Тот факт, что о мире в целом или о чём-либо в нём нельзя ничего сказать с абсолютной
аподиктической достоверностью, должен был бы полностью парализовать общественную практику, если бы эта практика не была изначально и неразрывно переплетена с производством знаний.
Одни ищут всеобщие законы, другие – особенные исторические факты: на языке формальной логики, цель одних – это всеобщее
аподиктическое суждение, цель других – сингулярное ассерторическое положение…
На этой необходимости априори основывается возможность
аподиктических положений об отношениях времени или аксиомы о времени вообще.
– Я же говорю, существует фундаментальная
аподиктическая очевидность пространства.
На этой априорной необходимости основывается также возможность
аподиктических основоположений об отношениях времени или аксиом о времени вообще.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: риноскоп — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
– Фундаментальная
аподиктическая очевидность пространства! – выпалил он, после чего последовала пауза и ожидающий взгляд, как бы передающий мне эстафету.
Одновременно эпитетом
аподиктический называют один из модусов суждения.
Прежде всего, очевиден факт, что о том и о другом существуют
аподиктические и синтетические суждения априори, и особенно о пространстве, на которое преимущественно обратим здесь наше внимание.
Аподиктический метод доказательства в медицине – это результаты анатомических вскрытий, рациональное учение об общей патологии и клиническая систематика.
Так попытка сделать философию
аподиктической наукой, мудростью, неизбежно приводит его к строгой концептуализации её предмета.
Во-вторых, потому что, учитывая
аподиктический характер нашей обычной геометрии, фикция, представленная выше в качестве контрпримера, не может быть построена иначе, чем в рамках данной нам пространственной формы и геометрических законов.
Если кто-то хочет спасти свою
аподиктическую уверенность, которая делает излишней всякую веру, у него нет другого выбора, кроме как заявить о доле разума в этой уверенности, которую отрицают его оппоненты.
Научное знание есть
аподиктическое знание.
Если расположить области знания, имеющие характер
аподиктической определённости и интеллектуальной необходимости, в порядке, соответствующем их большей или меньшей общности, и продолжить начатую здесь линию рассуждений до области наук о действительной необходимости, получим вот что.
Объективно – потому, что, будучи носителем высших условий истинности всякого суждения и определителем
аподиктических законов всякого мышления, она господствует в самой широкой сфере, а именно в сфере, охватывающей все мыслимые возможности.
Ибо, я вижу свою задачу, свою настоящую цель, не в поиске, и определении
аподиктических истин мироздания…, не в утверждении достоверности, как единственной ценности для разума, осваивающего наделы, в рамках собственных границ…, но в самом полёте умопостижения…, в способности моей фантазии, к глубочайшим проникновениям, и к тончайшим прозрениям…, дающим, гораздо больше моей жаждущей душе, чем самые монолитные, достоверно доказанные истины.
Если же они придерживаются второго взгляда (как некоторые естествоиспытатели-метафизики) и смотрят на пространство и время как на отвлечённые от опыта, хотя и смутно представляемые в этом отвлечении, отношения (сосуществования или последовательности) между явлениями, то они вынуждены отрицать значимость или по крайней мере
аподиктическую достоверность априорных математических учений в отношении действительных вещей (например, в пространстве), так как эта достоверность не может быть достигнута a posteriori и так как, согласно этому учению, априорные понятия о пространстве и времени суть продукт воображения, источник которого действительно следует искать в опыте, а из отношений опыта путём отвлечения их воображение создало нечто содержащее, правда, то, что обще этим отношениям, но не могущее существовать без ограничений, налагаемых на них природой.
В первую очередь, как я уже говорил, это не высказывания, а предпосылки, составляющие в самой вещи основание
аподиктической необходимости.
– И я жду
аподиктических доводов, иначе придушу тебя прямо сейчас.
Из эмпирического же рода знания вообще нельзя вывести никакого априорного знания, ибо из простой ассерторической [утверждающей – wp] определённости никогда не следует
аподиктической [неопровержимой – wp] (потому что последняя идёт именно только к утверждению истины, которая для разума случайна и единична, но принадлежит разуму par excellence); но всякое априорное знание должно быть аподиктически определённым.
Таким образом, в действительности мы не берёмся здесь доказывать принципы и предписания нашего необходимого и общего знания, ибо это можно было бы сделать только путём выведения их из ещё более высоких и более общих законов, которые вообще не имели бы применения в случае принципов, за исключением того, что никто не надеется сделать
аподиктический вывод из эмпирических сверхмножеств.
Понятие, вернее, не-понятие, однажды зафиксировано словом, и теперь, из любви к догматической неряшливости, деревянное железо берётся всё более и более в милость, пока, наконец, не стало необходимым, не обрело
аподиктическую обоснованность.
Иногда она выражается в общих, ничем не обоснованных, но
аподиктических заявлениях, вроде следующего, извлекаемого мною из одной статьи известного современного философа-богослова.
Космологии удаётся это лишь частично, ибо, математизируя вселенную и придавая ей статус
аподиктических закономерностей, она практически отчуждает от этой вселенной человека, который является центром раскрытия и манифестации вселенной.
Только таким образом возможно
аподиктическое постижение.
Нашедши, что все математические положения развиваются на основании закона противоречия (что требуется самой сущностью
аподиктической достоверности), эти аналитики легко убедились, что именно закон противоречия и сообщает этим положениям очевидность.
Геометрические положения суть всецело
аподиктические, т. е. сопровождаются сознанием их необходимости, например пространство имеет три измерения; подобные суждения не могут происходить из опыта, ни быть выведены из какого-либо опытного положения.
Лингвистически говоря, значение всех высказываний находится в сфере дейиксисы, в том числе
аподиктических высказываний, которое обусловливает то, что «Niemals noch hängte sich die Wahrheit an den Arm eines Unbedingten» (пер. с нем.: «Никогда ещё истина не прилеплялась к руке безусловного»).
Ведь это означало бы собственную определённость действительности, а значит и её отчерченность, – ассерторическую предметность, и значит,
аподиктическую конечность.
Различают следующие виды споров:
аподиктический спор стремится к истине, софистический спор – победить, эристический спор – убедить.
Соотношение
аподиктического и диалектического методов было предметом серьёзных разногласий.
Важнейшим вопросом является оценка работ античных авторов, следующих
аподиктическому принципу доказательства: носили они случайный характер, или это не просто преемственность, но и развитие традиции?
Анатомо-физиологические исследования являются другим важным элементом применения
аподиктического метода в медицине.
Тем врачам, кто использовал
аподиктический метод, следует узнавать по опыту, решили ли они проблему на самом деле.
Настоящее философское знание либо логическое, либо трансцендентальное, либо метафизическое и всегда
аподиктическое; ассерторическое, психологическое принадлежит только элементарному учению (критике), а не системе философии.
– Итак, мы видим, как странник, поначалу спокойно терпимый, имеет наглость пробиваться из сферы проблематического через сферу ассерторического к
аподиктической действительности.
То есть, в чём её не подвластная нашему рефлексивному строгому
аподиктическому созерцанию «телесность», создающая впечатление волшебной произвольности, не присущей более ничему в нашем мире?
Наша убеждённость в
аподиктической истинности, и правильности созидания, как единственной цели, для сохранения сферы нашего обитания, – обманывает нас.
Наука насчитывает в своём катехизисе мало
аподиктических положений, в ней больше утверждений, имеющих определённую степень вероятности.
К своему
аподиктическому утверждению, что электрификацию изобрели русские рабочие и крестьяне, он добавил сноску, чтобы обосновать этот акт изобретения.
Но этот произвол и эта свобода, являются таковыми, и несут в себе истинность только с точки зрения нашего же проблематического, ассерторического и
аподиктического разума.
И вот что интересно, так-как, сама иерархия, в своей
аподиктической юрисдикции, есть плод его, неминуемо предвзятого осмысления, то эта иерархия, – в сути своей, односторонняя, и по большому счёту, надуманная.
А баланс, его
аподиктическая особенность, и заключается в том, что он всегда стремиться к собственному сохранению.
Ведь достоверность, какой бы она не казалась
аподиктической, и совершенной, всегда глубоко относительна, и сакрально антропоморфна…
Необходимость кризиса, и необходимость возвращения к началу, как
аподиктической невозможности для действительности, бесконечного прогресса, бесконечного восхождения, бесконечной дороги бытия.
Пока нельзя выйти за пределы
аподиктического факта и фактической аподиктичности, пока действительно есть пространственная характеристика, но нет пространственной дедукции.
Он ограничивается общими фразами типа: евклидов закон пространства есть фундаментальный закон геометрических истин (A 257), формальная природа и характеристики нашего пространства обнаруживаются как научно чётко структурированная система, заложенная в евклидовой геометрии (A 185), пространство есть закон локализации, деспотически господствующий над нашим наблюдающим сознанием и включающий в себя всю
аподиктическую законность геометрии (G II, 27).
Здесь, где мышление как сила суждения прежде всего ищет субъективные, хотя и общезначимые правила для данного содержания опыта, всякое
аподиктическое рассуждение прекращается, и субъективное, но необходимое согласие всех наших познавательных способностей с определённым конечным концом является наивысшим, чего можно достичь.
Чтобы на ней могла основываться
аподиктическая достоверность.
Если мы обыкновенно думаем, будто предикат таких
аподиктических суждений уже содержится в нашем понятии и, стало быть, суждение аналитическое, то это объясняется исключительно двусмысленностью выражений.