Дискуссия: логика и психология

Сергей Попов

Логика или психология превалирует в дискуссии? В книге показывается, что прикладная логика не обходится без психологии, как нет психологии общения вне логики. Поэтому книга находится на стыке психологии и логики. Автору хотелось доступно изложить необходимые психологические концепции и одновременно дать все необходимые знания по логике, чтобы мышление читателя стало чувствительным к алогизмам. Аналогично тому, как грамотный человек испытывает неудобство, увидев грамматическую ошибку.

Оглавление

ИТАК, НАЧНЕМ

Продуктивное общение требует умения создавать непринужденную обстановку, понимать и убеждать собеседника, отстаивать точку зрения, и демонстрировать, что именно вы для него самый необходимый человек. Все это невозможно без понимания ситуации и без осознания себя и собеседника как личностей. То, что кажется межличностным конфликтом, в большинстве случаев есть просто следствие неверных выводов и необоснованных ожиданий.

Отсутствие навыков общения ведет к бесконечным разговорам, не затрагивающим сути проблемы. Результат — трата времени и сил там, где возможно оперативное решение. Показательны в этом отношении теледебаты политических противников. Редко кто из них находится на приличном уровне полемической культуры, демонстрируя логику, такт и уважение к противнику.

Под переговорами будем понимать вербальную и визуальную коммуникацию, имеющую характер беседы (разговора, обсуждения, спора, дискуссии, полемики и т.п.) двух или более участников (собеседников, коммуникаторов, партнеров, сторон, оппонентов, противников), когда каждый решает свои задачи, используя как собственную информацию, так и ставшую доступной в процессе общения.

В общем случае перед собеседниками встают две проблемы: логическая и психологическая. Во-первых, для понимания более или менее сложного вопроса необходим навык логического мышления. Во-вторых, при обсуждении не обойтись без адекватной оценки заинтересованных лиц — их компетентности и объективности, а также умения продемонстрировать свою компетентность, открытость и т. п. Обычно субъективные средства достижения цели противопоставляются объективной цели переговоров, так как решаются не субъективные задачи, а ищется ответ на конкретный вопрос. Из этого вытекает основная проблема переговоров: субъективными средствами установить объективную истину.

Поэтому переговоры требуют навыков и немалых психических усилий. Это особенно заметно при незапланированных встречах, когда выручает только собственная подготовка.

Пример. Навыки делового общения актуальны для выпускников ВУЗов, как правило, обладающих приличной профессиональной подготовкой, но при устройстве на работу не способных продемонстрировать свои достоинства. Поэтому на лучшие места устраиваются не самые способные, а обладающие самостоятельностью, чувством собственного достоинства и умеющие «подать себя».

Без навыка логического мышления человек не сразу схватывает содержание вопроса, ему приходится долго вникать в суть проблемы. Логическая отсталость всегда производит грустное впечатление и воспринимается окружающими как тупость. Поэтому логическая культура необходима при обсуждении любой проблемы. И если у вас она выше, чем у собеседника, то вы оказываетесь в более выгодном положении, получая реальные преимущества. Когда ни одна из сторон не видит всей проблемы, представляя ее лишь фрагментарно, то обсуждение напоминает плохо управляемый корабль: он, вроде бы, и движется в порт назначения, но большую часть времени тратит на то, чтобы вернуться на правильный курс вследствие необдуманной команды.

Пример логической бессмыслицы. Риэлтерская фирма в договор, заключаемый с клиентом, обязуясь подобрать для него жилплощадь, включила фразу: «Клиент не будет предъявлять претензий к размерам и качеству подбираемой площади». Но, когда квартира только подбирается, клиент, естественно, обладает правом предъявлять претензии, так как ему в ней жить. Если же он уже приобрел квартиру, то площадь не подбираемая, а подобранная.

Второй важной составляющей деловых встреч, является их психологическая обстановка, так как стороны имеют свои интересы, представления, подходы, методы решения и т. п. Намерения каждой из них могут не прозвучать явно, а присутствовать как фон в виде неосознанных проявлений. И если вы первым распознаете истинные намерения оппонентов, то окажетесь в более выгодном положении, так как они не будут для вас tabula rasa. Иногда этого достаточно для изменения хода встречи в необходимом направлении.

Психологический анализ ситуации основывается не только на вербальной информации. Следует также принимать во внимание речевые особенности, скорость реакции на ваши слова, отклонения от главной темы, мимику, жесты, позы, эмоциональные состояния собеседников и многое другое. Невербальные сигналы имеют большое значение для правильной ориентации беседы. В случае несоответствия вербальных и невербальных сигналов люди, как правило, полагаются на последние. «Видимый человек есть только образ невидимого, каково тело такова и душа» — полагали древние. Анализ характера информации, которой обмениваются собеседники, показывает, что ее передача вербальными средствами занимает 7%, звуковыми (включая тон голоса и интонацию) — 38% и невербальными — 55%. По другим данным, словесное общение занимает только 35%, а 65% информации передается невербально.

Пример. Вспомните, как в детстве, отец, упрекая вас по поводу очередной стычки с соседским мальчишкой, в то же время дружелюбно похлопывал вас по плечу. В это время вы, в первую очередь, воспринимали не его довольно грозные слова, а дружественные невербальные сигналы. Нетрудно вспомнить и противоположные примеры, когда, казалось бы, нейтральная речь матери не соответствовала ее невербальным сигналам, и от этого вам становилось грустно.

Итак, налицо две стороны общения — логическая и психологическая, которые нельзя рассматривать отдельно. Действительно, человек, находясь в различных психических состояниях, из одного и того же факта делает иногда на удивление разные выводы. При конструировании поведения субъективный опыт не всегда осознается, но никогда не игнорируется. С другой стороны, психические проявления поддаются достоверному описанию. И чем объективнее это описание, тем адекватнее представляется поведение субъекта.

Тесты.

Общаясь, человек замечает за собой такие качества, на которые в обыденной жизни не обращает внимания (напряженность, агрессивность, застенчивость, замкнутость, раздражительность, болтливость и т.п.). Это наподобие зрения, мы обращаем на него внимание, лишь при необходимости, например, когда начинаем плохо видеть. Сформулировать эти качества и выделить их помогут следующие тесты.

1. Основа успеха в любой профессии, связанной с межличностным общением, заключается в умении влиять на окружающих. Проверьте, насколько вы сможете повести людей за собой, убедить их в своей правоте. Отвечать можно либо «да», либо «нет».

1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?

2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

4. Немедленно ли вы реагируете, если замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?

5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?

6. Любите ли вы делать то, что демонстрирует окружающим ваши незаурядные возможности?

7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменным?

9. Предпочитаете ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?

12. Нравится ли вам поддразнивать слишком самоуверенных людей?

13. Осмеливаетесь ли вы доказывать своему начальнику или кому-либо весьма авторитетному лицу, что он в чем-то неправ?

Обработка результатов: за каждое совпадение ваших ответов с ключом начислите себе 5 баллов.

Ключ: ответ «да» — вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13; ответ «нет» — вопросы 2, 8, 9.

Итак, если у вас:

30 — 65 баллов, то, скорее всего, вы можете эффективно влиять на других, меняя их стереотипы поведения, поучая, управляя, наставляя на путь истинный. Вы убеждены, что человек не может замыкаться в себе, избегать людей и держаться в стороне. Наоборот, он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Вы наделены даром убеждения. Однако если ваша позиция станет чрезмерно агрессивной, то вы рискуете превратиться в тирана;

менее 30 баллов, то вы часто бываете правы, но убедить в этом окружающих вам удается редко. Вы полагаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должна быть подчинена строгой дисциплине, рассудку, хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. При этом вы часто бываете слишком сдержанным, не достигая из-за этого желаемой цели, и зачастую вас неправильно понимают.

2. Умение убеждать — это искусство, которым вы обязаны овладеть, если хотите чего-то добиться. Ниже приведен тест, который поможет оценить ваши способности доносить до собеседника свои мысли. Отвечать можно либо «да», либо «нет».

1. Высказывая свою точку зрения, всегда ли вы смотрите на того человека, к которому обращаетесь?

2. Легко ли вас расслышать во время разговора?

3. Стараетесь ли вы использовать лишь те термины, которые понятны собеседникам?

4. Всегда ли вы можете привести, по меньшей мере, пару веских аргументов в пользу своего какого-либо оригинального утверждения?

5. Легко ли вы теряете контроль над собой, своими чувствами?

6. Легко ли вас обескуражить высказыванием, вопросом, шуткой и т.п.?

7. Склонны ли вы давать обещания, которые не в состоянии выполнить или которые не выполняете?

8. Есть ли у вас привычка запоминать интересные факты из прочитанного, увиденного или услышанного?

9. Часто ли люди пугают вас?

10. Любите ли вы поспорить ради спора?

Обработка результатов: за каждое совпадение ваших ответов с ключом начислите себе 1 балл.

Ключ: ответ «да» — вопросы 1, 2, 3, 4, 8; ответ «нет» — вопросы: 5, 6, 7, 9, 10.

Итак, если у вас:

0 — 3 балла, то вы, вряд ли, добьетесь успеха в отстаивании своего мнения;

4 — 8 баллов, то ваши способности к убеждению самые обычные. Иногда вы можете отстоять свою позицию, но часто это не удается;

не менее 9 баллов, то вы умеете убеждать.

3. А теперь посмотрим, насколько вы коммуникабельны. На каждый вопрос вам необходимо ответить «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная встреча. Выбивает ли вас ожидание ее из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться переживаниями с кем-либо?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то еще вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он не вернул 100 долларов, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо — промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, в театре). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас собственные сугубо индивидуальные оценки произведений литературы, искусства, и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете?

14. Услышав где-либо явно ошибочное высказывание по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов: за каждое «да» — начислите себе 2 балла; за каждое «иногда» — 1 балл; за каждое «нет» — 0 баллов.

Итак, если у вас:

30 — 32 балла, то вы явно некоммуникабельны. Поэтому старайтесь стать общительнее, это может сделать вашу жизнь интереснее;

25 — 29 баллов, то вы замкнуты, неразговорчивы и предпочитаете одиночество. Необходимость новых контактов, если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту свою особенность и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством. Ведь бывало, что при сильном увлечении вы вдруг становились отличным собеседником;

19 — 24 балла, то вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях слишком много сарказма без всякого на то основания;

14 — 18 баллов, то вы нормально коммуникабельны, любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы и отстаиваете свою точку зрения спокойно. Без переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки, а многословие вызывает у вас раздражение;

9 — 13 баллов, то вы весьма общительны (порой, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказаться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть центром внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите;

4 — 8 баллов, вы, должно быть, «рубаха-парень». (Это определение можно отнести и к представительницам слабого пола.) Общительность бьет из вас ключом, вы в курсе всех дел, принимаете участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже имея о нем поверхностное представление, всюду чувствуете себя в своей тарелке, беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда доводите его до конца;

3 балла и меньше, то ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы нередко бываете причиной разного рода конфликтов. Вспыльчивы, обидчивы, часто необъективны.

4. Если вы постоянно раздражаете своих собеседников, то это очень плохая черта. Посмотрите, как обстоят у вас дела с этим. Отвечать можно либо «да», либо «нет».

1. Склонны ли вы рассказывать другим о знаменитостях, которых знаете лично?

2. Часто ли вы даете понять окружающим, что по многим проблемам обладаете информацией «не для всех»?

3. Бывают ли случаи, когда вы принимаете приглашение, а потом отказываетесь в самый последний момент?

4. Есть ли у вас какие-либо весомые достижения, о которых вы постоянно рассказываете окружающим?

5. Часто ли вы делаете замечания своим друзьям, что они неправильно себя ведут?

6. Часто ли вы говорите другим, что они неважно выглядят и что им следует обратиться к врачу?

7. Бывает ли так, что когда хозяйка подает аппетитное блюдо, вы начинаете рассказывать о еще лучшем, которое вам подавали где-нибудь?

8. Есть ли у вас излюбленные, часто практикуемые острые шутки в отношении ваших друзей?

9. Склонны ли вы давать другим понять, что являетесь знатоком в чем-либо — кулинарии, моде, спорте, науке, политике или искусстве?

10. Занимает ли у вас много времени выбор той или иной покупки?

11. Любите ли вы подробно рассказывать о перенесенном заболевании?

12. Если вы обладаете конкретными знаниями в области истории, литературы, математики и т.п., стараетесь ли вы сообщить их окружающим, даже когда вас об этом не просят?

13. Пытаетесь ли вы убедить других в преимуществах вашего образа жизни?

14. Любите ли вы подробно и развернуто высказываться по поводу преимуществ идеалов, в которые верите?

15. Если ваш гость не знает ваших друзей или членов семьи, будете ли вы все равно рассказывать о них, показывая семейный альбом, фотографии, слайды и т.п.?

Обработка результатов: за каждое «да» — начислите себе 1 балл; за каждое «нет» — 0 баллов.

Итак, если у вас:

больше 10 баллов, то у вас определенно есть талант действовать на нервы. Быть может, вы просто безобидный зануда, но может быть и хуже;

8 — 10 баллов, то вы не особенно нервируете собеседников, но опасность стать занудой еще присутствует;

меньше 8 баллов, то вы редко нервируете собеседников. Люди обращаются к вам со своими проблемами, потому что вы не будете читать им лекции, поучать или демонстрировать свою мудрость.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я