– Я бы не отличила
диез от бемоля, даже будь это вопрос жизни и смерти.
Мы воспринимаем интервалы, между которыми существует отношение порядка в математическом смысле (ре находится между до и ми), то есть интервалы, измеряемые в откалиброванных единицах (полутонах и тонах, объединённых темперированной гаммой), но не абсолютные отношения: никто не слышит октаву, которая равна пространству шести тонов, в качестве двойного тритона (интервала в три тона, например между до и фа
диез), а большую терцию (два тона) – в качестве двойного тона, то есть они слышатся просто в качестве больших интервалов.
Ля, ля
диез, си большой октавы (A2, A#2, B2).
Ре, ре
диез, ми большой октавы (D2, D#2, E2).
В теории музыки, например, знали о том, что, если лад воспринимать как упорядоченную последовательность различных элементов, достаточно понизить или повысить некоторые ноты (поставить
диез или бемоль), чтобы прийти к другому ладу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стащиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Та же тема повторяется в музыке многократно упоминаемого шумановского цикла «Любовь поэта», где гармония любви разбивается о неизбежные страдания из-за измены возлюбленной (тональность последней песни обозначена четырьмя крестообразно расположенными
диезами).
Пещера была пещерой только по названию: стены большого сводчатого зала были отполированы до блеска и увешаны гобеленами, вытканными из каких-то чудо-нитей, – золотое, тёмно-фиолетовое, алое, голубое и жёлтое действовали на глаз, как звонкие
диезы на слух, белое белело ярче, чем сияющие стены.
Дубль
диез, и почему она не взяла в привычку всегда таскать на шее кристалл для связи – вместо того, чтобы хранить его в виолончельном футляре!
Глаза устали от напряжённого разглядывания, кладовые памяти забиты
диезами, бемолями и ключами.
Мелодия выворачивается и закручивается, сбивается
диезами и бемолями, воспаряет до седьмой позиции на струне ми.
– Вы будете во власти ля
диез минор.
Он только видит ноты до, ля, соль
диез…
Кто-то из деревенских – на гармошке, но только один смог ответить, что в тональности ля мажор при ключе должны стоять три
диеза.
КОРЕНЕВ: Извините, но ля
диез второй октавы на четверть тона фальшивила.
Нотная запись была чрезвычайно запутанной – с четырьмя или шестью нотными станами, с невероятно сложными аккордами, состоящими из шести и более ступеней, с рядами
диезов и бемолей, которые занимали несколько линеек нотного стана.
Появляются какие-то странные
диезы и бемоли и ряд «интервалов дьявола».
Требуемые тональностью
диезы и бемоли расставляли коллективно, всей группой, после чего, затыкая пальцами уши, когда звучал «чужой» вариант, писали свой, нещадно грызя карандаш и выплёвывая опилки.
А что поделывают
диезы и бемоли?
Из-за этого маленького упрямого
диеза всё трезвучие на квинте минорной тональности взбудоражило вообще всю тональность, взволновало её, вышибло из состояния равновесия, устойчивости.
Заучиваю
диезы и бемоли, мажорный и минорный лады.
– Советую. Убери
диез. Где? Сам придумай!
Если исключить этот тритон их состава «белых» элементов и включить в группу «чёрных», то семиступенная диатоника превратится в пентатонику, а пентатоника превратится в семиступенную диатонику (например, в фа
диез мажорную гамму).
Больше всего сердился, когда ученики брали фальшивые ноты, забывали
диезы и бемоли в ключе или случайные.
Мне нравился детский кариес, который добавлял
диез и бемоль в мой кривозубый рот под сверлом дантиста без обезболивания, хотя походы к нему в кабинет частной практики на кухне не сулили ничего, кроме продавленного головой холодильника мальчиком в школьной форме от неожиданного вмешательства в гармоничный и без того организм подростка с октябрятской звёздочкой на кармашке, заправленном клапаном, тем не менее, внутрь.
Кругляш-бемоль на клетчатый
диез.
Я слегка побаивался отца, но стучал на клавишах гаммы, с огромным трудом разбирал какие-то этюды с большим количеством
диезов или бемолей – всё это было безумно неинтересно и чертовски скучно.
Пусть у него были и белые зубы-клавиши, и чёрные – бемоли грусти, и
диезы радости.
–Потерянный между
диезов аккорд,
Никогда уже не вспомню, чем
диез отличается от бемоля, чем кварта отличается от квинты и так далее, и тому подобное.
Рaзмaхнулся – я зaмирaю – и крaб, перелетев через тротуaр, улицу, ещё тротуaр, окно и полкомнaты, плaшмя шлепaется нa третью октaву слевa и дaет смелый aккорд, сверхвaгнеровский aккорд из четырёх последовaтельных нот, не считaя двух
диезов.
Взревела кофе-машина, и это – кода, и, когда всё остановится для последней ноты, я звонко поставлю стакан на стойку, и это будет до
диез мажор, обязательно мажор – и ты улыбнёшься…
– Товарищ старшина, мне начальник ансамбля приказал принести из консерватории
диезы.
Опустите, говорит, вторую струну на четверть оборота, у вас там бемоль, а вы
диез играете, вот до чего дошло.
И вся эта карусель движется под дребезжащие звуки музыкальной шкатулки, которой недоставало несколько
диезов и бемолей.
Ре-е
диез! – звучно пропел он, но взметнувшийся к потолку голос – чистый и сильный – на излёте сломался и рухнул вниз.
Меняя такты, ноты, высоту
диеза и бемоля, она, молчаливо и вдумчиво, десятки и сотни раз проигрывала песни дождя внутри себя, утонув в старом, потёртом, продавленном кресле, которое стояло в такие минуты близко перед окном.
– Вот только в одном месте вместо соль
диез нужно было сыграть фа бемоль.
Многие значки она позабыла, полутонов не слышала, поэтому хаотическое присутствие в её исполнении
диезов и бемолей её вовсе не смущало.
До появления нот и нотного стана, скрипичного ключа и
диеза существовали невмы.
Если вам приспичило кого-то посадить – нажмите и удерживайте
диез!
– Дирижёр, протянув внутри себя эту ноту, вначале с добавлением
диеза, затем немного нахмурился при виде сидящей за столиками отдыхающей публики и, решил сбавить на полутон эту ноту «ля».
Он сноровисто отвернул ей горлышко, и лёгкость сноровки, которая всегда легче пуха, так рассыпала невидимые
диезы по нотному стану здешней, коридорной импрессии, что хруст надламываемой шейки разом перебрался в мажорную тональность.
Но они не здесь, не-ет… – осклабилась женщина, улыбкой напоминая клавиши рояля – из желтоватых целых нот с ощутимым вкраплением чернеющей пустоты
диезов и бемолей.
– Фа
диеза нет… Ладно, – машет лапой. – Тело не ус! Отвяжитесь!