1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Александр Плеханов

The Metal Road. Воспоминания металлиста восьмидесятых

Александр Плеханов
Обложка книги

Какие группы были популярными в восьмидесятые годы в СССР? Сколько стоили пластинки, кассеты и аппаратура? Где можно было купить диски и журналы, которые не продавались официально? Что такое «магия имён»? Почему именно в Москве прошел самый масштабный концерт Monsters оf Rock? Как появилась легендарная «Горбушка»?Обо всём расскажет эта книга.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «The Metal Road. Воспоминания металлиста восьмидесятых» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 8. Немецкое нашествие восьмидесятых

Удивительно, но практически никто из коллег-журналистов никогда не замечал западногерманский металлический феномен, о котором вполне можно написать отдельную книгу. А ведь «немецкое нашествие» было одним из самых ярких событий мировой тяжмет сцены восьмидесятых годов. Уверен, что не ошибусь если скажу, что в восьмидесятые годы ФРГ стала самой передовой страной в мире, где развитие хард-н-хэви индустрии шло семимильными шагами и больше ни одной стране никогда не удалось и уже не удастся повторить то, что сделали западные немцы.

До середины восьмидесятых годов, в СССР, самыми популярными немецкими группами были Scorpions и Accept. Собственно, о других коллективах почти никто слыхом не слыхивал, правда, самые дотошные были знакомы с группой Михаэля Шенкера — MSG, и Electric Sun Ули Рота. На этом знакомство с западногерманским хард-роком и металлом, можно сказать, и заканчивалось. В начале восьмидесятых Западная Германия очень бледно смотрелась на фоне Англии и США, и вряд ли кто-то мог предположить, что пройдет совсем немного времени и ФРГ станет одной из стран, где хард-рок и металл (и всё что с ними связано) станет чем-то очень похожим на нацпроект.

Западные немцы «выстрелили» в 1982—85 годах, когда новообразованные западногерманские группы посыпались как из рога изобилия. Если в семидесятые годы счет им шел на единицы, то только в восьмидесятых на свет появились десятки немецких групп. Более того, в ФРГ появилась и сопутствующая инфраструктура — новые звукозаписывающие компании и новые музыкальные издания. Достаточно вспомнить один из самых популярных в мире (а в СССР уж точно самый популярный) металлических журналов — Metal Hammer, появившийся в 1984 году.

Что касается новообразованных звукозаписывающих фирм, то и тут немцы рванули вперед весьма убедительно. В 1983 году первые диски выпустила фирма Noise Records, с которой свои первые контракты заключили такие группы как Grave Digger, Helloween, Running Wild, Kreator, Rage, Tankard, Deathrow, Sinner. Её прямым конкурентом стала фирма Steamhammer появившаяся годом позже и давшая путевку в жизнь таким коллективам, как Destruction, Sodom, Assassin, Talon, Axel Rudi Pell.

Помимо этих двух, самых известных и крупных на тот момент западногерманских металлических рекорд-лейблов, появились фирмы помельче, например, Earthshaker Records (1984), Disaster Records (1984) и Aaarrg Records (1986). Эти фирмы подписали контракты с такими группами как Living Death и Steeler (не путать с американской одноименной группой), Angel Dust, Exumer, Backwater, Mekong Delta и Holy Moses. Были в ФРГ и другие рекорд-лейблы, но особой погоды на металлической сцене они не делали, поэтому подавляющее большинство немецких коллективов предпочитали сотрудничать с Noise и Steamhammer. Впрочем, вскоре эти компании начали издавать группы из других стран, не ограничиваясь западногерманскими.

Особенно запомнились пластинки фирмы Noise, которые всегда отличались какой-то особой, только им присущей, аккуратной «прописью». Ирония заключалась в том, что западногерманская фирма Noise Records базировалась в Берлине, то есть географически находилась в Восточной Германии. Сейчас на эти тонкости всем наплевать, но тогда это веселило многих, особенно тех, кто знал, что термин «железный занавес» не просто термин, а реальность.

Если бы фирма Noise дала путевку в жизнь одной лишь группе — Helloween, она бы заслужила право навсегда остаться в мировой истории тяжмета. Ибо эта группа не только стала самой известной и коммерчески успешной западногерманской командой родом из восьмидесятых, но стала основоположником жанра пауэр-металл. И хотя споры об этом ведутся и будут вестись бесконечно, факт остается фактом — с рождением Helloween родился и пауэр-металл. В пользу этого говорит ещё и такой факт — Helloween никогда и никому не подражали, а вот у них подражателей было множество и если перечислять те группы, на кого «тыквоголовые» оказали влияние, то список займет не одну страницу.

Огромный вклад Noise и Steamhammer внесли в развитие трэш-металла, подписав в свое время контракты с тремя культовыми группами — Kreator, Destruction и Sodom. Ранее творчество которых давно считается классикой жанра и которые давно стали настоящими иконами европейского трэш-металла. Да и мирового тоже.

Всё то же самое можно сказать и про остальные жанры. Например, Grave Digger и Rage сильно расширили границы хэви-металла, а Running Wild, фактически, изобрели отдельный поджанр — , так называемый «пиратский металл». Steamhammer обзавелась даже немецкой версией Ингви Малмстина — Акселем Руди Пеллом, которого десятилетиями опекала. А Noise посодействовала в развитие швейцарского трэша, вспомним первые релизы Hellhammer\Celtic Frost и Coroner. Стоит упомянуть другие немецкие группы восьмидесятых, которые издавались либо на европейских или американских фирмах. Это Blind Guardian, Warlock, Stormwitch, Tyran Pace, Mad Max, Heaven’s Gate и пр.

Не стоит забывать и про бурный рост концертной деятельности, апофеозом которого стал такой известный в Германии и за её пределами рок-фестиваль как Wacken Open Air.

Оценить степень влияние на мировой тяжмет западногерманского металлического нашествия восьмидесятых годов невозможно. Но совершенно точно — это влияние было огромным. Фактически, в те годы ФРГ дала мировой металлической сцене не только десятки новых, ярких групп, но и новые жанры и поджанры. А западногерманские рекорд-лейблы показали как можно неплохо зарабатывать на относительно узкоспециализированной музыке. Что же касается журнала Metal Hammer, то это издание вообще создало новый стандарт музыкальной журналистики. Так что Западная Германия в восьмидесятые годы однозначно смогла превратиться из мирового хард-н-хэви аутсайдера в одного из лидеров. А по некоторым показателям и в безоговорочного лидера.

Есть такое выражение — американское, японское, корейское экономическое чудо. ФРГ в восьмидесятые годы тоже стала автором чуда — металлического, хотя и по экономической части у немцев всё было в порядке. Ничего подобного — ни до, не после — не было создано нигде в мире. Ни в США, ни в Англии, ни в скандинавских странах не появлялся, практически за пару-тройку, лет отдельный сегмент тяжмет индустрии. В некоторых странах прослеживались общие черты с немецким металлическим чудом, но только лишь черты, а не совокупный набор показателей: группы — звукозаписывающие фирмы — пресса — концертная деятельность. Здесь немцы оказались впереди планеты всей и уж на что бурное развитие пережила тяжмет сцена в девяностые-нулевые годы в Швеции, Финляндии, Бразилии или Японии, но до ФРГ им всем было очень и очень далеко.

Так что Западная Германия вошла в историю не только как страна пережившая экономическое послевоенное чудо, но и подарившее миру другое чудо — музыкальное.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я