Связанные понятия
Зо́лото (фр. и англ. Or) — один из двух геральдических металлов, традиционное название для жёлтого цвета и его оттенков в геральдике. В геральдической литературе именуется также: золотой, золотистый.
Лазу́рь (фр. Azur, англ. Azure) — традиционное название для синего цвета и его оттенков в геральдике. Традиционное прилагательное — лазо́ревый. В геральдической литературе именуется также: лазоревый, лазуревый, лазурный, синий, голубой.
Че́рвлень — традиционное название для красного цвета и его оттенков в геральдике. Образует прилагательное — червлёный.
Зе́лень или изумру́д (фр. sinople, фр. и англ. vert) — традиционное название для зелёного цвета и его оттенков в геральдике. До середины XIV века термин «vert» также означал красный цвет. Графически в чёрно-белом варианте цвет обозначается диагональными линиями геральдически справа (из левого верхнего угла в правый нижний).
Чернь (фр. и англ. Sable) — традиционное название для чёрного цвета в геральдике.
Упоминания в литературе
Вообще корни комбинации желтой и голубых тинктур лежат в рыцарской
геральдике, где они обозначают золото и серебро. Во времена средневековья сочетания этих "металлических" цветов присутствовало повсеместно – в частности на рыцарских боевых штандартах. Встречались версии, где желтый цвет вверху и где он внизу. По одной из версий, штандарт с "золотым" верхом носили старшие братья, наследники рода, а серебряные – соответственно младшие. Поклонники Фрейда, вероятно, бы увидели определенный знак в чехарде с "верхом" стяга у украинцев в 1918 году. Но иногда "сигара – просто сигара".
Свое значение имеет и цветовая гамма:
золото символизирует принадлежность к высшей власти, серебро – чистоту помыслов, а лазоревый (васильковый) цвет щита – принадлежность к российским спецслужбам.
У многих народов серебро ассоциировалось с благополучием и радостью. Так, серебряная ложка
символизировала успех. Украшения с изображением Луны – лунницы – считались священными и, по мнению их владелиц, обладали волшебной силой. Чаще всего их делали из серебра. Лунницы, украшенные зернью, найденные археологами на Смоленщине в конце прошлого века, были выполнены русскими мастерами в X в.
Европейские народы познакомились с серебром около 1000 г. до н. э. В Ассирии и Вавилоне серебро считалось священным металлом и являлось символом Луны. В эллинистическом Египте, а вероятно, и раньше серебро часто называли луной и обозначали знаком луны (чаще – растущей после новолуния). В алхимический период
это название серебра было широко распространенным. Алхимики считали серебро конечным продуктом трансмутации неблагородных металлов, осуществляемым с помощью «белого философского камня» (белого порошка), а иногда – промежуточным продуктом при получении искусственного золота.
Сочетанием двух самых антидемоничных минералов – серебра и изумруда – пользуются и на Руси. Изумруды, вставленные в серебряный крест, делают его могучим защитником храмов и монастырей от нападения инакомыслящих. Такие
кресты издревле были неизменным атрибутом русских обителей. Даже современная история знает случаи удивительного влияния этого талисмана на события.
Связанные понятия (продолжение)
Геральдический щит (гербовый щит) — условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.
Гербовые фигуры — все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические — имеющие условное значение и негеральдические — все остальные фигуры, которые, в свою очередь, условно делятся на естественные (лев, орёл, лилия и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.
Подробнее: Геральдические кресты
Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).
Орёл в геральдике — одна из наиболее распространённых гербовых фигур. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
Пояс (фр. fess) — почётная геральдическая фигура, простирающаяся в горизонтальном направлении от середины правого края щита к левому. В русской геральдике волнистый пояс называется иногда рекой, а зубчатый — стеной. Расположение гербовых фигур горизонтально именуется «в пояс».
Стрела — одна из распространённых гербовых фигур, изображающих предмет вооружения — боеприпас для стрельбы из лука или арбалета, состоящий из древка, наконечника и оперения. В геральдике используется как вся стрела целиком, так и наконечники отдельно.
Деление щита (сечение, разделение) — геральдический приём и термин, означающий разделение поля щита на две или более различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий. Преимущественно щит делят на несколько равных частей, гораздо реже встречается деление на неравные части. Линии деления, независимо от своей формы, всегда проходят в одном из четырёх возможных направлений: вертикально (в геральдике — рассечение), горизонтально (пересечение), диагонально слева (скошение справа) и диагонально...
Щито́к — элемент герба. Является простой геральдической фигурой. Как правило один щиток может располагается на гербе в центре щита, однако герб может содержать и несколько щитков.
Горностаевый мех (фр. hermine) — один из двух мехов, традиционно используемых в геральдике.
Гласный герб в геральдике — один из классических и самый визуально узнаваемый способ создания гербовой композиции.
Правило тинктур — является основным правилом геральдики и заключается в неналожении металлических фигур на металлические поля или финифтяных фигур на финифтяные поля. Между тем, существует достаточное количество гербов, нарушающих это правило (для подчёркивания особого статуса или из-за невежества создателей герба), а также множество различных аспектов, когда кажущееся на первый взгляд нарушение правила таковым не является.
Жёлтый — цвета электромагнитного излучения с длинами волн от 550 до 590 нм. Является дополнительным цветом к синему в RGB или дополнительным к фиолетовому в художественной практике и системе RYB. Однако в древности, из-за несовершенства имевшихся пигментов, его рассматривали как дополнительный к пурпурному.
Деви́з (фр. devise) — слово или короткая фраза, определяющая поведение и устремления личности, семьи, социальной группы или организации.
Единоро́г — гербовая фигура, относящаяся к негеральдическим. Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады. Единорог считается геральдическим символом благоразумия , чистоты , осторожности, осмотрительности, непорочности, строгости и суровости.
Геральди́ческая ли́лия , также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys/lis; «цветок лилии») — гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии, на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах...
Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный...
Немецкая (германская) геральдика (нем. Deutsche Heraldik) — специфическая геральдическая система, характерная для современных Германии и Австрии, а также исторической Священной Римской империи. Понятие включает в себя как государственную, земельную и муниципальную геральдику, так и дворянскую, мещанскую и церковную геральдику. Немецкая гербовая система, отделяемая от галло-британской, латинской и восточно-европейской традиций, оказала сильное влияние на геральдические традиции в странах Северной...
Геральдический язык (геральдическое описание, блазонирование) — описательный код, выработавшийся в западно-европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность в последующем воспроизводить его с достаточной точностью.
Паниранские цвета , красный, белый и зелёный — цвета, используемые на флагах большинства иранских государств и народов. Их использование символизирует общее начало ираноязычных народов.
Пчела (Apidae) встречается на более чем трёхстах гербах и несёт различный смысл, например, трудолюбие и покорность. Она также может обозначать, что обладатель герба относится к пчеловодам, или что на данной местности развито пчеловодство. Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков.
Пёс (фр. Chien) в геральдической символике — эмблема верности, преданности, бдительности, иногда — дружбы, применявшаяся в западноевропейской и (лишь отчасти) в русской геральдике. В геральдике не используется термин «собака», поэтому изображения собаки всегда именуются (и блазонируются) только как «пёс».
Ангел — одна из популярных фигур в геральдике. Обычно используется в качестве щитодержателя, хотя нередко встречается и как гербовая фигура.
Холуб (Голуб) 2 (польск. Hołub, укр. Голуб) — древний дворянский (шляхетский) герб польских, украинских, литовских дворян, включающий около 10 фамилий, в основном рода Голубов.
Подробнее: Кроква (герб)
Карбункул , эскарбункул (фр. escarboucle, rais d’escarboucle; англ. carbuncle), «Клевское колесо» (нем. Clevenrad), «колесо из лилий» (нем. Lilienrad, Lilienhaspel, также Lilienzepterstern), карфункель (нем. Wappenkarfunkel, Karfunkelrad, Karfunkelstern) — негеральдическая гербовая фигура из восьми жезлов (или спиц), радиально расходящихся от центра, причём четыре из жезлов составляют прямой крест, а четыре других — косой. Жезлы увенчаны геральдическими лилиями или иными объектами, например «яблоками...
Овца (фр. mouton) — естественная негеральдическая гербовая фигура. Согласно Александру Лакиеру, в геральдике «Овца изображает собою кротость и сельскую жизнь».
Гербовая культура Швеции зародилась в Средние века, но ввиду исторических связей с другими государствами Северной Европы её индивидуальность проявилась относительно поздно. До 1809 года Швеция разделяла общую геральдическую культуру с Финляндией, которая, наряду с геральдикой Дании, восходила к немецкой. Являясь, таким образом, частью германско-нордической традиции, шведская геральдика вобрала в себя её характерные элементы: многократное использование шлемов и нашлемников, рассматриваемых как неотделимые...
Подробнее: Шведская геральдика
Трикве́тр , также трикве́стр (лат. triquetrum от tri «три» + quetrus «имеющий углы») — символ, происхождение и современное применение которого разительно отличаются. Так, например, после X века на Руси символ использовался в основном как специфический «варяжский» орнаментальный мотив.
Белый флаг (то есть полотнище, без каких-либо знаков и символов, имеющее на всей своей площади исключительно белый цвет) на протяжении истории в различных частях света имел различное значение.
Чёрный — тон, отсутствие светового потока от объекта. В системе RGB обозначается как #000000. Оттенки чёрного цвета именуются серым цветом.
Ребелленталер (нем. Rebellentaler, от нем. Rebell — бунтарь, мятежник) — название первой из серии сатирических монет герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского Генриха Юлия 1595 года. Её создание связано с конфликтом герцога с местными аристократическими семействами Ассебургов, Зальдернов, Штайнбергов и Штокхаймов.
Муравьи (лат. Formicidae) — это один из объектов живого мира, редко используемый в геральдике. Муравьи изображены менее чем на 10 гербах европейских городов и других населенных пунктов. Согласно Александру Лакиеру, муравей (так же, как и пчела) служит символом трудолюбия и покорности.
Подробнее: Муравей в геральдике
В современной
геральдике птицы в той или иной интерпретации присутствуют на 35 % государственных гербов, примерно половина из них включают изображения одноглавых и двуглавых орлов, а также сокола, ястреба, кондоров; на семи гербах изображен голубь. Из архетипических мифических образов присутствуют грифоны, птица Хумо, Гаруда (гербы Таиланда, Индонезии и Улан-Батора), кречет Манаса, из национальных и традиционных символов — венценосный журавль, птица-секретарь, петух, кетцаль, чайка (страны Океании...
Эмблема (др.-греч. ἔμ-βλημα — «вставка; выпуклое украшение, инкрустация») — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или иной смысл.
Ро́за Тюдо́ров (англи́йская ро́за, ро́за Сою́за; англ. Tudor rose, English rose, Union rose) — традиционная геральдическая эмблема Англии и Гэмпшира (первоначально — в гербе короля Англии Генриха VII как символ объединения враждовавших королевских династий Ланкастеров и Йорков). Изображается в виде сдвоенной розы, выполненной в «естественных» (англ. proper) цветах: белый цветок поверх алого, а также разделённой на четыре алых и белых сектора («четверти») или на две части алого и белого цветов вертикальной...
Круг из звёзд — часто символизирует единство, солидарность и гармонию на флагах, знаках и гербах. Символ встречается в иконографических мотивах, связанных с «Женой, облечённой в солнце» из Откровения Иоанна Богослова, также круг из звёзд может аллегорически изображать Венец Бессмертия в произведениях искусства в стиле барокко.
Солнце и луна — распространённый символ на флагах и гербах в регионах, переживших индийское культурное влияние. Исходно эти символы связаны с представлением о «лунной» и «солнечной» династиях древних ариев. Со временем этот символ приобрёл дополнительные значения благодаря развитию индуизма и буддизма. Вопреки европейской традиции, лунный серп на этих флагах называется луной, а не полумесяцем (как в исламской и европейской символике).
Намёт (фр. les lambrequins) — геральдическое украшение, обязанное своим происхождением крестовым походам.
Синий — наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440—485 нм (иногда диапазон указывают шире — 420—490 нм). Один из основных цветов в системе КЗС (RGB).
Мартлет (ласточка) — естественная гербовая фигура, изображающая стилизованную птицу с короткими пучками перьев вместо лап. Стрижей раньше тоже называли мартлетами, поскольку у них настолько маленькие лапки, что люди верили, будто у стрижей нет ног.
Упоминания в литературе (продолжение)
Корни использования золота и серебра в качестве универсальной оправы уходят в астрологические представления о соответствии планет определенным металлам и камням и о совместимости их взаимных влияний. Речь пойдет и о так называемой дружбе и вражде тел и соответствующих им металлов и минералов. Солнцу приписывается связь с золотом, Луне – с серебром и т. д.
Итак, украшения, сделанные из золота, не только радуют глаз, но могут передаваться от поколения к поколению многие века. Как
правило, золото имеет разные оттенки: от белого до красного. Золото – мягкий металл, поэтому в ювелирном деле его используют в сплаве с серебром, платиной, цинком и медью.
Я не буду останавливаться
здесь на символике цветов, поскольку речь об этом пойдет в дальнейшем. Я хочу привлечь ваше внимание к металлам, которые тоже могут выступать в качестве талисмана. Не думайте, что только в наше время человек стал приписывать золоту и серебру особые свойства, с древности люди отмечали необыкновенные качества этих и других металлов, стремились узнать о них побольше их и использовать на практике. Фольклор просто отразил эти поиски и наглядно продемонстрировал иерархию металлов. Если попытаться проследить мытарства Иванов-царевичей по разным сказкам, то вскоре мы обнаружим одну закономерность – странствуя, он непременно проходит через несколько царств, причем один дворец оказывается лучше другого, и это улучшение идет по восходящей линии: от самого скромного к самому роскошному. И в описании царств чаще всего используется “металлическая” терминология.
Белый, черный, серый и серебро подходят практически к любому цвету, так как сами являются ахроматичными (не учитываются в дизайне
как цвет). А вот золото близко к желтой гамме.
Несмотря на то что
символом богатства обычно считают золото, в древнем мире ситуация была несколько иной. Так германцы, как писал Тацит, ценили серебро больше золота не по духовному расположению, а потому, что серебряные деньги удобны людям, покупающим предметы обыкновенные и дешевые.
Самый дорогой «алмазный» трон принадлежал царю Алексею Михайловичу. Исполнили его иранские мастера по заказу армянской торговой компании. Трон облицован ажурными пластинами
из золота и серебра, украшен алмазами, рубинами и бирюзой. На его украшение пошло более 800 алмазов, которые и определили его название. На боковых стенках сидения помещены полосы иранских миниатюр с изображением птиц, животных, растений и сцен охоты. На черном бархате спинки трона изображены два вышитых аллегорических Гения, которые держат жемчужную корону.
Германские мужчины не стремились надеть на себя особые украшения, как, например, кельты. И источники особо не концентрируют свое внимание на этой детали убранства германцев и готов в частности. Лишь арабские авторы упоминают, что после битвы при Гвадалете мусульмане захватили большую добычу, состоящую из колец, сделанных из золота, которые носила готская знать, из серебра – у воинов не столь именитых и из меди – у сервов и полусвободных (Fath al-Andalus, p. 13; al-Makkarí, p. 274—275). Действительно, кольца найдены в испанских погребениях готского времени, иногда они украшались христианскими символами. Г. Цайсс, в частности, отмечает, что на кладбище Памплоны позднеримско-готского времени обнаружены три десятка колец, без указания, правда, в каких погребениях, женских или мужских, они были найдены[184]. Исидор, подробно рассказывая о кольцах, ничего не говорит об этом готском обычае, концентрируясь лишь на римских украшениях (Isid. Orig., XIX, 32). Можно полагать, что подобная презентативная деталь убора возникла у готов под римским влиянием в процессе стратификации общества. Знатный воин стал носить золотое кольцо или кольца, свободный человек – серебряное, а серв – медное. Однако была ли
это только мода или символ принадлежности к определенному классу, не ясно. По крайней мере арабские авторы рассматривают эти кольца во втором значении.
Металл – это металлические предметы: колокольчики, монеты, мобили (их можно увидеть в магазинах, продающих подарки). Это железо, золото, бронза,
серебро. Картины с изображением предметов из металла. Предметы овальной и круглой формы. Цвета – белый, серебряный, золотой.
Отсюда пристрастие к эпитету «золотой»: у Асвинов колесница, и ось, и сиденье, и колеса, и вожжи – золотые, у Варуны золотой панцирь, у Индры громовые стрелы и жилище из золота; «Слово о полку Игореве» говорит о «златом столе», златом седле и т. д.; в малорусских народных песнях являются золотые столы, ножи, челнок, весло, соха, серп и т. д.; в литовских: кольцо, шпоры, подковы, стремя, седло, ключи[1]. У древних германцев
золото – принадлежность богов, серебро – героев; железо является лишь в позднейших произведениях англосаксонской и северной поэзии.
В обработке металлов герзейцы тоже превзошли амратцев. В герзейский период инструментов стало значительно больше, они отличались разнообразием и были эффективнее амратских. Среди наиболее интересных – медные иглы, а значит, можно предположить, что герзейцы шили одежду, а не просто заворачивались в куски ткани или кожи. Герзейцы использовали не только медь. Впервые в этот период появляется золото. Они не занимались литьем, а ковали листы из золота, которые потом разрезали на полосы необходимой ширины и в качестве украшения покрывали этими тонкими золотыми полосами предметы. Месторождения золота находились в долине Нила между Первым порогом и морем. Серебро встречалось реже, чем золото. Самым редким из металлов было железо, но в захоронении, относившемся к герзейскому периоду, было найдено несколько бусинок метеорного железа; они, очевидно,
представляли большую ценность, поскольку были нанизаны на ту же нитку, что золотые бусинки.
Вот что написано по этому поводу в книге «Жизнь в свете, дома и при дворе» (СПб., 1890): «Молодые девушки не надевают бриллиантов никогда, даже в день свадьбы, за исключением того случая, когда после венца бывает вечером бал. До 20 лет они носят парюры[4] из жемчуга, коралла, бирюзы, оправленной в драгоценный металл, из золотых вещей только медальон или крестик на бархотке, цепочек не нужно, часы маленькие и скромные. Украшения-фантазия, чуть не ежедневно создаваемые модой, позволительны без исключения, будь они из карналина[5],
оксидированного серебра, никеля, старого серебра, филиграни, слоновой кости, горного хрусталя и т. п.». Кроме бус, серег, браслетов, брошей (которые, естественно, нельзя было надевать все одновременно) вполне подходящими для девушки были и брелоки в виде пасхальных яичек из стекла, хрусталя, серебра с эмалью.
В отличие от отвлеченного и словно стерильного рая христиан рай ислама конкретен и проникнут чувственным началом. Коранический ал-Джанна (сад) – место вечного блаженства в загробном мире – чудесный тенистый сад, где «плоды, пальмы и гранаты», многочисленные источники, каналы, пруды и реки «из воды не портящейся», из молока, вкус которого не меняется, «из вина, приятного для пьющих», «из меда очищенного». Праведники возлежат в прохладе, на «ложах расшитых, на коврах разостланных», на них «одеяния зеленые из сундуса и парчи и украшены они ожерельями из серебра, им прислуживают «мальчики вечно юные», которые обходят их с сосудами из серебра и кубками из хрусталя. Праведникам даны в супруги – черноокие большеглазые райские девы – гурии, девственницы, живущие в шатрах. Собственные жены праведников также становятся в раю девственными и вечно молодыми. Райский сад располагается на седьмом небе, окружен надежной оградой и охраняется ангелами. В описании ал-Джанны часто
упоминается зеленый цвет – священный символ ислама, благословения, земли, величия и милосердия, воды, воздуха, Древа жизни. В кораническом образе рая поэтическая интонация сдержанна, эпитеты носят общий характер гиперболизации и восхваления, в мекканский период этот образ более эмоционален, в мединских сурах – более конкретен.
Об утонченности эпохи свидетельствуют драгоценные украшения – ожерелья, кольца, диадемы, браслеты и серьги, в изобилии дополнявшие женское платье. У каждой аристократки имелись небольшое зеркало в резной раме, с изящной ручкой, веер, зонтик от солнца из полотна или шелка, пояса из золота или
серебра. Темный от природы цвет волос античные дамы стремились осветлить в соответствии с признанными канонами красоты.
Примером может послужить меч, который для каждого японца является предметом преклонения, связанным с целыми поколениями владевших им воинов. Многие мечи рассматриваются не как предметы, а как одушевленные тела с собственной волей и характером. Меч в Японии – символ власти, самурайского боевого духа. Ковка меча составляет целое религиозное таинство, приступая к которому мастер соблюдает пост, совершает очистительные омовения, возносит молитвы к богам. Меч должен быть безупречным во всех отношениях. Любоваться хорошим мечом можно как произведением искусства. Особое значение придавалось и отделке меча: вырезанная из дерева рукоять обтягивалась кожей акулы, оплеталась шелковым или кожаным шнуром. Клинки и рукоятки украшались иероглифическими подписями и декоративными элементами. Часто мечи отделывали
серебром и золотом. Ножны обычно вырезали из дерева и покрывали черным, красным или золотым лаком, обтягивали полированной кожей ската либо металлическими пластинами или вырезали из слоновой кости, или инкрустировали перламутром и насечкой из драгоценных металлов. Ножны многих мечей украшались шелковыми шнурами с кистями и декоративными узлами. По цвету, форме и убранству ножен судили о ранге самурая. Представители высшей аристократии имели мечи в золоченых ножнах, отделанных драгоценными камнями.
В эпоху Враждующих царств на бронзовых сосудах появились батальные и охотничьи сцены, что еще раз подтверждает приход реализма в искусство. Сплошные многофигурные рельефы постепенно перешли в круглую скульптуру: гончары
придавали обычной посуде форму птиц или животных, щедро покрывая свои творения инкрустацией из золота и серебра.
Когда изготовили 1-е украшение и что этому предшествовало, сейчас никто не способен сказать. Может быть, просто на голову одного из наших предков упало перо или веточка, и он увидел свое изображение в воде. Ему это понравилось, после чего он специально стал украшать свои волосы. Так и появилось 1-е украшение. С тех пор создали множество различных украшений. Древние люди верили, что душа человека в состоянии вылететь через отверстия его тела или, наоборот, в него может проникнуть что-то недоброе. Поэтому они старались защитить свое тело, в первую очередь руки и ноги, с помощью украшений из дерева, металла и кости. Из дерева древние выбирали прежде всего березу, дуб, сосну Кость должна была быть от одного из самых сильных животных: медведя или тигра. Но сильнее душу человека охраняли металлы и драгоценные камни. Мифы многих
народов отождествляли золото и серебро с солнечным светом и молниями богов.
Один из 14 гобеленов, изображающих историю короля, подготовлен по эскизам самого Лебрена. Выполнил его мастер Пьер де Сев-младший на станке с вертикально натянутой основой. На ковре можно увидеть Людовика XIV, посещающего «Гобелены». Интендант строительства проводит короля по мастерским, показывает разнообразные работы, которые там выполняются. Среди особ, сопровождающих короля, Кольбер и принц Энгиенский[42]. Господин Лебрен представляет монарху мастеров и их работы – ковры, круглые столики на одной ножке,
выполненные из серебра, вазы, серебряные носилки, кабинеты из красного дерева, профилированные оловом и украшенные орнаментом в виде ветвей.
Рис. 31. Княжеская символика Рюриковичей. 1 – знак на кирпиче Десятинной церкви; 2–5 – знаки на монетах Владимира Святославича; 6 – монета Владимира Святославича со знаком; 7 – знак на одной из древнейших печатей; 8 – монета Ярослава Мудрого со знаком Рюриковичей; 9 – знак на подвеске, опубликованной Т. Арне; 10 – знак на стокгольмском экземпляре Ярославова серебра; 11, 12 – родовые знаки князей X–XI вв.
Один из 14 гобеленов, изображающих историю короля, подготовлен по эскизам самого Лебрена. Выполнил его Пьер де Сев-младший на станке с вертикально натянутой основой. Здесь можно увидеть Людовика XIV, посещающего «Гобелены». Интендант строительства проводит короля по мастерским, показывает разнообразные работы, которые там выполняются. Среди особ, сопровождающих короля, – Кольбер и герцог Энгиенский. Господин Лебрен представляет монарху мастеров и их работы – ковры, круглые столики на одной ножке,
выполненные из серебра, вазы, серебряные носилки, кабинеты из красного дерева, профилированные оловом и украшенные орнаментом в виде ветвей.
Металлические предметы. Колокольчики, монетки, мечи. Движущиеся мобили. Железо, бронза,
серебро, золото. Изображения металлических предметов. Предметы овальной и круглой формы. Цвета белый, серебряный и золотой.
Обычай носить штаны пришел из контактов с такими народами конников, как скифы и иранские племена. Гальштатские вожди (рис. 15) носили брюки (bracae). Очень прилегающие штаны, доходившие только до колена, носили воины, изображенные на котле из Гундеструпа (рис. 25). Прилегающие штаны видны
и на прекрасном бронзовом изображении музыканта из Невиан-Суйя (рис. 10). Среди ирландской аристократии штаны были практически неизвестны, хотя слуги их и носили. Наши самые ранние источники достаточно подробно описывают одежду. Она, судя по всему, состояла из льняной туники до колена, перехваченной на талии поясом. На туниках зачастую были красивые каемки и вышивки. У континентальных кельтов пояса и кушаки были украшены бронзовыми и золотыми накладками; видимо, то же самое встречалось и у ирландцев. Поверх туники носили плащ, и это был самый важный предмет одежды как в Европе, так и на Британских островах; он имел как функциональный, так и социальный аспект. Длина и размер плаща, судя по всему, указывали на социальный статус владельца. Плащ носили как мужчины, так и женщины. На Федельм, как она описана в «Похищении быка из Куальнге», в момент встречи с королевой Коннахта Медб был пестрый зеленый плащ (что напоминает античные описания плащей галлов – они были полосатыми или в клеточку и многоцветными). Плащ закалывали брошью из золота или серебра; он был шерстяным – легкий летом, толстый зимой. Описывая бриттскую королеву Боудикку, Дион Кассий говорит: «Она носила большое скрученное золотое ожерелье и многоцветную тунику, поверх которой был надет толстый плащ, застегнутый брошью».
Все, очевидно, знают, какие
красивые украшения делают из серебра, но поскольку это мягкий металл, его применяют в соединении с другими металлами. Так, серебряные монеты, например, изготовляют в соотношении 90 % серебра на 10 % меди. Немного другое соотношение используется при изготовлении серебряных ювелирных изделий, посуды, приборов, где серебра 92,5 %, а меди 7,5 %. Как и другие благородные металлы, серебро не темнеет на воздухе, но только в том случае, если воздух чистый. Если же в воздухе содержится хотя бы небольшой процент сероводорода или других летучих соединений серы, то серебро темнеет.
Персидская легенда о происхождении алмазов и драгоценных камней гласит, что на Востоке на эти прекрасные предметы смотрели как на источник великого греха и печали. Утверждалось, что, когда Бог сотворил мир, он не создал таких бесполезных
вещей, как золото, серебро, драгоценные камни и алмазы; но Сатана, всегда стремившийся посеять зло среди людей, пристально следил за желаниями и страстями человеческого разума. К своему великому удовольствию, он заметил, что Ева страстно любит красочные цветы, растущие в садах Эдема, и попытался имитировать их цвета и яркость вне земли – так появились драгоценные камни и алмазы. Впоследствии жадность и алчность, вызываемые ими, стали причиной многих несчастий и преступлений.
Работы Помо весьма высоко ценились в российской столице. Сделанную им вещь не стыдно было подарить и самому императору. Недаром петербургское купечество, отлично знавшее толк
в серебре, обратилось к мастеру-умельцу, чтобы тот исполнил к коронации любимого внука незабвенной «матушки» Екатерины II не просто привычную солонку, а целое настольное украшение.
Хижина была небольшой, но самой пиратской. В комнате стояло два сундука, окованных железом. Один с нужными вещами. Второй со всякими другими. Стены украшали
портреты известных корсаров разных времён и народов. Был здесь портрет знаменитого пирата Васко да Гамы, которого некоторые, по незнанию, считают обыкновенным мореплавателем, а другие некоторые считают двумя мореплавателями – Ваской да его другом Гамой. Рядом с ним висели портреты Френсиса Дрейка и его пажа Джона Дрейка. Паж первым когда-то заметил на горизонте галеон, набитый сокровищами, за что Френсис подарил ему золотую цепь длиной до колен. Да что там какая-то золотая цепь по сравнению с тем, что тогдашние пираты забрали с этого галеона: 14 сундуков серебра, 1300 серебряных слитков, 80 фунтов золота, не говоря уж о драгоценных камнях и экзотических товарах. Да, было время!
Пентаграмма является одной из самых важных фигур-символов в ведьмовстве. В колдовских обрядах пентакль – это круглый диск из глины, воска, железа, серебра, олова или меди, на котором выгравированы пентаграмма и другие
магические символы. Этот символ используют, чтобы притянуть энергии элементов, сконцентрировать магический круг или защититься. В некоторых ритуалах верховный жрец или жрица может сама принять форму пентаграммы, расставив ноги и вытянув руки в разные стороны. Способы рисования пентаграммы различаются в зависимости от цели обряда: пентакли, вызывающие духов, отличаются от пентаклей, которые их изгоняют.
– Да, ваш камень рубин, и тем не менее я не советую вам его носить, – ответил я ей. – Дело в том, что в вашем гороскопе преобладает сильное мужское начало, Ян – у вас огненный, импульсивный характер. Отсюда частые перенапряжения, нервные срывы и как следствие – головные боли и повышенное давление. Золото и рубины, имея янскую природу, только увеличивают у вас энергию Ян, что неблагоприятно отражается на вашем самочувствии и здоровье. Я посоветовал бы вам снять на время все ваши
украшения из золота и красных камней и поносить вместо них металлы и камни, несущие в себе противоположную, женскую успокоительную энергию Инь: серебро, янтарь, бирюзу, изумруд и т. д. Они скомпенсируют дисбаланс энергий Ян и Инь в вашем организме и приведут его в нормальное состояние. «Огненная женщина» внимательно выслушала наши рекомендации, улыбнулась на прощание, сверкнув золотыми коронками, и удалилась несколько озадаченная.
Напрашивается резонный вопрос: почему же из всех возможных отбеливающих ингредиентов греки предпочитали именно свинец? Когда я изучала этот период – и популярность свинцового порошка, – я с удивлением узнала, что Древние Афины, оказывается, обязаны своим богатством и роскошью Лаврийским рудникам. Рудники располагались недалеко от города, и серебро добывалось там в огромных количествах – по некоторым данным, около 10 тысяч тонн в V в. до н. э. А в качестве отходов
производства оставались горы белого свинцового пигмента (сам свинец начали целенаправленно добывать гораздо позднее). Я твердо верю, что такая близость рудников и широкое распространение свинца в качестве основного отбеливающего ингредиента в косметике не может быть простым совпадением.
Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, как бы образующих с ним единый ансамбль, отчего кажется еще более огромным и величественным. Однако, творение Сенмута поражало не только размерами, но и богатством и красотою убранства. На просторных террасах, обнесенных колоннадами и связанных пандусами, располагались водоемы, множество статуй, инкрустированных и раскрашенных, росли испускавшие ароматные смолы деревья. Стены украшали рельефы и росписи, пол одной из частей храма был «из золота и
серебра, и красота его была подобна горизонту неба». После смерти царицы Хатшепсут, занявший престол фараон Тутмос III приказал уничтожить всякую память о своей предшественнице, предав ее имя забвению, однако храм до сих пор не разрушен и хранит память о его создательнице.
Первоначально
крупные монеты, изготовленные из серебра, добывавшегося в Чехии в долине Иоахима, назывались Ioachimsthaler, отсюда и сокращенное – талер ("долина"). На Руси прижилась первая часть слова, и полное название превратилось в короткое "ефимка". От талера, в свою очередь, произошло еще одно монетное имя – доллар.
Уже в глубокой древности финикийцы освоили берега Средиземного моря. Стоянка кораблей, где мореходы отдыхали и запасались пресной водой, служила местом их обменной торговли с населением. Они нередко возводили здесь примитивное святилище, служившее своего рода опорным пунктом, ориентиром. По словам древнегреческого историка Диодора Сицилийского, сравнительно небольшой ассортимент изделий финикийские купцы обменивали на испанское серебро, которое везли, получая огромный доход, в Азию, Грецию, другие страны. Обнаруженные на территории Пиренейского полуострова фрагменты восточных изделий свидетельствовали о том, что финикийцам удавалось с большой выгодой для себя произвести неравный обмен, поскольку местные жители в ту пору еще не знали
истинной ценности драгоценного металла. Несомненно, что рассказ Диодора повествует о самом раннем периоде испано-финикийских связей.