Недавно археологи обнаружили тайник. В нём оказался дневник, написанный на бересте. Современным шрифтом. Дневник датирован 12 веком. Единственной сложностью в прочтении дневника был немного не разборчивый почерк.Представляю вашему вниманию оцифрованные страницы этого дневника.
18
Утром о празднике ничего не напоминало, Андрей ушёл в кузню, мы, с девчатами, занялись домашними делами. С вечера тесто на хлеб и пирожки поставили, кутью доготовить надо.
Я тестом занялась, Настя кутьёй.
Для меня кутья — это сладкая рисовая каша, с изюмом или цукатами. Многие любят добавлять туда разные орехи. Местная же кутья, что-то совсем другое. Рецепт приготовления запомнила хорошо.
Пшеницу, цельные зерна, замочили ещё с вечера. Сегодня Настя сварила мёд. Взяла ложки три мёда, залила половиной стакана воды, (это я так на глазок определила, нет тут стаканов) и закипятила эту смесь. Затем добавила к пшенице сухих ягод, залила всю смесь варёным мёдом. Кутья готова. Каша получилась рассыпчатая, ароматная. Вы можете себе представить смешанный запах мёда и лесных ягод. Вот так, сейчас пахло под навесом. Слюнки текли, так хотелось кашу отведать. Настюха накрыла чашку с кашей чистой тряпицей и убрала, чтобы соблазна не было. Девчонки начали наводить порядок во дворе. Я была в полном недоумении. Сегодня же праздник, радоница. А мы занимаемся домашними работами, мужик какой-то к Андрею в кузню идёт, бабы на озере тряпьё стирают. Я что-то не понимаю. Подошла к Ире.
— Ты объясни мне, праздник сегодня или нет?
— Праздник, первую половину дня, надо обязательно провести в работе, обедать мы пойдём на погост, там и отдохнём, а уже вечером, после того как со скотиной управимся гулянья будут.
Вот вам и расклад. Теперь спокойно можно дела все переделать, а то переживаю, вдруг не так что сделаю. Пелёнки пойду стирать.
Ближе к полудню, Андрей с кузни вернулся, Настя взялась корзину едой и напитками заполнять. Тут я уже поняла, праздник начинается.
Меня позвала в дом Ирина, подвела к сундуку, — Вот, батюшка велел одеть тебя, а то ходишь как приживалка.
В сундуке лежали вещи, так понимаю Варвары, ей уже не надо, а я буду одета как все.
Ох, раньше надо было одежду показать, это же сколько времени надо, чтобы выбрать наряд. К вечеру как раз и соберусь.
— Ты чего? — Не поняла Иринка, — одевайся.
— Ирин, ты мне помоги, — взмолилась я.
— Ты и этого не умеешь, да где ты росла то? — Возмутилась девчонка.
Скажи тебе, где я росла и как вещи в магазине выбирали, и сколько времени мне для этого нужно. И не поверишь ведь.
Ирина мне помогла одеть голубую рубаху, сверху синий с вышивками сарафан, подпоясала кожаным ремнём с не большими ножнами, на голову сборник, украшенный кружевами.
Вручила душегрейку, вечером прохладно, пригодится.
На ногах у меня свои кожаные лодочки
Жаль, зеркала нет, думаю весь этот наряд мне к лицу.
На улицу я не вышла, а выплыла. Королевешной себя чувствовала.
Андрей был одет в длинный кафтан подбитый мехом.
На ногах сапоги, прям Иван царевич. Отдельно хочу рассказать об украшениях, что были на головах у старших девчат.
На лбу была красиво расшитая тесьма, у висков к ленте крепились серебряные подвески, изображающие сказочных птиц. При движении головой украшения издавали мелодичный звон. Тесьма бала затейливо вплетена в волосы.
Головка Васёнки была украшена только вышитой тесьмой.
В общем, выглядели мы все сказочно.
Всей семьёй пошли праздновать. Людей на захоронении было немало. Не все пришли пешком, некоторые семьи приехали на лошадях, запряжёнными в телеги. Как мне объяснила Иринка, с другой деревни они, тут родня их похоронена. Мы расположились на земле прямо у свежих могил.
Пикничок такой устроили. Люди вели себя так, будто действительно выехали на маёвку. Веселье, шутки, возня ребятни. Никаких скорбных лиц и разговоров вполголоса. Сидят, наливают, закусывают. Андрей плеснул на могилу пива, девчонки раскрошили яйца и пирожки. Таким образом, помянули Варвару. Наши предки нисколько не боялись смерти, считая, что есть две жизни, одна из них земная, вторая, небесная, вечная. Поэтому и горевать по поводу смерти не имеет смысла. Ирина с Настей, пошли к знакомым, мы с малышами остались у своего импровизированного стола. К нам подходили люди почтительно, здоровались, менялись угощениями, поминая родных, близких и знакомых. Андрей лёг отдохнуть, вообще спящих у могил было много. Никто не обращал на это внимания. Видно обычное дело, отдохнуть на могиле. Я очень старалась делать вид, что всё это не шокирует. Видно не очень помогло. Мудрая Иринка раскусила меня
— Ну, что ты так удивляешься? У вас не так радоницу отмечают? — Вывела она меня из ступора.
— Нет, конечно. На могилы мы с утра ходим…. — Начала рассказ я. Вокруг нас стали собираться любопытствующие. Когда я закончила, подошли все люди. Слушали очень внимательно, качали головами, цокали языками. В общем, благодарная аудитория. Оваций, правда не было, да ну и ладно.
— А ещё знаешь чего? — Спросил кто-то.
— Ой, сколько много, — затарахтела Настюха, — ты про кота на цепи расскажи, ох и красивое сказание. А песен то сколько знает. — Прямо за смущала она меня.
— Другую расскажу, — согласилась я, — у самого синего моря, жили, были старик и старуха……
Вторая половина дня пролетела быстро, пора было идти домой управляться со скотиной, а затем на поляну, прихватив с собой большую охапку дров. Женщины и девушки несли метла. Дрова несли мужчины, для костра, который разожгут в полночь. Радоница плавно перешла в празднование, в честь богини Живы. Костер получился большой, в круг с мётлами встали девушки и молодые женщины. Они начали петь и танцевать, ритуальные движения завораживали. Женщины кружились в такт песни вокруг костра, а в воздухе дружным хороводом кружились искры, повторяя движения танцующих. Я вспомнила четверостишие, когда его услышала, не могла понять, сейчас же смысл стал ясен:
Жива в образе кукушки
Обозначит жизни край,
А весенний праздник живы —
Это светлый Первомай.
Вот вам и мир, труд, май. Не только попики забрали славянские праздники, а и большевики не стеснялись прибрать к рукам традиции народа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вторая жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других