И всё же
акмеизм возник и как реакция против гипертрофированной музыкальности и туманности символизма.
Не случайно ещё одним вариантом названия
акмеизма было адамизм.
Вещный, предметный мир – такова основная установка, доминанта, главная тема
акмеизма.
Широко заявивший о себе одновременно с
акмеизмом футуризм стал первым авангардным течением в русской литературе.
Испытывая влияние эстетики
акмеизма, сразу предстала творчески зрелым, самодостаточным поэтом с ясным слогом и выразительной системой образов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переуступать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Соперничающие и сосуществующие компоненты истины можно найти также в характерной для
акмеизма взаимосвязи юмора и серьёзности и в природе акмеистической иронии.
Теперь в поисках подходящих выразительных средств он чаще всего обращался к символизму и его производным, иногда в сочетании с элементами
акмеизма.
В удивительном «сооружении» мандельштамовского «Notre Dame» (1912) и прозе «Утра
акмеизма» (1913–1914?) читателю открывается гармоническое и глубоко динамическое ви́дение готики.
Различие символизма и
акмеизма можно представить в системе чётких противопоставлений (оппозиций).
Однако, несмотря на декларированную «противоположность» символизму, акмеисты были органическими продолжателями их пути в плане «мифологизации бытия», что наглядно отразилось в теоретических работах идеологов
акмеизма.
Позднее он назовёт акмеистов «смысловиками», и одно из самых влиятельных исследований поэтики
акмеизма обнаруживает его суть именно в его «семантической поэтике».
Что 1913 год (когда на общую картину эпохи начинают влиять
акмеизм и, что важнее, футуризм) был рубежом не только в истории ритма, но и, например, в истории рифмы, мы тоже уже отмечали в статье «Эволюция русской рифмы».
Если символизм уводит нас к вершинам и тайнам, то
акмеизм показывает красоту и совершенство в бытовом.
Для последователей
акмеизм был только стилистикой, более того – каноном.
Появление
акмеизма вызвало довольно холодную реакцию критики.
При всей полярности
акмеизма и футуризма диалог между ними сохранялся.
Очевидно, именно в этом и заключена суть
акмеизма.
Они не зря стоят именно там, где стоят, в манифесте
акмеизма; здесь (я думал) проходит водораздел не только между поэтическими школами, но и между двумя поколениями, даже двумя веками… а впрочем, и по этой улице я сейчас не пойду; я ещё только намечаю («строительствуя») план и схему моей, уже для меня зримой книги; её возможные маршруты; грядущие повороты.
Акмеизм пришёл «на смену символизма», который «закончил свой круг развития и теперь падает».
Автор пока не знал, что вопрос не в том, что предпочесть – луну, то есть возвышенную и устаревшую образность символизма, или светлый циферблат из тех, какими украшали фасад часового магазина, то есть вещность только что народившегося
акмеизма, с ясной и чёткой деталью.
Акмеизм признаёт самоценность каждого явления.
Оценивая футуризм, можно было критиковать поэтические произведения; оценивая
акмеизм, приходится разбирать теоретические рассуждения.
Заслугой
акмеизма был акцент на целомудренности поэзии: это возвращало поэзию начала века от декадентских увлечений, от модернистской «зауми» к изящной и аскетической ясности русского поэтического стиля, каким он был создан гениальными поэтами ХIХ века.
Если сравнить с формальными барабанами московских школ и упрямым достоинством
акмеизма, произвольно и довольно тупо ограничивающего себя со всех сторон, то конечно – мечтатели.
Вера в непогрешимость
акмеизма, футуризма, всяких цехов и студий подорвана едва ли поправимо.
Есть вероятность, что это убеждение автора, а не просто яркая риторика, выходящая за пределы скромного и добропорядочного
акмеизма.
Поэтам «Смены» говорят, что их группа «перерождается», сверх меры увлекается
акмеизмом, а посему нуждается в оздоровлении.
Время постсимволизма охватывает 10-е годы XX века; формируются
акмеизм, кубо-футуризм и др.
В его стихах есть все черты
акмеизма: и резкий переход от символов к конкретным значениям, и некогда запрещённые в высокой поэзии варваризмы, есть и свеча, и электрическая лампочка, и железная дорога.
Очевидно, эти строки – суть творчества поэта и всего направления, именуемого
акмеизмом, т.е. «возвращения к первооснове».
В довольно разветвлённом мире самопального панка и постпанка девяностых годов XX века «Еноты» с их зоосемиотикой и коньковским
акмеизмом в первую очередь поразительно узнаваемы – нельзя ни с кем спутать ни эти высокомерно-взвинченные и одновременно воркующие, как искомый плач форели, интонации, ни этот аскетичный и романтичный звуковой строй.
Начинавший своё творчество в рамках
акмеизма (сборник «Облака»), Адамович постепенно перешёл к жанру поэтических заметок.
В отличие от символизма
акмеизм не получил поддержку состоятельных спонсоров: издательская деятельность группы осуществлялась на скудные личные средства её участников.
Родоначальник
акмеизма оказался прав.
Этот одессит из еврейской мелкобуржуазной семьи, испытавший в начале пути сильное влияния
акмеизма, сделался одним из самих ярких, одним на самих талантливых романтиков в русской поэзии, за всё время её существования.
На смену принципиальному антипсихологизму
акмеизма приходит эмоциональный «романсовый» надрыв.
Этот тип аскезы, в частности, свойствен
акмеизму с его критикой символистско-идеалистического мировоззрения.
После всяких “неприятий” мир бесповоротно принят
акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий.
Танго – это упругий шаг, быстрый как ритм города, резкий как стихи будетлян-футуристов и змеевиден, как узкое платье
акмеизма и юбка с разрезом символистов.
Акмеизм возник вслед за «кризисом» символистов и их дебатами о природе творчества, а также не в последнюю очередь из желания заново установить эти границы, через которые поэты и их эпигоны зачастую бодро переступали.
Позднее в рецензии на «Камень» 1916 г. он неточно (по крайней мере в строгом композиционном смысле) продолжает называть стихотворение «Нет, не луна…» точкой перелома: «С этой поры поэт становится адептом литературного течения, известного под названием
акмеизма».
Зато его поздняя статья «Утро
акмеизма» оказалась теоретически куда глубже известного гумилевского манифеста, многих удивившего своей беспомощностью в выборе исторических параллелей.
Так в чём же суть
акмеизма?
Новейшие исследования по
акмеизму показывают, что проблема читательского восприятия как конструктивного принципа художественного текста была поставлена именно акмеистами.
Но, наверное, готовил слишком долго – книга вышла в год, когда читателей увлёк только что народившийся
акмеизм, когда критики ругались из-за будетлян и эго-футуристов.
Именно так следовало бы истолковать термин «адамизм» – второе название
акмеизма.