#Тышеф. Заповеди руководителя

Илья Ветошкин

Достаточно часто, если не всегда, человек, построившийуспешную карьеру и достигший немалых высот служебной лестницы, перестает задумываться о том, как он, его поступки и решения, слова, которые он произносит, выглядят со стороны. Потому что всегда проще прикрыться фразой «Так будет потому, что так сказал я!» Автор предлагает вспомнить, что любой начальник работает не в вакууме. Он, его успех – это достижение тех, на чье мнение вроде бы не нужно оглядываться.Тех, кто делает бизнес НА САМОМ ДЕЛЕ.

Оглавление

Не используй в общении обсценную лексику

Кто кричит громче всех, тому и дают слово

Правило очередности Свиппла

Не матерись, проще говоря. Даже если у тебя в подчинении люди далеко не самой высокой культуры. Даже если ты считаешь, что они по-другому сами говорить не могут («Мы матом не ругаемся, мы на ём разговариваем»).

Да, очень многие такой вот мой посыл посчитают занудством и морализаторством. Порассуждают о том, что матом можно гораздо быстрее и эффективнее давать распоряжения. Приведут распространённый афоризм «Указания, отданные матом, как правило, понимаются однозначно». Вспомнят множество ситуаций, в которых мат был вполне уместен. Особо будут упирать на то, что «они по-другому не понимают!».

Я застал и очень хорошо помню те времена, когда за мат в общественном месте (в автобусе, например) можно было, что называется, и по морде схлопотать от окружающих мужиков на раз. И в армии (!!!) правило «При женщинах — ни слова мата» соблюдалось когда-то неукоснительно! И всё было вполне понятно. И однозначные указания как-то умудрялись давать. И мне очень жаль, что такие времена если не окончательно ушли, то уходят в прошлое всё стремительнее.

Но давай отставим в сторону мою ностальгию по общей культуре. Вернёмся к работе. Точнее, к твоей начальственной лексике.

Во-первых, что бы там ни говорили, но использование мата при обращении к личностям, находящимся ниже тебя на иерархической (в данном случае — служебной) лестнице, их унижает. Даже если они этого не замечают. Ты это должен заметить, ты! Ты просто пользуешься тем, что твои сотрудники тебя не остановят — они же побоятся нарваться на неприятности.

(* Возможно, ты не поверишь, но я, будучи в армии сопляком-лейтенантом, да ещё и «пиджаком», останавливал хамство генералов в свой адрес. И мне как-то это сходило с рук. Может быть, потому, что тот же генерал — ну что он мне мог сделать? Уволить? Из армии-то??? Побить? Ну пусть бы попробовал. Сослать на Землю Франца-Иосифа, как грозился мне наш начштаба полка? Может быть, но маловероятно…

Вообще, много армейских правил, очень прямых и честных, в бизнес вполне можно было бы привнести. Я на этом ещё остановлюсь.

Например, в армии, в этом всем известном центре сквернословия, есть строгое правило: не материться при женщинах, я об этом уже сказал. Наши старшие офицеры во время развода полка, например, могли доводить до нас, подчинённых, указания такими словами, что в округе все лошади спотыкались бы, если бы до этого момента дожили, но стоило в поле зрения кого-либо из командиров показаться женщине (в военном гарнизоне их, на самом деле, немало: работники столовой, служащие строевой части, врачи-медсёстры, сотрудники штабов полков и дивизии и пр.) — тон указаний менялся тут же! Мат опускали и, вообще говоря, без напряжения могли разговаривать и без него.

Хотя… Без напряжения… это вряд ли, конечно. *)

Во-вторых, мат — это самый простой способ человека запугать. Заставить что-то делать. Даже если использование нецензурщины прикрывать модным словом «эпатаж», шутить про «обмотивацию персонала». Но какова эффективность тебя как руководителя, если тебе для проведения или для доведения своих решений нужно кого-то пугать? Давить матом? Если ты без этого не можешь: без ругани или без подобного эпатажа — ну честно, грош тебе цена. Ниже по тексту ты ещё встретишь словосочетание «боль и страх», когда мы с тобой будем разговаривать о низком КПД, так сказать, «силового напора». Поверь, тебя гораздо больше будут уважать, если ты будешь уметь управлять людьми спокойным голосом и культурными речевыми оборотами.

В-третьих, если нет намерения на кого-то таким образом давить, мат — это самый дешёвый способ для руководителя показать коллективу, что он «свой». Что он — такой же, как они, что он не стоит от них особняком, что ему можно (и нужно!) доверять, что он всем друг-приятель, что он из того же теста…

Но ты — не друг-приятель. Ты — не свой. Ты — начальник. Не используй такие псевдодемократичные приёмы для завоевания доверия коллектива, не путай доверие к тебе как к руководителю с фамильярностью и развязностью, которые впоследствии будут только подтачивать твоё реноме и никак не поспособствуют становлению твоей репутации.

Увы, я вынужден признать: матерятся все. Руководящие лица — в том числе. К сожалению, это мало зависит от пола5 руководителя и от его ранга. Мне довелось читать руководящие документы, подписанные Президентом и собственником одного из крупнейших российских ритейлеров: приказы, указания — и я с ужасом отмечал при этом, что мат в этой компании имеет статус официального языка, в том числе, письменного!

И бизнес-тренеры… Я присутствовал однажды на тренинге по успешному деловому общению, который проводил тренер, совершенно серьезно позиционирующий себя как «лучший бизнес-тренер в России» (скромность точно не будет фактором, приближающим его к смертному одру). И он, к всеобщему удивлению и недовольству, мат считал обязательным элементом своего общения с аудиторией!.. У меня есть подозрение, что такой тренер — увы, не один. И если это — самый лучший, то каков лексикон у остальных6?

Для тебя будет очень важно выделиться среди всех. Ну вот хотя бы тем, что ты не материшься. Не поддерживаешь вокруг себя (в первую очередь — в твоём подразделении) атмосферу бытового хамства. Тебе не кажется, что одно это повысит степень уважения твоих подчинённых по отношению к тебе?

Начни с себя. Это трудно в современных реалиях, не сомневаюсь. Следи за своей речью! Не думай, что грязным матом ты не ругаешься и твой мат всегда чист, свеж и пахнет альпийскими лугами — ничего подобного, ругань у всех имеет одинаково чёрный цвет и неприятный запах! Вспомни, в конце концов, садик и школу, где тебе говорили, что материться нехорошо. Потом установи такое правило для своих заместителей, начальников подчинённых тебе отделов и служб — и пресекай попытки съехать на нецензурщину на совещаниях, в курилке, просто в разговоре в кабинете и пр.

(* Вспоминается слышанная где-то фраза:

«Наша миссия — догнать и причинить добро!» *)

И не разрешай своему руководству с собой так разговаривать. Есть стоп-фразы, которыми ты с начальством не поссоришься, но границы позволенного в разговоре с тобой определишь однозначно: «Давайте другим тоном, хорошо? Я прекрасно понимаю и без мата». Будь смелее, уважение к тебе обозначается речевыми оборотами, которые ты слышишь в свой адрес…

В общем, подумай. Я тут не настаиваю, только советую. Даже, скорее, предлагаю.

И, заметь, я же вот сейчас, в беседе с тобой, по матушке не прохожусь? И ты всё понимаешь. И отвечаешь мне, вроде бы, так же. Значит, возможно?

Примечания

5

Я знаю словосочетания «гендерная принадлежность» и «гендерная идентичность» и знаю, что необходимо соблюдать корректность, толерантность и что ещё там сейчас модно и нужно соблюдать. Но буду использовать уже устаревшее и, возможно, кого-то обижающее слово «пол» для различия мужчин и женщин. Терпи!

6

Я был не на одном тренинге. К чести сообщества бизнес-тренеров, должен сказать, что подобный язык общения с аудиторией допускал только один из встреченных мною. Тем обиднее, что именно он считал себя вне конкуренции.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я