Связанные понятия
Лазу́рь (фр. Azur, англ. Azure) — традиционное название для синего цвета и его оттенков в геральдике. Традиционное прилагательное — лазо́ревый. В геральдической литературе именуется также: лазоревый, лазуревый, лазурный, синий, голубой.
Че́рвлень — традиционное название для красного цвета и его оттенков в геральдике. Образует прилагательное — червлёный.
Зо́лото (фр. и англ. Or) — один из двух геральдических металлов, традиционное название для жёлтого цвета и его оттенков в геральдике. В геральдической литературе именуется также: золотой, золотистый.
Серебро ́ (фр. и англ. Argent) — один из двух геральдических металлов, традиционное название для белого цвета в геральдике. В геральдической литературе именуется также «серебряный».
Чернь (фр. и англ. Sable) — традиционное название для чёрного цвета в геральдике.
Упоминания в литературе
Древние гербы имели простые очертания, представляя собой, как правило, одноцветную фигуру на поле иного цвета. Номинально использовали всего шесть цветов, хотя за счет разных оттенков палитра гербов была достаточно разнообразной. Избранные шесть цветов называли особыми словами, что, безусловно, подчеркивает их далекую от обыденной декоративности природу. Так, под «золотом» подразумевался желтый; «серебром» называли белый, «червленью» или «киноварью» – красный, «чернью» – черный, «зеленью» – зеленый. Совсем редко при построении гербов использовался седьмой цвет – пурпур или багрянец (на деле фиолетовый), но его не считают полноправным геральдическим цветом.
Как подчеркивают специалисты, цвета геральдики выступали как некая обобщенная категория, духовная, а не материальная.
Кроме того, к основным цветам в Древнем Китае добавились синий, зеленый и желтый. При этом четкого разделения синего и зеленого цвета не было, один мог заменить другой. Зеленый цвет считался порождением синего. В Китае очень четко связывали цвет и стихию, которую он символизирует.
Например, светло-синий цвет был символом полуденного неба.
В Древней Греции синий ценился не так высоко и встречался гораздо реже, даже с учетом того, что в архитектуре и скульптуре, где у греков часто применялись многоцветные росписи, фон, на котором выделяются рельефные фигуры, иногда бывает синим (как, например, на нескольких фризах
Парфенона)[19]. Доминирующие цвета здесь – красный, черный, желтый и белый; к ним следует добавить еще и золотой[20]. Для римлян, в еще большей степени, чем для греков, синий – мрачный, восточный, варварский цвет; им пользовались редко и неохотно. В своей «Естественной истории», в знаменитой главе, посвященной изобразительному искусству, Плиний Старший утверждает, что лучшие живописцы используют только четыре краски: белую, желтую, красную и черную[21]. Исключением является только мозаика: придя с Востока, она принесла с собой более оживленную цветовую гамму, в которой больше зеленых и синих цветов и которая впоследствии найдет себе место в византийском и раннехристианском западном искусстве. В мозаике синий – не только цвет воды, он используется как фон и нередко символизирует свет[22]. Все это люди вспомнят в Средние века.
Преобладающими в египетском искусстве
были три основных цвета – красный, желтый и синий с добавлением белого и черного. Зеленый цвет, которым окрашивают листья лотоса, появился в более позднее время, в Древнем царстве для окраски листьев употребляли голубой цвет.
Перенесите себя в тёплые
страны, используя насыщенный голубой цвет неба и моря в сочетании с яркими оттенками, характерными для греческих рыбачьих деревушек и Карибских островов, или с лазурью, которую можно увидеть в Средиземноморье. Любые обычные вещи в вашем доме также могут стать более яркими в синих тонах: попробуйте клетчатые или льняные ткани, стеклянные аптечные пузырьки, изделия из бристольского стекла или керамику, китайский фарфор, расписанный ивами, фаянсовую плитку, веджвудские яшмовые изделия или полосатую корнуэльскую керамику. Естественные земляные пигменты давали первым дизайнерам широкий диапазон красных, коричневых, охровых, серых и зелёных оттенков, однако синих тонов не было среди них. Это означает, что данный цвет поздно появился в домашних интерьерах. Яркие, теплые тона синего могли быть получены по высокой цене из экзотического и дорогого минерала – ляпис-лазури. Однако это было так дорого, что его использование строго ограничивалось, главным образом, сферой изящных искусств. Там его использовали, например, для создания сияющих оттенков одежд Богоматери.
Связанные понятия (продолжение)
Гербовые фигуры — все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические — имеющие условное значение и негеральдические — все остальные фигуры, которые, в свою очередь, условно делятся на естественные (лев, орёл, лилия и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
Геральдический щит (гербовый щит) — условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.
В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.
Подробнее: Геральдические кресты
Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
Геральдический язык (геральдическое описание, блазонирование) — описательный код, выработавшийся в западно-европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность в последующем воспроизводить его с достаточной точностью.
Синий — наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440—485 нм (иногда диапазон указывают шире — 420—490 нм). Один из основных цветов в системе КЗС (RGB).
Жёлтый — цвета электромагнитного излучения с длинами волн от 550 до 590 нм. Является дополнительным цветом к синему в RGB или дополнительным к фиолетовому в художественной практике и системе RYB. Однако в древности, из-за несовершенства имевшихся пигментов, его рассматривали как дополнительный к пурпурному.
Карбункул , эскарбункул (фр. escarboucle, rais d’escarboucle; англ. carbuncle), «Клевское колесо» (нем. Clevenrad), «колесо из лилий» (нем. Lilienrad, Lilienhaspel, также Lilienzepterstern), карфункель (нем. Wappenkarfunkel, Karfunkelrad, Karfunkelstern) — негеральдическая гербовая фигура из восьми жезлов (или спиц), радиально расходящихся от центра, причём четыре из жезлов составляют прямой крест, а четыре других — косой. Жезлы увенчаны геральдическими лилиями или иными объектами, например «яблоками...
Внутренняя кайма , отвлечённая кайма (фр. Orle, нем. Inbord) — гербовая кайма, отступающая от края щита примерно на свою ширину и напоминающая металлические усиления средневекового щита.
Паниранские цвета , красный, белый и зелёный — цвета, используемые на флагах большинства иранских государств и народов. Их использование символизирует общее начало ираноязычных народов.
Пе́рна — национальный символ народов коми, прежде всего коми-пермяков. Встречается два начертания символа — классическое и w-образное.
Правило тинктур — является основным правилом геральдики и заключается в неналожении металлических фигур на металлические поля или финифтяных фигур на финифтяные поля. Между тем, существует достаточное количество гербов, нарушающих это правило (для подчёркивания особого статуса или из-за невежества создателей герба), а также множество различных аспектов, когда кажущееся на первый взгляд нарушение правила таковым не является.
Трикве́тр , также трикве́стр (лат. triquetrum от tri «три» + quetrus «имеющий углы») — символ, происхождение и современное применение которого разительно отличаются. Так, например, после X века на Руси символ использовался в основном как специфический «варяжский» орнаментальный мотив.
Гонт (фр. billette, англ. billet, нем. schindel) в геральдике — второстепенная геральдическая фигура, представляющая собой свободно располагаемый в поле прямоугольник с преобладанием вертикального размера. Прямоугольник с преобладанием горизонтального размера называется в русской геральдике бруском (фр. billette couchée, англ. billet fesswise, нем. querschindel), а равносторонний — квадратом или квадратным бруском (фр. carreau, англ. square billet, нем. quadrat). В немецкой геральдике также существуют...
Беличий мех (vair) — один из двух мехов, традиционно используемых в русской и мировой геральдике.
Холуб (Голуб) 2 (польск. Hołub, укр. Голуб) — древний дворянский (шляхетский) герб польских, украинских, литовских дворян, включающий около 10 фамилий, в основном рода Голубов.
Подробнее: Кроква (герб)
Геральди́ческая ли́лия , также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys/lis; «цветок лилии») — гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии, на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах...
Немецкая (германская) геральдика (нем. Deutsche Heraldik) — специфическая геральдическая система, характерная для современных Германии и Австрии, а также исторической Священной Римской империи. Понятие включает в себя как государственную, земельную и муниципальную геральдику, так и дворянскую, мещанскую и церковную геральдику. Немецкая гербовая система, отделяемая от галло-британской, латинской и восточно-европейской традиций, оказала сильное влияние на геральдические традиции в странах Северной...
Гласный герб в геральдике — один из классических и самый визуально узнаваемый способ создания гербовой композиции.
Пчела (Apidae) встречается на более чем трёхстах гербах и несёт различный смысл, например, трудолюбие и покорность. Она также может обозначать, что обладатель герба относится к пчеловодам, или что на данной местности развито пчеловодство. Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков.
Пурпурный цвет — один из группы неспектральных цветов. Естественным эталоном для него является пурпур древних, такой цвет можно получить, смешивая синий (или фиолетовый) цвет с красным (см. иллюстрацию).
Карнация (фр. carnation — телесный цвет, от лат. caro — мясо, плоть, тело) — цветовая характеристика, живописные приёмы, (обычно многослойное наложение красок), применяемые при изображении кожи человека, его лица и обнажённых частей тела. Более общо — изображение человеческой кожи по сравнению с фигурой, покрытой тканями.
Малиновый — яркий насыщенный оттенок красного, смешанного с синим цветом, цвет малины. В Англии малиновый традиционно связывают с насилием, отвагой и мученичеством. Он ассоциируется с кровью. В доколумбовом Перу малиновый шнур/нить в узелковой письменности кипу обозначал Инку (Короля, Монархию). На такой нити могли располагаться также узлы «времени», то есть для указания на срок правления Инки. Например, 4 узла — это четыре года правления Инки. Малиновый пиджак — в начале 1990-х один из атрибутов...
Чёрный — тон, отсутствие светового потока от объекта. В системе RGB обозначается как #000000. Оттенки чёрного цвета именуются серым цветом.
Ки́новарь (от др.-греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari неясной этимологии) — оттенок красного цвета и краска этого оттенка; соответствующий неорганический пигмент изначально получали из ртутного минерала киновари.
Горностаевый мех (фр. hermine) — один из двух мехов, традиционно используемых в геральдике.
Голубо́й цвет — это группа оттенков синего с небольшим смещением в сторону зелёного, таким, что ещё совсем нет ощущения зелёного оттенка, либо просто светлые оттенки тонов синего диапазона. Спектральному голубому приблизительно соответствует оттенок 130 в цветовой системе Windows (00BFFF16). В более широком смысле голубой можно определить как синеватый или слабо-синий, в таком случае голубыми часто называют вещи, которые по контрасту с окружающими выделяются небольшим синим оттенком. Например, голубыми...
Бе́лый цвет — цвет со спектром электромагнитного излучения равномерной мощности по всем длинам волн в видимой части. Является так называемым ахроматическим цветом, наряду с чёрным и оттенками серого. Следует понимать, что ощущение белого цвета будет возникать от излучений с различными спектрами и при различных факторах.
Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный...
В современной
геральдике птицы в той или иной интерпретации присутствуют на 35 % государственных гербов, примерно половина из них включают изображения одноглавых и двуглавых орлов, а также сокола, ястреба, кондоров; на семи гербах изображен голубь. Из архетипических мифических образов присутствуют грифоны, птица Хумо, Гаруда (гербы Таиланда, Индонезии и Улан-Батора), кречет Манаса, из национальных и традиционных символов — венценосный журавль, птица-секретарь, петух, кетцаль, чайка (страны Океании...
Башкирский орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.
Деви́з (фр. devise) — слово или короткая фраза, определяющая поведение и устремления личности, семьи, социальной группы или организации.
Зелёный цвет — один из трёх основных цветов, зелёным считают цвет видимого электромагнитного излучения (света) с длинами волн, лежащими в диапазоне приблизительно 510—550 нм. В системе CMYK в полиграфии зелёный получается при смешении жёлтого и сине-зелёного (циана).
Бо́рджгали (груз. ბორჯღალი) — один из древнейших грузинских символов. Разновидность свастики.
Мезенская прялка -Корневуха относится к типу цельной прялки — донца. Лопасть имеет трапециевидную форму и срезана по нижним углам. Верхняя часть лопасти украшена главками на тонких шейках (по центру шейка высокая; по направлению к боковым сторонам величина шеек уменьшается). Отличительной чертой мезенских прялок является не только форма, но и роспись, покрывающая как саму лопасть, так и ножку прялки.
Сва́стика (ярга, символ «卐» или «卍», санскр. स्वस्तिक от स्वस्ति, свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, от सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть») — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся») либо по часовой стрелке, либо против неё (в последнем случае некоторые авторы называют такой символ sauwastika и даже приписывают ему иной смысл).
Намёт (фр. les lambrequins) — геральдическое украшение, обязанное своим происхождением крестовым походам.
Лев и его разновидность леопард — один из старейших и самых популярных геральдических символов. Согласно Лакиеру, лев является символом силы, мужества и великодушия, а леопард — храбрости и отваги. В связи с тем, что лев очень часто встречается в гербах, для описания различных типов геральдических львов придуманы специальные названия. Хотя в геральдике встречаются львы всех тинктур, наиболее распространённой из них является золото. В гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два...
Ро́за Тюдо́ров (англи́йская ро́за, ро́за Сою́за; англ. Tudor rose, English rose, Union rose) — традиционная геральдическая эмблема Англии и Гэмпшира (первоначально — в гербе короля Англии Генриха VII как символ объединения враждовавших королевских династий Ланкастеров и Йорков). Изображается в виде сдвоенной розы, выполненной в «естественных» (англ. proper) цветах: белый цветок поверх алого, а также разделённой на четыре алых и белых сектора («четверти») или на две части алого и белого цветов вертикальной...
Упоминания в литературе (продолжение)
Белый связан с идеей Света, чистоты и священности. Красный – огонь, Солнце – как небесный огонь, кровь как жизненная сила. Зеленый – растительность, жизнь. Черный – земля. Золотой – солнце. Синий – небо, воды. Фиолетовый редко встречается в русской вышивке. Большая часть вышивок выполнялась нитками
красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишневый, кирпичный.
К этим трудностям следует добавить и нечеткие хроматические границы, присущие каждому определению цвета. Так, в греческом, помимо трех указанных выше названий, все остальные могут с одинаковой вероятностью относиться к разным цветам. Особенно велика возможность ошибиться, когда дело касается гаммы синих и зеленых тонов. Так, слово kyaneos, от которого произошло принятое в современной науке слово cyan, – почти всегда обозначает темный цвет, но это может быть и темно-синий, и фиолетовый, и черный, и коричневый. Слово glaukos, которое часто встречается у архаических поэтов, обозначает то зеленый, то серый, то синий, а порой даже желтый и коричневый. Оно передает скорее идею бледности или слабой насыщенности цвета, чем его хроматической идентичности, вот почему у Гомера этим словом
обозначаются как цвет воды, так и цвет глаз, как цвет листвы, так и цвет меда. Что же касается chlorus, его значение постоянно варьируется от зеленого до желтого и, как и у glaukos, почти всегда указывает на тусклость, блеклость, малую насыщенность, которую в современном языке хорошо передает суффикс «-оват»: зеленоватый, желтоватый, сероватый.
Цвета спектра обладают свойством постепенно переходить из одного в другой: например, красный переходит в оранжевый, а затем в желтый; желтый становится желто-зеленым и зеленым; голубой, через сине-голубой, – синим и т. д. Последний цвет спектра – фиолетовый, который является переходным из синего в красный. Каждый цвет способен в определенной степени воздействовать на эмоции человека. Он по-разному воспринимается с близкого и дальнего расстояния. Белый, серый и серебристый цвета придают саду некоторую изысканность. Ночью белый особенно выделяется и как будто бы излучает свет. Красный и оранжевый символизируют активность и энергию. Холодные цвета успокаивают и вносят в пейзаж умиротворение. Зеленый – преобладающий и
основной цвет сада. В сочетании с белым он привносит в цветочный уголок ощущение прохлады.
При создании росписей индийские мастера
использовали всего несколько красок: белую, коричневую, красную, синюю, зеленую и желтую. Преобладающими являлись коричневая и желтая. Однако сочетания красок получались богатыми и праздничными.
Как известно, все цвета получаются путем смешения в различных соотношениях трех основных (первичных) цветов: красного, желтого и синего. При соединении их попарно в соответствующих пропорциях образуются три
новых вторичных цвета – оранжевый (красный + желтый), зеленый (синий + желтый) и фиолетовый (красный + синий). В процессе их смешения получается спектр основных цветов с 12 секторами.
Орнамент из трилистников, в колористике которого доминировали зеленый, белый и голубой цвета, был найден среди фрагментов росписи храма на Протоке и Воскресенской церкви. Похожий по цвету растительный орнамент покрывал широкие откосы окон, в том числе и окна барабана, церкви Михаила Архангела (Свирской), возведенной в 90-е годы XII века князем Давидом Ростиславичем в своей загородной резиденции на Смядыни, и по форме представлявшей собой новый тип храма – высокого, столпообразного, с подчеркнутой вертикальной устремленностью композиции (церковь имела прототипом полоцкие храмы, однако полоцкая тема своеобразно трактована смоленскими мастерами, выработавшими свою архитектурную традицию, к числу особенностей которой относятся ступенчатый силуэт храма, галереи, притворы и своеобразный декор фасадов). Красочная роспись состояла здесь из двух вертикальных полос: «Наружная полоса представляла собой чередование ступенчатых выступов «городков» голубого и зеленого цвета с красной сердцевиной на белом фоне. Внутренняя, более широкая полоса состояла из кругов со светло-желтым ободом, в которые вписаны крупные зеленые пятилепестковые цветы с
красной сердцевиной. Фон орнамента – белый и голубой. Внешние сегменты между кругами заполнены красными и белыми трехлепестковыми бутонами»[168].
Проведя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называют дополнительными. У красного дополнительным будет считаться зеленый, и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает ощущение особенной яркости цвета. При смешении двух дополнительных цветов получается ахроматический цвет. Смешение двух дополнительных цветов световых лучей дает
белый цвет. При смешении дополнительных цветов пигментов (красок) получается серый цвет (рис. 2).
Отличительной чертой поздней Античности была не только изысканность, но и явное стремление к цвету. Буйство красок наблюдалось в одежде, скульптуре и даже зодчестве. Согласно новым веяниям здания сияли разноцветной отделкой, украшались колоннами коринфского ордера с базой и пышной капителью. Из литературных источников известно, что естественную окраску имела лишь одежда из шерсти и полотна. Аристократы гордились ослепительно белыми одеяниями. Греческие крестьяне довольствовались зелеными, серыми и коричневыми оттенками. Горожане выбирали цвета в зависимости от настроения. Например, черный, серый, темно-зеленый тона
символизировали печаль. Шафранно-желтый цвет чаще использовался для праздничной одежды, а огненно-красный – для боевого облачения спартанцев. Чередование ярких полос являлось отличительной чертой наряда гетер.
• Карандаш для век – самое главное правило – никакого черного. Наиболее темным цветом должен быть серый или коричневый. Самый оптимальный
вариант – голубой, зеленый, белый, а также смешанный. Например, на верхнее веко наносится цветной карандаш, на нижнее – белый.
Постепенно подводить
детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие – красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Для украшения применяется крупный бисер. Как и у всех чувашей,
основные цвета – красный и зеленый. Но на этой тухье используется также белый, оранжевый и ярко-красный бисер. Можно предположить, что в этой цветовой гамме видно влияние соседних культур, в первую очередь, татарской. Узор из бисера в виде пересекающихся под прямым углом линий с расширенными концами (в форме буквы X) из оранжевого и белого цветов. Из красного бисера сплетены ромбики, а из зеленого бисера прошиты зигзаги. По всей окружности чередуются линии различных цветов бисера.
Особым почетом у монголов во все времена и до настоящего времени пользовались камни пяти цветов: голубого, красного, желтого, белого и зеленого. В древней символике монгольского народа
голубой цвет (цвет неба) означал вечность и верность, красный – силу и радость, белый – чистоту и невинность, желтый – любовь и богатство, а зеленый, цвет жизни, олицетворял божественную силу богини Тары. Выразителями этой цветовой энергии были, соответственно, голубая бирюза, красный коралл и карнеол, желтый сердолик и белоснежный жемчуг и кахолонг. А вот с зелеными камнями Монголии не повезло. Здесь не оказалось нефрита, малахита, хризопраза и многих привычных для нас камней.
Для цветных изображений применяют модели, основанные на трех независимых параметрах. Чаще всего встречается RGB – модель, в которой роль независимых параметров играют три цвета: красный (Red), зеленый (Green) и
синий (Blue). Эти цвета называются основными, все прочие образуются из их комбинаций. Каждый из основных цветов имеет 256 градаций яркости, поэтому легко подсчитать, что RGB-изображение занимает в три раза больше места, чем картинка в модели Grayscale (Оттенки серого).
Основная идея цветовой модели RGB заложена уже в ее названии, которое образовано из первых букв
английских названий цветов: Red, Green и Blue (красный, зеленый и синий). Любой цвет может быть «разложен» на эти три базовых компонента и получен заново «смешиванием» базовых цветов в разных комбинациях и с разной интенсивностью.
Мерилом подобного рода определений служит нередко бытовое или этнографическое предание, сохранившееся в переживаниях. Лучшим материалом для копейных древ‹ков› считался ясень, оттуда ясеневое копье гомеровских и старофранцузских поэм: δόρυ, ?γ?ος μειλινον, lance fraisnine, espiez fresnin; рядом с ними, хотя и в менее частом употреблении ?γ?εα ο?νόεντα (буковые; или острые? редко у Гомера), baston pommerin[2], espiel de cornier ‹роговое копье›, lance sapine ‹еловое копье›. В нашем эпосе копье мурзамецко (сл. седелышко черкасское) указывает на исторические отношения, как и старо французское arabi ‹арабский› при коне: то и другое было типом хорошего копья (серб. вито копjе), доброго коня (серб. добар кон›). Может быть, такими же отношениями объясняются «зеленые» щиты старофранцузского эпоса; наше зелено вино не идет в сравнение: вино и виноград смешивались, эпитет последнего перенесен был на первое тем легче, чем менее знакомы были с лозой; зелено вино
вызвало далее образ «синего» кувшина. Иное дело зеленые пути (groenir brautir, grêne straeta) северной и англосаксонской поэзии: дорог нет, путь идет зеленым полем; в болгарской поэзии эти пути, друмы – белые; в старофранцузском эпосе их эпитет anti = antique: старые римские дороги. Эпитет бросает свет на три культурные перспективы.
Цвета делятся по тепло-холодности. Если разделить цветовой круг на две части, то в первую входят красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые – теплые цвета. Водоразделом служит зеленый цвет, самый двойственный. В холодную часть
круга входят: зелено-голубые, голубые, синие, фиолетовые цвета.
Воздушная перспектива основана на законах колористического восприятия человека. Колорит сада складывается не только из окраски растений. Сюда входит также цвет земли, газонов, дорожек, неба, воды, даже стен дома и садовой мебели и др. При этом очень важно, чтобы складывалась гармоничная картина, а не возникало ощущения цветового беспорядка. Чтобы избежать последнего, нужно учитывать, что эмоциональность восприятия зависит от соотношения цветовых сочетаний, которые могут быть контрастными или строиться на
основе оттенков одного цвета. Например, зеленый, размещенный рядом с красным, усилит звучание последнего. То же самое можно сказать о желтом и фиолетовом. И наоборот: насыщенность, например, ярко-синего цвета снизит соседний красный. Подобные особенности необходимо учитывать в первую очередь при устройстве цветников, когда один тон неизбежно воспринимается на фоне другого, то есть в условиях одновременного колористического контраста. Замечено, кстати, что на фоне красного оранжевый цвет желтеет, желтый зеленеет, зеленый голубеет. На зеленом фоне красный и синий приобретают слегка фиолетовый оттенок, а желтый переходит в оранжевый.
Поражает не только продвинутость инструментов, которыми предполагалось наносить кайал. Результаты последних исследований древних образцов выявили, что египтяне были высококомпетентными косметологами и использовали два типа кайала и краски для глаз. Первый тип – «уджу» – изготавливался из зеленого малахита из Синая, области, которая, по поверьям, находилась во владении богини Хатхор, покровительницы красоты, любви и женственности. Ее также называли «Хозяйкой малахита». Краска
второго типа, «месдемет», темно-серого цвета, изготавливалась из стибнита (сульфита сурьмы) или – чаще – из ядовитого галенита (сульфида свинца) региона Асуан на побережье Красного моря.
У многих народов радуга
является символом плодородия, и цвета ее ассоциируются с определенными плодами. Хорваты, к примеру, так трактуют радужные полосы: желтая полоса – хлеб, красная – виноград и вино, зеленая – жито и пшеница. Болгары считают, что синяя полоса – это капуста, овощи, желтая – растительное масло, красная – яблоки, виноград и вино Отсюда и примета: какая полоса шире – того и уродится больше.
Теплые и холодные цвета. Цвета, которые
близки по оттенкам к красному, оранжевому и желтому на цветовом круге, называются теплыми, в то время как те цвета, которые располагаются рядом с синим и фиолетовым, являются холодными. Однако умелое смешивание может модифицировать их. Например, зеленый становится теплым, если к нему добавить желтый, и становится холодным, если его смешивают с синим. Поэтому важно знать, какой вариант вы предпочитаете.
Другие старинные серии отличаются необычным фоном всех карт одного и того же цвета и мягкой буйволовой кожей. Обычно для каждой
масти применялись разные оттенки цветов: ярко-красные, зеленые, желтые, оранжевые, густо-коричневые и черные, а также глубокие тона красного и зеленого.
Известно, что все богатство и разнообразие оттенков сводится к 7 цветам основного спектра. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый. Их принято называть хроматическими цветами. Им противостоят ахроматические – белый и черный, а также все оттенки серого.
В орнаментах корабельной резьбы преобладали типичные для искусства XVIII в. мотивы – картуши, раковины, гирлянды тюльпанов и пр. Небольшие суда вроде яхт и ботов обычно отделывали декоративной композицией, чаще геральдического содержания. Если суда окрашивали в желтый, черный или
зеленый цвета, то резьбу непременно покрывали позолотой. Корабельные резчики творили самостоятельно (в силу удаленности верфей от центра), поэтому их работы по характеру образов и декору отличались близостью к народному творчеству, о чем свидетельствуют лаконичность форм, контрастные сочетания и сама техника выполнения в дереве, которой не предшествовало изготовление моделей, например из воска.
Дерево – символ жизни, возрождения, здоровья и роста. Вполне естественно, что цвет дерева – зеленый, время года – весна, а сторона –
восток. Символ дерева – дракон. Европейцу это может показаться странным, но китайский дракон в отличие от Змея Горыныча – мудрое и довольно добродушное существо. Выразить дерево можно при помощи бумаги, картона, комнатных растений и, естественно, мебели, паркета и любых других деревянных изделий. Форма дерева – четырехугольник: вытянутый прямоугольник, параллелограмм, ромб и т. д. Считается, что крона дерева вписывается в эти фигуры, размеры и очертания которых постепенно меняются при росте дерева.
Аранжировочным материалом могут служить декоративные стебли и листья, ветки лиственных и хвойных деревьев, злаки, рогоз. Оригинальные композиции получаются при использовании сухих,причудливо изогнутых древесных побегов. Все дополнительные элементы должны гармонировать по форме и окраске с основными растениями. Следует учитывать, что светлые тона являются главными, а темные – второстепенными. Все оттенки синего и зеленого цветов воспринимаются как холодные и далекие, а желтые
и красные – теплые и близкие. Следовательно, светлые цветы располагают перед или под темными.
Расцветки современных гибридных форм фиалок существенно отличаются от первых двух природных
видов. Сейчас обилие расцветок просто завораживает, и вы можете выбрать себе любую, удовлетворив даже самый взыскательный вкус. Белая, бело-кремовая, светло-розовая, розово-лососевая, розово-палевая, ярко-розовая, кораллово-розовая, розово-сиреневая, красная, винно-красная, малиновая, вишневая, свекольная, красно-пурпурная, бордовая, черно-вишневая; нежно-голубая, светло-синяя, ярко-синяя, темно-синяя, сине-фиолетовая, сиреневая, лиловая, черно-фиолетовая; цвет слоновой кости, лимонный, желтый, зеленый и многие другие. Во многих источниках встречаются и такие определения, как фуксиновый, аметист, бургундский, шартрез и т. п. Примечательно, что окраска лепестков зависит от того, каков уровень кислотной среды почвы. По мере изменения рН грунта цветки могут светлеть или темнеть.
ленты пурпурной зелени. Неподалеку пробивались барвинки,
цветы которых похожи на красный левкой, и стручковый перец, чей насыщенный цвет крови ярче самих кораллов. Вокруг рос калуфер, листья которого имеют форму сердца, и базилик с запахом гвоздики источал изысканный аромат. С самого верхнего уступа горы свешивались лианы, похожие на колышущуюся ткань, которая сплетала вокруг откосов скал огромные зеленые занавески» (курсив мой. – С. Г.)[70]. Этот отрывок дает представление о том, насколько в Бернарден де Сен-Пьере сочетались знаток ботаники и писатель-сентименталист. Природу острова он описывал с точностью ученого, правильно передавая каждое ботаническое, зоологическое, географическое наименование. Фитонимы, которые он вводит в описание островного экзотического пейзажа, не знакомы читателю конца XVIII в. – они для него абстрактны, но способны возбуждать фантазию, представлять удивительный мир далекой природы. Пейзажи Бернарден де Сен-Пьера напоминают те зарисовки, которые давал в своей «Естественной истории» Бюффон, и которым был также свойствен сентиментально-психологический оттенок, так как иначе невозможно было бы заинтересовать наблюдениями естествоиспытателя широкий круг читателей. С большим мастерством Бюффон описывал, к примеру, животных, птиц, растения, вид пустыни, лесов, водоемов. К тому же синтезу психологизма и точного ботанического описания стремился Бернарден де Сен-Пьер, что следует, например, из первых слов предисловия к роману «Поль и Виржини»: «В этом маленьком сочинении я ставил себе большие цели. Я попытался нарисовать в нем почву и растительность, не похожие на те, что есть в Европе»[71]. Этот роман – часть большого литературно-натуралистического эксперимента, часть «Этюдов о природе». Сентиментализм Бернарден де Сен-Пьера носит во многом просветительский характер, и, наоборот, его естественнонаучные изыскания пронизаны лиризмом.
В первом классе выделяется шесть рядов: первый – зеленый ряд с нормальным черным
волнистым рисунком; второй – синий ряд с нормальным волнистым черным рисунком; третий – желтый ряд, имеющий слабый синеватый волнистый рисунок; четвертый – белый ряд со слабым голубоватым волнистым рисунком; пятый – серокрылый ряд, имеющий зеленые тона окраски с серебристо – серым волнистым рисунком, и шестой – серокрылый ряд, обладающий синим или голубым оттенками оперения с серебристо – серым волнистым рисунком.
Второй элемент – Дерево. Дерево включает в себя все растения, символизирует рост и развитие творческих способностей. Основной характеристикой считается крепость и в то же время гибкость. Стихия Дерево приносит удачу и материальное благосостояние. Направление – восток; цвет – зеленый; время года – весна; погода – ветренная.
Предметы, символизирующие Дерево имеют высокую, продолговатую и прямоугольную форму.
Летом 1990 года парламент Венгрии решил, что новым гербом страны должен стать малый
герб с короной, имеющий форму щита, с остроконечной основой, расколотой надвое вдоль, левое поле которого горизонтально разделено на семь красных и серебряных полос. С правой стороны, на красном поле, находится зелёное троехолмие, сверху с золотой короной, на средней, выдающейся части которой стоит серебряный двойной крест. Герб венчает национальная корона Венгрии.
К физиологически оптимальным относятся цвета, занимающие серединное положение между группами теплых и холодных цветов. Это зеленые, желто-зеленые и ахроматические (светло-серый). Белые и светло-серые цвета в больших количествах производят впечатление пустоты и холода, но в то же время являются хорошим
фоном для ярких хроматических цветов.