Азбука спасения. Том 18

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

СКРЫТЫЕ ГРЕХИ

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Следовательно, как ни прячемся мы теперь с грехами своими, пользы от этого нам никакой нет. Святитель Феофан Затворник

Иисус Христос (Спаситель)

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано (Мф.10:26).

Пророк Даниил

Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним (Дан.2:22).

Апостол Павел

И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет (Евр.4:12).

Святитель Василий Великий

Грех умолчанный есть гнойный вред в душе

Грех, живущий во глубине души, умерщвляется в ней принятием такого поста, который подлинно достоин сего наименования.

Проливай слезы о грехе: это — душевный недуг, это — смерть души бессмертной, грех достоин плача и немолчных рыданий.

Как за телом тень, так за душой следуют грехи, явственно изображающие ее дела.

Не пренебрегай никакою погрешностью, хотя бы она была менее всякого зловредного животного, но поспеши исправить ее покаянием…

Человек сотворен по образу и по подобию Божию, а грех, увлекая душу в страстные пожелания, исказил красоту образа.

Мы в состоянии будем стереть с себя греховные пятна люботрудною молитвою и постоянным изучением Божией воли.

Святитель Григорий Нисский

Грехи, имея в себе скрытую гибель, желательными кажутся на первый взгляд, по какому-то обольщению для неосмотрительных столько же привлекательными, как и дело доброе.

Святитель Феофан Затворник

Как ни прячемся с грехами своими, пользы от этого нам никакой

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано (Мф.10:26, Лк.12:2). Следовательно, как ни прячемся мы теперь с грехами своими, пользы от этого нам никакой нет.

Придет срок, а далеко ли он? — и все выйдет наружу. Как же быть? Не надо прятаться. Согрешил — иди и открой грех свой духовному отцу твоему. Когда получишь разрешение, грех исчезнет, будто его не было. Нечему будет потом быть открываему и являему. Если же спрячешь грех и не покаешься, то сбережешь его в себе, чтоб было чему обнаружиться в свое время на обличение тебя.

Все это нам наперед открыл Бог, чтоб мы еще теперь ухитрились обезоружить Его праведный и страшный суд на нас грешных.

Ниже приобщайся чужим грехом, — то есть грехам рукополагаемого, «возводя недостойного на степень тайносовершителя для народа» (Экумений). Если скоро, без должного исследования. Рукоположишь кого, то может случиться, что он кажется неисправным. Грехи, которые он потом наделает, и вред, который он тем причинит Церкви, тебе вменятся. И будешь ты причастен чужим грехам. «Доставив ему власть, подвергнешься наказанию за соделанные им, — как прежние, так и будущие, грехи.

Ибо, неблаговременно отпустив ему прежние грехи, ты сделаешься виновным и в тех, которые он совершит впоследствии времени, — именно: будешь причиною сих последних, — потому что вверил ему начальство, — а прежних, — потому что не дал ему оплакать их и прийти в состояние сокрушения. Ты становишься соучастником как благих его дел, так и грехов» (святой Златоуст). «Не должно рукополагать и того, за которым подозреваются грехи (чья непорочность сомнительна), чтоб не запятнался грехами его рукоположитель. Если совершенно скрыты грехи его (никакого их следа не видно), то рукоположитель безопасен: совесть его свободна. Но подозрение должно наводить страх. И тогда он грешит, если, не испытав как должно, рукоположит. Рукополагаемый должен быть лучше прочих. Не довольно для него быть без порока, явны должны быть его добрые дела, чтоб почесть его достойным рукоположения» (Амвросиаст).

Авва Исайя

Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Не оставляй в сердце тайной связи со грехом…

Будем часто раскрывать книгу совести, будем всматриваться в свои пятна греховные, будем приготовлять их к омовению исповедью. Не щади грехов твоих! Не сочти какого-либо проступка маловажным, извинительным, не признай невинными каких-либо навыков и упражнений, порицаемых Писанием. Обвини себя, чтоб получить обильное оправдание от Бога. Решись обнажить с откровенностью язвы перед отцом духовным!

Не оставляй в сердце тайной дружбы, тайной связи со грехом, скрывая его, отлагая открытие его до будущего времени! Иначе твое покаяние будет неистинным, лицемерным, в душе твоей будет оставаться залог, причина к продолжению жизни греховной. Неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непроницаемой тьме. С решительностью возненавидь грех! Измени ему обнаружением его — и он убежит от тебя, обличи его как врага — и примешь свыше силу сопротивляться ему, побеждать его.

Преподобный Силуан Афонский

Частая исповедь истребляет неправду, отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, укрепляет против искушений, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, укрепляет против искушений, вливает в душу святой мир, умножает стремление к благочестивой жизни и делает человека день ото дня чище и совершеннее.

Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться — и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я