Азбука спасения. Том 18

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

ЧУЖИЕ ГРЕХИ

Не смотри на чужие грехи, но рассматривай свое зло, ибо не о чужих грехах будешь испытан, а о себе воздашь слово — за свои грехи будешь отвечать. Святитель Дмитрий Ростовский

Иисус Христос (Спаситель)

Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены, прощайте, и прощены будете, давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше, ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя, но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод, и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю? (Лк.6:37—46).

Святой Антоний Великий

Если увидишь, что какой-нибудь брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него и не осуждай его, ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих.

Уха своего не подставляй, чтоб услышать худое (о других), но будь снисходительно жалостлив к людям, и жив будешь.

Преподобный Исаак Сирин

Кто обвиняет брата своего в пороке его, тот обвинителя себе обретает в Боге. Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, потупь лицо свое. Если не в состоянии заградить уста осуждающего друга своего, то… остерегись вступить с ним в общение.

Святитель Василий Великий

Не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий праведник. Если увидишь ближнего во грехе: не на это одно смотри, но размысли, что сделал или делает он хорошего, и, нередко, испытав вообще, а не в частности судя, найдешь, что он лучше тебя.

Святитель Григорий Богослов

Разбирай больше сам себя, нежели дела ближних: одно доставляет пользу тебе, другое — ближним.

Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о другом. Ежели кто, желая позабавить тебя, выставляет ближнего на посмешище, то воображай себе, что предметом смеха служишь ты сам, в таком случае слова его всего более огорчат тебя.

Кто судит чужой порок, скорее сам подпадет обвинению, нежели положит конец пороку.

Святитель Иоанн Златоуст

Те, которые разбирают чужие грехи, нисколько не заботятся о своих собственных. Если же, забывая о себе, ты восседаешь, как судья над другими, то нечувствительно собираешь сам себе только большие бремена грехов. Если и мы хотим уменьшить свои грехопадения, будем всего более заботиться о том, чтобы не осуждать братий наших, а вымышляющих клеветы на них не допускать к себе… и совершенно от них отвращаться. Потому мы и бываем строгими судьями чужих грехов, а на свои не обращаем никакого внимания, что не знаем Писаний, что не изучаем законов Божественных.

Преподобный Исидор Пелусиот

Надлежит душевное око от чужих погрешностей обратить на собственные свои, и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом сего бывает оправдание.

Преподобный Нил Синайский

Великий грех — уязвленному многими беззакониями не обращать внимания на свои грехи, а любопытствовать и говорить о том, что есть худого в других. Не обморочивай слуха своего пересудами, чтобы, продав себя этой страсти, не стать тебе рабом многих страстей, потому что одна страсть, нашедши для себя место в тебе, в то же гнездо (или стойло) введет и другие страсти, делается же рабом многих страстей владычественный ум тогда, когда, сопрягшись с какою-либо страстию, совсем отбрасывает подвижнические труды.

Преподобный Ефрем Сирин

Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не признавай его в мысли своей грешником, ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он по падении своем что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами. Если ближнего своего, согрешившего против тебя, подвергаешь ответственности за то, что согрешил он против тебя, то сим уличаешь самого себя, что и ты в состоянии был не грешить ни против ближнего своего, ни против Бога.

Преподобный авва Дорофей

Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра

Некто, видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: «Горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Видишь ли твердость? Видишь ли настроение души? Как он тотчас нашел средство избегнуть осуждения брата своего! Ибо, сказав «так и я завтра», он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить, и так избежал осуждения ближнего.

Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «И он (по крайней мере) покается о грехе своем, а я не покаюсь как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться?» Видишь просвещение божественной души? Он не только успел избежать осуждения ближнего, но и себя самого повергнул под ноги его. Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, гнушаемся, уничижаем, если что-либо видим, или услышим, или только подозреваем, и, что еще хуже, мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но, встречая и другого брата, тотчас говорим ему: «То и то случилось», и вредим ему, внося в сердце его грех. И не боимся мы Сказавшего: Горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.15), но совершаем бесовское дело и нерадим о сем. Ибо что иное делать бесу, как не смущать и не вредить? А мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего.

Если человек не будет замечать пороков ближнего, то, с помощью Божиею, родится в нем благость, которою благоугождается Бог.

Святитель Дмитрий Ростовский

Не смотри на чужие грехи, но рассматривай свое зло

Не судите, да не судимы будете, сказал Господь, имже бо судом судите, судят вам, и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. зач.20). Никак не суди и не восхищай дела (сана) Господня, ибо Один есть Судия — Бог, имеющий судить живых и мертвых. А ты, человек земной, смотри за собою, себе внимай: и ты имеешь то, за что достоин суда, ты сам ожидаешь суда за свои дела — имеешь сам у себя много зла. Как же ты осмеливаешься нападать на другого? Богу, все сотворившему, Самому предоставь судить все, а ты смиряй себя.

Не суди, если не хочешь быть осужден. Если бы ты был весьма совершен, никак не суди другого. Если же будешь осуждать, повинен будешь тому же суду, как и согрешающий. Если ты сам целомудр, но осуждаешь нецеломудренного, то ты равен творящему блуд. Если бы ты и ни в чем малом не согрешил, но ненавистно осуждаешь иного согрешающего, то и ты то же зло творишь, какое и согрешающий творит, даже и больше оного ты грешен, ибо восхищаешь не свое дело — суд Божий.

Не смотри на чужие грехи, но рассматривай свое зло, ибо не о чужих грехах будешь испытан, а о себе воздашь слово — за свои грехи будешь отвечать. Нет тебе никакой надобности испытывать других: как кто живет? как согрешает? Но внимай себе: угождаешь ли ты Богу? делаешь ли угодное Богу? подражаешь ли жизни святых? последуешь ли их стопам? приятно ли Богу твое дело? Человек, осуждающий других, есть злолукавое зеркало, которое всех отражает в себе, а себя не видит, или же — осуждающий других подобен сквернавой бане, которая всех обмывает, а сама собой представляет грязное болото. Так всех судящий всех рассматривает: как кто ест? как пьет? как согрешает? Все видит, но себя не видит. Он за великое считает, если кто и в малом согрешит, а сам и великие свои грехи считает за ничто. Он желает, чтобы его грехов никто не ведал, никто не знал, дабы его не презирали и молчали, а сам он явно всех оговаривает, осуждает и оклеветывает! Это — ничего!

Не осуждай и не удивляйся человеческому согрешению, но лучше подивись тому, кто возможет избежать вражеских сетей нынешнего времени, подивись тому, кто возможет сохранить себя чистым пред Богом, когда сатана ходит, яко лев рыкая, ищай кого поглотити (1Пет. зач.63): старается, заботится о погибели человеческой — хочет, чтобы никто не был свободен от сетей его. Итак, помни и ты свои согрешения, потому что, если и не хочешь, много согрешаешь и, что ненавидишь, то любезно творишь: волей-неволей ты в плену у греха, волей-неволей впадаешь в преступление.

И кто же свободен от греха? Кто найдется ни в чем не повинным? Кто непричастен греху — аще и един день будет живота его? В беззакониях мы зачаты, и во грехах родила нас мать наша (Пс.50). Если не в том, то в другом, если не в великом, то в малом, но все согрешаем, все преступники, все грешны, все немощны, все наклонны ко всякому греху, все требуем милости Божией, все требуем человеколюбия Его: не оправдится пред Господом всяк живый, говорит пророк (Пс.142).

Потому не осуждай согрешающего, не восхищай суда Божия, не будь противником Христу в том, что Он предоставил Себе Самому. Если и своими очами увидишь явно согрешающего, не поноси его, не произноси на него суда по гордости твоей, дабы и самому тебе не подвергнуться тому же, ибо осуждающий в чем-либо другого непременно сам подвергнется тому же. Но милостиво покрой согрешение его и к преступлению его отнесись человеколюбиво. Если можешь, исправь его, если же не можешь, то, осуждая себя, о нем промолчи. Довольно для тебя своего зла, не наблюдай грехов другого.

Почто зриши сучец в оце брата твоего, в своем же бервна не чуеши? — сказал Господь. (Мф. зач.20.) Видишь чужие грехи, а на свои не обращаешь внимания. Не осуждай никого — да не будешь и сам осужден, как фарисей. Не говори так, как говорил слепотствовавший фарисей: Боже, благодарю Тя, яко несмь, якоже прочий человецы: хищницы, неправедницы, прелюбодеи, или яко сей мытарь (Лк. зач.89). Поэтому осужденный им оправдан, а он, гордо судивший его, осужден. Не думай, что все грешны и один только ты праведен, все злы, а ты один добр. Не суди других, а себя, не укоряй других, но себя считай злейшим всех, ибо никого так не знаем, как себя, ничьих согрешений не можешь так ведать, как свои недостатки.

Если и самого злого увидишь, не осуждай и не говори, что согрешающий достоин муки, но все недоведомое человеку предоставляй Богу. Он это знает как все сотворивший, Он все устроит как знает, ибо Он Бог всесильный. Помни ангела, принесшего к старцу душу и вопрошавшего: где он прикажет поместить ее, ибо мысленно осудил ее, как об этом говорится в «отечнике».

Не ревнуй, и не завидуй согрешающему, и не утешайся ничьим согрешением, но, напротив, будь милостив и жалостлив к согрешающему. Если можешь, помоги ему восстать от греха — подай ему руку помощи, если же не можешь, хотя бы помолись о нем. Ибо согрешающий не великое что получил, и преступник не преславное что приобрел — не приобретение какое сделал, но лишение, не утешение и радость, но скорбь и печаль. Вкусившему греха непременно нужно вкусить и горести. Если не здесь, то там — иначе быть не может.

Не радуйся падению ближнего, а, напротив, плачь и рыдай, считая его падение как бы своим, потому что нам заповедано — любить ближнего, как себя. Если падет враг твой, не обрадуйся о нем, ниже о соблазнении его возносися, говорит Соломон (Причт.24). Не утешайся согрешением другого — да не порадуются бесы и люди о твоем, ибо не велика радость о согрешении, но — напротив — печаль и боязнь за себя. Одни только бесы радуются о погибели грешных, ибо и сами совершенно погибли. Человек же должен радоваться о спасении человеческом — да и сам получит спасение и обрящет милость у Бога ныне и в день суда, аминь.

Святитель Феофан Затворник

Через что мы становимся участниками чужих грехов?

К числу внешних грехов можно относить и грехи чужие, вменяемые нам, ибо в таком случае другие бывают как бы исполнителями нашего внутреннего греха, то же, что наши силы и наше тело для наших желаний. Ибо через что мы становимся участниками чужих грехов? Через то, если на грех, ими совершаемый, есть наше развращенное желание, и при их деле мы не обнаруживаем только пред другими, но самым делом имеем и питаем внутри презрение и неуважение к нарушенному другими закону нравственности, как тогда же видится сие и в совести нашей. После сего само собою, разумеется, что во столько вменяется нам чужой грех, во сколько велико наше в нем участие и во сколько тем является наше презрение к нравственному закону.

Способы, как сие делается, суть: приказ больше или меньше строгий, совет больше или меньше убедительный, согласие с большим или меньшим услаждением, соблазн больше или меньше намеренный и льстивый, незамечание или попущение с большею или меньшею поблажкою, также одобрение, непротиводействие, необъявление. Как важными могут быть чужие грехи, можно судить по тому, как грешен грех родителя, не останавливающего своих детей, или воспитателя, не исправляющего слабостей воспитанников, или образованного превратно, который книгами, картинами, статуями повсюду рассеивает соблазн. Вообще, чем легче бывает остановить зло и содействовать благу, тем злее и безнравственнее наше участие в чужих грехах.

Так строятся дела! Потому снова напоминается: трезвиться и бодрствовать подобает, себе внимать и сердце свое блюсти от всякого приражения греховной скверны!

В одном монастыре жил затворник. Он решил принять себе за правило никогда ничего не брать от кого бы то ни было. Однажды явился в монастырь старейшина города с милостынею и, раздав каждому монаху по сребренику, стал умолять затворника, чтобы и он принял от него златницу. Старец, не желая оскорбить почтенного гостя, принял подаяние.

Старейшина ушел, а затворник, пропев каноны и прочитав положенные молитвы, лег по обычаю на рогоже, чтобы немного уснуть. Что же? Вдруг он увидел себя стоящим на поле, которое все было покрыто дурной травой. Тут явились монахи его монастыря, а вместе с ними и грозный юноша, который приказал им жать терние. Потом приступил и к нему самому со словами: «Опояшься и жни худую траву». Затворник стал отговариваться. Тогда юноша сказал: «Не имеешь права уклоняться, ибо нанялся с твоими монахами, взявши деньги у бывшего у вас вчера старейшины. Итак, приступи и жни».

В этот момент затворник проснулся и тотчас понял смысл видения. Он пригласил к себе старейшину, давшего ему милостыню, и стал умолять, чтобы тот забрал свое подаяние. Когда же он отказался, старец сказал: «Не хочу чужие грехи принимать, ибо и своих у меня множество»! — выбросил подаяние и затворил окно своей кельи. Сурово поступил затворник, не приняв милостыни от старейшины. И это потому, что боялся ответственности за его грехи.

Старец, услышав, что некий брат впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: «Великое зло сделал он»! Спустя некоторое время видит он, что Ангел несет к нему душу осужденного брата, и говорит ему: «Вот тот, которого ты судил, умер. Куда велишь теперь определить душу его, в Царство или в муку»? Старец ужаснулся. «Ведь ты судия праведным и грешным, — продолжал Ангел, — так говори же, что прикажешь о душе сей? Помилуешь ее или мукам предашь»? Понял тут старец, что, осудив брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем умолял простить его. Долгое время Господь не отвечал ему, но, наконец, сжалился и послал Ангела возвестить ему прощение. «Бог простил тебя, — сказал Ангел, — но с этих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения».

Авва Исаия, увидев однажды брата, согрешающего срамным грехом, не обличил его, но сказал: «Если Бог, создавший его, видя это, не пожигает его, кто я, чтобы обличать его»?

Никодим Благовестник

Человеку, родившемуся во плоти, духовный мир видеть невозможно. Тело, как грубая пелена закрывает духовную истину, отчего он не видит и не понимает причинно-следственные связи всего происходящего в Домостроительстве Божием. Видение своей грешности и непотребства, с точки зрения чистоты (святости) жизни, древние отцы считали великим благом, которое становится доступно только после многих понесенных трудов добродетелей с целью исправления внутреннего, поврежденного грехопадением человека. т.е. очищения сердца.

Люди, живущие в миру обычной страстно-суетной жизнью, не видят своих грехов, но очень хорошо видят грехи чужие, отчего осуждение друг друга является их обычным, любимым ежедневным занятием… Видение же собственных грехов Бог дарует только тому человеку, который прекращает осуждать других и покаянием врачует язвы свои. И это очень важно знать для тех, которые хотят спастись, потому что, не видя своих грехов и не зная в чем грешен, как человек может покаяться? А отойдя в мир иной с грузом грехов и неочищенной покаянием совестью, как спасется?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я