#Тышеф. Заповеди руководителя

Илья Ветошкин

Достаточно часто, если не всегда, человек, построившийуспешную карьеру и достигший немалых высот служебной лестницы, перестает задумываться о том, как он, его поступки и решения, слова, которые он произносит, выглядят со стороны. Потому что всегда проще прикрыться фразой «Так будет потому, что так сказал я!» Автор предлагает вспомнить, что любой начальник работает не в вакууме. Он, его успех – это достижение тех, на чье мнение вроде бы не нужно оглядываться.Тех, кто делает бизнес НА САМОМ ДЕЛЕ.

Оглавление

Запомни: в твоём подразделении ты — не главный!

Наверху собираются сливки. И пена тоже.

Закон управления Веллингтона

Давай начнём с расстановки реперов.

То, что я сейчас скажу, достаточно трудно осознать человеку, в трудовом договоре которого указана должность «начальник…» или там «директор…» или даже, на худой конец, незамысловато «руководитель…», «менеджер…». Особенно трудно это сделать руководителю молодому (тут вопрос, скорее, о стаже работы шефом, нежели о возрасте), горячему, уверенному, что он тут сейчас горы свернёт, он тут сейчас заставит всех работать!.. Ещё не знает, как именно, но свернёт-заставит! Обязательно!

Нужно определиться.

В том подразделении, которым ты руководишь, ты…

Не руководитель.

Увы.

И те руководители, которые «над тобой», которые тот самый трудовой договор подписывали со стороны работодателя — они и вовсе в твоём коллективе не начальники.

Ты удивишься.

И даже сперва рассердишься на меня.

И, возможно, решишь, что всё, что здесь написано — полная ахинея.

Тогда мы расстанемся.

Но перед этим, пожалуйста, ещё немного прочти.

В любой иерархической структуре главный человек — тот, который, что называется, «находится внизу». Тот, кто делает бизнес непосредственно!

В магазине — продавец. Или кассир. А не директор магазина!

В больнице — медсестра, доктор. А не главврач.

На складе — грузчик. А не завскладом и не руководитель складского хозяйства, как сейчас модно называть заведующих складами.

И так далее.

Давай разберёмся на примере.

Ну пусть ты, например, начальник… да того же отдела ЖКХ. У тебя в подчинении куча народу, а самое низшее звено, известное тебе — сантехники. Вот уж с кем ты считаться никак не хочешь! Кто они такие, вообще? Негры, которые должны быть благодарны (в том числе, и тебе лично) за то, что их, алкоголиков, приняли на работу просто для того, чтобы они на улицах не хулиганили, и платят им достаточно регулярно вполне неплохую, на твой взгляд, зарплату…

А теперь давай представим себе две крайних ситуации.

Первая. В ваш отдел ЖКХ вломились супостаты, которые охотятся на начальников отделов, и тебя куда-то увезли. Причём неважно, куда и что там с тобой сделали — речь не об этом. Что будет в этом случае с тем подразделением, которое ты совсем недавно с гордостью за себя возглавлял?

Ну… Я уверен, что оно будет работать.

Я думаю, что не всегда, конечно, но достаточно долго.

Для твоих подчинённых даже какое-то облегчение на день-другой возникнет от того, что тебя нет, что никто на них не покрикивает, никто не мешает им трудиться, в том числе, на благо самого ЖКХ и того района, которое оно обслуживает.

И только через некоторое время работа начнет «спотыкаться» на вопросах, которые решал только ты, поскольку только у тебя были полномочия их решать, а «верхние» начальники начнут интересоваться: почему работа отдела ЖКХ сбоит и куда, собственно, подевался ты?

Быстро (поверь мне!) тебе найдут замену, стабилизируют деятельность отдела, который ты совсем недавно возглавлял — и жизнь пойдет дальше.

Кстати, я надеюсь, что супостаты тебя таки выпустят и что ничего плохого с тобой не произойдет («Залепили рот черной икрой, приставили к горлу бутылку шампанского…») — и ты вернешься на своё рабочее место. И с удивлением увидишь, что о тебе уже давно забыли!

А теперь другая ситуация. У тебя пропали сантехники. Трудно, конечно, представить себе супостата, охотящегося на сантехников (хотя супостата, охотящегося на начальника отдела ЖКХ, тоже вообразить непросто, честно говоря), но вот нашёлся такой. Да тот же зелёный змий, например. Он, кстати, и на начальников отделов регулярно может нападать.

У тебя сразу остановится всё! Сразу! В ту же секунду, когда твои сантехники отправятся знакомой тропой к ларьку (за дудочкой сантехниколова из Хаммельна) — твой отдел перестанет работать. И ни твой трудовой договор, ни дипломы на стене, ни мобильный телефон губернатора в твоей записной книжке тебе не помогут!

Да, ты сможешь — и даже обязан будешь! — предпринять все меры по наказанию нарушителей. Ты, не сходя со своего рабочего места, им тут же объявишь выговоры, поручишь кадровику готовить документы на увольнения по статье…

При этом канализация в твоём районе сама себя чинить не начнет.

Дальше ты объявишь срочный набор на открывшиеся вакансии. Ты обратишься к своим коллегам, которые тебе смогут прислать трудовые десанты из других районов…

Параллельно отвечая на звонки разрывающих телефон жителей микрорайона, которые остались без горячей воды…

Ситуацию ты, конечно, стабилизируешь.

Но…

Сколько пройдёт времени?

Сколько будет потрачено ресурсов?

Ты понял?

Ты у себя в подразделении не главный!

Главные — работники, сотрудники, от которых ты зависишь во всём. Твоё генеральное руководство — это твои подчинённые!

Относись к ним как к своим руководителям.

Они делают деньги для компании.

Они обеспечивают цифры для твоих отчётов.

По сути, они занимаются тем, что ты потом в этих отчётах гордо называешь своей работой.

Они нарабатывают твою репутацию как эффективного менеджера.

А ты?

Твоя задача — предоставить им все условия для их труда.

Обеспечить их всем необходимым (средства производства, спецодежда, зарплата и пр.).

Делать так, чтобы они только работали, а не преодолевали преграды, возникающие на пути эффективного труда.

Подсказывать им, как нужно работать и как правильно работать.

Заботиться о них.

И, самое главное, уважать их. Уважать людей, без которых ты не протянешь и часа.

Принять такую точку зрения, такую позицию менеджеру очень тяжело. У автора этих строк ушёл на это не один год.

Давай договоримся так.

Если ты категорически не приемлешь описанное выше — ты можешь не читать далее. Потому что всё, что дальше написано, основано на правиле, которое я считаю основной аксиомой руководителя:

В ТВОЁМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ТЫ — НЕ ГЛАВНЫЙ.

А лучше не так.

В ТВОЁМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ГЛАВНЫЙ — НЕ ТЫ.

Ты тут сам реши, какая формулировка тебе больше нравится или хотя бы вызывает меньше отторжения.

Я тебя убедил?

Нет?

Подумай тогда, я дам тебе время.

Прочти ещё раз весь текст с начала.

Снова нет?

Давай тогда расстанемся — и ты вернёшься к этим заметкам, когда сама жизнь тебя к этой аксиоме приведёт.

А если ты готов, возможно, не согласиться со мной, но хотя бы выслушать (точнее, прочитать) — тогда…

Поехали!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я