Вера в колдовство у народа
азанде истолковывается в духе теории причинности, предполагающей наличие ответственности, механизма всеобъемлющего каузального объяснения.
Ещё не так давно вера
азанде в пользу подобного лечения могла показаться западным медикам не лишённой смысла.
Детективная работа
азанде по поводу причин случившихся опасных событий и их возможных источников вела к выявлению подоплёки события.
Классический антропологический пример – оракул яда
азанде, хотя поиск причин прошлого принимает множество форм.
Будучи одним из могущественного племени
азанде, он быстро нашёл способ найти семь каноэ и восемьдесят человек для работы на них.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: жидкокостный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Я помню, как однажды вождь
азанде поймал одну из своих жён, пытавшуюся сбежать с другим мужчиной.
Магия
азанде отличалась рациональностью.
Азанде изготавливают довольно хорошую керамику различной формы, включая трехгорлые кувшины, похожие на итальянские.
Когда вожди
азанде идут на войну, они одеваются в самую рваную одежду, какую только могут найти.
Традиционное оружие
азанде – это копьё и щит, а среди западных азандов – тяжёлое колющее копьё с широким лезвием.
Азанде обычно убивают осуждённых преступников с помощью копья.
Проводя подобные исследования, группа представителей
азанде изучала мотивацию и обострения напряжённости среди народа, то есть превратили магию в своеобразную арену, где главный вопрос касался социальной ответственности: какая ведьма отвечает за это, каковы мотивы колдунов и как их можно привлечь к ответственности?
Азанде видят причину в mangu, которая исходит от конкретного человека.
Он неоднократно описывает постоянную обеспокоенность
азанде завистью со стороны других и вытекающее из этого их поведение.
Система ценностей
азанде, их культура, их верования осуждают завистливых людей.
Родители
азанде постоянно учат детей не быть злобными, завистливыми, ревнивыми и не радоваться несчастьям других.
Азанде проводят очень чёткое различение: mangu как таковая не является причиной преступления; это лишь энергия, позволяющая удовлетворить зависть, принося вред другим.
Поскольку
азанде всегда видят в любом соседе потенциальную ведьму, завистливый человек может отвести от себя подозрения, только взяв свою зависть под контроль.
Заклинания, которые использует
азанде для защиты от колдовства, всегда упоминают о зависти какого-нибудь другого человека, и ему обычно совершенно ясно, что вне зависимости от его достижений и уровня его процветания всегда найдутся те, кто станет завидовать его имуществу, его происхождению, внешности, его искусству охотника, певца или оратора и по этой причине будет стремиться его погубить.
Эванс-Притчард сравнивает представления
азанде о зависти-колдовстве с нашим концептом везения и невезения.
Не зная, чем себя занять, попыталась почитать книгу «Ведьмовство, оракулы и магия народа
азанде», которую привезла с собой, но постоянно отвлекалась.
В маленьком поселении племени
азанде ко мне пришли несколько из моих людей, чтобы сообщить, что глава деревни собирался убить одного из своих подданных за колдовство.
Даже в мирное время влиятельный вождь
азанде, как правило, довольно скромно одет, гораздо проще, чем окружающие его люди, и он не носит украшений.