Комментарии к евангелию от Иоанна. Психотеология самого эзотерического евангелия

А. И. Зеличенко

То как будто проповедь, то как будто биография, то как будто сказка, то глубочайший философский трактат без всяких «как будто». То как будто банальности, то как будто нелепости, то бездонные глубины смысла. Вот такую книгу написал в первом веке ученик, которого Иисус (как бы ни звали его на самом деле) любил. Книга для всех духовных искателей, включая христиан с глубиной понимания предмета не менее, чем у А.И.Осипова, и психологов, сохраняющих интерес к жизни души.

Оглавление

Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить

© А. И. Зеличенко, 2020

ISBN 978-5-0051-5832-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Ровно 9 лет назад я написал комментарии на евангелие от Матфея. Были у меня тогда и другие «комментаторские» планы, но довольно быстро я от них отказался — читателя не было и не предвиделось. Его и сейчас не видно, но в каких-то вопросах наше понимание мира не то что продвинулось, но отношение к пониманию стало меняться. В общем, и сам не знаю, как это случилось, я вдруг решил прокомментировать самое эзотерическое из 4 евангелий — от Иоанна. Напитанное совершенно нетривиальным знанием в каждой из его 21 глав.

Но сначала несколько предварительных замечаний. Автор-евангелист имел, как минимум, две задачи: а) поделиться с готовыми понять сложнешим знанием и б) убедить и толкнуть на христианский путь самых простонародных из простого народа, не способных понять ничего, но способных чувствовать истину Христианства.

Этим определена тематическая многослойность текста. Он содержит:

1 — «Чистое» эзотерическое и более, чем просто нетривиальное, знание о том, что есть мир, человек, душа человека;

2 — «Прикладное» эзотерическое знание — проповедь-предписания, что делать Прежде всего, если даже не исключительно — во внутреннем, психическом плане;

3 — Ссылки на Писание, отчасти раскрывающие скрытые смыслы Писания, но прежде всего убеждающие знатоков Ветхого Завета в предсказанности жизни Иисуса, то есть в том, что Иисус и является Христом, Мессией, Спасителем;

4 — Описания чудес, которые, с одной стороны, убеждают простаков, а с другой, несут эзотерическое знание в символической форме (превратил нижнее в высшее, излечил, дал новую жизнь, открыл глаза, насытил…);

5 — События из жизни Иисуса, вероятно, по большей части вымышленные, работающие и на убеждение простаков, и на развитие мудрецов. Центральным из них является «Мистерия распятия»: большая часть событий либо принадлежит Мистерии, либо готовит ее.

Другими словами, три последних, поверхностных смысловых слоя обслуживают первые два, глубинные.

Сравнение евангелия Иоанна с тремя другими евангелиями не входит в мою задачу: это делалось много раз. Но всё же нужно сказать, что евангелие от Иоанна совершенно другое. Глубинные смыслы, естественно, те же, но адресован текст совершенно иному читателю, гораздо более мудрому, гораздо более высоко поднявшемуся по лествице (так назвал ее еще один великий Иоанн — «Лествичник») духовного развития. Просто интеллектуалу оно могло бы казаться даже нелепым, если бы не несколько кричаще глубоких фраз, начиная со знаменитого «Вначале было слово».

Структура евангелия

Текст распадается на несколько частей, несоизмеримых по количеству букв. Но само по себе количество букв в тексте не связано с количеством знания, которое этот текст «шифрует» («кодирует»). Недаром комментаторы могли писать много страниц комментариев на один стих и практически не комментировать целую главу. Другими словами, объем информации в евангелии вопреки теории информации вовсе не пропорционален количеству знаков.

Что это за части? Совсем грубо евангелие можно разделить на 2 раздела: пролог к Мистерии Воскрешения (главы 1—11) и сама Мистерия в 3 действиях с эпилогом (главы 12—21). Более мелкие структурные единицы такие:

I. Стихи 1—5 главы 1-й — Онтологическое введение;

II. Стихи 6—51 главы 1-й — Представление героев: Иоанн-Креститель, Иисус, 4 апостола (но не сам евангелист);

III. 10 глав со 2-й по 11-ю — Подготовка Мистерии Воскрешения: чудеса, проповедь и обличения, которые готовят будущих палачей: Иисус злит их, как бандерильеро своими копьями-бандерильями злят быка. Это начинается с изгнания торговцев во 2-й главе; в 5-й главе «бык» уже хочет поднять Иисуса на рога; а в 11-й (середина евангелия) Иисус приговорен. Здесь увертюра закончена и занавес поднимается;

IV. 6 глав c 12-й по 17-ю — Первое действие Мистерии («Вход в Иерусалим и Вечеря»);

V. Главы 18-я и 19-я — Второе действие («Распятие»);

VI. Главы 20-я и 21-я (стихи 1—22) — Третье действие («После распятия»);

VII. Стихи 23—25 главы 21-й — Эпилог.

Ключи к шифру, или центральные понятия: онтология, антропология и психология

Есть некий набор представлений о мире и человеке, без которого чтение евангелия от Иоанна возможно только как сказки — так в основном христиане его и читают. Но представления, о которых я говорю, превращает сказку в кладезь мудрости, доступной только очень немногим. Что это за представления, которые наполняют евангельский текст глубочайшим смыслом?

Мир — воплощенное Слово, или реализованная Идея мира. Реализация Идеи мира проходит через реализацию невообразимого множества ее составных частей, под-идей (дочерних идей, у которых есть свои «дочери» и т.д.). Соответственно, в ходе реализации Идея мира проходит через разные материальные субстраты — от наиболее тонким к самым грубым (материя: вещество и поле). Пример более тонких по сравнению с материей субстратов (носителей) идей — человеческие чувства и мысли. Но эти субстраты (слои мира) далеко не самые тонкие.

Процесс реализации идеи — двухсторонний. Выражаясь языком кибернетики, это процесс с обратной связью. Обратная связь — это осмысление воплощения более мелкой, дочерней идеи, обогащающее более крупную, материнскую идею смыслом и продвигающее тем самым процесс ее реализацию.

Человек (и как индивид, и как вид — человечество) выполняет свою часть работы по воплощению Идеи мира, воплощает и осмысляет свои идеи, которые в совокупности образуют идею индивидуального человека (и идею человечества, если мы говорим о «большом человеке» — человечестве). Для этого у человека есть специальные органы: физическое тело и душа. Душа получает идеи для воплощения и воплощает их с помощью тела.

Сама по себе душа, соединяющая тонкий мир с вещественным, многослойна в ней есть более тонкие и менее тонкие слои. Примеры менее тонких — чувство голода, страх, ненависть… Они характеризуются узким, или в терминах теории информации, простым, информационно бедным сознанием: сознание заполнено чем-то одним. Примеры более тонких слоев психики — чувство красоты, раздумия…

Самые тонкие из доступных человеку слоев им практически не осознаются, и большинство даже не догадывается о их существовании. Тем не менее, в ходе развития человек (его сознание) поднимается ко все более и более тонким слоям. При этом он осмысляет грубые части своей души и тем самым как бы завершает их — переплавляет в более тонкие. Лучше всего этот процесс заметен при овладении всё более и более высокими ступенями любого мастерства.

Когда этот процесс достигает апогея, человек как бы сливается с надиндивидуальной и надчеловеческой реальностью. Ее христианские тексты называют «Небом» или «Богом». Человек как бы возвращается в духовное, надпсихическое облако, из которого когда-то отделился каплей индивидуальной души (своей индивидуальной идеей).

Понятия «нижняя душа (психика)» и «высшая душа (психика)» — центральные для понимания того, о чем рассказывает евангелист. Потому что почти вся проповедь Иисуса посвящена процессам перехода от нижней психики к верхней. Но, естественно, при этом используются совсем другие слова: «Я (Иисус)» — как олицетворение высшей части души, «вера» — процесс духовного контакта сознания с этой высшей частью, «суд» — определение местоположения «центра тяжести» человеческой души — вверху или внизу, «грех» — нижняя душа и особенно привязанность к нижней душе при знании о верхней, любовь — слияние высшей души с объектом любви и т.д..

Путь человека по реализации его индивидуальной идеи занимает не одну физическую жизнь (от рождения до смерти). Само евангелие Иоанна говорит об это прямо и без намеков. Церкви понадобилось немалое упорство, чтобы придумать теории, искажающие это прямое указание. В промежутках между инкарнациями душа обогащенная добытыми в закончившемся воплощении смыслами, очищается от пережитого опыта-памяти и готовится к новому воплощению, вооруженная инструментами для продолжения ее работы. Когда же мелкая работа реализации индивидуальной идеи завершена, душа вливается в более крупную душу, реализующую более крупную идею, такую, например, как идея народа или идея человечества.

Из содержательных предварительных замечаний это всё. Теперь замечание техническое: так как я не сумел найти квалифицированного корректора, прошу простить неизбежные опечатки и граматические огрехи.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я