Нагорная проповедь – собрание изречений Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. Нагорная проповедь была произнесена Спасителем на холме около 30 года н. э. близ древнего города Капернаума в Галилее своим 12 апостолам и толпе людей. В ней выражена сущность Нового Завета и его отличие от Ветхого Завета. Считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения. Суть изречений Христа излагается единым блоком в Евангелии от Матфея гл. 5-7. Проповедь в основном отражает моральное учение Христа. Самое основное – это «Заповеди блаженства», но кроме них есть еще другие поучения. Нагорная проповедь начинается «Заповедями блаженства», а кончается «Притчей о благоразумном строителе». Притча учит, что свою жизнь нужно строить по заповедям Закона Божия. Также в проповедь входит молитва «Отче наш».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нагорная проповедь Спасителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ
А
После того как Господь Иисус Христос с новоизбранными Апостолами сошел с горы и, остановившись на равнине, совершил бесчисленные исцеления больных, Он увидел народ, готовый внимать Божественному слову Его. Тогда Он снова взошел на гору, чтоб удобнее было оттуда проповедовать к многочисленному народу, намереваясь в одной продолжительной беседе изложить все главные и существенные истины нравственного евангельского учения.
Он садится для Своей дивной проповеди на одном месте, не в городе, не среди площади, но на горе, в пустыне, поучая нас ничего не делать по тщеславию и напоказ. Тем не менее, эта пустынная гора уподоблялась теперь горе Синаю, на которой дан иудеям закон. Как там к обнародованию закона иудеи были приготовлены многими и великими чудесами, так и здесь предварительно совершены Иисусом Христом чудеса еще большие, только не поражавшие страхом неприступного Божества, а изумлявшие неизреченною полнотою благодати и человеколюбия Единородного от Отца: они приготовили слушателей к принятию новых, высших правил жизни — к покорению ума, сердца и воли людей тому, чего досель они никогда не слыхали.
Когда Христос сел, то приступили к Нему ученики Его; народ же расположился у ног Его. Господь возвел очи Свои на учеников Своих, чтобы особенное выражение Его Божественного взора усиливало впечатление на них Его слов. Он отверз уста Свои и начал учить их, тогда как досель часто учил и молчанием, не отверзая уст Своих, учил Своею жизнью и делами. Теперь Он простирал речь Спою к ученикам, но в беседе к ним говорил так, что учение мудрости делалось занимательным для всех прочих, которые менее были способны слушать Его, чем дивиться чудесам Его.
Б
1
Прежде всего Господь Иисус Христос в нагорной Своей проповеди предложил спасительное учение о путях к достижению блаженства, излагая Свои слова не в виде увещания или повеления, а под видом ублажения обладающих теми или другими качествами.
«Блаженны вы, — благовествовал Божественный Учитель истинным ученикам Своим, — блаженны вы, нищие духом», то есть, смиренномудрые, глубоко сознающие свое ничтожество и недостоинство перед Богом; «ибо ваше есть Царствие Божие». — «Блаженны» и все таковые «нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Так как Адам пал от гордости, возмечтав стать богом, и от того же смертного греха гордости произошли величайшие бедствия, удручающие всю вселенную, то Спаситель мира, приготовляя врачевство, соответствующее болезни, полагает этот первый закон смиренномудрия как крепкое и безопасное основание для достижения вечных благ Небесного Царства.
«Блаженны вы, — продолжал Господь говорить ученикам, — блаженны вы, плачущие ныне» о своих грехах и грехах мира, ибо возсмеетесь, когда оплакиваемые вами грехи будут прощены. «Блаженны» и все таковые, таким образом «плачущие, ибо они утешатся» благодатным утешением, в помиловании кающихся грешников, — утешатся еще и здесь, на земле, но особенно там, на небесах.
«Блаженны кроткие», — сказал далее Христос, то есть люди тихие и благопокорливые, с благодушием переносящие посылаемые Богом испытания и с незлобием терпящие от ближних огорчения и обиды, «ибо они наследуют землю», — получат небесные благословения и те блага, какие Царство Христово принесет с собою, и на нынешней земле, и на той обновленной, которая будет жилищем наследников этого царства в будущей жизни.
«Блаженны вы, — сказал потом Господь ученикам, — блаженны вы, алчущие ныне» духовно, «ибо насытитесь» тою нетленною пищею, которой алчет душа ваша. «Блаженны алчущие и жаждущие правды», то есть со всем усердием стремящиеся достигнуть праведности, и, при всем том, сознавая себя грешными, сильно желающие получить оправдание через веру во Христа, блаженны, «ибо они насытятся», — достигнут праведности и получат благодатное оправдание.
«Блаженны милостивые» к ближним во всем, чем только могут выразить им по душе и телу свое милосердое, благодетельное участие, — блаженны, «ибо они помилованы будут» от милосердого Бога великою и неизреченною милостью.
«Блаженны чистые сердцем», те, которые, будучи чужды всякого лукавства или земного пристрастия, во Христе ищут своей духовной чистоты, и верою в Него очищают себя от всякой скверны плоти и духа, блаженны; «ибо они Бога узрят», — для чего Бог просветит очи сердца их, так что они и здесь увидят. Его в явлениях, или доступных для них образах, и особенно в будущей жизни будут наслаждаться лицезрением Божиим у «Блаженны миротворцы», те, которые, живя в мире со всеми, употребляют все свои средства и все усилия для умиротворения людей, — блаженны; «ибо они будут наречены сынами Божиими», как дети Бога мира, как подражатели единородного Сына Божия, пришедшего с неба на землю для примирения людей с Богом и между собою.
«Блаженны изгнанные», то есть, преследуемые «за правду», или за добродетель, за благочестие; «ибо их есть Царство Небесное».
«Блаженны вы, — говорит Христос, — блаженны вы», Мои ученики и все внимающие слову Моему и верующие в Меня, «когда возненавидят вас за то люди, и когда отлучат вас, будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить, и отвергнут имя ваше, как бесчестное, за Сына человеческого, за Меня!» Это подвиг мученический за веру во Христа, подвиг, в котором злословие может уязвлять гораздо более, нежели самые мучения.
По слову Христову, страдающие и терпящие поношение за имя Его не только не должны унывать, но должны радоваться среди самих своих страданий. «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, — говорит Христос Бог, радуйтесь и веселитесь; ибо велика вам награда на небесах!»
Сказав это, Господь присовокупил и другое утешение для неправедно злословимых и гонимых учеников Своих. «Так, — говорит Он, — поступали с Пророками отцы их, — так гнали и Пророков, бывших прежде вас». Такими словами представляя ученикам Своим утешение в том, что они находятся в общении со святыми Пророками, которые прежде их пострадали, Он вместе с этим успокаивает их тою мыслью, что они подвергнутся наветам и опасностям не за свою вину или неправоту своего учения, а по злобе людской; ибо Пророков не обвиняли в беззаконии или безбожном учении, когда некоторых из них побивали камнями, других изгоняли, а иных подвергали другим бесчисленным бедствиям.
2
Назвав блаженными нищих духом, алчущих правды, плачущих о грехах и злословимых за Христа, Господь еще сильнее внушает необходимость таких качеств для достижения блаженства, тем, что возвещает горе зараженным противоположными качествами.
«Напротив, горе вам, — говорит Он, — богатые», неумеющие пользоваться богатством, как должно, те, которым любовь к богатству препятствует быть истинными последователями Христа, призывающего к утехам вечной жизни, горе вам, «ибо вы уже получили свое утешение» здесь на земле, и лишили себя утешения на небесах.
«Горе вам, пресыщенные ныне» наслаждениями и благами житейскими, чувственными — до забвения о необходимости благ духовных, — горе вам, «ибо взалчете», когда уже нельзя будет удовлетворять сроднившимся с вашей душой чувственным пожеланиям, так как мир пройдет и похоть его, и с окончанием вашей жизни даже пробудившаяся в вас потребность добра уже не может быть удовлетворена, а потому нескончаемое мучение будет для вас неизбежно.
«Горе вам, смеющиеся ныне», те, которые, вовсе не думая о грехах своих, легкомысленно и беспечно проводите жизнь в удовольствиях мира, горе вам, «ибо восплачете и возрыдаете», когда должны будете дать Богу отчет во всех своих делах, и когда удаляющая ныне вас от Христа беспечность и легкомыслие приведут вас к неутешному плачу, к вечному лишению радостей Небесных.
«Горе вам, когда все люди», враждебные учению и духу Христову, «будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их», этих людей; они хвалили тех, которые своими ложными, выдаваемыми как бы за откровение Божие, учениями льстили народным страстям, — говорили угодное народу, применяясь к его обманчивым взглядам на вещи. Горе ищущим такими путями людских похвал: их постигнет на суде Божием участь лжепророков!
3
Так как преподанные Иисусом Христом заповеди о блаженствах были высоки, и вместе с тем не согласны с общим мнением о том, кто блаженны и кому горе, и труднее ветхозаветных заповедей, то, чтобы ученики Христовы не поколебались и не пришли в уныние, особенно при мысли о предстоящих им преследованиях от людей, — Господь ободряет их учением о высоком звании апостольства, или вообще христианства, которого достоинство таково, что необходимо требует высоких добродетелей.
«Вы — соль земли», — сказал Христос ученикам Своим, выражая таким названием, что они, подобно соли, предохраняющей от порчи, или гниения, исправляющей вкус и делающей пищу здоровою и приятною, должны словом и жизнью своею предохранять мир от нравственной порчи или растления, исправлять нравы людей и способствовать укреплению в них здравых понятий и правил жизни.
Солью нельзя помочь тому, что уже совсем испортилось и гниет. И исцелить растлевшее грехом естество человеческое, освободить его от зловония греховного не могли сами Апостолы: это было делом Христа. Апостолы же должны были трудиться и заботиться о том, чтобы исправленное и обновленное Господом не пришло в прежнее состояние порчи, а требующее исправления — исправлять и обновлять силою Христовою.
«Если же, — продолжал Господь, — соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не пригодна, как разве выбросить ее вон, на попрание людям». Это значит, что если ученики и последователи Христовы, призванные к тому, чтобы предохранять мир от дальнейшей нравственной порчи и обновлять, или укреплять людей в обновленной жизни, сами потеряют внутреннюю нравственную силу и благотворное влияние на других, смешавшись своим поведением с греховным миром, то уже ничто не может даровать им этой силы и этого влияния. Тогда они, как ни к чему не годные, будут выброшены из Царства Божия и сделаются достойными презрения людей и жалости избранных Божиих. Вот чего они должны страшиться, а не злословия со стороны тех, которые потому только станут преследовать их, что не терпят вещаний истины и горьких обличений, не желая исправиться. Ибо таково свойство соли, что она, едкостью остроты своей неприятна на вкус людей сластолюбивых.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нагорная проповедь Спасителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других