Комментарии к евангелию от Иоанна. Психотеология самого эзотерического евангелия

А. И. Зеличенко

То как будто проповедь, то как будто биография, то как будто сказка, то глубочайший философский трактат без всяких «как будто». То как будто банальности, то как будто нелепости, то бездонные глубины смысла. Вот такую книгу написал в первом веке ученик, которого Иисус (как бы ни звали его на самом деле) любил. Книга для всех духовных искателей, включая христиан с глубиной понимания предмета не менее, чем у А.И.Осипова, и психологов, сохраняющих интерес к жизни души.

Оглавление

Глава 5. Третье чудо, ссора и обличение

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

Какой праздник? Следующий Песах (Пасха)? Но обычно Иоанн называет Пасху прямо. Комментаторы расходятся в догадках. Кто-то предполагает, что это Пурим, за месяц до Пасхи и через два-три месяца после встречи с самаритянкой. Но это неважно: евангелие не хроника.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.

Еще чудо. И снова с деталями — 38 лет.

Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу.

Вторая бандерилья в загривке быка. Бык опускает рога.

Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

Смысл субботы не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы ничего не делать для себя. Бескорыстно творить добро для других, как это делает Бог, даже не то, что можно, а нужно. Но искать и раскрывать смылы заповедей противно смыслу иудаизма как религии сохранения. Смысл иудаизма — исполнять предписанное буквально. То же и с Богом — Бог по определению в иудаизме противопоставлен человеку. Развитие, о-Божение не вполне исключено, но возможно лишь для единиц, кабаллистов — хранителей главных, сокровенных смыслов Торы (Пятикнижия Моисея). Таким же стало и христианство, причем во всех своих версиях: стагнация для всех, кроме единиц посвященных.

И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

Сын в своей Божественной части (высшей природе) неотделим от Отца. Делаемое сыном — это делаемое Отцом, Сын просто инструмент Отца или, орган Отца, с помощью которого Отец трансформирует нижние миры. Это относится и к Иисусу, и к любому человеку, развившемуся до осознанного Сыновства.

Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

Оживляет — активизирует высшую природу человека. Мертвый человек — это физическое тело, лишенное души. Точно так же мертвым можно назвать нижнее психическое тело (страхи, злобу, алчность, глупость), лишенное высших психических функций (высшего психического тела): высших эстетических чувств, любви, вдохновения, нравственного чувства — в общем, божества и вдохновения: слез, жизни, любви…

Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца.

Здесь, как и во всех подобных местах, 2 смысла. Первый — манипулятивный: почитайте Иисуса. Второй смысл — эзотерический: найди Сына в себе и чти его, как Бога. В этом и суд: либо твоя душа со мной, либо где-то внизу.

Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

То же самое. Найди Бога в себе и дорожи этим Богом. Без этого не найдешь Бога нигде.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

«Слушающий» здесь значит «понимающий». «Верующий» — начавший жить высшей психической жизнью. Без этого невозможно понимание, а значит — и слушание. Переход от смерти к жизни — это переход от животного существования низшей души к полноценной жизни высшей души, например, к творчеству.

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

Появление христианства в некотором смысле и стало таким оживлением мертвых. Услышать глас — значит откликнуться на него своей верхней душой, воссоздать в своей верхней душе «копию» гласа. А дальше эта «копия» начинает самостоятельную работу, оживляя душу. Именно это и происходило с первыми христианами: их жизнь наполнялась другим, не животным содержанием. Но процесс это очень сложный. Например, превращение сегодняшнего порыва души в завтрашнюю рутинную молитву, скажем в отбарабаненный «Отче наш», делает живое мервым. Таких мертвецов-христиан за 2000 лет было множество. Это не говоря о том, что сию минут живой через 5 минут становится мертвым, а еще через 10 снова оживает.

Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

Жизнь в себе — это как раз и есть высшие психические реалии.

И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

Здесь снова манипулятивный смысл соседствует с эзотерическим. Суд — это суд, вершимый над собой при выборе животного или высшего психического бытия — что перевесит.

Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

Церкви пришлось придумывать фантастическое объяснение этих слов, а речь идет всё о том же: разделение психического бытия на высшее и нижнее и «выбор» между ними, которы равносилен самоприговору: в жизнь или в смерть: «ходячие мертвецы», люди лишенные высшей души, не развившие высшую душу, начнут ее развивать и в этом смысле — оживать.

Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Такое открытие себя для Высшей воли происходит у людей, чутких к голосу Совести — одного из «рецепторов» высшей души. О нем говорят иногда, как об отказе от собственной воли, своих желаний и т. д.

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

Не очень удачный перевод. Точнее по смыслу было бы: «Свидетельства об мне не от людей, а от Бога. Говорю же об Иоанне, чтобы открыть вам путь к Спасению».

Нечастое раскрытие авторской задачи — за текстом появляется лицо автора.

Он был

То есть этот разговор происходит уже после убийства Иоанна-Крестителя Иродом Антипой.

светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

В этом и сложность проповеди: разговор с людьми, лишенными духовного опыта. Вечная трудность миссионеров, не желающих прибегнуть к той или иной форме обмана.

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

Откуда же взяться этим желаниям без духовного опыта? Когда здесь нужен не просто духовный опыт, а опыт отделенный от прочих знаний, полученных от людей, то есть духовный опыт рафинированный, очищенный. И даже уже начавший осознавать и осмыслять себя.

Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Действительно, на уровне глубинных смыслов Тора (Пятикнижие) и Истина Христианства тождественны. Это об одном и том же, но для разных людей, людей разного уровня духовного развития. Поверхностные же смыслы, естественно, разные, так как у текстов разные функции. Тора для заучивания и сохранения, для передачи через века. Проповедь же Иисуса для преобразования человека здесь и сейчас, а во втором смысловом слое для преобразования общества, следующего за преобразованием человека.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я