Коренным отличием здесь является
онтологизм учения русского философа и его направленность на процесс понимания знаков, что особенно существенно для семиотики художественного процесса.
Зрелый духовный опыт русской философии, укоренённый в особого рода
онтологизме, неизбежно экстериоризировался в нравственно значимых и внутренне обязательных поступках.
Эти необоснованные претензии, долгое время присущие философии, можно назвать натурфилософским стилем мышления или односторонним
онтологизмом (онтология – учение о бытии).
Онтологизм революций сочетается с их выпадением из истории, с их намерением утвердить естественное право взамен закона, на котором держалось государство и вместе с ним весь добытый и усложнившийся со временем символический порядок.
Одной из главных загадок экхартовской мистики остаётся связанный с этим отмеченным только что параллелизмом трансцендентных и тварных структур духовной реальности его двууровневый
онтологизм.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эхинацея — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Постмодернистское мышление ушло в сторону от
онтологизма предшествующей ему эпохи и от её интереса к самости, вынужденной конфронтировать с бытием и потому не просто быть, а экзистенциально сбываться.
Для фундаментального
онтологизма безразлично, каков семантический склад истории, важно же лишь то, что она есть и неотрывна от здесь-бытия.
Несомненно, что такое представление связано с методологией религиозного
онтологизма.
Русский
онтологизм выражает не примат «реальности» над познанием, а включенность познания в наше отношение к миру, в наше действование в нем11.
Вы же, безумные в своей рассудочности, в своей рациональной ограниченности, вы замыкаетесь в своём субъективном произволе, в своём общественном психологизме, так глубоко противоположном общественному
онтологизму, и строите свои жалкие утопии, свои призрачные раи, пока железная поступь мировой необходимости не опрокидывает вас и не принуждает вас глубже задуматься над тайнами жизни.
Отсюда и радикальное сомнение в реальности нации как коллектива, и критика так называемого
онтологизма группы, предполагающего онтологическую или воплощённую реальность наций и иных социальных сообществ – ведь понимание нации как реальной группы, существование которой дано a priori, заимствовано из категориального аппарата самих националистов, политиков-практиков.
Провозглашают «конкретную метафизику», укоренённую в жизни; в
онтологизме признают особенность русской мысли.
Культурология не только учитывает социально-историческую заданность всякого знания, как это частично и избирательно делали классическая философия и наука, не сумевшие окончательно оторваться от берега метафизического
онтологизма и зашедшие в тупик всё возрастающей рефлексии.
У православного философа основная идея
онтологизма в познании связана с утверждением, что познание представляет собой часть и функцию нашего «бытийственного» вхождения в реальность, что к реальности мы приобщаемся всем своим существом, а не одной только мыслью.
Согласно этой традиции
онтологизм русской философии накладывает неизгладимый отпечаток на сам стиль философствования, внутренне ей присущий.
Если в первом случае опасность для логики заключалась в том, что мы впали бы в ошибку
онтологизма, то во втором случае мы пришли бы к своеобразной форме логического материализма,состоящего, – как и всякий материализм, – в «механизации» логики, т. е. в упрощении сложного, в симплификации квалифицированного и в элементарном схематизировании живого.
Теоцентризм и антропоцентризм составляли конкуренцию
онтологизму и гносеологизму.
Иными словами, русская культура становится мощным элементом «теоретического осмысления мировоззренческого
онтологизма».
Если во французской философии военных и послевоенных лет
онтологизм был отодвинут на второй план, с тем чтобы место на первом заняла экзистенция, то «новый реализм», реабилитируя сущее, забыл о существовании.
Долгое время эстетика рассматривалась как символ освобождения от всевозможных форм
онтологизма и «мира данности», альтернатива религиозному мышлению.
Русская религиозная философия, отличавшаяся
онтологизмом познавательных установок, продолжала древнерусскую традицию художественно-символического осмысления бытия.
Онтологизм места выявляется множественностью его автономных ландшафтов, становящихся несмешивающимися гетеротопиями.
Все эти труды связаны прочным единством, происходя из размышлений своих православных авторов над движением имяславцев в русском монашестве и стоя на позициях твёрдого
онтологизма и реализма, утверждения бытийности, а не условности языка: «Не мы говорим слова, но слова, внутренно звуча в нас, сами себя говорят».
Кризисы бытия и сознания острейшим образом переплетены: сознание огромного большинства людей, как мы упоминали выше, проникнуто
онтологизмом, культом бытия, по отношению к которому сознание позиционирует себя как внешнее отражение.
Дефицит описательных терминов для синхронизации с языком бытия приводит к тому, что под видом
онтологизмов – подлинных бытийных смыслов – в оборот входят дешёвые онтизмы, представляющие собой семантический компромисс между синхронией и десинхронией.
Среди наиболее известных – натуралистический психологизм; трансцендентализм; персоналистический
онтологизм; культурно-исторический релятивизм; социологизм.
Все формы редукционизма при оценке статуса философии, то есть сведения сущности философии к чему-то иному, более простому, – односторонний
онтологизм, методологизм, социологизм, аксиологизм, всепоглощающий критицизм и безудержный утопизм – можно разделить на две группы.
Важнейшей особенностью ценностного миропонимания стала опора на религиозный
онтологизм.
Свойство русского
онтологизма – «познание через переживание», стремление к целостности, к последней высшей ценности; поиски всеединства на фоне антропоцентризма и в рамках теоцентризма; историософичность – постоянное обращение к вопросам о смысле истории; эсхатологичность, панморализм, социологизм, литературоцентризм и др.