Достаточно часто, если не всегда, человек, построившийуспешную карьеру и достигший немалых высот служебной лестницы, перестает задумываться о том, как он, его поступки и решения, слова, которые он произносит, выглядят со стороны. Потому что всегда проще прикрыться фразой «Так будет потому, что так сказал я!» Автор предлагает вспомнить, что любой начальник работает не в вакууме. Он, его успех – это достижение тех, на чье мнение вроде бы не нужно оглядываться.Тех, кто делает бизнес НА САМОМ ДЕЛЕ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги #Тышеф. Заповеди руководителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Будь проводником интересов компании (бизнеса) перед подчинёнными, но защищай их интересы перед своим начальством
Никто не запишет то, что вы могли сделать, но не сделали, однако у каждого есть список ваших ошибок
Следствие из Принципа Пфейфера
Я вот даже не смогу сказать тебе, какая из частей этого тезиса важнее.
Ты всё время будешь находиться, извини за избитое сравнение, между молотом и наковальней. С одной стороны — именно ты являешься тем модератором процессов вверенного тебе подразделения, который будет направлять его работу согласно векторам и трендам работы и развития компании в целом. С другой стороны, ты должен быть, скажем так, Чрезвычайным и Полномочным послом представителем в верхних кабинетах вверенного тебе (а в данном случае — доверяющего тебе) коллектива.
Какая из этих твоих ипостасей легче — я даже не возьмусь сказать. Но то, что они важны обе — бесспорно. Давай посмотрим, что включает в себя каждая из них.
Начнём с той, где ты — модератор. Проводник интересов компании, установщик векторов, указывальщик направлений и прочая.
Сейчас очень модное выражение в бизнесе, завязанном на клиенте — «одно окно». Ну когда клиенту для того, чтобы получить широкий набор услуг, достаточно обратиться куда-то в одно место (в один орган, к одному менеджеру, на одно предприятие и пр.), которое и выступает в роли такого «единого окна». В рамках отношения с внутренним клиентом (я очень надеюсь, что с этим термином ты знаком) это не менее важно: именно ты (а в смысле постоянного нахождения на своём рабочем месте — только ты) и должен символизировать для своих людей компанию! Ну или, как минимум, её цели и задачи.
И не просто символизировать7, а проводить. Иногда — продавливать. Невзирая на своё мнение относительно тех или иных решений руководства. Несмотря на то, что иногда, в твоём личном представлении, вектора указаны неверно.
Никогда не говори подчинённым тебе сотрудникам о своём несогласии. Самое последнее дело — сказать на каком-нибудь собрании: «Вот тут такое решение спустили. Мне кажется, это полная ерунда, конечно, но делать-то придётся: мы же все не хотим на улице оказаться…». Если ты допустишь в своей речи такую и подобные ей фразы… Даже если это будет сказано тобой всего один раз и просто от усталости или досады на что-либо — тебя больше никогда не будут воспринимать серьёзно. С тех пор очень многие твои будущие слова о необходимости сделать то-то и то-то, реализовать такое-то и такое-то распоряжение сверху будут разбиваться о неверие участников собрания: «Ну шеф, вы же сами понимаете, что это полная фигня!». И ты будешь вынужден с этим неверием считаться, потому что однажды ты и сам его допустил публично.
Замечание в этом же ключе. Никогда не обсуждай с подчинёнными своё руководство. Я понимаю, что ты имеешь вполне, как тебе кажется, объективное, мнение об умственных способностях, профессиональных навыках, внешнем виде своих прямых и непосредственных руководителей, а также о принимаемых ими решениях. И признаю, что твоё мнение — порой весьма нелестное — достаточно часто вполне взвешенно и основано на серьёзном жизненном и профессиональном опыте. Так вот не делись с сотрудниками этим критическим суждением. Не давай никому понять, что у тебя сугубо отрицательная оценка происходящего. Как бы тебе ни хотелось продемонстрировать свою человечность, демократичность, объективность — не стоит. И попытки затеять с тобой подобные разговоры жёстко пресекай. Твоя задача — поддерживать абсолютно непререкаемый авторитет компании, руководителей, собственников.
Даже если решения генерального руководства привели к каким-то явно трагичным или даже катастрофичным последствиям для компании в целом либо для твоего подразделения — ты не должен открыто осуждать действия своих руководителей. Ты не можешь на встречах с коллективом использовать обороты типа «Они сделали», «Они решили». Для твоих сотрудников олицетворение компании, её руководства — это ты. Поэтому: «МЫ решили». «НАШИ решения были поспешными и/или ошибочными». «МЫ будем исправлять сложившуюся ситуацию». Ну или нейтрально: «Компания учтет ошибки».
(* Ты, наверное, заметил, что я очень много внимания уделяю — и дальше буду уделять — фразам, которые ты произносишь, которые ты можешь и должен произносить, и которые произносить либо нежелательно, либо вовсе нельзя. К сожалению, люди вообще очень мало внимания уделяют тому, что и как они говорят, какие обороты, формулировки используют. А ведь очень часто от того, в какие именно слова ты облечёшь ту или иную свою мысль, свой посыл, зависит то, как тебя поймут окружающие. И в зависимости от формулировки одну и ту же сказанную тобой фразу могут понять именно так, как её понимаешь ты, а могут понять совсем по-другому. Проблемы обратной связи мы ещё коснемся. Сейчас запомни: ты не можешь разбрасываться фразами, не думая о множественности смыслов, которые они несут. *)
Итак, ты — блок управления той двигательной установки, которой является твой отдел и которая сообщает вращательный момент ходовой части (читай: другим подразделениям), для того, чтобы ваш автомобиль (бизнес, естественно), управляемый водителем — генеральным директором (президентом, советом директоров), двигался в том направлении, которое водитель выбрал. И блок управления обязан оптимизировать функционирование силового агрегата, а не обсуждать с тем же коленвалом адекватность маршрута8.
Теперь о другой ипостаси. Представитель своего коллектива в начальственных кабинетах.
Ты же помнишь, кто твой реальный руководитель. Кто, на самом деле, порождает тот самый вращательный момент9, который, в результате, и позволяет бизнесу двигаться дальше. Но для водителя ты ведь всего лишь источник информации различного рода индикаторов: лампочных, стрелочных, цифровых — которые он видит. И твоя обязанность — сигнализировать, что в двигателе не хватает масла, что нужно подтянуть цепь ГРМ…
Ладно, давай от автомобильной темы отойдем.
Ты не только проводник интересов компании. Ты должен быть проводником интересов своих сотрудников. Ты должен в горло вцепляться сопутствующим отделам и службам, от чёткой и качественной работы которых зависят твои люди и их работа. Ты обязан обеспечивать выплату зарплаты в срок, делать максимально комфортными (насколько это возможно и разумно, конечно) условия работы твоего коллектива. Именно на тебе лежит ответственность за обеспечение вашей работы всеми ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения поставленных перед вами задач. В любой момент времени любой твой подчинённый может задать тебе вполне логичный вопрос: «Как Вы, шеф, можете с нас требовать то-то и то-то, если до сих пор нам не предоставлены такие-то инструменты и возможности?» — и ты должен будешь признать, что этот вопрос является следствием именно твоей недоработки. Не то, чтобы ты должен был в магазин съездить, но организовать своевременную поставку из этого магазина было необходимо заранее.
Но при этом не ограничивайся функциями завхоза и массовика-затейника. Комфорт твоего отдела не только в поддержании средств производства в прекрасном состоянии (отнеси к ним и диванчик в комнате для приёма пищи, кстати). Ты — тот фильтр, который проверяет спускаемые через тебя решения и указания на… адекватность. Выполняемость. Именно тебе видно: что вы сможете сделать, а что нет. Иногда тебе видно, кстати, что действия, которые от вас требуют и ждут, и приведут к тем самым трагичным и катастрофичным последствиям, о которых мы с тобой разговаривали чуть раньше. Будь тогда тормозом для подобных решений! Сделай так, чтобы дальше тебя они никуда вниз уже не ушли. Признай: у тебя есть все рычаги для того, чтобы убедить своих генералов в ошибочности их приказов. Используй их все! Даже если это будет похоже на укладывание на амбразуру — стой на своем.
(* Здесь, конечно, важно соотносить своё желание отстоять интересы своего подразделения и желание генералитета считаться с твоим мнением. Ситуации могут быть всякие, и мы с тобой видели в жизни много примеров того, как весьма адекватные и успешные руководители служб, отделов, пытавшиеся доказать свою правоту перед большими боссами, просто оказывались на улице. Тут включай интуицию. И хитрость. В конце концов, плетью обуха не перешибешь… *)
Ты сможешь успокоиться только тогда, когда будешь знать, что для своих людей ты организовал всё возможное для их успешной работы.
И как для своих сотрудников ты — олицетворение компании, так и для начальства ты — олицетворение, персонификация, так сказать, твоего отдела.
Вот с этим очень тяжело. Во время различного рода разборок в больших кабинетах удержаться от оправданий типа «Да у меня слесарь Виктор Петрович кое-как работает, что ж я с ним поделаю?» Всегда есть желание прикрыть себя: это не я, мол, виноват, это у меня подчинённые не умеют работать.
Нет! Для больших руководителей ты должен вину за плохую работу своих подчинённых брать только на себя. «Да, моя недоработка», «Причины мне известны» — тут ты бедолагу Виктора Петровича в голове держишь, естественно, и в ежедневнике, но ни в коем разе не прикрываешься им.
Во-первых, у тебя будет репутация человека, который знает, что такое личная ответственность и от неё не убегает.
Во-вторых, именно ты тогда будешь решать: кого казнить у себя в отделе, а кого… премировать10, например. Тем самым ты ещё раз подчеркнешь тому же Виктору Петровичу, что для него, для его коллег компания — это ты.
Но помни: ты не можешь играть одновременно за две команды. И в каждый момент времени ты должен отдавать себе очень ясный отчёт: кто ты сейчас? Управляющий процессом? Защитник курса фирмы? Заступник своих людей?
Только не перепутай.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги #Тышеф. Заповеди руководителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
7
Шеф-символ, шеф-лидер — об этом мы с тобой поговорим чуть позже. Точнее, как говорят в печатных изданиях, ниже. Пока забудь.
8
Да-да-да, мне самому не нравится столь вычурное и тяжеловесное сравнение, но прими его просто как… иронию! Или, как говорил Шелдон Купер: «Это, между прочим, — сарказм!». Кто такой Шелдон Купер? Слушай, давай не будем так глубоко, а? Интернет тебе в помощь!