Фигура Анри Картье-Брессона довольно редкая, и книг ей посвящено очень мало. Между тем творчество Анри Картье-Брессона целиком посвящено развитию XX века. Он стал одним из сторонников создания общества фотографов — агентства «Магнум», объединившего самых талантливых фотографов. Всю жизнь снимал малоформатной камерой «Лейка», не использовал «игры с увеличителем» и, вообще, считал, что «светопись заканчивается там, где начинаются игры с технологиями». И он оказался совершенно прав.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Анри Картье-Брессон. Момент истины. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Не лгать!
Анри Картье-Брессон стал одним из основоположников фоторепортажа, как жанра документальной фотографии и достиг в этой области недосягаемых высот. На своем пьедестале он был одинок. Картье-Брессон и… все остальные. Причём, достаточно далеко — где-то там, у подножия.
Всмотритесь в фотографии Анри Картье-Брессона. Это подлинные произведения изобразительного искусства. И в то же время — ничем не приукрашенная реальность, жизнь, как она есть. Мгновенья истины.
Он сформулировал очень простой закон, который работает стопроцентно и сразу во множестве областей человеческой деятельности. Этот закон работает в жанре фоторепортажа. Он работает в документальной фотографии в принципе — в том числе в жанре портрета. Он работает в журналистике вообще, включая все её виды. И, что совсем удивительно, его закон работает и в… жизни. Да, да, в самой что ни на есть обыденной жизни. Этот закон Картье-Брессона укладывается в два слова — «не лгать».
По Картье-Брессону, фоторепортёр должен быть незаметен, неотличим от других людей. Он должен срастись с толпой, быть частью человеческого сообщества. И уметь в нужный (решающий!) момент выхватить мгновенье наибольшего напряжения, чтобы одним снимком передать суть происходящего.
Если мало одного снимка, можно сделать два или три. Или десять. Но начинал Картье-Брессон с одного снимка. И большинство его восхитительных «репортёрских фотокартин» укладывается в единственный снимок.
Один кадр и — целая история! Со своим началом, кульминацией и развязкой.