В прошлой жизни я была мужчиной

Тори Грасс

Более явственное лицо женской литературы, чем она, на сегодняшний день я назвать вам вряд ли смогу. Три её столпа – подвижничество в соцсетях, филологически выверенные и эталонные в плане использовании живого русского языка серьезные произведения под именем Виктории Травской, а теперь и свободолюбивые экзерсисы в жанре «русская крафтовая литература» под брендом Тори Грасс в совокупности являются гранями одного кристалла.(А. Чащин)

Оглавление

Чёткая чёрная чёлка

— Сделай мне стервозную чёлку… Ну как, как! — на палец выше бровей и ровную. Потому что всё равно никто не верит, что я стерва, а чёткая чёрная чёлка вкупе с вишнёвой помадой действуют на уровне инстинктов: никто не станет будить зверя, пока не разглядит, что зверь-то хомячок, но этого времени мне как раз должно хватить…

Мы можем изображать из себя всё что угодно ровно до тех пор, пока молчим. Как только вы открыли рот — сразу становится ясно, ху из ху. И тут уже ваша модная стрижка, очочки от Жана Хрено, дорогой парфюм и прочий мастхэв — что пиво без водки: деньги на ветер!

Как-то раз я спросила свою знакомую, красивую и эффектную старую деву, а к тому ж ещё и отлично «упакованную», почему она до сих пор одна. «За кого попало замуж не хочу, а с приличными мужчинами облом: как только рот открою — ну, дура дурой!»

И вот правда: как образованному человеку разговаривать с особой, которая не отличает пародию от оригинала и стёб от серьёзной литературы? Проводить ликбез? Но моя знакомая — и это делает ей честь! — хотя бы осознавала проблему.

Не бывает бессмысленных вещей — есть вещи, смысл которых неочевиден. Вы не можете вывести его из тех предпосылок, которые вам известны, а других вы не знаете. Но смысл есть всегда. Лично вам или вашему окружению может быть глубоко непонятно, для чего обойдённые вашей благосклонностью люди занимаются тем или этим, и вы осыпаете их градом насмешек или черепками вашего язвительного остракизма.

Вспоминаю фильм конца восьмедисятых годов прошлого века «Мудромер»: изобретатель Николай Мурашко сконструировал прибор, измеряющий степень человеческого интеллекта, и назвал его «дуромер». На талантливого человека прибор реагирует арией князя Игоря, на гения — музыкой Глинки «Славься», на дурака — полонезом Огинского, и так далее.

— У меня для тебя плохая новость: поколение 90-х выросло. Они уже здесь! Как их узнать? А ты почитай их комментарии в соцсетях!

Вот она «мудромеровская» полифония на грани какофонии. Анчар нынче востребован как никогда — к нему не зарастёт народная тропа! К нему и зверь нейдёт, и птица не летит, но человека человек послать горазд отборным матом. Когда открылись цензурные шлюзы, первым, что хлынуло на просторы доступных на тот момент печатных каналов, были непечатные выражения — за несколько десятков лет таки накипело! Зато спустя время у большинства граждан выработалась к мату устойчивая резистентность: это в восьмидесятые века двадцатого мой младший брат прибегал со двора в слезах, если мальчишки ругались матом; теперь сквернословить уже даже неинтересно, ибо кого нынче удивишь голой задницей?

— Красота-то какая! — воскликнул мужик, выйдя наутро из бытовки и глядя на рассвет.

— Мать… мать… мать… — привычно отозвалось эхо.

Но самая лакомая косточка — это обсуждение облико морале того или иного классика. Тут уже сходятся стенка на стенку Яжежматери и Къядренефени. Особенно достаётся декадентам начала прошлого века, и поделом: а чего они?! Какой пример подрастающему поколению?! Эта, простигосподи, Цветаева?! Этот, не к ночи будь помянут, Маяковский?! А на Есенине вообще печати ставить негде! Настоящие «пятиминутки ненависти» по Оруэллу, да и Брэдбери, как выясняется, ничего не выдумал, просто немного забежал вперёд. Ещё год-другой, и запылают костры из книг на площадях и в скверах, и на этих кострах кровожадные праведники и праведницы станут жарить своим детишкам барбекю из чудом уцелевших литераторов…

Зато народ вспомнил про Анчар и потянулся к нему со своими склянками и пластиком из-под кока-колы. Но и этот яд уже вызывает привыкание — жёлчный бубнёж и злословие на каждом выдохе закрепились в качестве безусловного рефлекса и даже из ушей уже не лезут: между ними, родимыми, под завязку всякого компромата на мироустройство. И ведь удобно как: вроде всё это марсиане злокозненные творят! А я рыцарь без страха и упрёка, жертва (режима, системы, исторической несправедливости, социума — нужное подчеркнуть). Бытие определяет сознание, так что отвалите — как бытийствую, так и сознаю! В более популярной версии: «Не мы такие, жизнь такая!»

Вы думаете, я преувеличиваю? Хи-хи-хи, а жизнь — это, простите, кто? Кто эти все белковые тела вокруг, изобретающие всё новые и новые способы своего существования? Обменяй парочку принципов на горсть цинизма — и ты уже не презренный нищеброд, а уважаемый член!

Не хотите сейчас меня слушать? Анчар? Давайте поговорим об этом лет через двадцать! Если ещё останется с кем…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я