Во-первых, он рассматривает причину как действующую на саму себя, «в самом себе», как
действование причины внутри неё самой, как «инерцию» в широком смысле слова.
Наоборот, философское размышление своим критическим отношением к вере в причинность не может не подкреплять непосредственного сознания особой природы нравственного долженствования, предполагающего свободное или творческое
действование.
И это будет самое разумное
действование.
Думание, несомненно, является неотъемлемой составной частью богатения, но только
действование приносит богатство.
Читаем § 15 «Основных социологических понятий»: «Предприятием называется непрерывное целевое
действование определённого рода, предприятием-союзом – обобществление со штабом управления, непрерывно действующим целевым образом».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эфемериды — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Далее эгоцентрическая речь ребёнка, непроизвольное рефлексивное проигрывание, превращаются в преднамеренное
действование ребёнка, в способ общения его со взрослым.
Но наше внимание способно фокусироваться на объекте, в то время как наше сознательное
действование остаётся на периферии.
Сказанное можно выразить и так, что разум есть целесообразное
действование.
То, что кажется совершающимся вне её, деятельностью, направленной против неё, есть её собственное
действование, и она по существу оказывается субъектом.
Это второе условие важнее первого, так как свобода выбора предполагает уже собою свободу суждения, но не наоборот, и душевнобольные очень часто сохраняют свободу суждения, т. е. сохраняют способность понимания совершаемого, а теряют лишь свободу выбора, т. е. лишаются только возможности действовать в силу тех мотивов, которыми определяется
действование здорового человека.
Действование соотносится здесь не с выполнением, как если бы действовать означало, что соответствующий акт выполняется, и т. д.
Игра, как «свободное
действование» выводит человека за рамки обыденности, полезности, культивирует способности к солидарности, бескорыстной деятельности.
Ибо не знаем, чтобы по общему словоупотреблению в подобных случаях весьма обычен был такой образ выражения: о действований трудящегося над чем-нибудь говорить «
действование следует за трудящимся».
Размышление же –
действование ума.
Подобным образом должно сказать и о действованиях, потому что необходимо должно быть
действование, соответственное естеству.
Познавая себя как крайнее волевое напряжение, как интенсивное познавание чего-либо, особенно же как всецелое
действование, я или перестаю качествовать, как познающий, или познаю резкую отличность себя познаваемого от себя познающего (если только не ослабил своего качествования наблюдением).
Но родится человек от блудодеяния и примет все
действование сатаны.
Что же касается интеллекта, активатором его деятельности выступает само реальное как таковое: реальным пробуждается
действование, поскольку реальное есть актуальность в чувствующем постижении, а стало быть, открыто.
Естественная ли какая необходимость невольно вынуждает
действование, каково оно ни есть, следовать за сущностью, как следуют за огнём сгорание и пары, и испарения – за телами, от которых они происходят?
Ибо отделено от одной тем, что оно не естество, но движение естества; не согласуется же со следующею за нею, потому что посредством него произошло не чистое
действование, но действующая сущность.
Нам нужны теперь, прежде всего, дружные усилия приблизить теорию к практике, нужно
действование, нужны наглядные доказательства того, что всё то, что мы проповедуем, что признаём неоспоримой истиной, может хотя бы частично, войти в жизнь сейчас же, притом в жизнь не только привилегированных классов, баловней судьбы, но и в жизнь масс, в жизнь школ, которым судьба не улыбается.
Исходя из этого, а также из того, что в смысловом переложении ко-оперирование – это и есть совместное
действование, на наш взгляд, логически и стилистически корректно будет определить межличностный процесс с взаимной субъективной включённостью и положительным отношением участников к интересам друг друга как «кооперативное взаимодействие (людей)».
Если сама деятельность, которая справляется с наличным бытием, есть только движение особенного, себя не понимающего духа, то, наоборот, знание направлено на возникшее благодаря этому представление, на эту форму известности, оно есть
действование всеобщей самости и интерес, который питает к нему мышление.
А то, что способно к действованию, есть самое естество, из коего
действование происходит; то же, что произведено действованием, есть результат действования; действующий есть пользующийся действованием, или лицо.
Впрочем, и
действование называется тем, что произведено, также и то, что произведено – действованием, подобно тому, как и тварь называется творением.
И оно есть
действование простое и не проявляющееся вовне, так как ум сам собою невидимо производит свои мысли, без которых он собственно и не мог бы быть назван умом.
Иное есть
действование тела, управляемого душею и приводимого в движение.
Ясно также увидишь тогда и правость сердца (право ли оно действует, или в чём состоит правое
действование сердца).
Душевнобольные люди очень часто сохраняют свободу суждения, но теряют лишь свободу выбора, т. е. сохраняют способность понимания совершаемого, а лишаются лишь возможности действовать в силу тех мотивов, которыми определяется
действование здорового человека; и именно в силу того, что они потеряли способность руководиться рассудком в своих поступках, их называют людьми неответственными, людьми помешанными.
Ясно, что это загадочное бездействие и непонятное
действование, необъяснимое безволие и странно направленная воля (то, что подлежит уяснению здесь) суть две стороны одного и того же вопроса, два проявления одной и той же сущности и, в конце концов, это – одно.
Действование соотносится не с выполнением, а исключительно с исполнителем.
Спиритуалистическое понятие о воле исключает всеобщность действия закона причинности; у психологов же свободное
действование есть не что иное, как частный случай действия этого закона.