Название венеды происходит от слова
вено – территории личного пользования.
За невесту, кто б она ни была, дочь ли первого наиба или последнего пастуха,
вено определено неизменно в 1 руб. сер.
Мы видим ещё, правда, существование обычая покупать жену у её родителей большими подарками (платить
вено, калым), обычая общего народам, стоящим на низкой ступени развития, и естественно влёкшего за собою подчинение и бесправие жены, но всё-таки женщины пользовались влиянием в семье, уважением в обществе и даже большей свободой, нежели в исторические времена.
Разумеется, условия должны были зависеть от старшин, обязанных блюсти выгоды рода; естественно, что обычай давать
вено, или цену за вывод из рода, мог долго иметь место: нужда была на стороне жениха, на стороне его рода, а не на стороне рода невесты, для которого девушка не могла быть лишнею.
Да две дочери в доме – кто теперь за них
вено готовит.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: промесить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
У полян, где уже по нескольку родов жило вместе, в союзе, мужчины брали себе жён с согласия их родителей, платили за девиц
вено (плата за невесту), то есть покупали себе жён.
Первая опасность для того, што он
вено здор говорит и нам ето несколко весело, а другая опасность што он действително для нас всех опасен для тово што он иногда так отзывается, хотя в прежнем состояни быть.
Война подарила ему двух молодых жён знатного рода, за которых не было уплачено
вено.
Последний акт назывался
вено.
Казимир польский возвращает за
вено брату своей невесты, Ярославу, пленных, 800 людей (ПСРЛ, т. I, стр. 67).
А какое
вено спросишь с холопа?
Посули отцу девушки
вено большее, чем обсуждали.
Назначьте самое большое
вено и дары; я дам, что скажите мне: только отдайте мне девицу в жену.
Если государь вздумал бы блюсти свои чувства, не творить
вено и не прикасаться к вечевой невесте, то мог просидеть в заточении много лет и, по сути, низвести свой владычный род.
Выкуплю тебя у братьев, такое
вено положу, что не откажут мне.
– Добро! – обрадовался государь. – Так надобно немедля свершить
вено!
С коей творится
вено, ознаменована страстью небесного огня!
Я заплачу
вено серебром, твой отец будет доволен.
Что нам на
вено помнить суждено.
– Ну, кому невесты не хватит или на
вено скотов нет…
– Я на том серебре разживусь, за самую лучшую невесту
вено заплачу! И будут у меня ещё семеро по лавкам! Да не такие, а всем на зависть!
Я не требую
вено и не тяну под венец.
При этом соблюдался закон выгоды рода, который предполагал давать
вено, как цену за вывод из рода.
Обычай того времени предполагал сватовство, когда жених обращался к отцу невесты с просьбой отдать дочь ему в жёны и платил
вено.