Связанные понятия
Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) — автотранспортная система в Санкт-Петербурге, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Общая длина всех улиц около 50 км.
Рже́вка-Пороховы́е — район массового жилого строительства на востоке Санкт-Петербурга, расположенный на территории Красногвардейского административного района. Включает в себя муниципальный округ «Пороховые» и юго-западную часть муниципального округа «Ржевка». Площадь жилого района — 1200 га.
Да́чное — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга, между Автово и Ульянкой.
Пороховы́е — исторический район на востоке Санкт-Петербурга (Красногвардейский район).
Весёлый Посёлок — исторический район Санкт-Петербурга. Расположен на правом берегу реки Невы. Входит в состав Невского района. Является частью исторического района Правый берег Невы.
Упоминания в литературе
Главная городская река Нева и два ее рукава Малая Нева и Большая Невка делят территорию Санкт-Петербурга на три части. Пространство левого берега Невы, протянувшееся до юго-запада и включающее также Купчино, Пулково и Рыбацкое, составляет большую часть
городской территории. Второй большой район занимает правобережье, границы которого доходят до Сестрорецка, Парголова, Шувалова и Ржевки. И третья, последняя, часть включает в себя все острова дельты Невы, то есть исторический центр города. Самые крупные из сорока двух островов являются целыми районами города: Васильевский, Петроградский, Крестовский, Аптекарский, Декабристов.
Как известно, в августе 2011 года было принято решение об изменении границ Москвы и Московской области. Планируется расширение Москвы по юго-западному направлению между Минским и Варшавским шоссе до границы с Калужской областью. Поэтому некоторые
населенные пункты юго-запада уже сейчас можно условно называть Новой Москвой. В частности, это относится к городу Московский (Ленинского района) и дачному поселку Кокошкино (Наро-Фоминского района). Причем в первом случае включение городских территорий в состав Москвы является более чем закономерным – сегодня Московский «зажат» между Внуково, поселком Орлово и Хованским кладбищем.
Город Холм находится на Ловатской низменности среди обширных болот, являясь важным транспортным узлом на северо-западе России. Здесь сходятся несколько стратегических дорог, не имеющих качественного дублирования. К северу, в 100 километрах, – Старая Русса, к югу, в 80 километрах, – Торопец, на запад, в 80 километрах, – Локня, к юго-западу, в 110 километрах, – Великие Луки, к востоку, в 105 километрах, – Демянск и в 130 километрах – Осташков. Со всех сторон лежат огромные болота, поросшие редколесьем. Деревень здесь мало. Стоят они на невысоких плоских холмах – островах среди болот и сухих берегах рек. К востоку от Холма, в 20–30 километрах, начинается подъем на Валдайскую возвышенность. Непосредственно у города расположены широкие 4–6-километровые болота без растительности. Лишь с южной стороны – у деревень Медово и Куземкино есть небольшая сухая площадка, по которой можно подойти в город. В Медово стоит церковь. Город разделен рекой Ловать на две части. Западная, низменная, меньшая по площади, в излучине Ловати. Здесь находятся две церкви, а на болоте перед войной был построен аэродром, активно используемый немцами в 1941–1944 годах. От болота город отделен валом XVI–XVIII веков. Восточная,
самая большая часть города находится на холмах. Здесь два собора стоят в центре города и две церкви на окраинах. На северной окраине стоит кирпичный завод. На восточной, за холмом, – кожевенная фабрика. На южной окраине города расположены корпуса еще одной фабрики. Юго-западная, самая маленькая часть города, находится на мысу, образованном впадением в Ловать реки Кунья. Все подходы к городу Холм хорошо наблюдаются с колоколен и куполов церквей и простреливаются всеми видами оружия. В самом городе многие здания каменно-деревянные, широко использовавшиеся немцами для создания огневых точек, дотов и дзотов.
Обращаясь затем к данным современной географической номенклатуры, мы видим на этой границе Городец Климовического уезда к юго-западу от местечка Шумяч, прямо к югу от Журавич на притоке Добрыча, к западу от него, у верховья Добрыча Кривск,
к югу от последнего Городок, затем Городец к юго-востоку от Рогачева и некоторые другие.
Селение Гергебиль (ныне административный
центр одноименного района) расположено в Нагорном Дагестане в дельте реки Казикумухское Койсу (у места её слияния с Каракой-су – бассейн реки Сулак), в 104 км к юго-западу от республиканского центра – г. Махачкалы. Гергебиль граничит с такими крупными селениями, как Хаджалмахи (ныне Левашинского р-на РД), Кикуни, Хвартикуни, Аймаки, Кудутль и Могох (ныне Гергебильского р-на). Корни их социально-экономических, этнокультурных и политических связей уходят в глубину веков. Коренное население Гергебиля – аварцы, представители самой крупной по численности народности Дагестана.
Связанные понятия (продолжение)
Ку́пчино — исторический район на юге Санкт-Петербурга. На его территории расположено несколько муниципалитетов: «Купчино», «Георгиевский», «Балканский», большая часть округов № 72 и № 75, малая часть округа «Волковское».
Гражда́нка , прежде также Горожа́нка — исторический район в Калининском районе Санкт-Петербурга. Располагается между улицами Верности, Бутлерова, Фаворского, Гжатской, проспектом Науки, улицей Вавиловых, Северным, Светлановским проспектами, Окружной и Приозерской железнодорожными линиями.
Красногварде́йская площадь (с 1983 по 1988 год — площадь Бре́жнева) — площадь в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, находящаяся на пересечении Большеохтинского и Среднеохтинского проспектов, проспекта Шаумяна и Якорной улицы. Площадь разделяет на две части, соединённые Комаровским мостом, река Охта.
Рыба́цкое — исторический район Санкт-Петербурга. Располагается в Невском районе между рекой Невой, рекой Славянкой, границей посёлка Петро-Славянка и рекой Мурзинкой.
А́втово — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Расположен в Кировском районе города.
Жерно́вка — исторический район в восточной части Санкт-Петербурга. Название происходит от деревни (известна с 1778 года), находившейся на левом берегу реки Жерновки (Лапки) при впадении её в Охту.
Пискарёвка — исторический район в Калининском районе Санкт-Петербурга. На территории района расположен МО № 22 Пискарёвка. По названию района названы железнодорожная станция Пискарёвка и Пискарёвский проспект.
Балка́нская площадь — площадь в Санкт-Петербурге, примыкающая с востока к железнодорожной станции «Купчино». С востока Балканскую площадь ограничивает Волковский канал. От Балканской площади в восточном направлении начинается улица Ярослава Гашека.
Да́льняя Рога́тка — историческая местность в Санкт-Петербурге в районе Пулковской горы и аэропорта «Пулково», в историческом районе Пулковское. Административно относится к Московскому и Пушкинскому районам города, которые в этом районе разделяются границей, проходящей вдоль Пулковского шоссе в месте его примыкания к Петербургскому шоссе города Пушкина.
Сре́дняя Рога́тка — исторический район (до 1958 г. — посёлок) на юге Санкт-Петербурга (между станциями метро «Московская» и «Звездная»). Административно входит в состав Московского района.
Линия — один из типов улиц. Улицы-линии существуют в городах России (Санкт-Петербург, Брянск, Владимир, Кольчугино, Грозный, Златоуст, Нальчик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Рязань, Омск, Маркс и Саратов ), Латвии (Рига и Даугавпилс), Финляндии (Хельсинки), Беларуси (Новополоцк, Минск, причём в Минске в прошлом линии были в двух различных частях города), Казахстана (Алматы), Украины (Луганск, Киев, Макеевка). Ранее линии существовали в Барнауле, Петрозаводске и Донецке.
Лесно́й (сокращённо; полное наименование Лесной участок; также Лесная часть) — единица дореволюционного административно-территориального деления Петербурга. Вплоть до проведённой в 1917 году реформы территориального устройства Петрограда, в ходе которой деление города на неравнозначные части было упразднено и на месте частей и участков были созданы районы, Лесной входил в группу так называемых пригородных участков, статус которых отличался от участков (районов), составляющих город, как таковой.
Ка́менка (Больша́я Ка́менка) — исторический район в Приморском районе Санкт-Петербурга с элементами промышленной застройки .
Полю́строво ; на картах с конца XIX века и до 1940 года включительно — Палюстрово, от лат. paluster — болотистый) — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы.
Кругово́й перекрёсток — это перекрёсток, где приближающиеся транспортные средства замедляются и начинают круговое движение вокруг центрального «острова» в направлении против часовой стрелки на дорогах с правосторонним движением либо по часовой стрелке на дорогах с левосторонним движением, до выезда на одном из поворотов (ответвлений) с кругового перекрёстка.
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
Сукино́ болото — историческая местность, располагавшаяся на территории современных районов Печатники и Текстильщики в Юго-восточном округе Москвы. Было сначала засыпано, а затем частично ликвидировано при помощи установки грунтово-дренажных систем. Сегодня основную часть Сукина́ болота занимают бывший завод АЗЛК (впоследствии «ОАО Москвич», далее — концерн «Автофрамос», а ныне — Рено Россия) и электродепо «Печатники».
Ста́рая Дере́вня — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Большой Невки, напротив Елагина острова (Приморский район). До начала XX века административно принадлежал Стародеревенской волости Петербургского уезда, впоследствии включён в состав Новодеревенского (пригородного) участка наряду с Новой Деревней и Коломягами.
Топоними́ческая коми́ссия Санкт-Петербу́рга (Санкт-Петербу́ргская межве́домственная коми́ссия по наименова́ниям) — межведомственная комиссия, действующая под патронатом комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга.
Марты́шкино (швед. Tyris, фин. Tyrö: Тюрё) — исторический район, часть города Ломоносова к востоку от железнодорожного переезда на стыке Морской улицы и улицы Жоры Антоненко.
«Надземный экспресс » — отменённый проект системы легкорельсового транспорта в Санкт-Петербурге. По существу, являлся проектом линии скоростного трамвая. Начало строительства планировалось на 2015 год, пуск первого участка на 2018.
Колонная станция глубокого заложения — разновидность станции метрополитена, находящейся на большой глубине. Представляет собой центральный и два боковых зала, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. В зависимости от типа станции кольца обделок передают нагрузку на колонны через клинчатые перемычки либо через прогоны, образуя колонно-прогонный комплекс.
Петрогра́дская сторона (общепринятое сокращение — П. С. или Петроградская) — один из исторических районов Санкт-Петербурга, располагающийся в административных границах Петроградского района города. До переименования Санкт-Петербурга в Петроград Николаем II 18 (31) августа 1914 года именовалась Петербургской стороной. Является одной из пяти cторон Петербурга, наряду с Адмиралтейской, Выборгской, Канцевской (находилась в устье р. Охты) и Московской.
Служебная соединительная ветвь (соединительная ветвь, ССВ; другие названия — межлинейник, передаточный тоннель) — соединительный участок линий метрополитена, использующийся для перевода составов с одной линии на другую. В различных транспортных системах может использоваться или не использоваться для пассажирского движения. Так, в Московском метрополитене пассажирское движение по ССВ осуществляется только между Арбатско-Покровской линией и Солнцевским радиусом Калининско-Солнцевской линии, между Большой...
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Московский трамва́й — система трамвайного движения в Москве. Торжественное открытие состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года. Регулярное движение трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка открылось на следующий день 26 марта (7 апреля). Московское трамвайное хозяйство эксплуатируется организацией ГУП «Мосгортранс». На февраль 2019 года действует 46 маршрутов, которые обслуживаются пятью депо, объединёнными в единый филиал «Трамвайное управление». На сегодняшний день является крупнейшей в...
Путепрово́д — один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой. Путепроводы являются незаменимой частью транспортных развязок.
Набережная — сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, укрепления его, предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега (городские набережные), для причала судов непосредственно к территории, облегчения передачи грузов, а также перехода пассажиров с берега на судно и обратно (портовые набережные). Набережные в городах — проезды (улицы), расположенные вдоль берегов и ограниченные с одной стороны городской застройкой...
Кросс-платформенная пересадка — пересадка с одного направления движения на другое в метрополитене или на железнодорожном транспорте, осуществляемая переходом на другую сторону той же платформы, а не переходом на другую станцию или платформу. Как правило, при такой организации движения в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении.
Наземная станция — обобщающее название нескольких типов станций метрополитена, отличительной особенностью которых является расположение непосредственно на поверхности. Существует два типа наземных станций: открытые и крытые.
Район Бегово́й — район в Северном административном округе города Москвы. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Беговой.
Это статья о транспортно-пересадочном узле. Для других значений см. ТПУТранспортно-пересадочный узел (сокращённо ТПУ) — пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. Как правило, ТПУ возникают в крупных транспортных узлах с целью оптимизации перевозочного процесса.
Подробнее: Транспортно-пересадочный узел
Щеми́ловка (Фарфо́ровская коло́ния) — исторический район на юго-востоке Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы (округ Ивановский). Располагается между Фарфоровской улицей, проспектом Обуховской Обороны, Леснозаводской улицей, улицей Бабушкина, бульваром Красных Зорь и Московской линией железной дороги.
Истори́ческий райо́н , истори́ческая ме́стность, в топонимике — особая разновидность урбанонимов — имён собственных внутригородских топографических объектов, выделяемых краеведами в урбанонимии крупных городов. В этой коннотации под «исторической местностью» (районом) подразумеваются географические названия местностей и имена населённых пунктов, существовавших в предыстории на территории соответствующего современного мегаполиса или его городских районов.
Моско́вский авто́бус — сеть автобусных маршрутов города Москвы. Основной вид наземного муниципального общественного транспорта города. Сеть городских автобусов затрагивает не только территорию столицы, но и ряд городов-спутников в Московской области, а также районы Московской области, такие, как Ленинский, Одинцовский, Наро-Фоминский, а также городские округа Домодедово, Химки и Подольск. Также маршрутами охвачен эксклав Зеленоградский округ — маршруты в основную часть Москвы и местные маршруты...
Тра́нспортная развя́зка — комплекс дорожных сооружений (мостов, туннелей, дорог), предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог. Преимущественно под транспортными развязками понимаются транспортные пересечения в разных уровнях, но термин используется и для специальных случаев транспортных пересечений в одном уровне.
Коменда́нтский аэродро́м (Коменда́нтское по́ле, альтернативное название — Коменда́нтская да́ча) — исторический район на севере Санкт-Петербурга. Расположен между Коломяжским проспектом, Чёрной речкой, проспектом Сизова и Парашютной улицей.
Пло́щадь — открытое, архитектурно организованное, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств.
Проспе́кт (от лат. prospectus — вид будущего, вид развития, проектирование будущего, перспектива проекта) — как правило, длинная, прямая и широкая улица в городе, возможно, обсаженная зеленью. Согласно Строительным нормам и правилам проспект не относится к типологии улиц, выбор названия для него происходит произвольно. По универсальной десятичной классификации проспекты входят в группу с кодом 625.712.1 (Магистральные дороги. Автомагистрали. Проспекты. Кольцевые дороги. Городские автострады).
«Магистра́ль » — программа оптимизации маршрутной сети общественного транспорта Москвы. В рамках «Магистрали» проведена реорганизация маршрутов магистрального, межрайонного и социального значения, были изменены прямые маршруты, связывающие центр города и другие районы, а также организована сеть дополнительных связей в пределах Центрального административного округа. С осени 2018 года начата реорганизация маршрутов за пределами ЦАО. Система официально запущена 8 октября 2016 года.
Александровский участок — одна из единиц дореволюционного административно-территориального деления Петербурга-Петрограда в статусе пригородного участка. Располагался на левом берегу Невы в районе села Александровского и входил в юрисдикцию Рыбацкой волости Санкт-Петербургского уезда.
На́рвская заста́ва — территория на юге Санкт-Петербурга (часть Кировского района города), охватывающая площадь Стачек, начало проспекта Стачек и окрестности. Архитектурный центр района — Нарвские триумфальные ворота и ансамбль площади Стачек (в том числе наземный павильон станции метро «Нарвская»).
Магистральная улица — вид улиц в России и Беларуси. Магистральные улицы связывают между собой районы и социально-значимые объекты города, обеспечивают подъезд к внешним автомобильным дорогам. На них приходится основной поток движения общественного транспорта в городе.
Упоминания в литературе (продолжение)
Группа южных маршрутов соединяет центральные и южные районы Ирана с Кандагаром[10], севером Белуджистана и
южными районами течения Инда, включая горы Мекран на юго-западе Белуджистана вплоть до дельты реки. Эти две группы маршрутов сыграли важную роль во взаимодействии культур Ирана и Месопотамии с индийской, дополняя собой морские пути подхода к субконтиненту[11].
Алашаньские монголы на юго-западе были в ведении цзянцзюня Нинся. Город Нинся, расположенный в долине Хуанхэ, между Ордосом и Алашанем, одновременно был административным центром одноименной области провинции Ганьсу. Резиденция одного из амбаней –
город Синин, была одновременно административным центром одноименной области в провинции Ганьсу.
Застройка премиум-класса расположена в наиболее престижных или экологически чистых
районах крупных городов (для Москвы это центр, запад, юго-запад, северо-запад). К этой же категории можно отнести и коттеджные поселки, тяготеющие в столичном регионе к тем же направлениям (поселки таунхаусов или «смешанные» обычно входят в категорию «бизнес»).
Селение Акуша в этот период истории было расположено только на небольшой поляне наверху горы, где сейчас Верхний аул. Выбор такого места было вызвано необходимостью обороны от внешней опасности. С трех сторон селение было защищено естественной преградой, а с одной – западной стороны – можно было проникнуть в селение, только обогнув гору. Кроме того, селение со всех сторон было защищено оборонительной стеной с двумя воротами. Ввиду того, что площадка, где была построена Акуша, была небольшая, дома располагались очень близко друг от друга, селение было густонаселенным, так как рост его происходил только на территории, находящейся внутри оборонительной стены. Такое положение селения сохранялось до XIV–XV вв., так как опасность внешнего нападения продолжала существовать. Это было большое родовое (тухумное) поселение, жители которого занимались земледелием и скотоводством. Пахотные поля и пастбища
были расположены в основном к юго-западу и северо-западу от поселения.
Очень похожие предметы материальной культуры обнаруживаются в курганах, расположенных далеко на западе: в долинах рек Ондавы и Лаборца, в юго-восточной части Польши, в Галиции и Подолье, на северо-западе Украины, в Буковине и Молдавии, а также в среднем течении Днепра южнее
Киева. Большая часть этой территории относится к Восточным Бескидам и Волыно-Подольской возвышенности. С юго-востока район естественно отделяется степным поясом, на юго-западе – Карпатами и на севере Припятской низменностью и лесами.
Для страны Старого Света у Франции довольно большая территория. Значительно превосходит ее только Россия. Если считать по прямой, ее протяженность 606 миль с севера на юг, 675 миль с северо-запада на юго-запад (по диагонали) и 536 миль с запада на
восток. Площадь Франции в 1914 г. (до возвращения Эльзаса и Лотарингии) была примерно 200 700 квадратных миль, позже, после победы над Германией, она снова стала равна примерно 206 300 квадратным милям. Корсика, итальянская по своему географическому положению, но полностью верная Франции, добавила к этой цифре еще примерно 3375. Получается, что внутри границ Франции достаточно места для больших различий в обычаях, продукции и пейзажах.
Каргополье на юго-западе Архангельской области – Север ближний, гораздо более доступный: всего ночь езды от Москвы до Няндомы на поезде и около часа на машине по хорошей асфальтированной дороге. Отправляясь в Каргополь, мы внимательно просмотрели все сайты в Интернете, где упоминается сам
город и села Каргопольского района.
Знаменитый в русской
истории город расположен на реке Жиздре (приток Оки) в 72 км к юго-западу от Калуги. Козельск основан на месте древнего поселения славян – вятичей и упоминается в русских летописях с XII века (в 1146 и 1154 годах) под названием «Козлеск» или «Козелеск».
Горы и пещеры вокруг Симферополя создают свой особый и неповторимый мир.
К юго-западу от города находится гора Чатыр-Даг («Шатер-гора»), достигающая высоты почти в полтора километра. Верхнее плато покрытой лесом горы, с которой открывается панорамный вид на Крымский полуостров, напоминает лунный пейзаж. Здесь, в горах, где зимой многочисленные любители катаются на горных лыжах и санках, начинается фантастический и страшный мир тысяч крымских пещер, многие из которых чрезвычайно опасны. В них без специальной подготовки, навыков и снаряжения ходить нельзя, поскольку это сопряжено с риском для жизни.
В Египте не всегда было так сухо, как сейчас. Археологические находки свидетельствуют о том, что люди жили на
юго-западе Египта еще за 8 тысяч лет до нашей эры. В те времена климат здесь был более влажным. Его резкое изменение приблизительно в 8000 г. до н. э. стало причиной постепенного запустевания пастбищ и образования пустыни Сахара.
5. Монастырь Аввы Исайи, основан около 440 г. как кеновия. Расположение – к юго-западу от Газы, возле Бет-Даллата. В. Герен идентифицировал могилу шейха Мугази в Хирбет ед-Дамита, в 12 км к
юго-западу от Газы, с местом, связанным с Аввой Исайей. Однако, никаких археологических следов на месте не прослеживается.
Таковы были финские племена по эту сторону волока77. Что касается заволоцкой чуди, то летопись в этнографическом вступлении своем относит к ней четыре племени, называя в порядке размещения их с юго-запада на северо-восток, – пермь, печера, ямь, или емь, и угра, или югра, и кроме того в изложении событий упоминает самоядь. За исключением последнего племени, которое в конце XI века едва ли не было известно на Руси только по имени, и югры эти племена были обязаны данью Русскому государству. Полагают, что под именем перми летопись разумеет не только предков теперешних пермяков, которые еще в ХIV веке занимали область, ограниченную Камой и Вычегдой, но и соседей их зырян, племенное название которых нашим летописцам неизвестно. Часть зырян, жившая к северу от Перми по Вычегде и до реки Печеры, называлась, кажется, печерой78. В связи с летописной пермью несомненно стоит Биармия норманнов, которые обозначали этим
именем область нижнего течения Северной Двины и беломорское побережье. Но ни в этой области, ни на Поморье население никогда не состояло из пермяков: там искони жили карелы – племя, неизвестное летописцу; и таким образом в нем следует искать норманнских биapмов. Норманны могли пользоваться именем перми для обозначения карельской земли или потому, что пермь имела тогда обширную известность на севере Европы благодаря своей обширной торговле и торговым путям, пролегавшим через нее из Белого моря к Каспийскому79, или же оба эти народа стояли в какой-нибудь связи между собой, в зависимости один от другого.
Леса покрывают около четверти
территории Норвегии. На юге и юго-западе леса лиственные, на востоке и севере – хвойные.
Скалы и камни, на которых живут черные морские ежи Arbacia lixula, встречаются
на северо-востоке и юго-западе острова Тассос.