Какие группы были популярными в восьмидесятые годы в СССР? Сколько стоили пластинки, кассеты и аппаратура? Где можно было купить диски и журналы, которые не продавались официально? Что такое «магия имён»? Почему именно в Москве прошел самый масштабный концерт Monsters оf Rock? Как появилась легендарная «Горбушка»?Обо всём расскажет эта книга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «The Metal Road. Воспоминания металлиста восьмидесятых» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 8. Немецкое нашествие восьмидесятых
Удивительно, но практически никто из коллег-журналистов никогда не замечал западногерманский металлический феномен, о котором вполне можно написать отдельную книгу. А ведь «немецкое нашествие» было одним из самых ярких событий мировой тяжмет сцены восьмидесятых годов. Уверен, что не ошибусь если скажу, что в восьмидесятые годы ФРГ стала самой передовой страной в мире, где развитие хард-н-хэви индустрии шло семимильными шагами и больше ни одной стране никогда не удалось и уже не удастся повторить то, что сделали западные немцы.
До середины восьмидесятых годов, в СССР, самыми популярными немецкими группами были Scorpions и Accept. Собственно, о других коллективах почти никто слыхом не слыхивал, правда, самые дотошные были знакомы с группой Михаэля Шенкера — MSG, и Electric Sun Ули Рота. На этом знакомство с западногерманским хард-роком и металлом, можно сказать, и заканчивалось. В начале восьмидесятых Западная Германия очень бледно смотрелась на фоне Англии и США, и вряд ли кто-то мог предположить, что пройдет совсем немного времени и ФРГ станет одной из стран, где хард-рок и металл (и всё что с ними связано) станет чем-то очень похожим на нацпроект.
Западные немцы «выстрелили» в 1982—85 годах, когда новообразованные западногерманские группы посыпались как из рога изобилия. Если в семидесятые годы счет им шел на единицы, то только в восьмидесятых на свет появились десятки немецких групп. Более того, в ФРГ появилась и сопутствующая инфраструктура — новые звукозаписывающие компании и новые музыкальные издания. Достаточно вспомнить один из самых популярных в мире (а в СССР уж точно самый популярный) металлических журналов — Metal Hammer, появившийся в 1984 году.
Что касается новообразованных звукозаписывающих фирм, то и тут немцы рванули вперед весьма убедительно. В 1983 году первые диски выпустила фирма Noise Records, с которой свои первые контракты заключили такие группы как Grave Digger, Helloween, Running Wild, Kreator, Rage, Tankard, Deathrow, Sinner. Её прямым конкурентом стала фирма Steamhammer появившаяся годом позже и давшая путевку в жизнь таким коллективам, как Destruction, Sodom, Assassin, Talon, Axel Rudi Pell.
Помимо этих двух, самых известных и крупных на тот момент западногерманских металлических рекорд-лейблов, появились фирмы помельче, например, Earthshaker Records (1984), Disaster Records (1984) и Aaarrg Records (1986). Эти фирмы подписали контракты с такими группами как Living Death и Steeler (не путать с американской одноименной группой), Angel Dust, Exumer, Backwater, Mekong Delta и Holy Moses. Были в ФРГ и другие рекорд-лейблы, но особой погоды на металлической сцене они не делали, поэтому подавляющее большинство немецких коллективов предпочитали сотрудничать с Noise и Steamhammer. Впрочем, вскоре эти компании начали издавать группы из других стран, не ограничиваясь западногерманскими.
Особенно запомнились пластинки фирмы Noise, которые всегда отличались какой-то особой, только им присущей, аккуратной «прописью». Ирония заключалась в том, что западногерманская фирма Noise Records базировалась в Берлине, то есть географически находилась в Восточной Германии. Сейчас на эти тонкости всем наплевать, но тогда это веселило многих, особенно тех, кто знал, что термин «железный занавес» не просто термин, а реальность.
Если бы фирма Noise дала путевку в жизнь одной лишь группе — Helloween, она бы заслужила право навсегда остаться в мировой истории тяжмета. Ибо эта группа не только стала самой известной и коммерчески успешной западногерманской командой родом из восьмидесятых, но стала основоположником жанра пауэр-металл. И хотя споры об этом ведутся и будут вестись бесконечно, факт остается фактом — с рождением Helloween родился и пауэр-металл. В пользу этого говорит ещё и такой факт — Helloween никогда и никому не подражали, а вот у них подражателей было множество и если перечислять те группы, на кого «тыквоголовые» оказали влияние, то список займет не одну страницу.
Огромный вклад Noise и Steamhammer внесли в развитие трэш-металла, подписав в свое время контракты с тремя культовыми группами — Kreator, Destruction и Sodom. Ранее творчество которых давно считается классикой жанра и которые давно стали настоящими иконами европейского трэш-металла. Да и мирового тоже.
Всё то же самое можно сказать и про остальные жанры. Например, Grave Digger и Rage сильно расширили границы хэви-металла, а Running Wild, фактически, изобрели отдельный поджанр — , так называемый «пиратский металл». Steamhammer обзавелась даже немецкой версией Ингви Малмстина — Акселем Руди Пеллом, которого десятилетиями опекала. А Noise посодействовала в развитие швейцарского трэша, вспомним первые релизы Hellhammer\Celtic Frost и Coroner. Стоит упомянуть другие немецкие группы восьмидесятых, которые издавались либо на европейских или американских фирмах. Это Blind Guardian, Warlock, Stormwitch, Tyran Pace, Mad Max, Heaven’s Gate и пр.
Не стоит забывать и про бурный рост концертной деятельности, апофеозом которого стал такой известный в Германии и за её пределами рок-фестиваль как Wacken Open Air.
Оценить степень влияние на мировой тяжмет западногерманского металлического нашествия восьмидесятых годов невозможно. Но совершенно точно — это влияние было огромным. Фактически, в те годы ФРГ дала мировой металлической сцене не только десятки новых, ярких групп, но и новые жанры и поджанры. А западногерманские рекорд-лейблы показали как можно неплохо зарабатывать на относительно узкоспециализированной музыке. Что же касается журнала Metal Hammer, то это издание вообще создало новый стандарт музыкальной журналистики. Так что Западная Германия в восьмидесятые годы однозначно смогла превратиться из мирового хард-н-хэви аутсайдера в одного из лидеров. А по некоторым показателям и в безоговорочного лидера.
Есть такое выражение — американское, японское, корейское экономическое чудо. ФРГ в восьмидесятые годы тоже стала автором чуда — металлического, хотя и по экономической части у немцев всё было в порядке. Ничего подобного — ни до, не после — не было создано нигде в мире. Ни в США, ни в Англии, ни в скандинавских странах не появлялся, практически за пару-тройку, лет отдельный сегмент тяжмет индустрии. В некоторых странах прослеживались общие черты с немецким металлическим чудом, но только лишь черты, а не совокупный набор показателей: группы — звукозаписывающие фирмы — пресса — концертная деятельность. Здесь немцы оказались впереди планеты всей и уж на что бурное развитие пережила тяжмет сцена в девяностые-нулевые годы в Швеции, Финляндии, Бразилии или Японии, но до ФРГ им всем было очень и очень далеко.
Так что Западная Германия вошла в историю не только как страна пережившая экономическое послевоенное чудо, но и подарившее миру другое чудо — музыкальное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «The Metal Road. Воспоминания металлиста восьмидесятых» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других