#Тышеф. Заповеди руководителя

Илья Ветошкин

Достаточно часто, если не всегда, человек, построившийуспешную карьеру и достигший немалых высот служебной лестницы, перестает задумываться о том, как он, его поступки и решения, слова, которые он произносит, выглядят со стороны. Потому что всегда проще прикрыться фразой «Так будет потому, что так сказал я!» Автор предлагает вспомнить, что любой начальник работает не в вакууме. Он, его успех – это достижение тех, на чье мнение вроде бы не нужно оглядываться.Тех, кто делает бизнес НА САМОМ ДЕЛЕ.

Оглавление

Не позволяй своим руководителям руководить твоими подчинёнными. Не разрешай своим сотрудникам прыгать через твою голову

Расширение означает усложнение, а усложнение — разложение

Третий закон Паркинсона

Продолжим обсуждать тезис «Быть между молотом и наковальней».

Как только ты (хотя бы единожды!) позволишь себе «прикрыться» своим подчинённым: пожаловаться на чью-то некомпетентность, чьи-либо прогулы, неисполнительность и недисциплинированность — у твоих боссов вполне может возникнуть мнение, что ты своим коллективом не руководишь. И, возможно, тебе нужно помочь в твоей справедливой и праведной борьбе с этими антисоциальными явлениями бизнес-жизни. Причём, это — в лучшем случае. В худшем — у начальства может возникнуть желание вмешаться в твои процессы, так сказать, мимо тебя. И не обязательно, кстати, при этом тебя уведомив о таком повороте.

Следствий здесь может быть несколько. Самое для тебя дешёвое — снижение твоего авторитета в возглавляемом тобою коллективе. Ну как дешёвое?.. Это можно, конечно, потом исправить. Со временем. Если такой прецедент случился единожды. Но если твоё руководство постоянно «рулит» твои подразделением, а ты этому не сопротивляешься (тебя это устраивает?) — рано или поздно тебе зададут вопрос: а ты зачем здесь нужен?

Причём, что парадоксально, этот вопрос тебе могут задать с обеих сторон. И «сверху», и «снизу». Последствия возникновения подобного вопроса с любой стороны ты себе представляешь, да?

Хотя вариант, когда твоё начальство вмешивается в процесс руководства твоими людьми, не всегда связан с тем, что ты подал повод для этого. Бывает просто: ну… начальство такое. То ли привыкло к тому, что на твоём месте до тебя был абсолютно неспособный к руководству человек, то ли не умеют задачи толком делегировать… Но результат будет точно такой же. Если ты не будешь этому сопротивляться, если не будешь показывать, что ты — вполне самостоятельный весьма дееспособный руководитель.

Далее. Думаю, для тебя не будет тайной, что в любом коллективе обязательно найдётся человек, у которого есть «свой выход» на генеральное руководство. Да что там далеко ходить: сейчас достаточно модно среди руководителей самого высокого ранга указывать свой мобильный телефон, электронную почту, Скайп-логин на самых видных местах в рабочих помещениях компании. И иногда сотрудникам, которым кажется, что ты, реально, не справляешься со своими обязанностями, приходит в голову взять и позвонить по этому телефону, написать на электронную почту и пр. И благо, если вопрос касается каких-то неадекватных или просто завышенных требований твоих сотрудников — это выяснится быстро и без серьёзных последствий для тебя (максимум — ты получишь от своего генерала, до которого дозвонились, нагоняй типа: «Тебе такие ненормальные, вообще, зачем нужны?»). А если речь пойдет о мелочи, которая для вас очень важна и о которой ты, скорее всего, прекрасно знаешь, но вот руки до которой у тебя не дошли? Поверь мне, после подобного звонка руки у тебя до этой мелочи дойдут достаточно быстро: генералы любят демонстрировать своё повышенное внимание к нуждам рядовых. А потом любят у тебя спрашивать: «А ты зачем здесь нужен?». Знакомый уже вопрос, да?

После подобных случаев — когда твои подчинённые пытаются решить вопросы работы подразделения, что называется, «через твою голову» — тебе стоит задуматься о некоторых вопросах:

— Пытались ли этот вопрос решить, обратившись к тебе? Сделал ли ты что-нибудь для его решения?

— Насколько глубоко ты погружен в потребности своих людей? Видел ли ты сам, что назрела необходимость в решении данного вопроса?

— Готов ли ты разговаривать с сотрудниками? Насколько комфортно вообще для них к тебе обращаться с какими-либо вопросами, просьбами, предложениями?

Твоя задача — создать о себе мнение как о руководителе, который всё, любой вопрос, любую проблему готов и способен11 решить сам. Создать такую систему, в которой у сотрудников не будет возникать необходимости обращаться «наверх» мимо тебя.

К сожалению, такие обращения будут всегда. И потому, что у кого-то есть тот самый «свой выход», о котором я выше писал, и потому, что кто-то решил тебе напомнить, что «САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЗДЕСЬ — НЕ ТЫ!» (не удивляйся, об этом знаешь не только ты, но и твои подчинённые, не нужно им отказывать в праве на элементарные познания в области бизнес-управления) — ну просто затем, чтобы тебе элементарно напакостить, не забывай о таком варианте. И наше большое начальство прекрасно осведомлено о том, что эти обращения будут. И пока их количество не превысит какую-то критическую точку — тебе в вину их не поставят.

А вот для того, чтобы эта критическая точка не была достигнута — рассматривай каждое подобное обращение как ЧП! Как личное оскорбление! Да, реши задачу, отчитайся о решении и перед «верхами», и перед автором обращения. Но потом разберись: почему? Почему так произошло? Почему вообще это обращение оказалось возможным? Ты же всё сделал для того, чтобы любую проблему решить самостоятельно — так почему кто-то пошёл, минуя тебя?

Я тебе дам совет весьма спорный, но… Я ведь, в общем-то, на абсолютную истину и не претендую. Просто мой личный опыт…

И этот опыт говорит, что от людей, которые готовы игнорировать возможность решить всё на месте — нужно избавляться. Когда-то про таких людей говорили: «настучал», теперь говорят: «подставил». Суть от этого сильно не меняется. В любом случае, они — угроза для стабильности работы подразделения, для выстраивания системы единоначалия.

Про понятие «вертикаль власти» слышал? Оно ведь не только в государственном управлении работает…

Примечания

11

Именно так: не просто «готов», а «готов и способен»!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я