Азбука спасения. Том 18

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ЯД ГРЕХА

До крещения грех жил в сердце человека как яд, проникал все его существо. С крещением яд греха измывается, душа просвещается и освящается. Преподобный Иоанн Кронштадский

Святитель Григорий Богослов

Грех — не такой яд ехидны, от которого тотчас по уязвлении постигает мучительная боль, или самая смерть, так что тебе было бы извинительно бежать от зверя или убить его. Напротив того, если можешь, уврачуй брата, а если нет, по крайней мере сам не подвергнешься опасности сколько-нибудь участвовать с ним в его порочности. Болезнь брата есть какой-то неприятный смрад, и его, может быть, прогонит превозмогающее твое благовоние. И тебе можно бы охотно решиться за своего сораба и сродника на нечто подобное тому, что Павел ревнитель осмелился помыслить и сказать, сострадая об израильтянах, т. е. чтобы вместо него, если возможно, приведен был ко Христу Израиль, — и тебе говорю, который часто, по одному подозрению, отлучаешь от себя брата; и кого, может быть, приобрел бы благосклонностью, того губишь своею дерзостью, губишь свой член, за которого умер Христос. Итак, хотя ты и крепок, говорит Павел, рассуждая о брашнах, и благонадежен в слове и мужестве веры, однако ж, назидай брата и не брашном твоим погубляй (Рим. 14:15) того, кто почтен от Христа общим страданием.

Преподобный Ефрем Сирин

Грех приносит с собою страх, и его не должно скрывать, как скоро совершен, потому что не хочет обнаруживать себя, как гнусный и губительный.

Поелику грех гнусен, то скрывается, поелику он — яд, то таится, а если бы не был так мерзок, то не искал бы скрытности, и если бы не был так ядовит, то не желал бы оставаться в тайне.

Если грех еще здесь ввергает грешника в.… ужас, то какое мучение произведет в нем, когда предстанет он Судне?

Преподобный Иоанн Кронштадский

До крещения грех, как яд, проникал все его существо

Яд греха глубоко проник в нашу душу, и он незаметно для нас самих отравляет едва не все наши добродетели. Не лучше ли почаще и попристальнее всматриваться в себя и замечать в глубине своей души свои недостатки, чтобы исправлять их, а не выставлять на вид свои совершенства? Да и зачем их выставлять на вид, оценивать самим, когда есть самый беспристрастный ценитель их на небе — Господь Бог, Который воздаст каждому по делам его (Откр.22:12), конечно, знает, как оценить наши дела. Предоставим же Ему судить о наших добродетелях, а сами со страхом Божиим, без превозношения будем совершать свое спасение (Флп.2:12)

В крещении человек освобождается от проклятия, как от последствия греха, и возвращается ему благословение Божие. Крещенные суть чада Божии, аще же чада, и наследницы; наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу (Рим.8:17). Крещаемому принадлежит Царствие Божие уже по самому крещению. До крещения грех жил в сердце человека, как яд проникал все его существо. С крещением яд греха измывается, душа просвещается и освящается. Грех перестает действовать на человека властительски, человек получает силу, при помощи которой он побеждает грех, действующий теперь на него извне, приражениями; крещающийся получает силу стоять за истину и правду до смерти, и смерти иногда ужасной и мучительной, что показали на себе св. мученики. В крещении ветхий, греховный наш человек со Христом распинается и умирает, а восстает новый. Аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор.5:17). Этот новый человек не связан необходимостью работать греху, но свободно может избрать служение Христу, яко ктому не работати нам греху (Рим.6:6).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Настолько наша природа повреждена греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке может служить для него причиной гордости и гибели.

Яд греха, ввергнутый падением в каждого человека и находящийся в каждом человеке, действует по Промыслу Божию в спасающихся к существенной и величайшей их пользе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я