Связанные понятия
Монасты́рские крестья́не — категория зависимого населения в России, существовавшая с XI века до середины XVIII века, находившаяся в феодальном владении Русской православной церкви. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II 26 февраля 1764 года два миллиона монастырских крестьян были переданы в ведение Коллегии экономии и получили название экономических крестьян.
Приходска́я церковь — в христианстве храм, который действует в качестве религиозного центра — прихода и является основной административной единицей епископальной системы церковного управления. Как правило, приходской церковью называют храмы в странах Европы. Например, пресвитерианская Церковь Шотландии использует систему приходских церквей, которая покрывает территорию всей Шотландии.
Церко́вная мы́за (лат. Bona ecclesiastica, нем. Kirchengut, эст. kirikumõis) — в XV—XX веках большое земельное владение в Пруссии, некоторых других странах Европы, а также в остзейских губерниях Российской империи, принадлежавшее церкви.
Подво́рье — чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Изначально — постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов; позднее — удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви.
Благочи́ние (благочиннический округ) — в Русской православной церкви часть епархии, объединяющая группу приходов, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.
Упоминания в литературе
Церковный суд осуществлялся через епископов, которые назначались митрополитом или государем. Во главе монастырских судов стояли игумены. Церковному суду были подсудны
церковные крестьяне , монахи и белое духовенство, а также семейные споры. Судебное законодательство опиралось на нормы церковного права, изложенные в Номоканоне, Кормчей книге и Правосудье митрополичьем.
Связанные понятия (продолжение)
Кти́тор (от греч. κτήτωρ — собственник; основатель, создатель от др.-греч. κτίζω — строю, созидаю или от др.-греч. κτίομαι — приобретаю) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. Устар. русск. — здатель. В Католической церкви такое лицо называется донатором.
Причт — в Русской православной церкви название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц (см. Причетник).
Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.
Прихо́д (греч. παροικία от греч. παρά — «близ» + греч. οἶκος — «дом») — церковный район населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия.
Секуляриза́ция (от лат. saecularis «светский, мирской») — изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства.
Частная церковь (лат. ecclesia propria, нем. Eigenkirche) — в Средние века церковь, аббатство или монастырь, построенные на личной земле феодала, над которым он имел имущественные права, в особенности право распределять приходы, т.е. назначать церковнослужителей без согласования с епископом. В маленьких приходских церквях это право не представляло особой ценности, однако в Священной Римской империи в эпоху Оттона Великого контроль над обширными церковными владениями был существенной прерогативой...
Восточная старообрядческая церковь (польск. Wschodni Kościół Staroobrzędowy) — наименование старообрядческой церкви, объединяющей старообрядцев-поморцев на территории Польши. В других странах она чаще именуется Древлеправославная Поморская Церковь в Польше.
Заду́шные лю́ди — холопы, отпущенные на свободу по духовному завещанию владельца.
Монашество — широко распространённый в Русской православной церкви институт, заключающийся в отказе от брачной жизни (целибат) и принесении особых монашеских обетов при постриге.
Попо́вский ста́роста — в православной церкви административная должность священника до начала XVIII века, при назначении на которую он становился одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом старо́ство.
Дворцовые крестьяне — феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (XII—XV века). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже — царского) двора продовольствием.
Холмская епархия — православная епархия, существовавшая с XIII века — по 1651 год и находившаяся в ведении Киевской митрополии Константинопольского патриархата.
Церковный устав Ростислава — церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулировавший общественные отношения, отнесенные к церковной юрисдикции, источник церковного права, составленный в середине XII века.
Единове́рие (другие самоназвания — «православное старообрядчество», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Дом при́чта , при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского...
Сакелларий — одна из церковных должностей в округе константинопольского патриарха в XI—XIV и следующих веках. Сакелларии почти всегда имели скромный сан диакона; даже так называемый великий сакелларий, занимавший второе место в первой пентаде (пятерице), при служении патриарха в храме держал лишь одну из рипид во время выходов из алтаря, а при посвящении диакона в иереи или кого-либо в монашество подводил посвящаемого к посвящающему.
Ки́стер (кю́стер) (нем. Küster — пономарь, лат. custos — дворник, сторож, англ. sacristan — ризничий) — церковнослужитель-завхоз.
Синода́льный пери́од — общепринятый термин в периодизации истории Русской церкви, к которому обычно относят 1700—1917 годы: два десятилетия местоблюстительства митрополита Стефана Яворского (с 1700 по 1721 год) обычно рассматривают в рамках данного периода (Пётр Знаменский, Антон Карташёв, Игорь Смолич, протоиерей Владислав Цыпин), хотя Святейшего синода, бывшего высшим органом управления русской православной церковью в России с 1721 года, ещё не существовало.
Поповцы — обобщённое название представителей старообрядческих согласий, имеющих священство. В конце XVII — первой половине XIX веков существовало в основном в виде беглопоповства.
Экономические крестьяне — в России во второй половине XVIII века категория государственных крестьян, образовавшаяся после проведения Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы из бывших монастырских и церковных крестьян.
Слобода ́ (Слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Беларуси и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.
Монастырское землевладение — земли, полученные монастырями в качестве пожертвований от государства или частных лиц, завещаний, покупки и т. д. и предназначенные для содержания монастыря и осуществления им благотворительной деятельности.
Пересла́вская епа́рхия — епархия Русской православной церкви с центром в Переславле-Залесском. Существовала с 1744 по 1788 годы. Возрождена в 2015 году и объединяет приходы на территории города Переславль-Залесский, Большесельского, Борисоглебского, Мышкинского, Переславского и Угличского районов Ярославской области. Входит в состав Ярославской митрополии.
Уничтожение монастырских вотчин —
реформа , проведённая в Российской империи Екатериной II в 1764 году с целью изъятия церковных владений, упразднения части монастырей, а также определения содержания для епархий и некоторых обителей.
Белые земли (также обелённые, обельные земли, белые места) — в XVI-XVII веках земли Русского царства, население которых было освобождено от уплаты государственных налогов (тягла). Земли принадлежали крупным владельцам (как светским, так и духовным). По указу Фёдора Иоанновича около 1591 года был издан закон, по которому «обелялась» пашня помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII веке, после введения двора как единицы налогообложения, от тягла была освобождена...
Протопо́п (от др.-греч. πρῶτος — «первый» + церк.-слав. по́пъ — «священник») — высший сан белого духовенства, существовавший в Русской православной церкви с XVI до начала XIX века.
Таиландская епархия — епархия Русской православной церкви, объединяющая десять приходов, мужской монастырь и духовное училище на территории Таиланда, а также приходы на территории Королевства Камбоджа, Лаосской Народно-Демократической Республики и Республики Союз Мьянма. Входит в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии.
Певческая слобода — одна из московских слобод. Существовала в Москве в XV—XVIII вв. в пределах современного Таганского района.
Ру́сская правосла́вная старообря́дческая це́рковь (РПСЦ, до 1988 года — «Древлеправославная церковь Христова») — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из старообрядцев-поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической Русской православной церкви, существовавшей до реформ патриарха Никона; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквами, за исключением Русской православной старообрядческой...
Госуда́рственные крестья́не — особое сословие крестьянства в России XVIII—XIX века, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права) и прикреплёнными к земле.
Десяти́на (др.-евр. מַעְשַׂר; др.-греч. δεκάτη; лат. decima) — десятая часть чего-либо. Это слово наиболее употребимо применительно к практике собирания десятой части дохода прихожанина в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. 12:17-18;14:22-23).
Ки́прская правосла́вная це́рковь ; официальное название — Церковь Кипра (греч. Ἐκκλησίας τῆς Κύπρου) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая 10-е место в диптихе автокефальных поместных церквей; одна из древнейших поместных Церквей Востока.
Казённая слобода — историческая местность в Москве, находившаяся в северо-восточной части Земляного города.
Сара́нская епа́рхия — епархия Русской православной церкви с центром в городе Саранске. Территория — центральные районы Мордовии. Входит в состав Мордовской митрополии. Правящий архиерей — митрополит Зиновий (Корзинкин).
Старожильцы — категория крестьян феодальной Руси XIV—XVII веков. Термин «старожильцы» в этом значении встречается в источниках XIV—XVII веках. Появился в XIV веке в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы «новоприходцев». Старожильцы являлись исконными тяглыми крестьянами, жившими на определённых земельных участках. В XV веке старожильцы пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497 года), но находились в наиболее прочной зависимости...
Своеземцы , или земцы, — социальный слой крестьян-собственников. Был характерен для Новгородской и Псковской республик. Этого класса не существовало на всем пространстве княжеской Руси: там все крестьяне работали либо на государственных, либо на частных господских землях.
Монастырская колонизация — всплеск миссионерской деятельности на территории России, связанный со строительством новых монастырей.
Монасты́рь (греч. μοναστήριον от греч. μόνος «один, одинокий») — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Независимая евангелическая лютеранская церковь (нем. Selbständige Evangelisch-Lutherische Kirche), SELK — конфессиональная лютеранская деноминация Германии, член Европейской лютеранской конференции и Международного лютеранского совета. Объединяет около 36 000 прихожан в 200 конгрегациях. Кафедра находится в Ганновере.
Бе́лые слóбоды — территории в средневековом русском городе, жители которых занимались тем же, чем посадские люди чёрных слобод и чёрных сотен. Различие состояло в том, что население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов (тягла).
Подробнее: Белая слобода
Ки́словская слободá — историческое поселение царских и патриарших кислошников в Москве в Белом городе, в районе между Воздвиженкой и Большой Никитской улицей. Существование слободы отразилось на названии близлежащих переулков, называемых Кисловскими. С 1565 года располагалась к северу от Опричного двора Ивана IV Грозного, на месте современных Нижнего и Среднего Кисловских переулков. На севере граничила с Калашной слободой.