4.3. Сопоставление с количественными показателями
Данная перепроверка основана на сопоставлении выручки за рассматриваемый месяц с продажей штучных товаров или услуг.
В торговле такая перепроверка возможна в том случае, когда продажи однородных товаров фиксируются преимущественно в штуках или единицах, например: одежда, обувь, головные уборы, мебель и прочее.
Выручка за месяц = средняя цена товара Х количество проданных товаров за месяц
Полученное расчетное значение должно ориентировочно равняться значениям выручки за месяц, полученным от клиента.
В сфере услуг такая перепроверка возможна в том случае, когда может быть известно количество оказанных услуг или выполненных заказов, например: ремонт бытовой техники, парикмахерские, услуги СТО, такси и прочее.
Выручка за месяц = средняя цена услуги Х количество оказанных услуг за месяц
Полученное расчетное значение должно ориентировочно равняться значениям выручки за месяц, полученным от клиента.
В сфере автомобильных грузоперевозок можно провести отдельную количественную перепроверку, основанную на расходе топлива. Имея информацию об объеме потребленного топлива конкретным автомобилем (в рублях или литрах) за рассматриваемый месяц, а также зная норму расхода топлива этого же автомобиля (литры/100 км), возможно определить пробег за месяц по формуле:
Пробег автомобиля (-ей) за месяц = (объем потребленного топлива /расход топлива на 100 км) х 100
Для определения выручки за месяц необходимо выяснить тарифы на грузоперевозки в конкретном регионе страны и коэффициент загрузки транспорта (для исключения порожнего, неоплачиваемого пробега) в рассматриваемом месяце:
Выручка за месяц = пробег автомобиля х тариф на грузоперевозку х коэффициент загрузки
Источники информации
Источники информации о количественных показателях:
— Рабочие тетради
— Товарные накладные
— Нормы расхода топлива, пробег автомобилей
— Нормы расхода сырья, материалов
— Максимальная мощность оборудования, максимально возможное количество рейсов в день/месяц, максимальное возможное количество услуг в день/месяц
— Переговоры с владельцами бизнеса и сотрудниками компании
Вопросы собственнику бизнеса для перепроверки:
— Каков ассортимент реализуемых товаров?
— Какой перечень оказываемых услуг? Какие услуги пользуются большим спросом?
— Как построен учет продаж?
— Как зависит спрос на товары, продукцию, услуги от дня недели/сезона?
— Количество реализуемых товаров/оказываемых услуг в день/неделю/месяц?
— Минимальное и максимальное количество выпускаемой продукции?
— Производительность оборудования, работников?
— Какой расход топлива у грузовых автомобилей? Каковы тарифы на грузоперевозки? Сколько времени занимает один рейс?
Задача
На момент посещения бизнеса клиента кредитным специалистом были получены следующие сведения:
Предприниматель оказывает парикмахерские услуги, работает одна, без наемных сотрудников.
Учет выручки не ведется, по данным владельца бизнеса, выручка в месяц ориентировочно составляет 200 000 рублей.
Вопрос: Как можно перепроверить информацию о выручке с помощью сопоставления с количественными показателями?
Решение:
Задать вопросы и проанализировать данные. Например:
Вопрос: График работы парикмахерской?
Ответ: Пять рабочих дней в неделю.
Вопрос: Сколько клиентов в среднем обслуживается в парикмахерской ежедневно?
Ответ: Примерно восемь человек, мужчины и женщин поровну.
Вопрос: Какие основные мужские и женские услуги оказываются клиентам ежедневно?
Ответ: Мужчины — только стрижка волос, женщины — все подстригают волосы, и каждая вторая окрашивает волосы.
Вопрос: Средняя стоимость названных услуг?
Ответ: Мужская стрижка волос — 500 рублей, женская стрижка волос — 1 000 рублей, женская стрижка с покраской волос — 3 000 рублей.
Далее анализируем информацию:
В месяце в среднем 30 дней, из них рабочих 22 дня.
Средняя выручка в день составляет 10 000 рублей = 500 х 4 +1 000 х 2 +3 000 х 2
Выручка в месяц = 10 000 х 22 = 220 000 рублей.
Ответ:
Полученный результат практически совпадает с данными от клиента.
220 000 рублей ≈ 200 000 рублей.
Задача
На момент посещения бизнеса клиента кредитным специалистом были получены следующие сведения:
Компания указывает услуги по грузоперевозке тремя автомобилями, оборудованными тентованными полуприцепами.
Учет выручки не ведется. Со слов владельца бизнеса, выручка в месяц ориентировочно составляет 2 000 000 рублей.
Вопрос: Как можно перепроверить информацию о выручке с помощью сопоставления с количественными показателями?
Решение:
Задать вопросы и проанализировать данные. Например:
Вопрос: Сколько топлива было израсходовано автомобилями в рассматриваемом месяце?
Ответ: 10 000 литров дизельного топлива всеми автомобилями.
Вопрос: Какой расход топлива автомобилей?
Ответ: В среднем 40 литров/100 км.
Вопрос: Каковы расценки на грузоперевозки?
Ответ: В среднем 50 000 рублей за 1 000 км.
Конец ознакомительного фрагмента.