Молодая школа (военно-морская теория)

Молодая школа (фр. Jeune École)— направление в военно-морской теории, имевшее большое влияние в военно-морских кругах Франции в конце XIX — начале XX веков. Была тесно связана с теорией крейсерской войны, распространённой во французских военно-морских кругах XVII — XVIII веков. Предполагала отказ от достижения превосходства в броненосцах и делала ставку на малые корабли, вооружённые торпедами, а также на крейсера, истребляющие морскую торговлю противника и тем самым подрывающие его экономический потенциал.

Была впервые сформулирована французским морским офицером Ришильдом Гривелем (фр. Richild Grivel) в 1869 году. Автор разделил все виды военных действий на море на 3 типа:

  • Борьба за господство на море путём сражений линейных флотов;
  • Действия флота против берега;
  • Действия флота против неприятельской морской торговли.

По мнению Гривеля, в военном конфликте с Великобританией, Франция будет неспособна добиться не только превосходства, но даже равенства в крупных военных кораблях. В силу этого ей необходимо искать альтернативные пути достижения победы на море. К их числу автор отнёс уничтожение британского коммерческого флота и атаки на британские порты. Полагая, что быстроходные рейдеры будут ускользать от британских патрульных сил, он считал, что неприемлемый экономический ущерб, наносимый такими действиями, вынудит Великобританию признать своё поражение. Береговая линия самой Франции при этом должна была быть под охраной флота береговой обороны, состоящего из недорогих малых кораблей с тяжёлым вооружением. При этом предлагалось отказаться от генерального сражения главных сил флотов вообще, либо как можно дольше затягивать с ним, вместо чего осуществлять непрерывное воздействие на неприятеля за счёт непрерывных изматывающих атак, предпринимаемых малыми силами.

Особое распространение идеи «молодой школы» получили с развитием торпедного оружия, появление которого, как и всякого нового вида оружия, многими было встречено крайне завышенными ожиданиями. Считалось, что малые, но многочисленные миноносцы будут в состоянии легко уничтожать крупные броненосные корабли. В 1886 году морским министром Франции был назначен бывший одним из главных теоретиков «молодой школы» адмирал Гиацинт Теофиль Об. В результате началось ускоренное строительство миноносцев, а также канонерских лодок и крейсеров сравнительно небольшого водоизмещения, но обладавших высокой скоростью хода.

В дальнейшем Франция переходит к строительству броненосных крейсеров, которые должны были действовать на британских коммуникациях и иметь значительное превосходство над бронепалубными крейсерами Королевского флота. Ряд теоретиков отстаивал также идею неограниченной войны на море, без соблюдения норм международного права. Предполагалось также подвергать обстрелам незащищённые порты противника.

Теория «Молодой школы» представляла собой попытку слабейшего найти способ борьбы с противником, господствующим на море, сочетая традиционную для Франции крейсерскую войну с новейшими достижениями военно-морской техники и вооружений. Она оказала большое влияние на развитие французского флота, а также имела немало сторонников во флотах других стран, в том числе — и России, которая до 1890-х годов также была вынуждена при ограниченных средствах готовиться к борьбе с одним из сильнейших флотов мира и для этого массово строила океанские крейсера, малые броненосцы, канонерские лодки береговой обороны и миноносцы.

Немаловажной причиной поддержки «молодой школы» офицерским корпусом являлась практическая невозможность карьерного роста для офицеров незнатного происхождения, одним из которых являлся Гиацинт Теофиль Об. Они ожидали что появление большого количества малых кораблей откроет новые командные вакансии, в отличие от ограниченного количества командирских вакансий броненосного флота. Проблема была существенной, так как в 1873 году служебные обязанности на действующих кораблях выполняли 22 из 118 капитанов первого ранга, 52 из 264 капитанов третьего ранга и 227 из 721 лейтенантов, большинство офицеров выходило в отставку никогда не командовав кораблем или судном. В 1894 году средний возраст французского лейтенанта достиг 52,3 года.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я