Недавно археологи обнаружили тайник. В нём оказался дневник, написанный на бересте. Современным шрифтом. Дневник датирован 12 веком. Единственной сложностью в прочтении дневника был немного не разборчивый почерк.Представляю вашему вниманию оцифрованные страницы этого дневника.
21
Утром я встала с мыслью, опять праздник, опять гулять, а когда же работать. На улице тепло, земля сохнет, а мы гуляем.
Ну, не будем заранее переживать. День покажет, чем заниматься. Все праздничные блюда выставили на стол сразу. Значит, гулянья не будет. И это радует. Поставили солёные грибочки, квашеную капусту, пирожки с ягодой, с творогом, тушёное мясо, мазюню, кулагу, ну и медовик. Я решила, есть только мазюню и кулагу. И зря скажу я вам. Ну не хотят мои рецепторы ощущать тонкие вкусы.
Мазюня-грязно-коричневого цвета каша, сладковато-кисловатая. На вид не праздничное блюдо. Представить такую смесь на наших прилавках не получается. Подозреваю, что через год мне эта кашка покажется очень сладкой.
Кулага-на вид тоже не очень, а вот вкус превзошёл все ожидания. Густая смесь, сладкая, ароматная, сытная. Если бы не знала, что там есть редька, вообще бы, не отгадала.
После завтрака пошли на капище, отдать требы Даждьбогу. Наконец я могу осмотреться на капище.
Капище в этой деревне-роща, подозрительно круглая, обнесённая высоким забором. Пройти внутрь, можно только по мосту, через ров. По кругу стояло штук десять идолов. К сожалению ни одного я не знаю. Но это поправимо. Вот идола Даждьбога, точно теперь буду знать, а ещё идол богине Мары знаю и богиню Макошь могу узнать. Ну, не совсем лох, как сказал бы мой внук.
Андрей с девчатами подошли к идолу, украшенному свежими ветвями берёзы, на алтаре перед богом уже лежали сладости, монетки, зёрна пшеницы, Ирина поставила кусок медовика, пива в чашке, положила монетку. Андрей просил у Даждьбога милости
–Тарх Даждьбог Перунович, не оставь мой дом, сделай милость, помоги моей семье, пошли солнца и дождя моим посевам.
Оказывается у богов, есть второе имя и отчество, право не знала. Надо будет у Иринки спросить, как какого бога звать.
Вот и всё, идём домой, ура, в огород. Руки уже чешутся, так в земле охота повозиться.
— Празднование будет? — Поинтересовалась я.
— Нет, всё, сегодня первые семена в землю кидать надо, и коров на пастбище первый раз гнать положено, да только весна ранняя выдалась, волхв разрешил раньше на пастбище скот выпускать.
Я вот думаю, а как люди юга с богами договариваются? Зимы то там толком нет. Скот круглый год пастись гоняют.
Ну, вот он огород! В первую очередь взялась за помидоры, затем картофель, на сегодня всё, день закончится, а с завтрашнего дня в полную силу посевом займёмся.
Объяснила Андрею, как делать лунки для картофеля, тоже встала на лопату, девчонкам рассказала, как картошку в землю класть. Для меня привычное занятие, а семейству интересно. Васенка сначала тоже по одной картофелины кидала, а потом, как и все дети, в лунку штук десять сыпанула. Моему счастью не было предела.
Иринка кинула последнюю картошину, — Всё, закончили. — Ой, кто-то к нам бежит. Ни как Милошка поспешает.
По тропинке в нашу сторону бежал босой паренёк. Не убавляя хода прокричал, — Дядька Бажен с тёткой Веленой, сеять закончили, ждут всех, — сделал круг и побежал в другую сторону.
— Чего? — Не поняла я
— Идти надо, — сказал Андрей и направился вслед за пацаном.
Я вопросительно глянула на Иринку.
— Дядька Бажен староста наш, тётка Велела его жена. — И замолчала, видно решила, что этого объяснения достаточно. Я не тронулась с места, молча смотрела на девчонку. Та всплеснула руками, вздохнула и продолжила.
— Бажен староста, семенем землю должен окропить, чтобы урожай хороший был. А мы все будем нечисть отпугивать от них. — Пока Ирина рассказывала мы зашли во двор, там уже стоял Андрей держа в руках ложку и крышку от чугуна.
— Ну, где вы? Я вам уже всё приготовил. Да шумите хорошо, урожай нужен. — Серьёзно так сказал, не шутит.
Девчонки схватили со стола крышки, ложки, у Васёнки была какая-то погремушка. Мои руки заняты Алёшкой.
Пошли не в деревню, а на поле, там уже собрался народ, все веселились, шутили, молодые парни заигрывали с девчатами. Всё-таки опять гулянье. На меже стоял шалашик. Перед ним в одном исподнем стояла не молодая пара. Ждали видно только нас. Пара поклонилась на три стороны, попросила Тарха Дадьжбога Перуновича о милости и полезли в импровизированный шалаш. Когда они выкинули оттуда свои рубахи, я начала кое о чем подозревать. Вот какое семя должен Бажен в землю кинуть. Ну да, что-то такое я читала. Когда рубахи вылетели из шалаша, толпа заулюлюкала, загремела, зашумела и двинулась вокруг шалаша по ходу солнца. Не хотела бы я быть на месте Велены, да и Бажену несладко. А ну-ка на глазах у всех, под шум, гам, скабрёзные шуточки, заниматься любовью. Как вам? Сможете? А Бажен смог! Не думаю, что симулировал, вышел, как был голый, с мокрым достоинством, следом, так же голая вышла Велена, начала кататься по полю. Толпа шуметь и грохотать не перестала. На Бажена с Веленой накинули рубахи и двинулись в деревню. Староста с женой пошли домой и все начали расходиться. Вот это обряд! Ни за что не буду женой старосты!
Жизнь в деревне пошла своим чередом. Сегодня буду рассказывать про мальчика с пальчика и петь песню во поле берёзка стояла.
Красивая народная песня. А вы знали, что эту песню написал татарин. Да, да, русскую народную, красивую, хороводную написал татарин — Нигмат Ибрагимов, в середине восемнадцатого века.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вторая жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других