Правила итоговой проверки знаний студентов формировались в течение всего срока существования школы
глоссаторов.
Научные доктрины
глоссаторов разительно отличаются от всей предшествующей традиции изучения римского права.
Несмотря на очевидный изъян,
глоссаторы часто использовали данный приём.
Некоторые определения
глоссаторов не имеют выраженной цели, а многие понятия вовсе не определены.
По этой причине, а также ввиду тесной связи первых
глоссаторов с преподаванием свободных искусств, в число которых входила грамматика, они часто прибегали к делению значений слова.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изолюкса — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обзор применения диалектического метода свидетельствует о практической направленности исследований в работах
глоссаторов.
Адаптацией научных теорий
глоссаторов занялись представители школы комментаторов, о которой речь подробно пойдёт в гл. 3.
Применение диалектического метода отличает произведения
глоссаторов как от римской юридической литературы, так и от раннесредневековых сочинений.
Очевидно, определение понятий
глоссаторы воспринимали как дополнение к основной познавательной операции – делению.
Она могла стать основой для возникновения studium generale, где начали преподавать
глоссаторы.
Такой метод затруднял не только уяснение смысла текста, но и установление авторства – одной из самых трудных задач современных исследователей, занимающихся
глоссаторами.
Поэтому-то
глоссаторы считали возможным дополнять и уточнять авторитетный для них законодательный памятник.
Как и римские предшественники,
глоссаторы ясно использовали только логическое содержание диалектики.
Не вполне чёткими были также представления
глоссаторов о двух последних предикатах – свойстве и акциденции.
Ограниченность учения о понятии, воспринятого
глоссаторами, проявлялась в двух главных аспектах.
Решающую роль в толковании римских правовых текстов для
глоссаторов играло деление понятий или методическое руководство по их классификации.
Таким образом, в распоряжении
глоссаторов имелась масса примеров этого деления.
Стремление
глоссаторов к полноте деления и очевидная невозможность разделить правовой материал на чёрное и белое обусловили активное применение данного вида деления.
Наконец, пределы деления – это пределы исследований
глоссаторов.
Диалектика предлагала
глоссаторам лишь общие правила построения определений.
Отмеченные недостатки диалектического учения об определении снижали ценность построенных
глоссаторами определений.
Диалектический метод предоставлял
глоссаторам некоторые преимущества по сравнению с римскими юристами.
Менее заметно преимущество
глоссаторов в построении определений.
Упрощённый взгляд на сложную действительность ограничивал познавательные возможности
глоссаторов.
Толкуя римские правовые тексты,
глоссаторы преследовали прагматичную цель – построить непротиворечивую аргументацию в рамках сконструированных сравнительно небольших понятийных систем.
Некоторые учёные пытались восстановить структуру лекций
глоссаторов.
Именно
глоссаторы заложили основы той духовной культуры, которая кардинально изменила раннесредневековые представления западноевропейских народов о праве в целом и о договорном праве в частности и тем самым предопределила развитие юриспруденции стран романо-германской правовой семьи на долгие столетия.
Квинтэссенция толкования текста выражена в формуле, с которой
глоссаторы нередко начинали комментарий того или иного фрагмента: «рассмотрим, что это такое и как оно подразделяется».
Все пять томов
глоссаторы назвали Corpus iuris civilis.
Основанная им школа
глоссаторов методически воспроизводила и классифицировала наследие римских юристов на протяжении следующей сотни лет.
I. Теоретическое переосмысление римского права в рамках схоластической юриспруденции
глоссаторов (XII–XIII вв.).
Метод
глоссаторов ныне принято именовать «схоластическим» (от schola, школа), подчёркивая «ученический характер», преклонение перед авторитетами.
Сопоставив указанные выше главные достижения
глоссаторов, мы увидим, что они основывались на учении о понятии, о соотношении между понятиями (на основе пяти предикатов), системе классификации понятий (делении) и определении.
Для начала, используя римский принцип, согласно которому право есть лишь там, где есть соответствующий иск,
глоссаторы создали учение о собственности по аналогии (dominium utile)как об отношении к вещи со стороны того, кто управомочен заявлять вещные иски «по аналогии» (utilis).
Распространённое в феодальных правопорядках деление права собственности на dominium directum(«верховную собственность») и dominium utile («подчинённую собственность») заключало в себе осуществлённое
глоссаторами и постглоссаторами решение важнейшей для средневековых феодальных отношений юридической проблемы – признания возможности одновременного существования права собственности нескольких лиц на одну и ту же вещь.
Этот случай уже со времён
глоссаторов принадлежит к числу важнейших спорных вопросов римского права.
Используемые для этих целей определения и оценки, по большей части, восходили к наследию
глоссаторов XI–XII века и, оставаясь явлением достаточно поздним, были лишены последовательной систематизации.
Благодаря деятельности
глоссаторов правоведение превращается в систему идей и принципов, в систематическое знание, дающее в руки юристам соответствующий инструментарий, позволяющий анализировать собственно юридические проблемы.
Начало разработки идей папского верховенства в каноническом праве было связано с поиском ёмких по смыслу, известных
глоссаторам, но не используемых ими понятий.
Модификация классических римских представлений о верховенстве императорской власти, представленная
глоссаторами, на деле оборачивалась её более или менее последовательной лимитацией.
Впоследствии эта идея развивалась
глоссаторами, полагавшими, что король – это quasi procurator (как бы представитель) народа.
Школа
глоссаторов пренебрегала образованностью, вследствие чего увлекалась пустым толкованием ради толкования старых законов, видя учёность интерпретации в акцентировании на мелочах семантических конструкций правовых норм и пересказе очевидных операций бытового и производственного плана (попытка юридической регламентации градостроительной деятельности).
Лекции проводились в различных домах, иногда и в доме
глоссатора (лектора).
Учитывая значение школы
глоссаторов для последующего развития юриспруденции, в данной главе дана подробная характеристика её организационных и методологических основ, а также наиболее значимых жанров научной литературы.
Как и римские юристы,
глоссаторы часто прибегали к этимологическому определению, несмотря на то что оно не даёт полного содержания понятия, т. е. не указывает на все существенные признаки.
Поэтому единичные понятия зависели от общих, и в доктрине
глоссаторов они не играли заметной роли (за искл. «римский народ» (populus Romanus) и «римская церковь» (ecclesia Romana)).
II. Адаптация комментаторами научных теорий
глоссаторов для нужд юридической практики, повлёкшая формирование доктрины ius commune (XIII–XIV вв.).