристики, развития богословской мысли.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изринуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Институт
диаконисс прекратил существование в церкви в эпоху средневековья.
Об этих же функциях
диаконисс говорят и «Апостольские постановления».
Функции же
диаконисс правила не определяют.
Поистине, эти благочестивые
диакониссы были в то время как бы христианской общиной апостольских времён среди христиан III–IV веков, христиан нередко только по имени, которые мало чем отличались от язычников.
Как считает исследовательница Synek, посвящение женщин из аристократических семей в
диакониссы могло делаться с целью повышения престижа церкви и епископа и привлечения богатств в церковную казну50.
У греков
диакониссами называли жён священников и диаконов даже в период турецкого владычества.
Не скроем, что первоначально сама постановка вопроса о
диакониссах вызывала и у нас большие сомнения и связывалась в первую очередь с феминизмом, но выявленные исторические документы неожиданно для авторов показали совсем другое.
Testamentum свидетельствует, что
диакониссы носили причастие больным женщинам.
Итак, как свидетельствуют наиболее ранние памятники канонического содержания,
диакониссы выполняют обязанность учить женщин и помогать им.
Диакониссами могли быть вдовы и девы, но известны и замужние
диакониссы.
К числу таких
диаконисс принадлежат св.
Исследователи дают разные списки
диаконисс, канонизированных православной церковью: IV в. – св. Макрина, св. Повлия (Публия), св. Ксения; V в. – св. Олимпиада, Прокула, Петадия, Лампадия; X в. – св. Ирина.
Среди определений вселенских и поместных соборов есть и правила, касающиеся
диаконисс.
Правило помещает
диакониссу в одном ряду со священниками и диаконами, после диаконов, в то время как иподиаконы отнесены уже к следующему правилу.
Как уже отмечали исследователи, это положение – между диаконами и иподиаконами – соответствует месту, определяемому
диакониссам многими раннехристианскими текстами66.
Эта же глава определяет круг лиц, с которыми может жить
диаконисса.
Правила о
диакониссах помещены во втором разделе «О пресвитерах, диаконах, иподиаконах и заклинателях».
Именно в это время расцвёл чин учёных
диаконисс, женщины широко участвовали в церковной благотворительности.
Несомненно, для преданной своему призванию
диакониссы открывалось обширное поприще деятельности.
По глубочайшему смирению своему она, однако, отказалась и от этой чести, равно как и от звания
диакониссы.
Вместе с тем в древней христианской церкви существовали
диакониссы.
По достижении сорокалетнего возраста, оне были удостаиваемы и рукоположения
диаконисс, если оказывались по всему достойными.
Диаконисса снова отошла к облюбованному ею окну.
– Так и сказано, нянюшка, – улыбаясь, ответила
диаконисса. – Разве что про готфов не упомянуто.
Рядом с негром семенила дряхлая
диаконисса, худая как жердь, с жёлтой пергаментной кожей, она много лет посвятила миссионерству.
Тут произошло невероятное – негр и
диаконисса вместе взошли на кафедру.
Места на кафедре было маловато,
диаконисса бочком пристроилась около дородного чужестранца.
Пот ручьём тёк у неё из-под шляпы,
диаконисса вцепилась в микрофон, беспокойно поглядывая на собравшихся.
Первым подоспел церковный сторож. Взлетев на кафедру, обвил тощую руку
диакониссы вкруг своей бычьей шеи и поволок женщину к выходу.
Кожа у неё сделалась желто-бурого цвета, с
диакониссой случился приступ, она была в полуобморочном состоянии.
Никаких украшений, кроме положенного по статусу кольца
диакониссы.
Бледнолицая женщина с бесстрастным лицом в тёмно-серой одежде
диакониссы незаметно приблизилась к архиепископу и поставила перед ним отдельную миску, такую же простую, но с каким-то иным киселеобразным содержимым, из которой торчала ложка.
Диаконисса вздрогнула, как от удара и беспомощно заморгала редкими ресницами.
– Благослови, авва, – тихо произнесла
диаконисса, подходя к архиепископу.
– Нет, авва, – помотала головой
диаконисса.
Диаконисса поставила на медный поднос мисочку, кувшин и красовулю и мелкими семенящими шажками вышла из трапезной.
Изучение канонического материала позволяет сделать следующие выводы: чин
диаконисс в церкви подтверждён многократно соборными правилами, и само понятие «рукоположение женщин» не вызывало у средневековых толкователей каких-либо возражений.
Имеется рецепт и для женских обителей- насельницам женских обителей предлагается «должность
диаконисс… воспитательниц подрастающих женских поколений», преподавательниц женских школ при монастырях, бесплатных сестёр милосердия и фельдшериц.