Понятия со словосочетанием «родное селение»

Связанные понятия

Казикумухское ханство — государственное образование, которое существовало на территории Дагестана после распада Казикумухского шамхальства в 1642 году. Столицей ханства был Кумух. Другой столицей ханства был Хосрех, где правители Кумуха имели свою укрепленную резиденцию. Одно из преданий об этом записал в прошлом веке А.Руновский. Вот оно: «Каким образом фараоны зашли в Дагестан и утвердились в Аварии, предание не говорит; известно только то, что ханы казикумухские происходят от аварских ханов и...
История ла́кцев (самоназвание — лак), корренного народа Дагестана, принадлежащего к Кавкасионскому антропологическому типу, охватывает период с V века нашей эры до настоящего времени. Исторической столицей лакцев (Лакии) является селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана, к северу от хребта Дюльтыдаг. Верующие лакцы — мусульмане-сунниты. Родной язык — лакский.
Набеги аварцев — грабительские походы правителей Аварии, совершаемые преимущественно в закавказские страны.
Ас-Сафа и аль-Марва (араб. الصفا والمروة‎) — два холма во внутреннем дворе мечети аль-Харам. Упомянуты в Коране (2:158).
Почита́ние моги́л (араб. تعظيم القبور‎ — та’зи́м аль-кубу́р), поклонение им и совершение ритуальных обрядов возле них в самом начале распространения религии ислам было запретным и порицаемым, однако со временем, эти действия стали неотъемлемой частью быта многих мусульманских общин.
Баб (араб. باب‎, «врата» (к знанию), также, возможно, произошло от «баба́», примерного эквивалента расширенного значения слова «отец» в русском — более старший и мудрый мужчина) — в суфизме, почётное звание проповедников ислама у средневековых народов Востока.
Ширванское ханство или Шемахинское ханство (азерб. Şirvan xanlığı, شيروان خانلیغی, перс. خانات شیروان‎) — феодальное государство в Северном Азербайджане,, в районе Шемахи. Ширванское ханство простиралось от Каспийского моря до Геокчая длиною около 150 вёрст, а с севера до реки Куры около 100 верст. На севере оно граничило с Кубинским ханством, на востоке с Бакинским, на юге с рекой Курой, на западе с Шекинским ханством по реке Геокчай.
Нишапурское ханство— феодальное государство, существовавшее на Иране с 1747 по 1798 год. Столица — г. Нишапур.
Годы великого бедствия 1723—1727 («Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама жылдары») — понятие казахской истории.
Ава́рское ха́нство (Ава́рское нуца́льство, Хунза́хское ха́нство) — раннефеодальное государство на территории нынешнего Дагестана, существовавшие с XII по XIX век.
Прощальное паломничество (араб. حجة الوداع‎‎) — единственное паломничество (хадж) в Мекку, совершённое пророком Мухаммедом в последний год своей жизни. Хадж был совершён в месяце зуль-хиджа 10 года хиджры. На девятый день этого месяца пророк Мухаммед обратился со своей знаменитой программной речью (хутбой) ко всем мусульманам. В ходе этого паломничества были заложены окончательные традиции совершения хаджа.
Исра́ и Ми‘ра́дж, аль-Исра ва-ль-Ми‘радж (араб. لإسراء والمعراج — ночное путешествие и вознесение) — ночное путешествие пророка Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса, которое, согласно исламскому преданию, произошло в конце мекканского периода его жизни (около 619 года).
Арба’и́н (араб. الأربعين‎, перс. اربعین‎) — поминки, проводимые на сороковой день мученичества Имама Хусейна, который вместе с 72 сподвижниками пал в неравной битве с армией омейядского халифа Язида.
Абрек — человек, ушедший в горы, живущий вне власти и закона, ведущий партизанско-разбойничий образ жизни; первоначально — кавказский горец, изгнанный родом из своей среды за преступление, обычно убийство. Термин был распространён на Северном Кавказе, в Грузии также абраг, в Абхазии абрагь, а в Азербайджане «Гачаг».
Бану Нади́р (араб. بنو النضير‎, ивр. ‏בני נדיר‏‎) — один из трех крупных иудейских кланов, живших в северной Аравии до VII века в оазисе Медины. Создав группировку с союзническими кочевниками, они не признали Мухаммеда лидером Медины и в результате были высланы из Медины. Совместно с курайшитами Бану Надир планировали Битву у рва. Позже они участвовали в сражении при Хайбаре.
Му́ршид (перс. مرشد, араб. مرشد‎) — наставник, учитель. Принятие суфизма начинается с того, как ученик даёт клятву верности учителю — муршиду, которого он избрал. После этого ученик называется мюридом. Задача муршида состоит в том, чтобы обучать своих послушников пути суфизма.
Курайши́ты (курейшиты, араб. قريش‎) — хранители Каабы. Правящий клан (племя) древней Мекки; из которого происходит...
Наи́б (араб. نائب‎ — заместитель, уполномоченный, наместник) — в средневековых мусульманских государствах должность заместителя или помощника какого-нибудь начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины.
Тальбия (араб. التلبية‎‎), ляббайка — молитва, повторяемая многократно паломниками во время всего паломничества (хаджа), пока паломник находится в состоянии ихрама. Молитва произносится на арабском языке и транслируется громкоговорителями. У суннитов и шиитов тальбия ничем не отличается.
Шамха́л, Шаухал — титул кумыкских правителей Дагестана и части Северо-Восточного Кавказа (Шамхальство с VIII века по 1867 год). В исторической литературе титул встречается в разных формах как: шаухал, шаукал, шахбал, шамхал (XIII в.) и шевкал.
Де́рвиш (перс. درویش‎ «бедняк, нищий») также каландар или календер — мусульманский аналог монаха, аскета; приверженец суфизма. Почтительное название суфийского проповедника-дервиша — ата (тур. ata — «отец»).
Ахунд (азерб. Axund; перс. آخوند‎), ахун — в Азербайджане, Иране и Российской империи звание мусульманского учёного высшего разряда, аналог арабского кади. До 1788 года ахунды являлись главами духовенства даруг (областей) и городских общин и именно через них царские власти взаимодействовали с имамами. Три первых муфтия ОМДС также ранее были ахундами. Должность ахундов зачастую была связана с конкретным родом и (или) регионом. Так, первый приход Уфы и должность ахунда города были традиционно связаны...
Сай (араб. سعى ‎) — бег между холмами Сафа и Марва, один из элементов хаджа и умры. Сай выполняется после обхода Каабы (тавафа).
Мюридизм («послушничество»; от араб. مريد‎, мюрид — последователь) — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 20—50-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило Русско-Кавказскую войну. Мюридизм существует до настоящего времени во многих странах.
Карахани́дское госуда́рство (перс. ایلک خانیان ‎ - Ilak-Khānīyān) — средневековое государство на территории Центральной Азии.
Хур (осет. «солнце») – в осетинском нартском эпосе божество, живущее на небе и имеющее нескольких дочерей.
Сам (перс. سام‎) — герой древнеперсидской мифологии, а также одна из ключевых фигур в эпосе Фирдоуси Шахнаме.
Уздень («уздени» — во мн. числе; аналог — «дворянин»; карач.-балк. ёзден, кум. оьзден) — феодальное сословие на Кавказе.
Пир (перс. (پیر‎ — старец) — в суфизме руководитель тариката (братства), святой, а также могила, где похоронен пир.
Гилянское ханство — феодальное государство, существовавшее на Иране с 1747 по 1802 год. Столица — город Решт.
«Абдулла-наме» — историческое сочинение Хафиза Таныша ал-Бухари (кон. XVI века — начало XVII века). Книга также называется «Шараф наме-ий шахи» (рус. «Книга восхваления шахов») и «Зафар-наме» (рус. «Книга побед»).
Куби́нское ханство (азерб. Quba xanlığı, قوبا خان‌لیغی, перс. خانات قبه‎, лезг. Къубадин шарвал; 1680—1810) — одно из самых сильных феодальных государств, располагавшихся на северных территориях Азербайджана и юга Дагестана. В 1765 году в состав было включёно Дербентское ханство. На западе граничило с Шекинским ханством и дагестанскими феодальным образованиями, на юге с Бакинским и Шемахинским ханствами.
Кюринское ханство (лезг. Куьредин шарвал) — государственное образование, существовавшее с 1812 по 1864 годы в Южном Дагестане.
Бадахшанское ханство (перс. هانیگاریا بدخشان‎) — государство, существовавшее в Южном Туркестане в XVIII—XIX веках, которое затем было присоединено к Эмирату Афганистан. Последним правителем был Джандар-шах.
Хаджи́ (араб. حَاج‎ — паломник‎) — почётное название, данное мусульманину, который успешно завершил обряд хаджа в Мекку. Звание обычно ставится перед именем (например: Хаджи-Мурат, Хаджи-Рамазан), хотя бывают случаи, когда звание ставится после имени (Ахмад-хаджи, Мухаммад-хаджи). Со временем звание перешло в разряд личных имён (Хаджи, Гаджи, Аджи) и фамилий (Аджиев, Гаджиев, Хаджиев). Женщины, которые совершают хадж называют Хаджжа (араб. حاجة‎).
Шаңышқылы — древнее кочевое племя в составе Старшего жуза казахов. В литературе может упоминаться как «шанышклы», «шанышкылы», «шаншыклы», реже — «чанышкылы», «чанышклы», «санчкылы» и «чаншклы».

Подробнее: Шанышкылы
Ходжа́, Кожа́ (от туркм. Hoja, перс. خواجه‎; тадж. хӯҷа, каз. қожа, узб. xo'ja, уйг. خوجا) — в Средней Азии человек, ведущий своё происхождение от арабских миссионеров ислама. Клич —Алла́!
Четырнадцать непорочных (араб. اربعة عشر معصوم‎) — 14 персоналий, которые, как считают последователи шиитской ветви ислама, обладают исма, то есть им дарована Аллахом защита от ошибок и грехов. Присуща пророкам, прошедшим через насс имамам и ангелам. В списке — пророк Мухаммад, хазра Фатима аз-Захра и каждый из 12 имамов. Стоит выше таква. Идея базируется на аяте Татхир. Считается, что Аллах может раскрывать им сокрытое, если пожелает (аль-Гайб). Статус масум (араб. معصوم‎) означает следующее...
Сеи́д, Сейи́д, Сеййи́д (араб. سيّد‎ — вождь, господин, глава) — почётный титул у мусульман для потомков пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна. Потомки внука Хасана — шерифы. В исламских странах сейиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличием сейида у суннитов была, как правило, зелёная чалма, а у шиитов — чалма чёрного цвета. Сейиды пользуются особым почитанием.
Год послов (араб. عام الوفود‎, араб. سنة الوفود‎) — девятый год по хиджре или 631 г. н. э. В истории ислама известен как год, когда Мухаммаду прибыло рекордное число делегаций арабских племён после победы в битве при Табуке, чтобы принять ислам, что стало крупной политической победой Мухаммада, положившей начало распространению ислама по всей Аравии. Крупнейшая делегация была из Ямамы и насчитывала ~100 тыс. чел. и принявшая ислам целиком, не приехал только Мусейлима. Когда они пришли ему и приняли...
Запре́тные ме́сяцы (араб. الأشهر الحرم‎ — аль-ашхур аль-хурум‎) — месяцы исламского календаря, в которые в доисламские времена нельзя было убивать, вести войны и охотиться вокруг Каабы. Таких месяцев четыре: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. Запретные месяцы в исламе считаются священными.
Год Слона (араб. عام الفيل‎ — Âm al-Fîl) — год гипотетического вторжения аксумитов в Аравию в 570 году и их неожиданной гибели возле Мекки, которая в исламской историографии рассматривалась как знамение рождения Мухаммеда и подтверждение святости Каабы.
Кайситы (от араб. قيس عيلان‎ «кайс айлан», таке «бану кайс» и «низариты» согласно БРЭ) — — очень крпное арабское племя, относящееся к аравийской племенной группе Мудар. Потомки кайси айлан, от имени которого и происходит название племени. Племя известно ещё с доисламских времён, неоднократно упоминается пророка Мухаммеда.
Бабуриды или Великие Моголы — династия падишахов Могольской империи (1526—1857), основанная потомком эмира Тимура падишахом Захир ад-дином Мухаммад Бабуром. Название Великие Моголы было дано династии европейцами, ошибочно считавшими её представителей монголами.
За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах.
Терекеме (азерб. Tərəkəmə) — особая этническая группа азербайджанцев, Это название служило терминологическим обозначением для вообще всех «тюркских» (то есть азербайджанских) кочевых племён, в отличие от оседлых азербайджанцев, не знавших племенного деления. В настоящее время группы азербайджанцев под названием «терекеме» представлены в центральных и южных районах Азербайджана, а также в России (Дагестан) и Турции.

Подробнее: Терекеменцы
Идан — народ, родственный гетам. Жили в Туркестане к югу от Сырдарьи, в VI—VII веках. Исповедовали буддизм, имели богатые кумирни, золотых идолов и придерживались полиандрии. Жили в городах и вели оседлую жизнь; земли их славились лошадьми. Одно время находились в зависимости от тукиесцев (турок), которые утверждали власть их правителей; впоследствии смешались со своими соседями тухара (тухоло), занимавшими земли современной Бухары и Афганистана, в связи с чем шах этих народов также назывался и иданьским...
Яджу́дж и Маджу́дж (араб. يأجوج ومأجوج — йа’джу́дж уа-ма’джу́дж) — в исламской эсхатологии, племена, наводящие порчу на земле, живущие на крайнем востоке земли. Соответствуют библейским Гогу и Магогу.
Казахский хан (каз. Қазақ ханы) — высшая государственная должность в Казахском ханстве. Хан утверждался из числа султанов (потомков Чингисхана) путём выборов (хан сайлау).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я