Древнеармянская историография

Древнеармянская историография — совокупность работ армянских авторов — около ста историков и хронистов, живших между V—XVIII веками включительно. Историография занимала доминирующее место в древнеармянской литературе, одной из наиболее богатых историографических традиций.

Периоды спада и подъёма культурной активности всегда были синхронны политическому положению в Армении. Наиболее раннее сообщение о создании исторической литературы в Армении относится к I веку до н. э.. С начала возникновения армянской письменности насущной задачей авторов стало записывание, пояснение и сохранение истории армянского народа, а V столетие стало «золотым веком» национальной литературы. В это время возникает концепт непрерывной историографической традиции, когда авторы начинали своё повествование там, где остановились их предшественники.

В середине VI века была создана армянская эра летоисчисления. С VII века, начиная с арабского завоевания, у некоторых историков намечается тенденция создания географически и хронологически более универсальных историй, зарождаются жанр хроники и историческая география.

Новый подъём историографии охватывал период X—XIV веков, и в первую очередь это связано с восстановлением монархии в лице Армянского царства Багратидов и Киликийского армянского государства. В XIV веке историописание вступило в полосу упадка, связанного с нашествием татаро-монгольских племён и мамлюкским вторжением, длившимся более двух столетий, в течение которых не было создано сколько-нибудь серьёзных исторических трудов. Историческая литература этого периода представлена главным образом мелкими хрониками и памятными записями рукописей. Историография снова возродилась в XVII веке. Последним крупным представителем армянской средневековой историографии и предшественником современной исторической науки считается Микаэл Чамчян, автор трёхтомной «Истории Армении» (1784—1786).

Начиная с V века, армянская историософия рассматривала собственную историю как продолжение библейской истории избранного народа: испытания армян не что иное, как божественное наказание, в конце которого последует возврат божественной благодати. Большинство армянских историков считали, что их произведения имеют как моральную, так и информативную цель: история это запись Божьего провидения и читатель должен следовать примерам добродетельного поведения. Роберт Томсон считает Агатангелоса, Егише и Мовсеса Хоренаци тремя основными авторами, которые «определили отношение армян к своему месту в мире». После появления ислама в VII веке резкого изменения в концепции историописания не произошло и понимание цели истории осталось прежним.

В конце IX века восстановление армянского государства подтвердило историософию Гевонда, предсказавшего возможное освобождение Армении от мусульманского правления. Однако уже со второй половины XI века задачей историков стало осмысление утраты независимости и последующих сельджукских завоеваний в контексте историографической традиции. К Средневековью основные особенности армянской историографии были сформированы. Более поздние авторы могли опираться на давние традиции о происхождении армян, об их индивидуальном христианском наследии с его акцентом на еврейские параллели, а также на рамки и цели историографии.

Труды армянских историков и хронистов богаты данными о сопредельных государствах, регионах и народах, с которыми армяне контактировали.

Существуют несколько версий периодизации древнеармянской литературы. Бахчинян разделяет древнюю и средневековую армянскую литературу на следующие 4 этапа: V—IX века, X—XII века, XIII—XVI века, XVII—XVIII века.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я