Последний контакт

Евгений Юрьевич Ильичев, 2023

Команда космического рудовоза "Марк-10", завершает свою первую экспедицию далеко на пределами Солнечной системы. За плечами годы тяжелой работы и тонны опасного груза в сцепке, а впереди путь домой длиной в два световых года. Экипаж экстренно разбужен сигналом с Земли. Космонавты узнают, что где-то неподалёку терпит бедствие беспилотный звездолёт "Осирис-3" с Искусственным Интеллектом на борту. Экипажу "Марк-10" предлагают "халтурку" – нужно сделать небольшой крюк и провести диагностику вышедшего из строя корабля. Никаких выходов в открытый космос, стыковок или иных фокусов – только диагностика и визуальный осмотр. И всё это за внушительную премию. Кроме того, за выполненную работу экипаж получит в дар и свой бесценный груз."Плёвое" дело оборачивается серьёзными проблемами, решая которые, команда узнаёт страшную тайну "Осириса-3".Девять человек, пять спасательных капсул и одна страшная правда.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Последний контакт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 7

К удивлению разведчиков, массивная гермодверь, ведущая на капитанский мостик, после активации кнопки «доступ» на экране легко поддалась. Никаких тебе паролей, аутентификаций и прочих мер безопасности. И выглядело это по меньшей мере странно. На всех звездолётах Федерации капитанский мостик, реакторный и гибернационный отсеки были самыми защищёнными модулями. Попасть в них без особого доступа было невозможно, равно как и взломать бронированные двери. Если на «Осирисе» всем заведовал искусственный интеллект, то вёл он себя крайне непоследовательно. Десятью минутами ранее он не пускал людей на борт, хотя те имели все необходимые коды доступа, а теперь он без всяких проблем и проверок позволил им проникнуть в самый охраняемый отсек корабля.

Друзья удивлённо переглянулись и зашли на мостик. На этот раз свет в помещении услужливо включился сам.

— «Марк», — доложил Вершинин, — мы на мостике.

— Отлично, парни, — ответил Сопкин, — попробуйте провести диагностику систем.

— Да, кэп.

Сергей, будучи пилотом первого класса, быстро сориентировался и подошёл к центральному пульту управления. Медведев же начал осматривать большое овальное помещение по периметру, затем подошёл к вспомогательному терминалу, достал свой планшет и тоже попытался подключиться к системе.

— Так, что тут у нас? — Вершинин ввёл несколько команд на панели управления, и в воздухе перед ним возникла голографическая схема ключевых узлов звездолёта. — Ого, как тут много всего!

Он принялся изучать доступные функции и в скором времени сделал первый вывод:

— Капитан, судя по всему, все системы «Осириса» в норме. На борту есть пара сотен литров воды, видимо, оттуда и кислород. Реактор исправен, но работает лишь на пять процентов от максимума. Системы жизнеобеспечения в норме. Сейчас постараюсь активировать кислородную установку.

К Вершинину подошел Медведев.

— Ну как?

— Сейчас. Смотри, — он указал на шкалу насыщения воздуха кислородом. Та медленно, но верно ползла к нормальным значениям. Росло и давление. — Ну, вот и всё. Мы даже можем снять скафандры.

— Так быстро? Кислород теперь есть везде?

— Да. Я надеюсь.

Медведев недоверчиво поглядел на друга и произнёс:

— Знаешь, я пока воздержусь. Тут пятнадцать лет никто ничем не дышал. Хрен его знает, какие бактерии могут расплодиться за это время в вентиляции.

— Я тебя умоляю, Медведь, ты сейчас на воду дуешь. Какие тут могут быть бактерии?

— Ты что, фильмы не смотрел? — на полном серьёзе заявил Виктор. — Ну, те старые фильмы, где горе-космонавты на первой попавшейся планете снимают с себя скафандры и заражаются невиданной инопланетной хренью. Потом из них всякие твари вылезают и жрут всю команду.

— Ты нелогичен. Откуда тут взяться инопланетной хрени, если этот корабль ещё никуда не долетел?

— Можешь считать меня параноиком, — безапелляционно заявил Медведев, — но я не стану снимать свой скафандр, пока Валерия не изучит тут всё на предмет опасных вирусов или бактерий.

— Медведь, кстати, дело говорит! — послышался в эфире голос Аллы Марр. — Лучше не рискуйте, парни.

— Ну, хорошо, — сдался Вершинин, — но это глупо.

— Так, мужики, — сделал выговор капитан, — хватит уже про инопланетную хрень разговаривать! Займитесь лучше делом. Что там с реактором, двигателями и связью?

Вершинин с минуту покопался в голографической операционке и начал докладывать:

— Капитан, по системам жизнеобеспечения всё понятно, они функционируют исправно, к ним у нас полный доступ. Я проверил системы регенерации кислорода и воды, поглотители СО₂, климатическую установку. Вот! Нашёл ещё панель управления вращением жилого отсека. Думаю, мы сможем воссоздать на борту гравитацию.

— Ого, — прокомментировал Медведев, — мало того, что нам достанутся такие хоромы, мы ещё и в комфорте полетим.

— А вот это вряд ли, — угрюмо сказал Вершинин, пытаясь активировать какие-то командные строки, горящие красным. — Никуда мы не полетим, дружище, доступа к двигателям нет.

— Плохо, — послышался в наушниках голос капитана. — Ещё плохие новости есть?

— Есть, — нахмурился Вершинин. — Доступа к системам связи тоже нет.

— Значит, — заключил капитан, — мы сможем спокойно находиться на борту «Осириса», но не сможем им управлять.

— И не сможем ни с кем связаться, — добавила Алла Марр.

— Будьте как дома, — сказал Медведев.

— Но не забывайте, что вы в гостях, — закончил саркастическую фразу Вершинин.

— Что ж, — бодрым голосом сказал Сопкин, — могло быть и хуже. В любом случае, вариантов у нас не так много. Будем перебираться на «Осирис». Давайте-ка, ребята, обратно на «Марк». Для переезда нам понадобится платформа. Да, Серега, ещё один момент.

— Слушаю.

— Если получится, просканируй эту железяку на наличие живых организмов.

Друзья не поверили своим ушам и переглянулись.

— Знаю, знаю, — пояснил Сопкин, — звучит как бред, но я не просто так дожил до звания капитана. Я не всегда верю на слово этим большим боссам.

— При всём уважении, капитан, — неуверенно косясь на Медведева, сказал Вершинин, — думаете, на борту кто-то мог уцелеть при пятипроцентном содержании кислорода в воздухе?

— Да ничего я не думаю, просто мы имеем дело с неординарной ситуацией. Судно, на первый взгляд исправное, дрейфовать в космосе без причины не будет. Чаще всего, поверьте моему опыту, все нештатные ситуации связаны именно с человеческим фактором. Кто его знает, что тут было и почему вообще ИИ корабля понадобилось включать системы жизнеобеспечения?

— Резонно, — согласился Вершинин. — Я посмотрю, что можно сделать.

— Только не тяните там, времени у нас мало. Нужно ещё продумать сам процесс эвакуации экипажа и транспортировки всего, что мы сможем снять с «Марка». Мы уже этим занимаемся.

Вершинин просканировал корабль на наличие биологических объектов, благо доступ к этой системе был открыт. Как и ожидалось, на борту никого не оказалось, и ребята с облегчением выдохнули.

— Ну что, полетели обратно? — предложил Сергей.

— Может, осмотрим корабль?

— Ты слышал, времени в обрез. И потом, на осмотр всех отсеков уйдет несколько часов. У нас их нет. Осмотрим корабль, как только переберёмся.

В их паре именно Вершинин был главным, а потому Медведев лишь руками развёл:

— Ну, хорошо, ты у нас босс. Самое главное мы и без того узнали, — Вершинин не понял, на что именно намекает Медведев, и тот пояснил. — Тут есть исправный сортир.

Вершинин шутку не оценил:

— Тоже мне — космонавт. Не сортир, а санитарно-гигиенический блок.

Возвращаясь обратно, Сергей установил на шлюз электромагнитный блокиратор.

— Это на случай, если «Осирису» приспичит вновь от нас запереться, — пояснил он свои действия.

Они успешно покинули шлюзовую камеру и быстро расстыковались.

— Кстати, — словно опомнившись, спросил Медведев. — А почему мы не попытались поговорить с этим ИИ на борту «Осириса»? На позывные он не отвечает и никак не реагирует на попытки связаться с ним по радиосвязи. Но он ведь должен иметь голосовой анализатор. Я служил на таких кораблях. ИИ там был не такой продвинутый, но с ним всегда можно было поговорить. Все пользовались именно таким средством коммуникации.

— Если помнишь, — спокойно ответил Вершинин, — кое-кто испугался снять скафандр. Наружных динамиков в шлемах не предусмотрено, а без них нашу речь компьютер просто не услышит.

— То есть мы попробуем в следующий раз?

— У нас будет предостаточно времени, чтобы перепробовать все варианты. Этим есть кому заняться.

Эта фраза о времени заставила Медведева задуматься. Пятнадцать лет. Эта цифра ещё не успела отпечататься в его подсознании и пока не выглядела устрашающей. Пока не выглядела. Пятнадцать лет — именно столько потребуется спасательной миссии, чтобы добраться до них. И это было безумно долго. Как провести столько времени в замкнутом пространстве и не свихнуться? А ведь потом ещё и обратно лететь. Тоже пятнадцать лет.

Нет, не близких потерять боялся Медведев. Отправляясь в этот дальний рейс, он уже знал, что никогда больше не увидит ни друзей, ни приёмных родителей. По сути, это было одной из причин его согласия на работу за дальним рубежом — не видеть смерть опекунов, не хоронить их собственноручно. В конце концов, они о нём не особо заботились, так с чего вдруг ему заботиться о них? На самом деле Виктор боялся оказаться в обществе, где ему, космонавту-бурильщику, уже не будет места. Друзья и знакомые постареют или тоже умрут, технологии за такое время сделают ещё пару-тройку скачков, за ними и в конце двадцатого-то века не поспевали, что уж говорить о нынешнем времени. Молодёжи Медведев будет малоинтересен. Чем он вообще будет заниматься в мире, где его не было почти полвека? А ещё он боялся того дня, когда достигнет своей цели. Человек без цели — лишь потребитель.

— Слушай, Серёга, а на «Осирисе» есть капсулы гибернации?

По серьёзному выражению лица Вершинина Виктор понял, что этот вопрос уже посещал друга.

— Это я проверил первым делом.

Медведев оживлённо посмотрел на пилота, и тот обреченно ответил:

— Нет там ничего. Оно и логично. Зачем снабжать корабль гибернационными капсулами, если миссия беспилотная?

— И что нам делать?

— Очень рассчитываю на то, что у капитана на этот счёт есть идеи. Хотя лично я сомневаюсь. Насколько я знаю, капсулы на «Марке» двойного назначения. При нормальных условиях каждая капсула — это автономная гибернационная система. А при критических авариях они выполняют роль спасательных капсул и автоматически выстреливаются в космическое пространство.

— Чёрт, и что же нам делать? — повторил Медведев, глядя в пустоту космоса. Его начинала одолевать паника.

Весь оставшийся путь парни провели молча. Стыковка с «Марком» прошла в штатном режиме. На борту их встретили овациями, но на лицах героев радости никто не увидел.

Отложив тяжёлые мысли, Медведев и Вершинин присоединились к сборам. Весь остаток дня на «Марке» кипела работа. Главную скрипку в ней играли капитан Сопкин, осуществлявший общее руководство, и инженер Корнеев. Чувствуя важность своей миссии, Корнеев подошёл к работе со всей серьёзностью. Важно было демонтировать и перенести на «Осирис» всё, что могло пригодиться экипажу для выживания. Денис поминутно сверялся с технической документацией к кораблю и давал незанятым членам экипажа указания. В скором времени грузовой отсек «Марка» больше походил на склад запчастей, а сам корабль — на металлолом, который готовят к списанию. Отовсюду торчали шлейфы проводки, зияли дыры в стенах и потолке. На полу валялась обшивка, которую местами приходилось снимать полностью, чтобы добраться до необходимых агрегатов и датчиков.

Вскоре встал вопрос о том, как транспортировать самые важные ресурсы — кислородные баллоны и воду. Если с баллонами проблем не должно было возникнуть — они были достаточно мобильными и даже помещались в тесную кабинку буровой платформы, то с водой дело обстояло иначе. Её было достаточно, для того чтобы запустить полный замкнутый цикл жизнеобеспечения для девяти человек, но было совершенно непонятно, как её перенести на «Осирис». Вариант с использованием топливных шлангов тут же отбросили. Во-первых, не хватало их длины, а во-вторых, был существенный риск того, что вода попросту замёрзнет в трубах.

— Сколько воды на «Осирисе»? — ещё раз уточнил у Вершинина капитан.

— Не больше двухсот литров, кэп.

— Думаю, — сказал инженер, — это техническая вода. Её залили в систему перед полётом, чтобы не вышли из строя насосы и другие системы жизнеобеспечения. Для этих целей двухсот литров вполне достаточно в условиях беспилотной миссии, но этого количества не хватило бы даже для одного человека.

— Сколько воды у нас?

— Двадцать тонн.

Балычев присвистнул.

— Это мы что, бассейн с собой возим, что ли?

— Два бака по десять тысяч литров, — сказал Корнеев. — Они вмонтированы в корпус корабля по обе стороны от реакторного отсека.

— То есть снять их мы тоже не можем, — заключил Сопкин. — Думаем, господа, думаем! Вода нужна не только для питья. Это ещё и кислород!

— Давайте исходить из логики, — предложил физик Ильин. — Воду хранят в ёмкостях. Баки снять мы не можем, значит, нужно искать подходящие ёмкости.

— Тоже мне, мистер очевидность, — съязвил Балычев. — Это мы и без тебя поняли про ёмкости. Нет у нас никаких ёмкостей.

Капитан обвёл взглядом всех присутствующих в надежде, что у кого-нибудь возникнет идея. Но все члены экипажа сидели понурившись. Никаких идей на ум не шло.

— Может, воспользоваться капсулами гибернации? — робко предложила Валерия Мирская. — А что, они герметичны. Раз уж выдерживают вакуум космоса, должны выдержать и воду. Сколько их у нас, девять? Если вынуть оттуда всё оборудование, ложементы и прочее, получатся вполне себе баки. Причем вместительные. Туда же литров сто поместится. Девять баков — уже почти тонна.

— Идея занятная, — поддержал медика Вершинин. — Я тоже сразу об этом подумал, но тут есть ряд моментов, которые всё портят. Допустим, мы смогли разобрать капсулы и высвободить для воды больше пространства. Как нам их вытащить наружу? Капсулы монтируются на верфях, и единственный способ отсоединить их от «Марка» — это выстрелить ими в космос, ну, как при эвакуации. Выстреливаются они пневмопатроном. Давление там чудовищное, поскольку при эвакуации необходимо в кратчайшее время удалить капсулу на максимальное расстояние от терпящего бедствие корабля. Только потом срабатывают тормозные системы. Но и это не главное. Допустим, мы придумали способ обмануть системы корабля и заставили его отстрелить все капсулы. Допустим, мы каким-то образом поймали их в открытом космосе. Как мы запихнем их на «Осирис»? Они по габаритам не проходят в шлюзовой отсек. А после всего этого нужно будет повторить процедуру двадцать раз. Не, пустое это, — махнул рукой Вершинин и сел на место.

— Да, — промямлил геолог Васильев, — задачка.

— Значит, капсулы не подходят, — подытожил капитан. — В любом случае, это всего тонна. А нам нужно переместить двадцать. Думаем дальше.

— Может, всё-таки топливные шланги? — вернулся к первой идее Ильин.

Инженер Корнеев покачал головой.

— Тоже нет. Шланги короткие, всего десять метров. Да к тому же системы крепления топливных шлангов и баков различаются. А ещё против нас физика.

— Что вы имеете в виду? — не понял Медведев.

— Да всё просто. Для того чтобы жидкость перетекла из одной ёмкости в другую, необходима гравитация. Про закон сообщающихся сосудов слышали? А там, где установлены баки, гравитации нет. Воду закачивают принудительно насосами.

— А насосов у нас нет? — спросил физик Ильин.

— Насосы есть. Их, если что, и смастерить можно, думаю, я бы справился за день-два. Но как вы себе это представляете?

— Пока никак, — признался физик. — Просто я жить хочу и думаю над проблемой. Чем больше вариантов мы обсудим, тем быстрее найдём решение.

— Что ж, давайте ещё раз обсудим этот вариант, — Корнеев выглядел раздраженным, и потому слова его звучали довольно резко. — Для начала, чтобы перекачать жидкость из одного бака в другой, нам понадобится подлететь на «Марке» вплотную к «Осирису». Напомню, длина шланга всего десять метров. То есть это уже риск, и немалый. Затем нам понадобится каким-то образом врезаться в наш бак и соорудить насос. Ну, допустим, эту проблему я смогу решить. Но далее нам придется сделать две невозможные вещи — разгерметизировать наш корабль, чтобы вытащить шланг, и разгерметизировать «Осирис», чтобы этот шланг засунуть туда. А дальше мы столкнёмся всё с той же проблемой хранения — сильно сомневаюсь, что на «Осирисе» на такой случай припасены какие-либо ёмкости объемом в двадцать тон.

Все замолчали, пораженные нервозным состоянием Корнеева. Таким его никто не видел. Инженер всегда выглядел собранным и производил впечатление флегматичного человека.

— Ах, да! — решил добавить он. — И всё это сработает при условии, что во время перекачки воды шланг не замерзнет в открытом космосе. Теперь понятно, почему идея со шлангами — это пустая трата времени?

— Теперь понятно, — Ильин поднял руки, демонстрируя свою солидарность. Он почувствовал неловкость за инженера и за то, что вынудил его предстать перед всеми не в лучшем свете. Такая резкость была свойственна Балычеву, и на него уже давно никто внимания не обращал. А теперь ещё и к Корнееву будут приглядываться. Ни к чему это сейчас.

Денис и сам понял, что был слишком эмоционален. Закончив свою мысль, он встал, сконфужено опустил голову и тихо извинился. Однако неловкость ситуации это так и не сняло, и в жилом отсеке, где проходило совещание, вновь воцарилась тишина. Через минуту голову поднял Медведев.

— Слушайте. А ведь идея со шлангами ещё не обсосана до конца.

— Чего ты там ещё сосать собрался? — грубо спросил Балычев, но Виктор пропустил это мимо ушей.

— Нет, я всё понимаю, космос холодный и всё такое… А что, если мы сделаем это, не прибегая к разгерметизации кораблей? Что, если мы вообще не будем пускать шланг через холодное пространство космоса?

— Не понимаю, поясни, — попросил Сопкин, хотя уже смутно догадывался, что именно хочет предложить Медведев. И Виктор предложил:

— Нам удалось состыковать с «Осирисом» буровую платформу, так? Все стыковочные узлы на кораблях федеративного флота унифицированы. Что нам мешает состыковать «Марк» и «Осирис»?

— Мешает то, что никто и никогда не стыковал друг к другу корабли таких размеров, — довольно спокойно ответил капитан.

— Но технически это ведь возможно? — не унимался Медведев. — От размеров кораблей суть стыковки не меняется. Одни и те же крепления, одни и те же стяжки и электромагнитные замки. Да, это сложно выполнить. Но я не думаю, что это невозможно в принципе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Последний контакт предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я