Связанные понятия
Армейский флот , галерный флот, гребной флот — наименование составной части армии, позднее флота вооружённых сил Российской империи (военно-морского флота), формирований кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (морского) флота, основным движителем которых были паруса.
Скампаве́я (или сконпаве́я) — военное быстроходное судно русского галерного флота в XVIII веке. Название произошло от итальянских слов scampare — спасаться, исчезать и via — путь, прочь (scappare via).
Шня́ва (нидерл. Snauw, нем. Schnau) или шнава — небольшое парусное торговое или военное судно, распространённое со второй половины XVII века до конца XIX века в северных странах Европы и в России.
Прам (нидерл. praam — плоскодонное судно и дат. pram — баржа) — крупное плоскодонное артиллерийское парусно-гребное судно, применявшееся в качестве плавучей батареи.
Шаутбена́хт (нидерл. schout-bij-nacht — «в ночь смотрящий») — первично — адмиральский военно-морской чин в Нидерландах (четвёртый, после адмирала, лейтенант-адмирала и вице-адмирала), соответствующий генерал-майору, а в других флотах мира — контр-адмиралу. До XVII века шаутбенахтом называли офицера, ответственного за несение и организацию ночной службы, после — любого старшего офицера флота рангом ниже вице-адмирала.
Ластовые суда — собирательное название разнообразных малотоннажных плавсредств (барж, плашкоутов) и небольших транспортных судов, которое существовало в XVIII—XIX веках. Их функциями было снабжение парусных боевых кораблей русского ВМФ на рейдах, транспортировка военных грузов по портовой акватории и между портами.
Адмиралте́йский прика́з — орган (приказ) флотского управления, Центральное государственное учреждение России, в компетенцию которого входили строительство, вооружение, снабжение флота и набором рядовых морских служителей (матросов, солдат, канониров и так далее) в экипажи.
Адмиралте́йство — центр военного судостроения; территория на берегу моря или реки, на которой располагаются верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей. Как правило, адмиралтейства размещались в гаванях, портах и на удобных для спуска кораблей берегах рек.
Гу́кор (также гукар, гукр, гукер или хукер, от нидерл. hoeker) — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60—200 тонн. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер. Экипаж около 70 человек.
Обер-сарва́ер (сарва́ер от англ. surveyor — инспектор) — чин и должность V класса в Табеле о рангах в русском флоте в XVIII веке.
Новоизобретённые корабли — класс парусных кораблей, строившихся в России в конце XVIII века на старых Петровских верфях. Находились в русском флоте около 15 лет.
Галио́т — изначально средиземноморское парусно-гребное судно, родственное галере.
Турума (швед. turuma) — тип судна в шведском флоте XVIII века, разработанный Фредериком Хенриком Чапманом, подкласс шхерных фрегатов (skärgårdsfregatter).
Камели (ед. число камель, англ. camels) — парные понтоны, использовавшиеся для уменьшения осадки корабля и проводки его по мелководью.
Кумпанство (фр. compagnie, нем. Kumpan) — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей армейского флота в России в конце XVII века.
Баркало́н (от итал. barca longo) — парусно-гребное военное судно схожее с галеасом.
Бот (от нидерл. boot — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного. В эпоху парового флота под ботом понимают небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судно водоизмещением до 15 тонн, предназначенное для грузоперевозок или других целей.
Шмак (также шмака, смак или снак от нидерл. Smak) — тип морского парусного судна для прибрежного плавания, распространённого в XVIII — начале XIX века на немецких и нидерландских побережьях Северного и Балтийского морей, а также в России.
Капитан порта (ранее Капитан над портом) — начальник инспекции портового надзора. Отвечает за безопасность судоходства в порту. Наблюдает за порядком в порту и выполнением всех правил и распоряжений по торговому мореплаванию. Капитан порта является также руководителем лоцманской, спасательной и сигнальной служб порта.
Генера́л-адмира́л — чин в Российской империи и одно из высших воинских званий во флотах вооружённых сил ряда государств мира.
Капитан-командор (также капитан бригадирского ранга с 1764 года по 1798 год) — морской чин, в периоды 1707—1732 и в 1751—1827 годов, на русском военном флоте.
Азовский флот — флот, строившийся Россией с конца 1695 года по 1711 год под руководством Петра I.
Брандвахта (или брантвахта) — военный сторожевой корабль, несущий караул в акватории порта.
Треба́ка , трамбак, трембакул, трабакколо, требакула (от итал. trabaccolo) — парусное двухмачтовое грузовое, торговое или рыболовецкое судно, распространённое на Средиземноморье в начале XVII века.
Партикуля́рная верфь (Первая Невская верфь, Судовой двор) — петербургская верфь для постройки гражданских судов, находившаяся на Фонтанке напротив Летнего сада, на территории Соляного городка, ограниченной современными улицей Пестеля, Соляным переулком и Гангутской улицей.
Адмиралтейская школа — учебное заведение для подготовки младших офицеров флота вооружённых сил России царского и имперского периода в XVIII веке.
Бриганти́на (итал. brigantino — шхуна-бриг, brigantina — бизань) — двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались вёслами.
Бомбардирский корабль (иногда бомбический) — парусный двух-трёхмачтовый корабль конца XVII — начала XIX веков. Предназначался для обстрела береговых укреплений и приморских крепостей, и в меньшей степени для артиллерийского боя с кораблями противника.
Шхе́рный флот (официальное название — Арме́йский флот; швед. Skärgårdsflottan, Arméns flotta; также галерный флот, гребной флот) — формирование шведских военно-морских сил, существовавшее в 1756—1823 годах: объединение боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были вёсла.
Брейд-вымпел (от нидерл. brede wimpel, широкий вымпел) — короткий и широкий вымпел с косицами, в отличие от обычного узкого вымпела. Поднимается на стеньге корабля для официального обозначения командира соединения (дивизиона, отряда) на борту.
Шпринг (нидерл. spring) — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь-цепь, другим концом проведенный на корму, для удержания корабля (судна) в заданном положении. В парусном флоте заводился для наиболее эффективного использования бортовой артиллерии на якоре.
Морской устав Российской империи — изложение обязанностей всех чинов на судах военного флота.
Вооружённый нейтралите́т — в международном праве, объявленное нейтральной державой или группой нейтральных держав состояние готовности защищать свою морскую торговлю от воюющих на море государств при помощи вооружённых сил (например, путём конвоирования нейтральных торговых судов военными кораблями).
Корабельный ма́стер — чин и должность 8-го (с 1764 года — 7-го) класса в Табели о рангах в русском флоте в XVIII—XIX веках.
Донская флотилия (11 мая 1918 − 1919) — речная флотилия белого донского казачества (Всевеликого Войска Донского) во время гражданской войны в России. Помимо отряда речных кораблей, включала в свой состав Азовский морской отряд и морские железнодорожные батареи. В течение 1918−1919 гг. оказывала содействие Донской армии.В начале 1918 года Военно-морское управление разработало план по созданию военного флота на реке Дон. Это было связано с тем, что вдоль реки были разбросаны почти все крупные станицы...
Галерный ма́стер — чин 9-го класса в Табели о рангах в русском флоте в XVIII—XIX веках.
Килева́ние (от слова «киль») — наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части. Килевание производится до появления киля над водой. Разновидностью килевания является кренгование — наклон судна без выхода киля из воды, применяемый для чистки подводной части от обрастаний: ракушек и т. п., и для мелкого ремонта обшивки корпуса.
Ду́бель-шлю́пка — небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья морей.
Те́ндер (англ. tender, от tend — обслуживать) — тип парусного судна с косым парусным вооружением, имеющего одну мачту и бушприт, на которые ставятся грот, стаксель и один-два кливера.
Акат (аката, акатий) — парусно-гребной 2- или 3-мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на борту до 20 пушек (не следует путать с лёгким одноимённым античным судном). В конце XVIII века в составе русского Черноморского флота были акаты длиной около 29 м, шириной около 8 м, осадкой около 3,3 м. Заложили акаты в ноябре 1790 года.
Бомбардирская рота — пешая артиллерийская рота, основанная Петром I, на основе которой позже была создана Российская регулярная и гвардейская артиллерия.
Пароходо́фрега́т (Steam frigate — дословно — «паровой фрегат») — фрегат, имевший кроме полного (или почти полного) фрегатского парусного вооружения поршневой паровой двигатель (паровую машину) и гребные колёса либо гребной винт в качестве движителя (одним из первых винтовых пароходофрегатов стал британский «Ютландия»). Имели широкое распространение во второй трети — третьей четверти XIX века (но встречались в военно-морских флотах и позже — например в составе испанского флота деревянные винтовые...
Унтер-лейтена́нт , иногда ундер-лейтенант (нем. Unterleutnant — Подлейтенант) — чин и воинское звание в вооружённых силах (ВС) различных государств и стран мира.
Ластовый экипаж — в российском императорском флоте нижние чины, не способные нести службу во флотских экипажах и употреблявшиеся для различного рода береговых надобностей.
Первая Архипелагская экспедиция (греч. Ορλωφικά, тур. Orlov isyanı) — поход и стратегические действия русского Балтийского флота в Средиземном море (основные события происходили в Эгейском море или, как тогда говорили, в «Греческом Архипелаге», отсюда и название «Архипелагская экспедиция») в 1769—1774 годах во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов.
Морски́е солда́ты — историческое название рода войск армейского флота Русской армии, позднее флота, выполнявшего функции морской пехоты.
Брандер (нем. Brander) — судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами (ВВ), используемое для поджога или подрыва вражеского корабля с целью его уничтожения. Могло управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота. В эпоху парового флота термин «брандер» стал применяться и к кораблям, предназначенным для затопления с целью блокирования судоходных фарватеров на внутренних рейдах и в проливах. Так, во...
Галеа́с (итал. Galeazza) — тип парусно-гребных военных кораблей. Название означает «большая галера».
Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.