С одной стороны, принципы, как и большинство конкретных решений, были выработаны доктриной в рамках
иджтихада, что объединяет те и другие.
Эта миссия возлагается на муджтахидов, т. е. тех знатоков шариата, которые и осуществляют
иджтихад.
Все ответы уже были найдены, законы шариата чётко расписывали принципы построения и существования общества, а следовательно, нужда в
иджтихаде отпадала, и он делался излишним и нежелательным.
При этом согласно фикху осуществляемый в рамках установленных правил и процедур
иджтихад сам по себе не гарантирует абсолютной правильности сформулированного на его основе решения.
Именно
иджтихад гарантирует соответствие шариата различным историческим, национальным, культурным и иным условиям.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изотермия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Человеческий вклад в урожай напоминает фикх, сердцевину которого составляет
иджтихад – рациональное творческое начало.
Западный человек воспринимает отделение церкви от государства как освобождение и содрогается при мысли о том, что инквизиторский институт может «затворить врата
иджтихада».
Иджтихад является основным назначением специальной области исламского знания, которая изучает правила внешнего поведения человека и носит наименование «фикх» (буквально: глубокое знание, проникающее в суть изучаемого предмета).
Следует подчеркнуть, что согласно исламской догме разработанные с помощью
иджтихада и основанные на рациональных «указателях» выводы фикха являются подчинёнными по отношению к предписаниям собственно шариата, поскольку не могут им противоречить.
Не стоит также забывать, что сформулированные в рамках
иджтихада нормы и оценки исламская мысль теоретически считает «извлечёнными» из шариата.
Одним из главных методов прогресса духовной сферы мусульманства выступает
иджтихад.
Проявлением диалектической природы ислама и одной из основ формирования мазхабов стал
иджтихад.
Оказывается, что, следуя положениям салафитского наследия, современные салафиты применяют результаты
иджтихада, которые в своём обязательно присутствующем человеческом, субъективном содержании обусловливались конкретными обстоятельствами бытия того или иного салафитского авторитета прошлого.
Так, раз в несколько столетий, как правило, появляется лицо, которое взамен одного из принципов
иджтихада предлагает другой и вводит новые правила, после чего все другие муджтахиды начинают подражать ему.
Необходимость найти ответы на всё новые и новые вопросы привела к тому, что была разработана процедура выведения (истинбат) общих норм, правил, установлений и суждений по отдельным вопросам, которая получила название
иджтихада.
Если немногие овладевшие знаниями пользуются свободой
иджтихада, то удел большинства – следовать мнениям знатоков шариата.
Таким образом, если его спросят: "Каков довод в пользу этого закона, который вы вывели, и что служит его источником?", – он ответит: "Довод – мой собственный
иджтихад и мои личные взгляды".
Окончание этапа пророчества стало началом политической истории с соответствующим ему переходом от метода «божественного откровения» к методу практического
иджтихада (воли к творчеству).
Идея праведного халифата была тождественна идее руководствования примером пророка путём практического нового
иджтихада в противодействии возникавшим проблемам государства и уммы, то есть халифата, или мусульманской империи.
У европейских исследователей-немусульман принято рассматривать
иджтихад только в приложении к правовым (вернее, к тем, которые расцениваются сторонними наблюдателями, немусульманами, как таковые) вопросам.
Строго говоря, эти рассуждения находятся вне шариатского поля – не потому, что они верны или не верны, а потому, что они, даже, возможно, совпадая в чём-то с некоторыми интерпретациями проблемы джихада, строятся не по правилам
иджтихада.
Относительно вопроса
иджтихада один из учёных высказал интересное мнение.
Однако впоследствии, в ходе истории, когда было по объективным причинам утрачено множество хадисов и их сборников, шиитские факихи переосмыслили понятие
иджтихада.
В первом [суннитском] случае под
иджтихадом понимается ситуация, когда факих выводит законы на основании своих собственных, личных представлений и специфических пристрастий, которые расходятся с достоверными священными текстами.
Такое понимание
иджтихада восторжествовало и было признано легитимным в усулитском направлении шиизма, которому противостояло движение ахбаритов – сторонников опоры исключительно на хадисы и противников института муджтахидов – учёных, осуществляющих дедуктивный вывод шариатских норм из признанных шиитами источников.
Несколько особняком стоит
иджтихад.
Можно спорить, был ли шиитский метафорический тезис: «Врата
иджтихада всегда открыты» (то есть возможна выработка новаторских реакций, адекватных изменениям экономической, социальной и иной среды) на деле воспринят и суннитскими школами.
Кризис исламского мира, его отсталость в науках, образовании, экономике объясняются ограничением
иджтихада (свободомыслия).
При верном
иджтихаде, муджтахид получит по разным сообщениям от двух до десяти сауабов.
Обычно, это были малообразованные люди, не имеющие представления о сложности
иджтихада, переоценившие свои возможности.
Но со временем границы их полномочий сужались, пока в X веке врата
иджтихада не оказались закрытыми.
Иджтихад является инициативой, с помощью которой человек выбирает главное, опровергая второстепенное.
Во-первых, были открыты «врата
иджтихада».
Мусульманин имеет право и обязан осуществлять
иджтихад.
Идея халифата была тождественна динамике реформы, её пределам в том, что касается нового политического
иджтихада, то есть идеи вынесения самостоятельных суждений при построении государства с его институтами.
Поэтому компетентными исламскими богословами (улемы) и правоведами (факихи) была разработана процедура выведения (истинбат) общих норм, правил, установлений и суждений по отдельным вопросам, которая получила название
иджтихад.
Иными словами, свобода
иджтихада – один из важных аспектов свободы в исламском понимании.