Понятия со словом «мореплавательный»
Связанные понятия
Греческое судоходство предназначено для внешнеэкономических связей государства. Лишь в некоторых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция, морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит более 80 % внешнеторговых грузов. Это самый дешевый вид транспорта, потому что эксплуатация морской путей не требует значительных затрат на содержание сети, как в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров...
Военное востоковедение — особый отдел ориенталистики, который занимается изучением военных аспектов географии, политики, экономики, истории и культуры стран Востока и Северной Африки. В Российской империи наиболее широко и плодотворно военное востоковедение развивалось в стенах Военной академии Генерального штаба. В Российской Федерации ведущим научным и учебным заведением является Военно-дипломатическая академия Генерального Штаба Вооруженных Сил.
Китобойный промысел в Нидерландах был многовековой традицией. История голландского китобойного промысла начинается в XVII веке с освоением Арктического промысла; и рентабельность китобойного промысла в XVIII веке привела к дальнейшему росту. Усиление конкуренции и политических потрясений в Европе сказалось на стабильности этого морского судоходства в XIX веке; и комбинация этих факторов пресекло дальнейший рост голландского китобойного промысла в Антарктике.
Призовое право — отрасль права, регулировавшая отношения по поводу имущества, при известных обстоятельствах захваченного воюющими на море или в пресных водах (корабль и его груз). Призом называлось как это имущество, так и сам акт («захват»).
Как система производства меновых ценностей, служащая источником существования для значительной части городского населения, ремесло получает своё значение лишь в Средние века. История ремесла в Англии, которая раньше континентальных государств, и притом в зависимости только от роста её собственных экономических сил, прошла через все известные нам фазисы промышленного развития, является особенно поучительной.
Подробнее: Ремесло в Англии
Береговое право — (лат. лат. jus litoris, seu litorale, seu naufragii, франц. фр. droit de naufrage, нем. нем. Strandrecht) — это право, по которому жители морского побережья, побережья озёр, рек или его владельцы могли присваивать себе все произрастающее на принадлежащем ему берегу, а также остатки потерпевших крушение судов, их грузы и, вообще, все, что волны выбросили на берег, например, агат и янтарь на берегу Балтийского моря, жемчуг — в Персии, золото на африканском прибрежье.
Балтийское право — правовая семья, объединяющая национальные правовые системы трех прибалтийских государств: Литвы, Латвии и Эстонии.
«Крейсерское судно» — русский военно-морской термин, первоначально объединяющий собой военные суда различных классов, используемые в «крейсерских операциях» для защиты русских торговых путей от каперов и для проведения океанографических и географических исследований. В 70-х гг. XIX в. — все существующие классы боевых и вспомогательных «крейсерских судов», («на английский манер»), были объединены единым классификационным термином крейсер подразделённым на различные подклассы. В новейшей истории...
Господство на море — решающее превосходство одной из сторон на морском театре военных действий (ТВД).
Южная компания, Компания южных морей (швед. Söderkompaniet, Söderhavskompaniet, Södersjökompaniet) — шведская торговая компания, ведшая свою деятельность в XVII веке и являвшаяся первой попыткой шведов принять участие в трансокеанской торговле.
Морской устав Российской империи — изложение обязанностей всех чинов на судах военного флота.
Инверго́рдонский мятеж (англ. Invergordon Mutiny) — массовая акция неповиновения моряков британского флота 15—16 сентября 1931 года на базе Инвергордон в Шотландии, вызванная намерением правительства сократить зарплату личному составу флота.
Военно-морской флот Петра I — военно-морские силы (армейский флот), созданные в Русском Царстве в эпоху правления Петра I, и заложившие основу военно-морского флота Российской империи.
Международный свод сигналов (The International Code of Signals; INTERCO) предназначен для связи различными способами и средствами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в тех случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении Свода было принято во внимание, что широкое применение радиотелефона и радиотелеграфа позволяет всегда, когда отсутствуют языковые трудности, осуществлять простую и эффективную связь открытым текстом.
«О вое́нных дела́х» (лат. De rebus bellicis) — анонимный древнеримский военный трактат, относящийся ко второй половине IV века. Автор в научной литературе часто условно именуется «анонимным реформатором», так как трактат содержит предложения военно-технического и внутриполитического характера по повышению обороноспособности империи.
На окраинах Римской империи жили так называемые «варварские» племена. Варварами римляне именовали всех негреков и неримлян. Наиболее многочисленными были племена славян, кельтов и германцев. Под общим названием германцев римляне подразумевали все народы, жившие на восток от Рейна, между Альпами и Северным морем.
Подробнее: Рабство у древних германцев
Первый период развития биогеографии характеризуется медленным скоплением отдельных фактов про растительный мир и животное население, и место их обитания. Эти факты часто не имели научного объяснения, они не были объединены в единую систему. Эти факты истолковывались соответственно философским представлениям определённой исторической эпохи.
Инвента́рная рефо́рма — реформа, направленная на введение обязательных инвентарей в помещичьей деревне в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине, проводившаяся в 40-х годах XIX века в царствование императора Николая I.
Судовой агент — лицо, нанимаемое судовладельцем через агентскую фирму (организацию). для представления интересов судовладельца в чужом (не в порту приписки судна) порту. Является прямым посредником при взаимодействии судна с портовыми службами и государственными органами, начиная с подхода судна и до его окончательного выхода за границы порта.
Балтийский кеч — тип торгового парусного судна для прибрежных перевозок, характерный для английского побережья Северного моря в век паруса.
«Завещание Петра Великого» (фр. Le Testament de Pierre le Grand) — политически тенденциозная фальсификация, опубликованная в 1812 году на французском языке. По утверждению публикаторов, документ представлял собой стратегический план действий для преемников Петра Великого на многие века, с целью установления Россией мирового господства; ставилась цель «приблизиться елико возможно ближе к Константинополю и к Индиям». Данный документ получил широкую известность, ему посвящены сотни комментариев историков...
Камерализм (лат. camera — камера, государственная казна) — наука об управлении. Политика, направленная на аккумуляцию денежных ресурсов внутри государства с целью достижения независимости самообеспечения, по созданию материальных предпосылок для достижения всеобщего, духовного блага.
Государство как форма организации сложных обществ оказалось наиболее жизнеспособным, и сегодня по всему миру это доминирующая форма политии. Теория раннего государства основательно была разработана Х. М. Классеном и П. Скальником в The Early State (1978) и последующих сборниках цикла. Авторы считали, что раннее государство — это начальная стадия эволюции докапиталистических неиндустриальных государств.
Пандектная система — принцип построения нормативно-правовых актов (кодексов, законов, ГОСТов), при котором общая и особенная части выделяются в отдельные разделы. Ей противостоит институционная система, воплощённая в Кодексе Наполеона.
Френккардаши или черкесы-франки, черкесы-католики — не существующая сегодня этноконфессиональная группа черкесского народа, проживавшая в средние века в Зихии (Черкесии), а также в генуэских колониях в Северном Причерноморье.
Торго́вый авиано́сец (англ. merchant aircraft carrier) — переоборудованное торговое судно в ВМФ Великобритании и Нидерландов времён Второй мировой войны (обычно балкер или танкер), оснащённое лётной палубой, надстройкой-островом, несущее авиагруппу, но ходящее под торговым флагом и способное осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций. Взлёт и посадка были крайне затруднены, в связи с чем лётчики нередко просто покидали самолёт после...
Рижское городское право — система городского права, действовавшая в Риге на протяжении нескольких веков. Во многом она базировалась на правовых системах других европейских городов.
Прибалтийское гражданское право (также остзейское) — самостоятельное гражданское законодательство в Прибалтийском крае Российской империи, состоявшее в ближайшем родстве с германским правом. Законодательство имело много внутренних делений по отдельным сословиям и социальным классам населения (права земское, городское и крестьянское) и по отдельным губерниям, городам и местностям. К концу XIX века его кодификация различала земские права Лифляндии, Эстляндии, Курляндии и Пильтена, городские права Эстляндии...
«Положение о морском цензе для офицеров флота» — законодательный акт Российской империи, регламентирующий условия службы офицеров русского императорского военно-морского флота. Высочайше утвержден 25 февраля 1885 года Императором Александром III. Введен в действие Приказом по морскому ведомству №25 от 9 марта 1885 года.
Алекса́ндровские морехо́дные классы — учебное заведение во Владивостоке в 1890—1902 годах, готовившее моряков — шкиперов и штурманов для коммерческого флота Российской империи. Название «Александровские» дано в честь императора Александра II, которому «Амурский край обязан своим присоединением к России и его развитием».
Существовало два барка с названием «Товарищ». Данная статья о судне (бывшем джутовом клипере) «Лауристон». Для другого судна с таким названием см. статью Горх Фок (барк).
Подробнее: Товарищ (барк)
Либурна (лат. liburna) — военное судно Древнего Рима, распространенное со времен ранней Империи.
Когнитариат — широкая прослойка наёмных работников преимущественно умственного труда.
Квири́тское пра́во (лат. jus Quiritium) — система древнейшего римского права. Основным его источником были Законы XII таблиц.
Хольк, хулк, халк — североевропейское парусное судно X—XVI веков. В современном толковании термин неоднозначный и может означать как весьма разные суда (в разные периоды), так и скорее своеобразную уникальную технологию, нежели судно определённых параметров.
Неф (фр. nef — корабль) — южноевропейское, в основном характерное для Средиземноморского бассейна, деревянное торговое и военно-транспортное судно X—XVI веков.
Классификационное общество, регистрационное общество — учреждение, занимающееся регистрацией судов и оценкой их качеств при помощи института сюрвейеров на основе разрабатываемых обществами правил постройки судов разных типов.
Индо-римская торговля первоначально осуществлялась сухопутными путями через Армению и Персию, что существенно ограничивало её объём. До римского завоевания Египта монополией на морскую торговлю обладали Птолемеи. Присоединение Августом Египта активизировало торговые и культурные контакты Древнего Рима с Индией.
Шведская Вест-Индская компания (швед. Svenska Västindiska kompaniet) — торговая компания, образованная в Швеции в 1786 году для торговли с Вест-Индией.
Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.
В континентальной Европе, при более слабом и медленном развитии экономических сил, чем в Англии, ремесло как особая система производства, сложилось гораздо позже, когда Англия уже перешла от неё к другим, высшим экономическим формам. Континентальные страны не должны были, поэтому, вполне проделать тот тяжёлый процесс последовательного перехода от одной системы производства к другой, какой совершился в Англии вследствие её раннего экономического и культурного прогресса.
Подробнее: История ремесла в Германии
Молодая школа (фр. Jeune École)— направление в военно-морской теории, имевшее большое влияние в военно-морских кругах Франции в конце XIX — начале XX веков. Была тесно связана с теорией крейсерской войны, распространённой во французских военно-морских кругах XVII — XVIII веков. Предполагала отказ от достижения превосходства в броненосцах и делала ставку на малые корабли, вооружённые торпедами, а также на крейсера, истребляющие морскую торговлю противника и тем самым подрывающие его экономический...
Шведская Африканская компания (швед. Svenska Afrikanska Kompaniet) или Гвинейская компания (швед. Guineakompaniet) — шведская торговая компания, основанная в 1649 году для торговли с Африкой.
Хамавская правда (также Хамавское право; Lex, или Euua francorum chamavorum) — правовой кодекс германского племени хамавов, один из трёх «варварских» правовых кодексов Франкского государства. В Парижской Национальной библиотеке имеются две рукописи Χ в., содержащие латинский текст; в одной он разделен на 45, в другой на 47 статей.
Номос земли — геополитическая концепция немецкого юриста, философа и политического теоретика Карла Шмитта, заключающаяся во «взаимосвязи между организацией народом земного пространства и особенностями...
Симмахия (др.-греч. Συμμαχία, от sýn — вместе и máchomai — сражаюсь) — в Древней Греции военно-политический, преимущественно наступательный (в отличие от эпимахии), союз, заключавшийся между полисами. Первые симмахии возникли в VI в. до н. э. Древнейшей симмахией была Пелопоннесская, во главе которой стоял Аргос. Впоследствии лидерство Аргоса в Пелопоннесской симмахии сменилось господствующей ролью Спарты, разбившей войска Аргоса в битве при Тиринфе (ок. 524 г. до н.э.).
Берег Миклухо-Маклая (англ. Maclay Coast) — участок северо-восточного побережья острова Новая Гвинея между 5 и 6° ю. ш. протяжённостью около 300 км, между заливом Астролябия и полуостровом Хуон (англ. Huon Peninsula).