Положение о морском цензе для офицеров флота
«Положение о морском цензе для офицеров флота » — законодательный акт Российской империи , регламентирующий условия службы офицеров русского императорского военно-морского флота. Высочайше утвержден 25 февраля 1885 года Императором Александром III. Введен в действие Приказом по морскому ведомству №25 от 9 марта 1885 года.
«Положение о морском цензе для офицеров флота» состоит из 8 разделов и 57 статей.
Жюж
В состав «Положения» входят следующие разделы:
Разделение флотских офицеров.
Морской ценз и его значение
Морской ценз для производства в чины
Производство в следующие чины
Предельный возраст
Чины, состоящие по флоту
Запас флота
Пенсии и вознаграждения за морские кампании.
В результате введения «Положения» кардинально изменилась система службы в русском военно-морском флоте. Система прохождения службы во флоте, сложившиеся к началу 80-х годов XIX века, предусматривала производство в следующий чин по линии или за отличие. В каждом чине необходимо было пробыть определенное количество лет, а производство в следующий чин происходило в порядке очереди. Наличие должности и выполнение должностных обязанностей не влияло на ход чинопроизводства.
В списках личного состава флота оказывались офицеры, которые во флоте не служили. Находясь на службе в других ведомствах или плавая на коммерческих судах, они продолжали получать чины как военные моряки. Так, в 1880 г. из 146 штатных адмиралов во флоте служили только 47, в 1884 году из 140 адмиралов лишь 34 командовали боевыми кораблями. В списках личного состава были офицеры, не выходившие в море в течение 20 лет или командующие в штаб-офицерских чинах самыми незначительными судами.
Для того, чтобы изменить ситуацию, по инициативе управляющего Морским ведомством И. А. Шестакова при Морском министерстве была создана комиссия под председательством вице-адмирала П. А. Перелешина, целью которой была разработка проекта новой организации личного состава флота. Результатом деятельности комиссии стало «Положение о морском цензе». В основу новой системы прохождения службы были положены принципы штатной дисциплины, строгого отделения строевой корабельной службы от береговой и инженерно-технической. Производство флотского офицера или инженер-механика в следующий чин стало возможным только при наличии выполненного морского ценза – определенного количества дней плавания. Производство осуществлялось только при назначении на соответствующую чину свободную вакансию (должность).
Переход к новой системе прохождения службы ознаменовал целый период в истории российского флота – «эпоху морского ценза». Новая система, вскоре после её введения, свелась к поочередному «отбыванию» офицерами морского ценза, после чего многие из них просто ожидали вакансий для производства в следующий чин. В результате, на ответственные командные должности зачастую назначались недостаточно подготовленные, но «отбывшие ценз» офицеры. Командиры кораблей, отрядов и начальники эскадр регулярно сменялись, освобождая дорогу другим для отбывания морского ценза. Лишь после разгрома русского флота в русско-японской войне, под влиянием всесторонней критики Морского министерства и благодаря многочисленным проектам по возрождению флота, появившимся на страницах периодических изданий, в 1905 г. было принято решение о безотлагательном пересмотре «Положения о морском цензе». В 1907 г. вступило в силу «Положение о прохождении службы офицерами флота». Морской ценз был отменен.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Ластовый экипаж — в российском императорском флоте нижние чины, не способные нести службу во флотских экипажах и употреблявшиеся для различного рода береговых надобностей.
Младший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 7-му классу Табели о рангах.
Инспектор кораблестроения — должностное звание на Русском императорском флоте, соответствовало 4-му классу Табели о рангах. Иногда использовалось в варианте «Инспектор судостроения», нижестоящим для него было звание старшего судостроителя.
Главное управление кораблестроения и снабжений — структурное подразделение Морского министерства Российского императорского флота. Управление было образовано в 1885 году и просуществовало до 1911 года. Управление ведало организацией всей хозяйственной части морского ведомства.
Старший инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 7-му классу Табели о рангах.
Офицерский класс подводного плавания — учебное подразделение Российского императорского флота для подготовки квалифицированных офицеров подводного плавания. Образован в 1906 году в составе Учебного отряда подводного плавания в Либаве.
Совет государственной обороны (СГО) — верховная военно-руководящая инстанция в Российской империи в 1905—1909 годах, надведомственный и внеправительственный орган, призванный координировать деятельность военного и морского ведомств и согласовывать её с внешнеполитическим курсом государства. Был создан в самом конце русско-японской войны 1904—1905 годов, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии и флота...
Морской устав Российской империи — изложение обязанностей всех чинов на судах военного флота.
Обер-сарва́ер (сарва́ер от англ. surveyor — инспектор) — чин и должность V класса в Табеле о рангах в русском флоте в XVIII веке.
Флагманский инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 6-му классу Табели о рангах.
Флаг-офицер — должность в русском военно-морском флоте, офицер, состоявший при флагмане, ведавший сигнальным делом и выполнявший адъютантские обязанности.
Морской генеральный штаб (МГШ, генмор) — высший оперативно-стратегический орган управления ВМФ (ВМС). В Российской империи был впервые создан 24 апреля (7 мая) 1906 года. Входил в состав Морского министерства. МГШ был подчинён министру, но его начальник получил право Всеподданнейшего доклада в присутствии министра. Функционировал наряду с Главным морским штабом (ГМШ). Одновременно с созданием МГШ было упразднено оперативное управление при Главном морском штабе.
Вахтенный начальник в российском императорском флоте — офицер, возглавлявший вахтенную службу на корабле. Вахтенным начальником назначался офицер в чине лейтенанта и старше. На нем лежала ответственность за безопасность корабля в плавании, за четкое и точное выполнение приказаний командира корабля и старшего офицера. Ему подчинялись вахтенные офицеры, нижние чины и судовой караул. Во время вахты вахтенному начальнику не разрешалось садиться, курить, вступать в разговоры, не касающиеся его служебных...
Старший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 6-му классу Табели о рангах.
Морское министерство было образовано в 1802 году, одновременно с учреждением других министерств, под названием Министерство морских сил.
Капитан порта (ранее Капитан над портом) — начальник инспекции портового надзора. Отвечает за безопасность судоходства в порту. Наблюдает за порядком в порту и выполнением всех правил и распоряжений по торговому мореплаванию. Капитан порта является также руководителем лоцманской, спасательной и сигнальной служб порта.
Алекса́ндровские морехо́дные классы — учебное заведение во Владивостоке в 1890—1902 годах, готовившее моряков — шкиперов и штурманов для коммерческого флота Российской империи. Название «Александровские» дано в честь императора Александра II, которому «Амурский край обязан своим присоединением к России и его развитием».
Морски́е солда́ты — историческое название рода войск армейского флота Русской армии, позднее флота, выполнявшего функции морской пехоты.
Младший инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 10-му классу Табели о рангах.
Фельдъе́герский ко́рпус — отдельное формирование (корпус, воинская часть) специального назначения в Вооружённых силах Российской империи, существовавшее в 1796—1918 годах.
Военный суд че́сти (офицерский суд чести) — специальный выборный судебный орган для охраны корпоративной чести офицерства и достоинства офицерского звания. Суды чести действовали и действуют в вооружённых силах только некоторых государств. Такой суд рассматривает дела о проступках офицеров и о правонарушениях, отнесённых к его компетенции, и разбирает конфликты между офицерами.
Морской технический комитет (МТК) — действовавшая с 1867 по 1911 год структурная часть Морского министерства; коллегиальный орган, ведавший техническими вопросами кораблестроения и вооружения военно-морского флота Российской империи.
Инспектор механической части — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало IV классу Табели о рангах. Иногда использовалось в варианте «инспектор по механической части».
Флаг-капитан — должность в военно-морском флоте, соответствующая начальнику штаба флота или соединения кораблей (в случае, если эту должность занимал штаб-офицер, а не адмирал). Флаг-капитану подчиняются все остальные офицеры штаба. В английском флоте XVIII—XIX века флаг-капитан командовал флагманским кораблём эскадры или флота. В российском императорском флоте в штабах командующих флотом предусматривались две флаг-капитанские должности: по оперативной и распорядительной части. Согласно статье...
Унтер-лейтена́нт , иногда ундер-лейтенант (нем. Unterleutnant — Подлейтенант) — чин и воинское звание в вооружённых силах (ВС) различных государств и стран мира.
Дивизия, Дивизия кораблей, Дивизия морская (от лат. divisio — разделение) — основное тактическое формирование (соединение, дивизия) флота вооружённых сил (ВС) государств мира.
Черноморский флот Российской империи — официально создан 2 (13) мая 1783 года. Ведёт своё начало от русского военного флота, созданного на Чёрном море после присоединения Крыма к Российской империи из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий.
Исправление должности — в Российской империи термин, обозначавший ситуацию, когда чиновник исполнял обязанности, сопряжённые с должностью, не будучи в ней утверждённым, но располагая всеми правами, присвоенными этой должности. Под исправлением должности понимались те случаи, когда...
Водолазная школа — первая в России водолазная школа для подготовки квалифицированных кадров из числа офицеров и нижних чинов Российского императорского флота для действия в специальных подводных командах.
Кондукто́р (рулевой кондукто́р, сигнальный кондукто́р, артиллерийский кондукто́р и т. д.; от лат. conductor — наниматель, предприниматель, подрядчик) — воинское звание в Российском императорском флоте (РИФ), присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен.
Общество ревнителей военных знаний — военно-научное общество, созданное в 1898 году в Петербурге по инициативе группы офицеров во главе с военным историком А. З. Мышлаевским. Целью общества была пропаганда военных знаний, разработка вопросов военной теории и истории.
Генера́л-адмира́л — чин в Российской империи и одно из высших воинских званий во флотах вооружённых сил ряда государств мира.
Брандвахта (или брантвахта) — военный сторожевой корабль, несущий караул в акватории порта.
Сигнальщик — строевой нижний чин специалиста 1-го, 2-го и 3-го разрядов Русского флота, должность и лицо находящееся на ней, матрос или старшина на корабле или береговом посту, выполняющий обязанности по ведению наблюдения и передаче сигналов.
Старший помощник командира корабля (сокращённо: СПК, неофициально: старпом) — должность в российском и советском флотах. Старший помощник командира корабля является первым заместителем командира и прямым начальником всего личного состава, руководитель боевой подготовки экипажа и повседневной деятельности боевых частей и служб корабля. В царском флоте та же должность называлась старший офицер, в Королевском флоте первый лейтенант.
Зауря́д-пра́порщик — с 1891 по 1912 годы в Русской императорской армии высшее воинское звание для унтер-офицеров.
Особое совещание по обороне осуществляло «высший надзор» за деятельностью промышленных предприятий, изготовлявших предметы боевого снабжения, распределяло военные заказы между русскими и иностранными заводами, содействовало образованию новых заводов. Возглавлялось военным министром. Особое совещание имело свой местный аппарат — заводские совещания, в которое входили чиновники и представители местной буржуазной общественности. Совещанию подчинялся русский правительственный комитет в Лондоне, через...
Зауря́д — юридический термин в Российской империи, означавший, что лицо — которое отправляло должность или исполняло обязанности — пользовалось правами и преимуществами, которыми сопровождалась должность или обязанность, но которыми по общим правилам это лицо не могло бы пользоваться (например, судьи могли направлять своих сыновей в привилегированные учебные заведения в соответствии с занимаемой должностью, а не чином).
Практическая эскадра Балтийского моря (Учебная эскадра Балтийского флота) — соединение кораблей Российского императорского флота, созданное в период начала строительства паровых броненосных кораблей для подготовки личного состава Балтийского флота. Создана при активном участии адмирала Г. И. Бутакова.
Лейтенант — чин или воинское звание офицерского состава в Военно-морском флоте ряда государств.
Ластовые суда — собирательное название разнообразных малотоннажных плавсредств (барж, плашкоутов) и небольших транспортных судов, которое существовало в XVIII—XIX веках. Их функциями было снабжение парусных боевых кораблей русского ВМФ на рейдах, транспортировка военных грузов по портовой акватории и между портами.
Армейский флот , галерный флот, гребной флот — наименование составной части армии, позднее флота вооружённых сил Российской империи (военно-морского флота), формирований кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (морского) флота, основным движителем которых были паруса.