Все её концепты (геоэкономика, геостратегия,
геокультура, геофилософия, геопсихология, социология международных отношений и т. д.) часто рассматриваются в контексте противоборства цивилизаций и государств.
Культура, политика, экономика понимаются как
геокультура, геополитика, геоэкономика.
Геокультура – настолько мощное и ёмкое понятие, что даже его предварительный анализ требует введения нескольких понятий и их достаточно чётких определений.
Собственно говоря, в этот исторический момент просвещенческая идеология играла роль
геокультуры.
Важно запомнить, что всякая
геокультура обладает огромных богатством смыслов, иногда скрытых или непонятных для внешнего наблюдателя / исследователя.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: агулы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Исследование
геокультуры означает изучение наиболее мощных и структурированных географических образов.
Всякая устойчивая и активно проявляющая себя культура, на мой взгляд, является
геокультурой.
При анализе
геокультуры особое внимание уделяется процессам межкультурной и межцивилизационной адаптации.
Несомненными
геокультурами являются ислам, буддизм, католичество, протестантизм.
Образ
геокультуры складывается в максимально широком контексте, что означает максимально широкий концептуальный охват современных проблем мирового развития.
Процессы межкультурной и межцивилизационной адаптации, особенно интенсивно протекающие в эпоху глобализации, демонстрируют очевидную связь геополитики и
геокультуры.
Уникальная
геокультура определённой территории – фундамент её успешного культурного, социального и экономического развития.
Геокультура – это система географических образов места, территории, которые так или иначе репрезентируются либо в рамках каких-то массовых событий, массовых мероприятий, либо в тех или иных личностных событиях.
Тем не менее, жёсткое понимание брендинга как бизнес-деятельности и фундаментальный экономоцентризм пока не позволяют говорить о возможности выделения отдельного сегмента, занимающегося проблематикой
геокультур.
Классический брендинг пользуется давно разработанной сеткой понятий, в котором пока отсутствует понятие
геокультуры.
Здесь захватываются геополитические, геоэкономические и геосоциальные проблемы, без изучения которых глубокий анализ
геокультуры и геокультурных проблем невозможен.
Связка понятий
геокультуры и брендинга довольно рискованна и проблематична.
Как представить образ
геокультуры, и что понимается под ним?
Понятие
геокультуры, на мой взгляд, настолько содержательно, что оно не может полноценно или полностью проецироваться в сферу брендинга, это безусловное обеднение понятия.
Выявление таких смыслов необходимо для понимания значимости определённой
геокультуры и её уникальности, а, следовательно, нужно для дальнейшего продвижения и брендинга.
По-видимому, следует говорить о многих
геокультурах, или о множестве геокультур.
Мы можем говорить лишь о сосуществовании и/или каком-либо взаимодействии
геокультур, вне зависимости от их физико-географического и историко-культурного масштаба.
На одной территории может быть несколько
геокультур, или, возможно, даже не замечающих друг друга или находящихся в конфликтных отношениях, или в отношении симбиоза.
Естественно, что сама
геокультура, если она осознаёт себя достаточно устойчивой, должна быть открытой к внешним влияниям и воздействиям, укрепляя и сгущая тем самым своё онтологическое ядро.
Самоорганизация
геокультуры– важное основание любого проекта в сфере геокультурного брендинга территории.
Помимо понятий
геокультуры и геокультурного брендинга территорий, стоит упомянуть ещё о нескольких словах, значимых для понимания книги в целом.
Мы можем непосредственно говорить о медиа-территории– как о конкретно-операциональном «топониме» (например, Ямале, Вашингтоне, Австралии и т. д.), так и о мощном концепте-образе, позволяющем интерпретировать геокультурный брендинг территории как целенаправленное содержательное расширение конкретной
геокультуры в медиа-пространстве.
Геокультурный брендинг территории – это проектно-сетевая деятельность, направленная на прикладное использование
геокультуры территории (специфическая региональная идентичность, историко-культурное наследие, архетипические географические образы, локальные мифы и культурные ландшафты) в целях формирования и продвижения социально значимого и эффективного (аттрактивного) территориального образа.
Столкновение проектов будет происходить по большей части в пространствах
геокультуры и геоэкономики.
Конечно, «за спиной» подобных империй стоит, как правило, крупная цивилизация, которая порождает одну или несколько
геокультур.
Затрагиваются также многие аспекты развития мировых и локальных цивилизаций; значительная часть этих цивилизаций является тем или иным инвариантом
геокультуры (геокультур).
Геокультура отвергает как идею разобщенного границами геополитического «военного мира», так и концепцию глобализованного геоэкономического «финансового мира»: «не существует пути, двигаясь по которому, могли бы одновременно развиваться все (или хотя бы многие) страны».
Множество
геокультур: локальный аспект.
Геокультуры и мировые религии.
Итак, любая территория, взятая в её онтологической и феноменологической плоскости, может рассматриваться как определённая
геокультура– при этом мы подчёркиваем, что в данном случае невозможно выстраивание каких-либо геокультурных иерархий, в зависимости, например, от физических размеров территории или же её культурного бэкграунда.
Иногда роль
геокультуры, «излучающей» и распространяющей свои образы, берут на себя крупные и/или мировые религии.
Всякая
геокультура, рассматриваемая в её онтологической «схваченности» территорией, располагает в настоящее время собственной медиа-средой.
Эти смыслы могут активно выявляться и репрезентироваться при взаимодействии с другими
геокультурами (а по существу внешний наблюдатель – это как раз представитель другой геокультуры).
Геокультура – инструмент завтрашнего дня, позволяющий реконструировать культурную (информационную) среду.
Следует отметить, что славянофилы и их последователи отталкиваются не от государства и национальных интересов, а от цивилизационной самобытности, поэтому мы можем говорить не просто о геополитике, а о культурной геополитике, или
геокультуре.
Таким образом, в первом приближении, геокультурный брендинг территорий может быть определён как целенаправленное онтологическое совмещение конкретного культурного пространства с самим собой, причём территориальные границы, взятые в их физическом/политико-административном аспекте, выступают здесь как непосредственное выражение конкретной
геокультуры ad hoc.
Принимая во внимание важность таких актуальных направлений, как геоэкономика,
геокультура, геополитика хаоса, они выделены соответственно в отдельные главы.
Основной вопрос интерпретации образа
геокультуры состоит в следующем: складывается ли единая геокультура, или геокультур много?
Географические определители лежат в основе концепции регионализма и относятся к группе таких определителей, как «геоинформация» («геоинформационные» процессы), «
геокультура», «геосоциология», «геодемография», «геоистория» и близкое к нему понятие «time-geography» («география времени», или историческая география).
Пространство и
геокультура (геокультуры) – одновременно и ключевые, и фундаментальные понятия для понимания того, что названо – возможно, неокончательно – геокультурным брендингом территорий.
Расширяя данное положение, можно сказать, что любая
геокультура может наиболее ярко проявлять, представлять и выражать себя в диалоге с другой или другими геокультурами; соответственно, и геокультурный брендинг любой территории всегда является пограничнымкоммуникативным и феноменологическим процессом.
Современная
геокультура представляет собой серии геокультурных(культурно-географических) образов, интерпретирующих локальные геокультурные пространства.
Геокультура– процесс и результаты развития географических образов в конкретной культуре, а также «накопление», формирование традиции культуры осмысления этих образов.
По-видимому, здесь также возникают очень операциональные и рационалистические коннотации, которые, как может показаться, обедняют ключевое слово «геокультурный» (или «
геокультура»).
Первоначально, когда я разрабатывал понятие имиджевых ресурсов территории, меня вполне устраивало слово «продвижение»: продвижение
геокультуры территории, места, города, страны – тем более, что оно является устойчивым топосом нашей обыденной, повседневной речи.