Осмысливая вопросы духовного и душевного начал человека и общества, философия присоединяется к гуманитарному познанию, которое характеризуется специфическими познавательными приёмами,
диалогичностью субъекта и объекта.
Именно в этом смысле можно говорить о
диалогичности процесса восприятия текста, о тексте как составной части акта коммуникации, т. е. о коммуникативной природе художественного текста.
О долгожданности этой работы можно судить по тому, что наши коллеги, как и я сам, относят себя к категории людей, неустанно подчёркивающих
диалогичность и рефлексивность сознания.
Это одно из основних измерений
диалогичности внутренней жизни.
Принцип
диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель, специалист или родитель) организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сродница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Готовность вступать в диалог, поддерживать его и постоянно демонстрировать образцы
диалогичности на всех этапах консультирования – главное отличие и умение консультанта по управлению, если он исповедует клиентцентрированный подход.
Социальность и мышление, как психическая сторона социальности, по своей природе характеризуется
диалогичностью.
Кроме того, как уже подчёркивалось выше, всем им свойствен монизм, монологизм, односторонность, а не
диалогичность бытия права.
В-четвёртых,
диалогичностью права как содержанием вышеназванных аспектов постклассической онтологии права, обеспечивающей инновационное и традиционное воспроизводство правовой реальности.
Генетические корни межличностного познания и его
диалогичность обнаруживается с помощью анализа психол. понятий, напр., отзывчивость, внимательность, упрямство, бессердечность и т. п.
Само наличие этих двух соприкасающихся форм сознания – самим их соприкосновением предполагает некое начало
диалогичности.
Религиозный аспект
диалогичности слова проявлен, прежде всего, в «зове» и ответе человека на этот «зов» как принципиальной ответственности.
Были отмечены и другие явления и тенденции: резкое расширение состава участников массовой и коллективной коммуникации (приобщение новых слоёв населения к роли авторов, к роли пишущих для газет и журналов); резкое ослабление цензуры и самоцензуры; усиление личностного начала в речи и возрастание
диалогичности общения, как устного, так и письменного; расширение сферы спонтанного общения – не только личного, но и устного публичного; изменение важных параметров протекания устных форм массовой коммуникации; изменение ситуаций и жанров общения и в области публичной, и в области личной коммуникации; резкое возрастание психологического неприятия бюрократического языка прошлого (новояза); появление стремления выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращений к незнакомым; возрождение наименований тех явлений, которые возвращаются из прошлого, запрещённых или отвергнутых в эпоху тоталитаризма (Земская 1996: 12—14).
Однако, в силу
диалогичности культуры как таковой, существования в ней не только процессов взаимодействия и взаимообогащения, но и диалога-конфликта различных противоборствующих сил, эти латентные культурные смыслы, или культурные ценности, в определённый момент в состоянии актуализироваться и даже стать фундаментально значимыми для нового типа культуры.
Вариантом постклассической онтологии является
диалогичность социального бытия, постулирующая его процессуальность, постоянную изменчивость, незавершённость, включённость человека с его интенцией, идиосинкразией, социокультурную обусловленность.
В нём показано бессилие «потенциала» акмеизма в том, что касается культурной памяти, а присущая акмеистической структуре
диалогичность превращается в то, что на первый взгляд кажется банальным диалогом, а на самом деле, оказывается допросом.
При этом нарушаются спонтанная
диалогичность сознания, его символическая функция, обеспечивающие потенциальную бесконечность создания новых текстов.
Изменения в духовной сфере постиндустриального общества касаются усиления
диалогичности в осознании обществом разных идей и учений, актуализируется потребность в творческой деятельности.
Но что такое «диалог» и в чём особенность «диалогического мышления»? Почему слово диалогично a priori? Каковы аспекты
диалогичности слова?
Общение – психологическая основа
диалогичности природы личности, внутренний мир которой функционирует как скрытый диалог человека с внутренними аудиториями, организованными по социальным образцам (юридической, педагогической, сценической и др.).
Наличие
диалогичности в процессе методологической подготовки способствует формированию у будущего музыканта-педагога творческого, методологически ориентированного стиля мышления, существенными признаками которого выступают «опережающее отражение», эмпатийно-творческие установки, моделирование предметной деятельности.
Развитие современных медиа, новые тенденции в функционировании медиадискурса, образование новых форм
диалогичности, – всё это определило круг тем и проблем, а также методологические подходы к исследованию личности в координатах массмедиа.
Установка младовенцев на приём иностранных влияний обусловливает повышенную
диалогичность их текстов, вовлечённых в глубокие интертекстуальные отношения с явлениями культуры европейского «конца века».
Что вовсе не исключает
диалогичности монолога.
Некрасовой и её книга наглядно убеждают в том, что при внешней, кажущейся директивности психотехники возможна внутренняя, подлинная
диалогичность контакта, принятие личности другого человека, симпатия и любовь к нему.
Диалогичность предполагает наличие неких правил, которые задаёт автор – инициатор разговора-действия.
Диалогичность связана с интерактивностью.
Познание и признание
диалогичности литературной коммуникации во многих отношениях наталкивает на проблему временнóй дистанции (Alterität): между производителем и реципиентом, между прошлым текста и настоящим реципиента, между различными культурами.
Эстетический диссонанс мог означать и содержательные альтернативы: не случайно в этот период идёт на спад, а потом и вовсе исчезает живая импровизация в прямом эфире, возвратившаяся на телеэкран лишь к середине 1980-х годов и возродившая
диалогичность, импровизационность, непосредственность, эксперимент…
Поскольку исходная единица диалога – слово, мы начнём исследование с рассмотрения
диалогичности самого слова.
Таким образом, становится совершенно очевидным, что «знаковость», «бытийственность» и «религиозность» слова пронизаны
диалогичностью.
Наивный объективизм, реифицирующий правовое бытие заменяется интерсубъективизмом; бессубъектность юридического нормативизма трансформируется в человекоцентризм; контекстуализм, историческая и социокультурная обусловленность права или релятивизм приходят на смену универсализма; конструируемость правой реальности как механизм её воспроизводства, задающее практическое измерение, включающее процессуальность заменяют статичность права; все эти модусы бытия права имеют внутреннюю основу – правовую коммуникацию содержанием которой, с моей точки зрения, выступает
диалогичность.
Диалогичность высокой культуры ведёт к тому, что она предоставляет человеку жизненные альтернативы, допускает разные ответы на один и тот же вопрос.
Русская музыка должна быть «русской», то есть обладающей внятным «национально-стилистическим своеобразием», за счёт такого «своеобразия» идентичной – такова главенствующая в 50-90-е годы 19 века эстетическая установка, но за всей её кажущейся «логичностью», таятся сущностная и стилистическая ограниченность, «национальная замкнутость» музыкального творчества, доминирование в нём дилемм и вопросов стилистики на сущностными целями самовыражения и художественно-философского осмысления мира, целей и сверхзадач «национального» плана – на общечеловеческими горизонтами и дилеммами, подразумевающими
диалогичность и общекультурную, а не только национальную «сопричастность», сюжетно-тематическую широту и стилистическую разносторонность.
Рисунок на доске помогает развитию произвольного внимания, наиболее благоприятного в смысле активного усвоения изучаемого материала и самое главное,
диалогичность подачи материала.
Заложенная в природе жанра
диалогичность создаёт собственное локальное – но вместе с тем открытое – творческое пространство.
Но в цикле на
диалогичность особый упор: «…Именно взаимодействие (а не присутствие) элементов становится одним из механизмов смыслопорождения» (с. 72).
Сама
диалогичность бывает разной.
Если и говорить о
диалогичности иерархически (так или иначе – моноцентрически) устроенного романа, то правильнее было бы говорить о диалоге как моменте монологической, концептуально определённой структуры.
Поэтому главное в красоте, как в таланте, творчестве и вообще в жизни, – способность являться ценителю, быть увиденной, услышанной, прочитанной, понятой, нести рефлексию, субъектность, векторную
диалогичность.
Перспективы дальнейшего развития философии информации, основанной на принципе
диалогичности, – это исследование диалектики качественных и количественных аспектов понятия информации, дальнейшая философская концептуализация понятий «информация», «сложность».
Кажется удивительно логичным, но выглядит вполне оригинально соотнесение с бинарной структурой русской культуры принципа
диалогичности, при этом и бинарность толкуется как раздвоенность.
Таким образом, ещё одним важным свойством речи, которое особенно ярко проявляется именно в интернет-дискурсе, является
диалогичность.
Модернистская литература характеризуется
диалогичностью, интертекстуальностью, мифологизированностью, ссылками на наследие прошлого, иронией, игрой с традицией, пародиями и стилизациями.
Вопрос о
диалогичности слова, несомненно, связан с вопросом о сущности слова как такового.