Дискуссия: логика и психология

Сергей Попов

Логика или психология превалирует в дискуссии? В книге показывается, что прикладная логика не обходится без психологии, как нет психологии общения вне логики. Поэтому книга находится на стыке психологии и логики. Автору хотелось доступно изложить необходимые психологические концепции и одновременно дать все необходимые знания по логике, чтобы мышление читателя стало чувствительным к алогизмам. Аналогично тому, как грамотный человек испытывает неудобство, увидев грамматическую ошибку.

Оглавление

© Сергей Попов, 2022

ISBN 978-5-0056-7556-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

Человек становится «Я» через «Ты».

Мартин Бубер

Lingua est hostis hominum amicusque diaboli et feminarum.

Язык враг людей и друг дьявола и женщин (лат.)

Имеются, по меньшей мере, три причины, по которым современный человек должен усвоить основные аспекты коммуникации.

1. Бесспорно, наше общество стало более открытым, чем во времена построения «самого светлого и справедливого общества». Никто не опасается высказывать свою точку зрения. Форма общения — начальственный окрик, себя изживает. Поэтому хороший управленец должен уметь, как убеждать подчиненных, создавая единую команду, идущую к сияющим вершинам прибыли, так и отстаивать свои взгляды перед начальством.

2. Кухонные дебаты перенеслись в более открытые и многолюдные аудитории, но не стали интеллигентнее. Как это не прискорбно, но стиль общения коммунальной кухни господствует на телевидении, радио, в парламенте, на митингах и в общественном транспорте. Принцип: «Кто не с нами — тот против…» по-прежнему торжествует. Мысль о том, что точка зрения оппонента не так уж и нелепа и ее можно было принять, чаще всего возникает лишь над его остывающим трупом.

3. Наконец, рекламный гнет стал неотъемлемой частью информационного потока, в котором мы барахтаемся. Рекламируется все: от зубочисток до политических программ. Реклама не только утомительна, зачастую она жизненно опасна, и всегда покушается на наш кошелек. Она использует изощренные методы манипулирования, чтобы вымыть из мозгов обывателей остатки критического мышления. И лишь тот, кто умеет уклоняться от манипулирования, защищен от ее воздействия.

Перечисленные проблемы представлены в книге, как проблемы общения.

Общепризнанно, что объяснение как грамотно построить беседу — это удел психологов. Люди изучают Д. Карнеги и других популяризаторов приемов воздействия на собеседников. Однако во время расцвета риторики на первое место ставилось все-таки убеждение. Естественно, что тогда сознание отличалось от современного, и наши предки безусловно доверяли силлогизмам и иным логическим приемам. С тех пор многое изменилось: риторика, софистика, схоластика, казуистика,… если и не стали ругательствами, то, по меньшей мере, приобрели негативный оттенок. А культура убеждения исчезла под напором единственного способа обоснования — выгоды для.

Для современного культурного человека мало быть просто приятным собеседником или «принципиальным борцом за…”, надо уметь логично излагать свои взгляды и понимать чужие. То же относится к деловой прозе: нормативным актам, инструкциям, распоряжениям, указам, докладам и т. п. Зачастую они нечетки, двусмысленны или имеют отпечаток субъективизма, по-разному трактуя один и тот же факт.

Естественно возникает вопрос: логика или психология превалирует в деловом общении? Ответим на него, показав, что прикладная логика не обходится без психологии, как нет психологии общения вне логики. Поэтому эта книга находится на стыке психологии и логики. С одной стороны, автору хотелось доступно изложить необходимые психологические концепции, а с другой — если и не дать всех необходимых знаний по логике, то сделать так, чтобы мышление читателя стало чувствительным к алогизмам, аналогично тому, как грамотный человек испытывает неудобство, увидев грамматическую ошибку.

Многочисленные психологические тесты дадут вам представление о наиболее адекватной манере общения, а примеры и упражнения помогут в логическом построении речи. Часть примеров представляет собой выдержки из документов, некоторые имеют юмористический оттенок, а иные выглядят как логические задачи.

На книжном рынке имеется масса литературы на тему общения. В подавляющем большинстве она выдержана в американских традициях, ее содержание сводится к описанию приемов воздействия на собеседника и уклонения от его манипулирования. Вопрос, почему манипулирование возможно, остается без ответа. Здесь автор исходил из принципа: зри в корень, и на основе классического психоанализа, современных психологических течений и прикладной логики попытался разобрать причины успешного и неудачного общения. Поэтому, если вы предпочитаете не верить на слово, а любите размышлять, то эта книга для вас. В результате вы научитесь слышать больше того, что вам говорят, и говорить именно то, что хотите сказать.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я