Понятия со словосочетанием «дальнейшая история»
Связанные понятия
Священная история – это история событий (преимущественно связанных с древними евреями), изложенная в Ветхом завете (начиная от сотворения мира), а также история событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и зарождением христианства, изложенная в Новом завете.
Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
Историогра́фия — в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или же совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).
Христианизация — понятие из сферы религии, истории, культурологии и политики, обозначающее процесс принятия одним человеком или группой людей веры в Бога-Христа, в том числе, принудительный. Христианизацию логично начинать с Поздней Античности, когда многие иудеи и язычники обращались ко Христу. Древние святилища разрушались или освящались заново и обращались в христианские храмы, дохристианские верования в Бога и богов переосмысливались и отчасти демонизировались, старинные обряды подвергались переосмыслению...
Православная цивилизация — согласно теории Хантингтона о столкновении цивилизаций — одна из мировых цивилизаций, борющихся за господство на мировой арене, наряду с западной, исламской, латиноамериканской, африканской, индуистской, буддистской, синской (китайской) и японской цивилизациями. Православную цивилизацию не следует путать с русской цивилизацией, так как это более общий термин: не все традиционно православные культуры связаны с Россией.
«Эллинистический иудаизм» — современный термин, обозначающий те формы древней иудейский религии и жизни, для которых была характерна включённость в феномен эллинизма. Эллинизм же — многообразное взаимодействие греческой цивилизации с культурами Восточного Средиземноморья и древнего Востока, начавшееся в конце IV века до н. э. (при завоеваниях Александра Македонского) и продолжавшееся до первых нескольких веков нашей эры. Как таковой, на протяжении своей долгой истории эллинизм выказывал знаки греческого...
Русь (др.-рус. рѹсь, рѹсьскаѧ зємлѧ, др.-сканд. Garðaríki, ср.-греч. Ῥωσία, лат. Russia, Rossia, Ruthenia) — обширный этнокультурный регион в Восточной Европе, историческое название восточнославянских земель. Возникшее на этих землях влиятельное Древнерусское государство, политический расцвет которого пришёлся на X—XI века, стало основой для формирования единой древнерусской народности, языка и культуры. В 988 году произошло крещение Руси по восточной христианской традиции. Дробление Руси на удельные...
Позднее Средневековье — термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV—XV вв.
Эпигоны (греч. έπίγονοι) — сыновья так называемых наследников («диадохов») Александра Великого. Их правление относится приблизительно к 281—220 годам до н. э. (до 140-й олимпиады, условной границы между концом эллинистической и началом римской эпохи в истории Средиземноморья, и начала Союзнической войны), и образует целую эпоху в истории эллинистического мира в целом и Древней Греции в частности.
Апокалиптическая литература — жанр пророческих писаний, который развивался в еврейской литературе, главным образом периода Второго Храма, и был популярен среди милленаристских ранних христиан.
Вавилон великий (др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη) — иносказательное выражение из книги Откровения Иоанна Богослова. Вавилон великий связан с образом Вавилонской блудницы и получил у богословов различные толкования.
«Алексиада» (греч. Αλεξιάς, Алексиас) — один из важнейших памятников исторической литературы Византии. Написан Анной Комниной, византийской принцессой, дочерью императора Алексея Комнина.
История еврейского народа — история становления и развития народа евреев. Она охватывает почти четыре тысячи лет и сотни других различных народов, их религию и культуру, с которыми на протяжении всей своей истории взаимодействовал еврейский народ. Существенная часть еврейской истории связана с территорией, которая в настоящее время называется государством Израиль.
Поздний период в истории Древнего Египта охватывает правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э.). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и затем Александром Македонским.
Византини́зм (византизм) — совокупность политических, государственно-правовых, церковных и демографических особенностей, носителем которых была Византийская империя, а также основанная на этих особенностях «идеология православного религиозного мировосприятия».
«Иуде́йская война́» («История Иудейской войны против римлян»; греч. Φλαυίου Ἰωσήπου ἱστορία Ἰουδαϊκοῦ πολέμου πρὸς Ῥωμαίους βιβλία) — состоящая из семи томов книга иудейского историка Иосифа Флавия, его первое сочинение, написанное на греческом языке. Книга была написана примерно в 75 году н. э., через четыре года после окончания войны. Книга существовала в двух версиях — арамейской и греческой.
Тёмные века — историографический термин, подразумевающий период европейской истории с VI по X века. Характерной чертой этого времени называют отставание западного региона от Византии, мусульманского мира и Китая.
Древнерусская народность (укр. давньоруська народність, белор. старажытнаруская народнасць) или древнерусский этнос — концепция, согласно которой на протяжении X—XIII веков в Древнерусском государстве из восточнославянских союзов племён в процессе этногенеза сформировалась единая этническая, социальная и культурная общность.
Вавило́нский плен или Вавилонское пленение (ивр. גָּלוּת בָּבֶל, галут Бавел) — период в истории еврейского народа с 597 по 539 год до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства во времена правления Навуходоносора II.
Сино́псис Ки́евский («Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа») — компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия и изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерской лавры, в последний раз в Киеве в 1861 году. Автором предположительно являлся архимандрит лавры Иннокентий Гизель. В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России. Традиционно считается одной из важных вех в формировании концепции...
Подробнее: Киевский синопсис
Список славянских племён — список племён славян, сформировавшихся в ранние периоды их истории, то есть до образования и в первые века существования первых славянских государств.
Античный панэллинизм — в Древней Греции идея национального единства греков, возникшая в условиях разрозненности отдельных эллинских государств и общин, а также обусловленная существованием единого греческого языка, торговыми отношениями, колонизацией, а главное — ростом духовной культуры.
Анти́чность (от лат. antiquitas «древность») — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Этот термин был принят в начале XVIII века во французском языке и обозначал особый вид искусства. Появление множества исследований в области истории искусств привело к сужению понятия до рамок греко-римской древности. В дореволюционном употреблении в России использовался термин «классическая древность».
Евреи, выходцы из древнего Иудейского царства, были переселены в Вавилонию после того, как Иудейское царство было завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II. Так было положено начало еврейской диаспоре. Далее, благодаря завоеваниям Александра Македонского, между Востоком и Западом установились прочные торговые и иные связи, что способствовало распространению евреев на западе Средиземноморья. Во втором веке до н. э. евреи появились в Европе — в Греции, Македонии и Риме.
Подробнее: История евреев в Европе
Средневеко́вая историогра́фия (англ. Historiography in the Middle Ages, нем. Mittelalterliche Geschichtsschreibung, фр. Historiographie médiévale) — намеренное сохранение памяти о прошлом в трудах западноевропейских писателей IV—XV веков, представляющее собой прямое продолжение античной греческой и римской историографии, однако, в отличие от неё, организующее события по хронологии, а не причинно-следственным связям, и плохо локализованное в пространстве. История как самостоятельная дисциплина отсутствовала...
«Сказание о Вавилонском царстве» — народно-литературное произведение, сохранившееся в рукописях XVI—XVII веков. Сюжет сказания — история чудесного падения Вавилонского государства, которое потом населили лютые звери и огромный змей, лежащий вокруг целого города. Византийский император Лев (вероятно, Лев VI Философ) посылает послов в Вавилон за знамением; послы возвращаются с царским венцом царя Навуходоносора и с греческой грамотой, по которой верховная власть, по Божьему повелению, должна перейти...
De mortibus persecutorum (О смертях преследователей, О смертях гонителей) — сочинение христианского апологета и ритора начала IV века Лактанция, посвящённое описанию того, как мучительная смерть становится возмездием гонителям христиан. Наряду с «Церковной историей» Евсевия Кесарийского произведение является основным источником для изучения событий, вошедших в историю как Великое гонение.
Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата. Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты традиционно придерживаются скептической оценки...
Высокое Средневековье — период европейской истории, охватывающий приблизительно XI—XIV века. Эпоха Высокого Средневековья сменила раннее Средневековье и предшествовала позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.
Библейская хронология — внутренняя последовательность и датировка событий, описанных в Библии, и наука, исследующая эту последовательность.
Христианская эсхатология — раздел эсхатологии (от др.-греч. ἔσχατος — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание»), который отражает воззрения христиан на вопрос о Конце света и Второго Пришествия Христа. Христианская эсхатология, подобно иудейской эсхатологии, отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира.
Триединый русский народ (также общерусский народ, большой русский народ, единый народ Руси и др.) — концепция, основанная на представлении о русском народе как совокупности великороссов, малороссов и белорусов. Будучи сформулированной главным образом малороссийским духовенством до и после вхождения в состав России в течение XVII и начала XVIII веков, она обладала официальным статусом в Российской империи, а также приводилась ведущими мировыми изданиями по этнологии XIX и начала XX века. Местными...
Сре́дние века́, или Средневеко́вье, — период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.
Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение.
«Иудейские древности» (др.-греч. Ἰουδαϊκὴ ἀρχαιολογία, лат. Antiquitates Iudaicæ) — второе крупное произведение Иосифа Флавия. Написано в I веке, на греческом языке (языке «международного общения» эллинистического мира средиземноморья). Состоит из 20-ти книг и является вольным, светским пересказом еврейской истории, изложенной в книгах Ветхого Завета, а также последующих событий, вплоть до начала иудейской войны 66—71 годов, в которой автор участвовал лично, и которой посвящено его одноимённое произведение...
К истории первоначального христианства — статья Ф. Энгельса. Написана в 1894 году. Подводит итоги многолетнему исследованию Энгельсом с историко-материалистической и атеистической точки зрения проблем возникновения, социальных корней и сущности христианства. Впервые была опубликована в журнале «Die Neue Zeit» в № 1 и 2 за 1894 г. На русском языке работа Энгельса была впервые опубликована в 1906 году. В статье с материалистической точки зрения рассматриваются социальные причины возникновения христианства...
Древнеармянская историография — совокупность работ армянских авторов — около ста историков и хронистов, живших между V—XVIII веками включительно. Историография занимала доминирующее место в древнеармянской литературе, одной из наиболее богатых историографических традиций.
Ру́сский кагана́т — гипотетическое государственное образование народа русь (русов), хронологически предшествовавшее Древнерусскому государству.
Красные евреи — легендарный еврейский народ, который упоминается в фольклорных источниках в Германии средневековой эпохи и вера в существование которого сохранялась примерно до 1600 года. Согласно этим источникам, они представляли собой величайшую угрозу христианскому миру и должны были вторгнуться в Европу во время «великой скорби», за которой должен последовать конец света.
Библейская археология (греч. Ἀρχαιος — древний, λογος — наука) — раздел библеистики, изучающий по древним памятниками историческую среду, где возникла Библия и происходили события священной истории. Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют...
Антинормани́зм — направление в российской, советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стараются опровергнуть норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства. Не отрицая участия викингов в политических процессах на Руси, антинорманисты не признают существенности их влияния. Также антинорманизм распространен в псевдоисторических построениях (см. Фолк-хистори и Родноверие).
Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран как преемников Римской империи.
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта, во главе которого стояли Птолемеи (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма...
Хаза́рский кагана́т (Хаза́рия) (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла...
Креще́ние Руси́ — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в...
Схи́зма (др.-греч. σχίσμα «расщепление, раскол, распря, разделение» ← σχίζω) — раскол в Церкви или иной религиозной организации.
Историография правления Юстиниана I — часть византийской историографии, относящейся к периоду правления императора Юстинана I (527—565). В силу важности этого периода, она является предметом многочисленных исследований.