Коренным отличием здесь является
онтологизм учения русского философа и его направленность на процесс понимания знаков, что особенно существенно для семиотики художественного процесса.
Теоцентризм и антропоцентризм составляли конкуренцию
онтологизму и гносеологизму.
Зрелый духовный опыт русской философии, укоренённый в особого рода
онтологизме, неизбежно экстериоризировался в нравственно значимых и внутренне обязательных поступках.
Свойство русского
онтологизма – «познание через переживание», стремление к целостности, к последней высшей ценности; поиски всеединства на фоне антропоцентризма и в рамках теоцентризма; историософичность – постоянное обращение к вопросам о смысле истории; эсхатологичность, панморализм, социологизм, литературоцентризм и др.
Эти необоснованные претензии, долгое время присущие философии, можно назвать натурфилософским стилем мышления или односторонним
онтологизмом (онтология – учение о бытии).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приискивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если в первом случае опасность для логики заключалась в том, что мы впали бы в ошибку
онтологизма, то во втором случае мы пришли бы к своеобразной форме логического материализма,состоящего, – как и всякий материализм, – в «механизации» логики, т. е. в упрощении сложного, в симплификации квалифицированного и в элементарном схематизировании живого.
Все эти труды связаны прочным единством, происходя из размышлений своих православных авторов над движением имяславцев в русском монашестве и стоя на позициях твёрдого
онтологизма и реализма, утверждения бытийности, а не условности языка: «Не мы говорим слова, но слова, внутренно звуча в нас, сами себя говорят».
Онтологизм революций сочетается с их выпадением из истории, с их намерением утвердить естественное право взамен закона, на котором держалось государство и вместе с ним весь добытый и усложнившийся со временем символический порядок.
Одной из главных загадок экхартовской мистики остаётся связанный с этим отмеченным только что параллелизмом трансцендентных и тварных структур духовной реальности его двууровневый
онтологизм.
Постмодернистское мышление ушло в сторону от
онтологизма предшествующей ему эпохи и от её интереса к самости, вынужденной конфронтировать с бытием и потому не просто быть, а экзистенциально сбываться.
Для фундаментального
онтологизма безразлично, каков семантический склад истории, важно же лишь то, что она есть и неотрывна от здесь-бытия.
Онтологизм места выявляется множественностью его автономных ландшафтов, становящихся несмешивающимися гетеротопиями.
Несомненно, что такое представление связано с методологией религиозного
онтологизма.
Русский
онтологизм выражает не примат «реальности» над познанием, а включенность познания в наше отношение к миру, в наше действование в нем11.
Вы же, безумные в своей рассудочности, в своей рациональной ограниченности, вы замыкаетесь в своём субъективном произволе, в своём общественном психологизме, так глубоко противоположном общественному
онтологизму, и строите свои жалкие утопии, свои призрачные раи, пока железная поступь мировой необходимости не опрокидывает вас и не принуждает вас глубже задуматься над тайнами жизни.
Отсюда и радикальное сомнение в реальности нации как коллектива, и критика так называемого
онтологизма группы, предполагающего онтологическую или воплощённую реальность наций и иных социальных сообществ – ведь понимание нации как реальной группы, существование которой дано a priori, заимствовано из категориального аппарата самих националистов, политиков-практиков.
Провозглашают «конкретную метафизику», укоренённую в жизни; в
онтологизме признают особенность русской мысли.
Культурология не только учитывает социально-историческую заданность всякого знания, как это частично и избирательно делали классическая философия и наука, не сумевшие окончательно оторваться от берега метафизического
онтологизма и зашедшие в тупик всё возрастающей рефлексии.
У православного философа основная идея
онтологизма в познании связана с утверждением, что познание представляет собой часть и функцию нашего «бытийственного» вхождения в реальность, что к реальности мы приобщаемся всем своим существом, а не одной только мыслью.
Согласно этой традиции
онтологизм русской философии накладывает неизгладимый отпечаток на сам стиль философствования, внутренне ей присущий.
Иными словами, русская культура становится мощным элементом «теоретического осмысления мировоззренческого
онтологизма».
Если во французской философии военных и послевоенных лет
онтологизм был отодвинут на второй план, с тем чтобы место на первом заняла экзистенция, то «новый реализм», реабилитируя сущее, забыл о существовании.
Долгое время эстетика рассматривалась как символ освобождения от всевозможных форм
онтологизма и «мира данности», альтернатива религиозному мышлению.
Русская религиозная философия, отличавшаяся
онтологизмом познавательных установок, продолжала древнерусскую традицию художественно-символического осмысления бытия.
Кризисы бытия и сознания острейшим образом переплетены: сознание огромного большинства людей, как мы упоминали выше, проникнуто
онтологизмом, культом бытия, по отношению к которому сознание позиционирует себя как внешнее отражение.
Среди наиболее известных – натуралистический психологизм; трансцендентализм; персоналистический
онтологизм; культурно-исторический релятивизм; социологизм.
Все формы редукционизма при оценке статуса философии, то есть сведения сущности философии к чему-то иному, более простому, – односторонний
онтологизм, методологизм, социологизм, аксиологизм, всепоглощающий критицизм и безудержный утопизм – можно разделить на две группы.
Важнейшей особенностью ценностного миропонимания стала опора на религиозный
онтологизм.