Дискуссия: логика и психология

Сергей Попов

Логика или психология превалирует в дискуссии? В книге показывается, что прикладная логика не обходится без психологии, как нет психологии общения вне логики. Поэтому книга находится на стыке психологии и логики. Автору хотелось доступно изложить необходимые психологические концепции и одновременно дать все необходимые знания по логике, чтобы мышление читателя стало чувствительным к алогизмам. Аналогично тому, как грамотный человек испытывает неудобство, увидев грамматическую ошибку.

Оглавление

1.2. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ

Если на клетке с клопом написано — лев,

не верь глазам своим.

(Фольклор)

Когда нас интересует отношение человека к чему-либо, мы обращаемся к своим представлениям о нем, к чувствам, которые он у нас вызывает, и к анализу его поведения. Тем самым мы исследуем оценки личности событий, фактов, людей и т. д. Собранные вместе оценки — вне зависимости от того выражены они в убеждениях, ощущениях или побуждениях к действию — определяют установки личности. Установка — это эффективный способ дать окружающему миру оценку. Когда нам надо быстро отреагировать или продемонстрировать, что мы чувствуем, именно установка определяет нашу реакцию. Поэтому важно знать, как наши установки влияют на наше поведение и, наоборот, определяют ли наши действия наши установки.

Проблема определяют ли установки поведение, связана с фундаментальным вопросом о природе человека: какова связь между тем, что у нас на душе, и тем, как мы действуем. Исходно психологи полагали, что по установкам можно достаточно точно предсказывать поступки людей. Но этот тезис оказался не состоятельным. Установки и поступки подпитывают друг друга, наши установки, служащие оценками, едва ли однозначно предопределяют наши поступки. Более того, меняющиеся установки людей обычно не вызывают сильного отклонения их поведения от стереотипного.

Пример. У человека может быть сильное чувство неприязни всего американского, но, тем не менее, он будет с большим удовольствием потреблять американское пиво, смотреть американские фильмы и даже ездить на фордовской машине.

Общественное воздействие может быть сильным до такой степени, что побуждает людей совершать насилие над своими глубокими убеждениями. Апостол Петр отрекся от Христа еще до его распятия.

Но в действительности можно выделить случаи, когда установки предсказывают поведение. Это происходит когда до минимума сведено постороннее влияние. Тогда установка в точности соответствует наблюдаемому поведению. Поэтому, когда социальное влияние на установки отсутствует или сильно снижено, тогда человек демонстрирует поведение, более согласующееся с ними.

С другой стороны, действия, выражающие установки, сильно подвержены внешнему влиянию. Именно поэтому в повседневной жизни иногда мы говорим то, что другие, как кажется, хотят от нас услышать, и выражаем установки, которых сами не придерживаемся.

Воздействие установок на поведение становится более очевидными, когда мы рассматриваем личность в целом, а не отдельные ее поступки (принцип агрегации). Хотя в общем случае установки не предсказывают поведения, но они реально делают это, когда измеряемая переменная полностью соответствует ситуации. Так установка на то, что надо вести здоровый образ жизни вряд ли предскажет побежит ли обладатель ее сейчас трусцой. Но если у человека есть твердая установка, что бег — это здоровье, то с большой степенью уверенности можно сказать, что он будет придерживаться здорового образа жизни, занимаясь бегом.

Установки достаточно инертны, но, тем не менее, и они поддаются изменению. Существует несколько способов повысить силу установки. В частности, если довести установку до сознания, то ее воздействие будет более сильным. В обычных условиях, когда мы действует автоматически, наши установки зачастую спят. «Цивилизация продвигается вперед, расширяя число операций, которые мы можем осуществить даже не задумываясь». (А.Н.Уайтхед) Но установки направляют наше поведение, когда они приходят нам на ум, т.е. осознаются. Поэтому люди, осознающие самих себя, обычно ладят со своими собственными установками. Установка подразумевает оценку. Установка — это связь, создаваемая нами, между объектом и его оценкой. Когда эта связь прочна, установка воспринимается — поэтому всякое взаимодействие с объектом влечет усиление соответствующей установки. В силу этого чем чаще твердят об установке, тем прочнее связь между объектом и оценкой.

С другой стороны если установка есть результат опыта, она, скорее всего будет более действенно определять поступки человека, нежели установки, приобретенные внушением.

Теперь мы можем ответить на вопрос почему же часто мы поступаем не так как говорим или думаем. Ответ таков: провозглашаемые нами установки и наше поведение подвержены влиянию многочисленных факторов. Поэтому наши установки предопределяют наше поведение лишь если: другие влияния сведены до минимума; установка полностью соответствует предсказанному поведению; установка сильна (что-то вызывает у нас воспоминание о ней, ситуация незаметно активизирует ее, или же мы поступаем так, что она становится сильной).

Такова связь между тем, что мы думаем и чувствуем и тем, что мы делаем, которая во многих случаях гораздо слабее, чем мы полагаем.

Теперь рассмотрим обратную проблему — насколько наши установки определяются нашим поведением.

Мы иногда отстаиваем то, во что верим, но верно и то, что мы часто верим в то, что отстаиваем (см. рис. 3). «Он делает то, что он есть, и становится тем, что он делает» (Р. Музиль). Психическое последствие нашего поведения в действительности проявляется в широком разнообразии социальных ситуаций. Приведенные далее примеры (наши роли, утверждение становится убеждением, феномен «нога в двери», дурные поступки и установки, расовые установки, социальные движения) иллюстрируют силу самоубеждения — установок, являющихся результатом поведения.

Наши роли. Роль — набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения. Когда мы преодолеваем новую ступеньку социальной лестницы, то вынуждены поступать в соответствии с нашим положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. Но это чувство редко сохраняется длительное время. Мы привыкаем к своей роли.

Интересный эксперимент со студентами-добровольцами проводился в США в 1972 г. Моделировалась ситуация взаимодействия заключенных и охранников в тюрьме: при этом часть студентов исполняла роль заключенных, а часть — охранников. Студенты настолько натурально вжились в порученные им роли, что экспериментатор через шесть дней должен был прекратить рассчитанный на две недели эксперимент, увидев опасность социальной патологии.

Ни одни человек не сможет хоть сколько-то долго быть одним для себя и другим для остальных и в конце концов не запутаться, который настоящий. (Н. Готторн)

Эффект утверждение становится убеждением тесно связан с последствиями нашего вживания в роль. Мы поневоле запоминаем произнесенную информацию, и это есть причина того, что на нас влияет произнесенные нами же слова. («Пока я не попытался выразить словами свои собственные убеждения, я не понимал их» — утверждение вполне закономерное.)

Рассмотрим вначале обычную человеческую тенденцию представлять свое сообщение в виде, приятном для слушателя. Мы с большей охотой сообщаем хорошие новости, нежели плохие, и приспосабливаем свои сообщения под представления слушателя, стремимся скрывать свои взгляды, приспосабливаясь к мнению аудитории. Именно по этому заявления политиков более понятны во время предвыборных кампаний. После же выборов их заявления менее однозначны.

Люди, вынужденные давать показания относительно того, в чем не совсем уверены, чувствуют себя весьма неловко. Тем не менее, они начинают верить в то, что говорят, при условии, что их не принуждают к этому. Когда на говорящего не давят, то высказывание становится верой. Короче, мы подгоняем свои сообщения под слушателей, а сделав так, сами начинаем верить в то, что говорим!

Феномен нога в двери — тенденция, в соответствии с которой люди вначале (добровольно!) соглашающиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Так если вначале получить согласие людей на добровольное участие в некотором мероприятии, то число участников значительно увеличивается, по сравнению с той группой, в которой такое согласие не получалось. Если торговое соглашение заполняет сам покупатель, то они, как правило, придерживаются взятых на себя обязательств.

Совет. Прежде, чем соглашаться на небольшую просьбу, подумайте о последствиях.

Принцип установки есть следствие поведения характерен также и для большинства безнравственных поступков. Зло порой является результатом постоянно увеличивающегося числа уступок. Незначительный дурной поступок может упростить попытку совершения более тяжелого, так как дурные поступки подрывают нравственную чуткость человека. Так причинение вреда невинной жертве, едкие словечки или шокирующие высказывания — обычно порождают у агрессора пренебрежительное отношение к объекту своих действий, тем самым давая ему возможность в последующем оправдать свое поведение.

Наоборот, опыты показывают, что позитивное поведение по отношению к кому-либо вызывает расположение к этому человеку. Поэтому, если вы хотите кого-либо еще больше полюбить, ведите себя так, как будто с вами это уже произошло.

«Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы делаем» (Л. Толстой).

Однозначного ответа, почему поступки влияют на установки нет. В настоящий момент имеются три теории, которые содержат различные модели, позволяющие проследить связь между поведением и установками. Это теории: самопрезентации (полагающая, что мы по стратегическим причинам выражаем установки, которые представляют нас как последовательных личностей); когнитивного диссонанса (допускающая, что мы уменьшаем внутренний дискомфорт, находя оправдание своим поступкам) и самовосприятия (считающая, что наши поступки суть саморазоблачения, когда мы не уверены в своих оценках или убеждениях, то делаем выводы из собственного поведения, так же, как это сделали бы другие).

Рассмотрим самые существенные черты каждой из них.

А. Теория самопрезентации — управление впечатлением. Самопрезентация — акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.

В основу теории положен тезис, что каждый из нас хочет являться целостной личностью и никто не хочет выглядеть непоследовательным. Чтобы избежать этого, иногда мы выражаем установки, которые соответствуют нашим поступкам. Чтобы казаться последовательными, мы можем даже стимулировать установки, в которые на самом деле не верим. Конечно, это подразумевает некую неискренность или лицемерие, зато дает возможность произвести нужное впечатление.

Мы выражаем свое самоопределение (самоопределяемся), показывая себя как определенный тип человека. В знакомой ситуации это происходит без сознанных усилий. В незнакомой обстановке мы делаем это сознательно. Так, готовясь к фотографирования, мы придаем лицу (смотрясь в зеркало) разные выражения.

Изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление называется самомониторингом. При высоком показателе самомониторинга (согласие с утверждением: «Я стремлюсь быть таким, каким меня хотят видеть») люди приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситуациями (хамелеоны). Настроив свое поведение в ответ на ситуацию, они, скорее всего, будут поддерживать установку, которой на самом деле они не придерживаются. Помня о других, они вряд ли будут поступать в соответствии с собственными установками. Поэтому у людей с высоким показателем самомониторинга установки выполняют функцию социального регулирования: помогают адаптироваться к новой работе, роли и взаимоотношениям.

Люди с меньшими показателями самомониторинга меньше заботятся о том, что о них думают другие, больше руководствуются внутренними ощущениями, и поэтому более вероятно, что они говорят и действуют так, как чувствуют на самом деле.

Б. Когнитивным диссонансом называется напряжение, которое появляется при осознании несовместимости двух знаний. Например, диссонанс возникает когда мы осознаем, что действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими установками или приняли решение в пользу одного варианта, а логика требует другого.

Суть теории когнитивного диссонанса состоит в том, что наши установки изменяются потому, что мы вынуждены поддерживать согласованность между структурами Эго (т.е. нашими знаниями). Поэтому для уменьшения неприятного ощущения мы зачастую приспосабливаем наше мышление.

Половина любителей сигарет не согласилась с некурящими, которые почти полностью разделил мнение, что «курение действительно так опасно, как об этом говорят».

Эффект недостаточного внешнего оправдания состоит в уменьшении диссонанса путем внутреннего оправдания своего поведения, поступка, когда мало внешнее оправдание. Чувствуя свою ответственность за совершенные поступки или сделанные заявления, мы с большей силой начинаем верить в них или оправдывать их. Тем самым мы берем ответственность за свое поведение, если выбрали его без особого внешнего давления и побуждения.

С двумя группами студентов (добровольно!) проводили один весьма утомительный, скучный и бессмысленный эксперимент. Затем первой из них заплатили по 20 дол., а второй по 1 дол. После этого всем им был задан вопрос: «Был ли эксперимент интересным?» Более позитивные ответы давала вторая группа. Они имели меньшее внешнее оправдание своего участия в эксперименте, и поэтому ликвидировали диссонанс путем внутреннего оправдания своего поступка.

Таким образом, согласно теории диссонанса поощрения и стимулы должны быть достаточно велики, чтобы вызвать желаемое действие. Но необходимо использовать только достаточные побудительные мотивы, чтобы вызвать желаемые установки, и как следствие — поведение.

После принятия важных решений мы обычно ослабляем диссонанс, свыкаясь с выбранной альтернативой и забывая о том, что отклонили. При простых решениях эффект решение становится убеждением может проявиться очень быстро. Так после того, как вы поставили на определенную лошадь, у вас возникает чувство уверенности в своем поступке гораздо большее, чем до того.

Таким образом, как только решение принято, оно создает опоры для внутренней поддержки — те самые причины, которыми мы оправдываем его целесообразность. Зачастую этот новый фундамент столь силен, что, если изымается его часть, пусть даже основополагающая, решение все равно не будет отменено. Мы все равно приобретаем билет, когда решили поехать куда-то, даже если этот билет существенно подорожал. Хотя изначально за эту суммы мы не поехали бы.

Замечание. Люди, хорошо осознающие себя, чувствуют меньшую потребность в оправдании своих поступков. Таким образом, нежелаемое поведение, порождающее диссонанс, стимулирует людей потому, что поступки такого рода угрожают целостности личности.

В. Согласно теории самовосприятия неуверенность в собственных установках заставляет нас делать о них выводы посредством наблюдения за собой, т.е. отслеживая свое поведение и ситуацию.

Мы делаем заключение об установках других людей — наблюдая за их действиями в определенных ситуациях и объясняем их поведение либо личностными чертами и установками, либо внешними обстоятельствами. В точности так же, когда наши установки слабы или неопределенны, мы находимся в положении человека, наблюдающего за своим поведением со стороны. Это в особенности характерно для тех случаев, когда мы не можем приписать свое поведение внешним обстоятельствам. Действия, которые мы совершаем безо всякого принуждения, говорят сами за себя. «Лучше всего себя осознаешь, не созерцая, а действуя» (Гете).

Действия могут вызывать эмоции. Начните танцевать, даже если это вам не хочется, и вы почувствуете прилив возбуждения. Действуйте, как будто от вас исходит энергия, и вы сможете стать таковым. Изображение эмоций и позы другого человека (отзеркаливание) позволяет почувствовать большую эмпатию. Поэтому, чтобы понять, что чувствуют другие, посмотритесь в зеркало и сделайте такую же гримасу.

«Свободное выражение внешних эмоций усиливает их. С другой стороны, всемерное подавление внешних признаков ослабляет эмоции» (Ч. Дарвин «Выражение эмоций человека и животных»).

В рамках теории самовосприятия достаточно хорошо объясняется эффект недостаточного оправдания, который заключается в том, что наименьший стимул, который заставляет людей действовать, является обычно самым эффективным, побуждающим их предпочесть эту деятельность и следовать ей. Действительно, люди объясняют свое поведение своими внутренними установками, а не внешними условиями.

Имеется даже усиление этого эффекта: вопреки мнению, что вознаграждение всегда усиливает побудительные мотивы, теория предполагает, что награда, которая не является необходимой, порой не имеет действительной стоимости. Поэтому вознаграждение за то, что и так принесло людям удовлетворение, может привести к тому, что свой поступок они будут приписывать плате, тем самым подрывая свое ощущение, что действовали так только потому, что это им нравилось. Возникает так называемый эффект сверхоправдания — если платить людям за то, что они и так с удовольствием делали, то они будут рассматривать свои действия как управляемые извне, а не внутренне мотивированными. При этом важно, чтобы награда имела вид контролируемого внешнего воздействия. Если награда имеет вид: «Ты такой молодец!», то мотивация поступка не уменьшается, так как в данном случае увеличивается самооценка человека.

Ученик, который с удовольствием брал в библиотеке по 5 книг в неделю и проглатывал их, потерял всякую охоту читать, когда в школе был установлен лимит в 10 книг за 3 месяца. Если пообещать награду детям, играющим в кубики, то они прекратят это занятия, так как будут рассматривать свое занятие не игрой, а работой.

Замечание. Неожиданная (!) награда не уменьшает внутреннего интереса, так как люди продолжают приписывать действия своим внутренним мотивам.

Совет. После того, как человек дает согласие, предложите ему внутреннюю причину, оправдывающую его поступок. «Я знал, что ты поделишься своими игрушками, потому что ты великодушный человек».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я