Связанные понятия
Причт — в Русской православной церкви название группы лиц, служащей при каком-либо одном храме (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц (см. Причетник).
Понома́рь (официально Парамона́рь; от др.-греч. παραμοναριος — «приставник», «привратник», «придверник») — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. В Типиконе «пономарь» часто обозначается терминами кандиловжига́тель (греч. κανδηλάπτης) и параекклисиа́рх (греч. παραεκκλησιάρχης) (см. главы 1-ю и 2-ю). В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи — дьячок, реже — послушник.
Приче́тник — член причта церкви, иначе церковнослужитель; общее название всех клириков, за исключением священника и диакона: дьячков, чтецов, псаломщиков, пономарей и т. п. Их обязанность — чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. До 1869 года на них лежала также обязанность наблюдать за чистотой церкви. Штатный причетник особыми молитвами посвящается архиереем в стихарь.
Чтец (греч. αναγνώστης, лат. lector) — в христианстве — первая (если не считать степень свещеносца, которая фактически не выделяется в особую) степень низшего клирика, основная задача которого читать во время общественного богослужения некоторые тексты Священного Писания и молитвы.
Настоя́тель (др.-рус. настотєль ← греч. ἐφεστώς от греч. ἐπί (ἐφ) — «на» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») в Православной церкви — старший клирик прихода или монастыря.
Упоминания в литературе
Низшей административной единицей епархии являлся церковный приход во главе с причтом. Причт включал в себя священно- и церковнослужителей (иерей, дьякон, иподьякон, пономарь, чтец, дьячок и пр.)[134] Причты различались по количеству штата. Согласно церковному законодательству, «во всех епархиях, за исключением западных и закавказских, церковные причты в приходах менее 700 душ мужского пола, состоят из священника и
псаломщика , а в приходах, имеющих более 700 душ – из священника, дьякона и псаломщика»[135]. Особо подчеркивалось, что «в городах, равно и в селах, при существовании особых местных средств к обеспечению духовенства, преосвященным предоставляется назначать дьяконов и при меньшем числе прихожан»[136]. Минимальным был штат из двух человек (священник и псаломщик), а максимальным – из семи. Еще большим по численности был причт кафедральных соборов. По штатам, утвержденным 27 декабря 1867 г., он состоял из протоиерея, ключаря, двух священников, протодьякона, двух дьяконов, двух иподьяконов и двух псаломщиков[137]. Нередко штаты бедных и малонаселенных приходов подвергались сокращению или перераспределению между соседними приходами. Одним из решительных шагов в этом направлении стал указ Св. Синода от 16 апреля 1869 года о сокращении приходов и причтов. Он немедленно вызвал стенания духовенства по всей стране. Исследователи отмечают, что эта мера была явно неудачной[138]. Средняя численность прихода по России увеличилась с 1600 до 2200 душ, а число служащего духовенства сократилось в 1,2 раза. Но одновременно уменьшились и пожертвования прихожан на содержание духовенства, реже стала оказываться ими помощь причту в обработке церковной земли[139].
Приходы могли насчитывать от нескольких сотен до нескольких тысяч прихожан. По сведениям, приводимым Смоличем, штаты 1842 года делили приходы на шесть классов, первый из которых предполагал наличие менее 400 прихожан, а шестой – более 2000[46]. Заметим, что, хотя Смолич употребляет термин «прихожане», речь идет, вероятно, о «душах» мужского пола. Термин «прихожане» Смолич употребляет и ниже, по отношению к штатам 1885 года, в которых счет шел на «души» мужчин. В дальнейшем приходы подвергались укрупнениям. Упомянутые штаты 1885 года (синодальный указ от 16 февраля) разделяют приходы на две основные группы: менее 700 и более 700 душ. Каждому классу приходов соответствовала определенная численность назначаемого духовенства: причты «в приходах, имеющих менее 700 душ мужеского пола, состоят из священника и
псаломщика ; а в приходах, имеющих более 700 душ, – из священника, диакона и псаломщика»[47]. Впрочем, в другом указе Синод отмечал существование принтов не только из двух или трех клириков, но и пяти, семи или девяти[48]. При желании или необходимости архиерей мог ходатайствовать перед Синодом об изменении состава назначаемого на определенный приход духовенства[49].
В межвоенный период Финляндская Православная Церковь значительно окрепла и выросла численно – с 55 тыс. верующих в 1920 г. до 81 тыс., в том числе 65 тыс. финнов, в 1940 г. Она состояла из двух епархий – Карельской (16 приходов, 54 878 чел.) и Выборгской (13 приходов, 18 709 чел.), окормляемых 50 священниками, и имела 4 монастыря – Валаамский (200 монахов), Коневский (20), Печенгский (17) и женский в Линтуле (34 насельницы). Резиденция главы Церкви – архиепископа Германа (Аава) находилась в Сортавале (Сердоболе), там же в 1918 г. была открыта Духовная семинария[283]. На 1 января 1934 г. в Церкви числилось 18 протоиереев, 31 священник, 2 протодиакона, 14 диаконов и 24
псаломщика , из числа духовенства 8 человек не имели финляндского гражданства[284].
Человеческая память не донесла до нас сведения о первом духовном центре станицы Челбасской. Поэтому очень ценными являются архивные документы, которые сохранились и теперь доступны через годы лишений и невзгод. Такими документами стали Клировые ведомости[4] и печатное издание «Ставропольские Епархиальные Ведомости»[5]. Согласно «СЕВ» за № 11 от 01 июня 1888 года в официальном отделе было опубликовано распоряжение Правительства: «Указом Святейшего Синода, от 10 истекшего мая за № 1912, дано знать Преосвященному Владимиру, Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому, что, согласно представлению его, при молитвенном доме станицы Челбасской Кубанской области открыт приход с причтом[6]из священника и
псаломщика ».
Всего в Константинополе в конце XIX – начале XX в. было четыре русских церкви, подведомственных российскому Св. Синоду. Две из них находились при посольстве (Св. Николая Чудотворца в Пере, устроена в 1845 г. при посланнике В. П. Титове; Свв. Константина и Елены в летней резиденции посольства в Буюк-Дере, была устроена в 1818 г. при посланнике Строганове и возобновлена в 1867 г., при перестройке здания послом Н. П. Игнатьевым). Церковь при русской Николаевской больнице в Пангальди, каменная пятиглавая в византийском стиле с колокольней, была построена в 1875–1876 гг. и освящена Дерконским митрополитом Иоакимом. Богослужения в ней совершал помощник настоятеля посольской церкви. Трое певчих из Пантелеймонова монастыря на Афоне с 1876 г. служили
псаломщиками . Церковь-усыпальница Св. Георгия в Сан-Стефано состояла из двух этажей (церковь и склеп). Построена она была в 1892–1898 гг., освящена в присутствии вел. кн. Николая Николаевича при после И. А. Зиновьеве. Богослужение в ней совершал причт посольской церкви в храмовые праздники и дни поминовения усопших[164]. Храм был взорван вскоре после вступления Турции в Первую мировую войну, 14 ноября 1914 г. Кроме этих церквей, в Константинополе, в Галате, находились подворья русских обителей на Афоне со своими церквами – Пантелеймонова монастыря, Ильинского и Андреевского скитов, а также некоторых наиболее крупных келлий. Братство русских келлий на Афоне содержало в Сан-Стефано школу. Настоятели афонских константинопольских подворий также находились в тесном контакте с русскими дипломатическими представителями.
Связанные понятия (продолжение)
Протоиере́й (греч. πρωτοιερεύς «первосвященник» от πρώτος «первый» + ἱερεύς «священник») — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви.
Иере́й (греч. Ἱερεύς — жрец), в Русской православной церкви — рукоположенный женатый священник, пресвитер — вторая степень православного священства. Термин перешёл из Септуагинты, где первоначально обозначал коэна.
Благочинный — в православной церкви административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа её священнослужителей (как правило, проживающих на этой территории). В католической церкви...
Ключа́рь (греч. κλειδοῦχος — «ключник») — должность священника соборного и кафедрального храмов, служащего заместителем настоятеля. Такая должность появилась в связи с тем, что настоятелем кафедрального храма епархии обычно является правящий архиерей. Кроме того, ключарями именовали также заведующих ризницей и церковною утварью.
Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.
Подробнее: Церковно-приходская школа
Духо́вное учи́лище в Российской империи, с 1808 — низшее духовно-учебное заведение (уездное или приходское).
Церковнослужи́тель в православии — клирик, помогающий священнослужителям в совершении богослужения. Церковнослужители составляют так называемый низший клир. В настоящее время в Православии осталось только три степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин архиерейской хиротесии (в монастырях хиротесию совершает игумен)...
Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались согласно церковного и монастырского уставов, без пропусков и изменений.
Подробнее: Уставщик
Послу́шник или По́слушник — в русских православных мужских монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества, в женских монастырях — Послу́шница. Послушники/послушницы не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству/сестричеству, не называются монахами/монахинями и не носят полной монашеской одежды. Исполняют разные послушания, то есть выполняют всякие работы в храме и по монастырскому хозяйству.
Ту́льская духо́вная семина́рия — высшее учебное заведение Тульской и Ефремовской епархии Русской Православной Церкви, готовящее церковно- и священнослужителей.
Калужская епархия — епархия Русской православной церкви на территории городских округов Калуга и Обнинск, а также Боровского, Жуковского, Малоярославецкого, Ферзиковского, Тарусского, Дзержинского, Медынского, Перемышльского, Бабынинского, Мещовского районов Калужской области.
Духо́вная консисто́рия — орган епархиального управления в Русской Православной Церкви в синодальный период, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Духовную консисторию составляли присутствие и канцелярия. Согласно статье 1 Устава, изданного в 1843 году: «Духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд...
Оренбу́ргская епархия — епархия Русской Православной Церкви. Объединяет приходы и монастыри на территории центральных районов Оренбургской области. Входит в состав Оренбургской митрополии.
Набе́дренник — принадлежность богослужебного облачения православного священника русской традиции.
Донска́я духо́вная семина́рия — высшее учебное заведение Ростовской и Новочеркасской епархии Русской Православной Церкви, готовящее священно- и церковнослужителей.
Единове́рие (другие самоназвания — «православное старообрядчество», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера», «старообрядные приходы Русской православной церкви») — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.
Диа́кон (разговорная форма дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Ниже их по чину иподиаконы.
Пе́рмская духо́вная семина́рия — высшее православное религиозное учебное заведение, образованное в 1800 году в Перми, закрыта в 1919 году, возрождена указом Священного Синода РПЦ 25 декабря 2009 года.
Благочи́ние (благочиннический округ) — в Русской православной церкви часть епархии, объединяющая группу приходов, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.
Калужская православная духовная семинария — учреждение высшего профессионального православного религиозного образования Калужской и Боровской епархии Русской Православной Церкви. Ректор — митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
Священнослужи́тель — в православии — лицо, посвящённое на особое служение Церкви. Подразделяются на три иерархические степени (по восходящей)...
Домо́вая церковь — в православии освящённое помещение, расположенное в жилище частного лица (домовая церковь в узком смысле слова) или в учреждении (домовая церковь в широком смысле слова). Иногда домовой церковью служит отдельная, на том же участке стоящая, освященная постройка. Домовая церковь имеет собственный антиминс, используется для совершения богослужения. Особым видом домовой церкви является «крестовая церковь» в архиерейских домах или резиденциях епископов.
Ту́льская епа́рхия — епархия Русской православной церкви в административных границах Богородицкого, Венёвского, Воловского, Ефремовского, Кимовского, Киреевского, Куркинского, Ленинский, Узловского, Тульского, Новомосковского районов и Донского городского округа Тульской области.
Пензенская Духовная Семинария — высшее духовное учебное заведение Пензенской и Нижнеломовской епархии Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей.
Московская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской православной церкви, расположенное с 1946 года в городе Сергиевом Посаде; первоначально находилось в Москве на улице Делегатской, дом 3 (бывшая усадьба Остермана).
Кли́рос (греч. κλῆρος — жребий, метание жребия, жеребьёвка, в том числе получение места или земли по жребию) — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию.
Воскре́сная шко́ла — христианская просветительская деятельность среди детей и взрослых. Воскресная школа может носить функции самостоятельной организации местного религиозного объединения или формы служения какой-либо конкретной поместной христианской церкви. Название образовано от дня проведения занятий — так как обычно они проводятся по воскресеньям.
Келе́йник , келе́йница — в православии название слуги, как при должностных и сановных лицах монашеского звания (архиереях, игуменах и т. п.), так и при уважаемых монахах (старцах). В особых случаях келейник ещё не является монахом и носит одежду монастырского послушника.
Подво́рье — чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Изначально — постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов; позднее — удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви.
Тверская духовная семинария — среднее духовное учебное заведение Тверской епархии Русской православной церкви, существовавшее в Твери в 1739—1918 годы.
Костромска́я епархия — епархия Русской православной церкви прямого подчинения на территории Костромской области.
Обновле́нчество (официальное самоназвание — Российская православная церковь; позднее — Православная церковь в СССР, также Обновле́нческий раско́л, Жива́я це́рковь, живоцерко́вничество) — движение в русском православии, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований...
Иподиа́кон (или субдиа́кон) — клирик в христианской церкви, являющийся в настоящее время промежуточным звеном между младшим и старшим клиром.
Регент (от лат. regens, род. п. regentis «правящий») — руководитель церковного хора.
Моско́вская епа́рхия — церковно-административная территориальная единица Русской православной церкви. Епархию возглавляет Патриарх Московский и всея Руси (с 1 февраля 2009 года — патриарх Кирилл). На правах наместника Патриарху помогает в управлении частью епархии в границах Московской области митрополит Крутицкий и Коломенский.
Алта́рник (служитель алтаря) — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин встречается в Библии (Иоил. 1:13), но стал общепринятым в указанном значении к концу XX века во многих европейских епархиях Русской православной церкви.
Мона́шество (монахи, монастыри — от греч. μόνος — один, одинокий, μονάζειν — быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής — живущий уединённо, μοναστήριον — уединённое жилище), также и́ночество — буквально «уединённое, одинокое жительство».
Нижегоро́дская епа́рхия — епархия Русской православной церкви на территории городских округов Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Саров, Бор, а также Арзамасского, Балахнинского, Богородского, Дальнеконстантиновского, Дивеевского и Кстовского районов Нижегородской области.
Упоминания в литературе (продолжение)
К октябрю 1917 г. огромный храм выглядел почти законченным, за исключением нескольких глав и внутренней отделки. Через год после начала строительства в подклете был устроен придел апостола Архипа, память которого совершается 19 февраля. Год спустя этот придел, по всей вероятности, был заменен новым, более обширным. 16 ноября 1915 г. освятили придел святителя Тихона Воронежского. Он был устроен по инициативе бывшего председателя строительного комитета епископа Верейского Модеста. Придел размещался под южным отделением главного алтаря, вмещал до четырехсот богомольцев. Храм святителя Тихона Воронежского должен был иметь отдельный причт, в нем предполагалось ежедневно служить литургии и панихиды по православным воинам, на поле брани убиенным, а также по почившим жертвователям. Вход в него был устроен отдельный с улицы. Указом Синода от 30 апреля 1916 г. был открыт самостоятельный приход при строящемся Александро-Невском храме на Миусской площади, со штатным причтом из священника и
псаломщика и отнесением содержания его на местные средства. Тогда же в храме был оформлен и освящен северный придел во имя святителя Николая. Он был сделан временным с одноярусным деревянным иконостасом и иконами на холстах в рамах, прикрепленными на неоштукатуренные стены. В алтаре помещалось изображение Божиего Ока, а под ним – Богоматерь Покровительница, копия с работы В.М. Васнецова в киевском соборе Святого Владимира.
В г. Земуне (ныне часть Белграда) эмигранты из России в 1920 г. получили в свое пользование небольшой сербский храм свв. Архангелов Гавриила и Михаила в городском парке. В первые годы настоятелями служили протоиереи Иоанн Гончаревский и Феодор Синькевич.
Псаломщиком и регентом этой церкви с октября 1921 г. служил Алексий Крыжко. 22 мая 1926 г. он был рукоположен во диакона, а на следующий день – во иерея. С этого времени и до 1 марта 1930 г. о. Алексий был настоятелем храма свв. Архангелов Гавриила и Михаила[118]. Позднее в земунской церкви служили священник Фрол Жолткевич (в 1932–1937 гг.), протоиерей Петр Голубятников (в 1937–1938 гг.), протоиерей Константин Гладкий, протоиерей Виталий Лепоринский (в 1944–1945 гг.), иеромонах Иларион (Скляр) и протоиерей Михаил Котляревский (до 1972 г.)[119].
В августе епископ Макарий (Павлов) самовольно оставил Владикавказскую кафедру и переселился в г. Пятигорск, основав местную группу «Живой Церкви». Именно с этого момента можно считать его уклонение в обновленческий раскол. В состав местной «Живой Церкви» вместе с епархиальным архиереем вошли наиболее авторитетные священнослужители «русской» части Владикавказской епархии: А. Шубин (будущий обновленческий епископ Пятигорский и Свято-Крестовский), В. Жуков, С. Быстров, П. Свавицкий, П. Городецкий, И. Попов, Н. Лясковский, Р. Сибирцев, В. Рождественский, Е. Никитин, К. Попов, С. Васильев, С. Доценко, Ф. Свириденко, П. Стулин, Н. Михайлов, а также некоторые
псаломщики и представители низшего клира[271].
В следующем, 1906 году святитель Тихон основал первый на Американском континенте православный Свято-Тихоновский монастырь (во имя святителя Тихона Задонского) – в Пенсильвании, близ города Скрантона. При обители была устроена школа-приют для сирот. По мнению правящего архиерея основание монастыря должно было послужить укреплению позиций Православия и развитию миссионерской деятельности. Вот как об этом говорил он сам: «Будущее сокрыто от ограниченного взора человеческого, и теперь еще не знаем, что внесет в жизнь страны сей все усиливающаяся волна славянской эмиграции и мало-помалу возрастающая здесь Православная Церковь. Но хотелось бы верить, что не останутся они бесследными здесь, не исчезнут в море чуждом, а в духовную сокровищницу американского народа внесут присущие славянской натуре и русскому православному люду алчбу духовную, порывы к небесному стремление к всеобщему братству заботы о других, смирение, покаянные чувства, терпение. Прекрасным рассадником для воспитания этих чувств, для сохранения и возрастания этой духовной закваски и является православный монастырь… Монастырь может быть также и хорошею школою для подготовления
псаломщиков . В них, с постоянным открытием приходов в Штатах, ощущается большая нужда. Выписывать их в России очень дорого стоит. Между тем можно подготовить их из местных уроженцев и для сего посылать таковых в монастырь, где лучше всего они могут выучиться уставу и церковным напевам. Монастырь может нести и вообще просветительную службу для православной миссии» [29].
Звание, имя, отчество и фамилия родителей, адрес: села Гольчихи Никольской единоверческой церкви,
псаломщик Михаил Александрович Василевский и законная его жена Надежда Ивановна, оба православного вероисповедания по единоверию.
Обратимся к понятиям «праздничное время» и «праздничное поведение». В «Законе Божьем» (М., 1995) дается следующее понимание поведения христиан во время церковного праздника: «Все христиане обязаны в праздничные дни посетить храм Божий, чтобы принять участие в церковном торжестве, а дома провести праздничный день: в чтении Слова Божьего и душеспасительных книг, в посещении больных, бедных, в тюрьме – заключенных, для оказания возможной помощи или для выражения доброго слова, которое иногда бывает дороже золота. Очень похвально в эти дни устраивать общие религиозные собеседования, или евангельские чтения, или чтение вслух душеполезных книг, приглашая на них священника, или, с его благословения, диакона,
псаломщика , или какого-нибудь мирянина, начитанного в Слове Божьем. Работать в праздничные дни запрещено за исключением тех случаев, когда работа превращается не в житейскую обязанность, а в благословенное дело. Одним словом, по заповеди Господней, день праздничный надо отдать Господу Богу, это значит, на богослужение, на молитву, на добрую душеспасительную беседу и добрые дела» [27].
Еще одна известная всей Софии замечательная личность – протопресвитер Шавельский Георгий Иванович (06. I. 1871; с. Дубокрай, Витебская губерния – 02. X. 1951, София), автор интереснейших воспоминаний о своем времени и о себе. Его необыкновенной биографии хватило бы с лихвой на десятерых. Бывший глава военного и морского духовенства в русской императорской, затем в Добровольческой армии родился в семье сельского дьячка. После семинарского образования мог быть отправлен в духовную академию на казенный счет, но избрал другой путь. С 19 августа 1891 г. стал обычным
псаломщиком в сельской церкви в родной губернии и преподавал одновременно в школе грамоты. Но его энергия, образованность не могли остаться без внимания начальства: 9 марта 1995 г. был рукоположен во иерея. Служил настоятелем храма в с. Бедрица своей губернии. После смерти жены (19 апреля 1897), оставшись с двухлетней дочкой на руках, он продолжал ревностно трудиться. Его деятельность была замечена Витебским владыкой Александром (Заккисом), который рекомендовал продолжить богословское образование.
В 1991 году в обители открылась богословская школа для подготовки священнослужителей и
псаломщиков в западноукраинские епархии (в 1994 году преобразована в Почаевскую Духовную семинарию).
Но Таинство Крещения – единственное из семи Таинств Православной Церкви, – которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и
псаломщик , и мирянин, и даже женщина. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка). Но совершить Крещение и в этом случае можно, только соблюдая необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен:
В 1847 году в Гусе на полную мощность заработала бумагопрядильня с ткацким отделом, население быстро росло, и храм стал тесным. Поэтому в 1848 году к нему была пристроена теплая трапеза, освященная в 1850 году во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1871 году весь храм стал теплым. Он был весьма богато украшен и считался одним из лучших приходов епархии. Посетители отмечали замечательное изящество хрустальных седмисвечников и паникадил работы местных мастеров, бархатные ризы, шитые крупным жемчугом, украшения из золотой кованой парчи. Причт при церкви состоял из двух священников, штатного дьякона и двух
псаломщиков . Все они жили в своих домах, построенных для них владельцем завода. В 1880 и в 1886 годах Гусевскую фабрику посещал архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност, отмечавший, что благодаря известному благотворительному настроению почтенного хозяина рабочие не испытывают тех материальных и бытовых бедствий, которым подвергаются рабочие многих других фабрик.
В конце войны, летом 1944 года, когда наступило потепление в отношениях Церкви и государства, Иван Михайлович Крестьянкин оставляет светскую работу и по благословению митрополита Николая (Ярушевича) становится
псаломщиком церкви Рождества Христова в Измайлове. Спустя полгода митрополит Николай рукоположил его во диакона целибатом. А 25 октября 1945 года Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил диакона Иоанна Крестьянкина во иерея.
Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки о. Алексия и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. В перенесении участвовали члены маросейской общины: иконописец Мария Николаевна Соколова,
псаломщик и регент левого хора церкви Петра и Павла в Лефортове Клавдия Никаноровна Невзгодина, врач-невропатолог Сергей Алексеевич Никитин, только что вернувшийся по отбытии срока из лагеря, в будущем – епископ Стефан. Владыка Стефан рассказывал, что тело о. Алексия было в ту пору нетленным. Лишь на одной из ног нарушился голеностопный сустав и отделилась стопа.
Прежде всего надо было найти помещение для церкви. Отыскали особнячок на рю-дю-Буа, № 7-бис, расположенный столь близко от полотна железной дороги, что дом ежеминутно сотрясают пролетающие поезда. В нижнем этаже устроили церковь, а остальное помещение, кроме комнаток для о. настоятеля и для
псаломщика о. Петра Попова (Богословского института), отдали внаем с целью извлечь небольшой доход в пользу церкви.
Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 году в Новгородской губернии, в семье бедного
псаломщика . При крещении его назвали Тимофеем. Мальчик рано лишился отца, семья его жила в большой бедности.