Связанные понятия
Однопалатный парламент (однопалатная парламентская система) — функционирование одной парламентской палаты в государстве. Таким образом, однопалатный парламент, или однопалатное законодательное собрание — это законодательный орган, состоящий из одной палаты. Зачастую страны, в которых функционируют однопалатные законодательные органы, являются небольшими однородными унитарными государствами, для которых необходимость в верхней или второй палате отсутствует.
Двухпалатный парламент (Бикамеризм, Бикамерализм или Двухпалатная система) — структура парламента (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух палат.
Конститу́ция (от лат. constitutio «устройство, установление, сложение») — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция — учредительный документ государства, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.
Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.
Упоминания в литературе
Нижние палаты формируются на началах выборности, причем в абсолютном большинстве случаев – это выборы прямые, всеобщие, равные и при тайном голосовании. Когда говорят о народном представительстве, верховенстве законодательного органа и народном суверенитете, речь идет о нижних палатах, где заседают представители народа. Есть и некоторые исключения, когда однопалатные
парламенты частично назначаются или частично формируются не путем прямых выборов. Например, в Республике Мьянма (в прошлом Бирма) часть депутатов назначается. Точно также назначается часть депутатов в королевстве Бутан. В Республике Мьянма треть членов нижней палаты избирается, треть формируется из разных социальных групп (национальных меньшинств, профсоюзов и т. д.) и треть назначается правительством. В Бутане из 150 членов парламента 100 избираются населением, 10 делегируют буддийские монастыри и 40 назначает король.
Применительно к
парламенту никто не выступал за сохранение «тандема» Съезд народных депутатов – Верховный Совет Российской Федерации, было понятно, что наличие двух высших представительных органов власти не нужно из-за возможного противостояния, необходимости утверждения в России постоянного парламента, а им не мог быть Съезд с огромным количеством депутатов. Ясно, что новый парламент будет двухпалатным, это неизбежно в федеративном государстве, где одна палата является органом общеполитического представительства всего народа страны, а вторая – органом представительства субъектов Федерации. Но вот как именовать парламент в целом, а также каждую палату; по какой системе избирать или иным путем формировать палаты; работать ли им на постоянной или периодической основе; как разделить между палатами полномочия; как строить взаимоотношения палат (в том числе считать ли их равными или применить принцип так называемых «верхней» и «нижней» палат) – все это было предметом дискуссий.
Главой Индийской парламентарной Республики является Президент, который избирается особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат центрального
Парламента и выборных членов Законодательных собраний штатов. Избираемый парламентским путем Президент наделяется Конституцией весьма широкими полномочиями. Ему не только предоставляются традиционные права главы государства, но он также является носителем исполнительной власти и формально рассматривается как составная часть Парламента. В сфере законодательной Президенту принадлежат следующие полномочия: он созывает Парламент на сессии, прерывает работу Парламента и имеет право роспуска нижней палаты; он имеет право обращаться к Парламенту с посланиями. Президенту предоставлено право назначать 12 членов в Совет штатов и двух англо-индийцев в Народную палату. Существенным дополнением к обычным правам главы парламентарной республики является право Президента давать рекомендации по поводу внесения в Парламент некоторых категорий законопроектов и отсутствие института контрасигнатуры в отношении указного права Президента.
Всеевропейским представительным органом стал двухпалатный
парламент . Компетенции палат при этом совпадают. Первая, – «палата наций», формировалась из депутатов, представляющих народы, объединенные в данное сообщество. Распределение мест в этой палате осуществлялось не пропорционально населению стран-участниц, а по так называемой «системе взвешенного представительства». ФРГ – 63, Бельгия – 30, Франция – 73, Италия – 63, Люксембург – 12, Голландия – 30. Во второй палате (Сенате) сенаторы рассматривались в качестве каждого отдельного народа государств – членов Сообщества. Количество мандатов было сокращено. Франция, Италия, и ФРГ по 21, Бельгия и Голландия по 10, Люксембург – 4. Выборы в Европарламент проводились национальными парламентами один раз в пять лет.
1. Специально избранное для этой цели учредительное собрание. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место
парламенту , избранному на основе новой конституции, но иногда продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных);
Связанные понятия (продолжение)
Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.
Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Та́йное голосова́ние — вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей. Также — право каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются референдумы, президентские выборы и выборы депутатов государственной думы.
Спи́кер (англ. Speaker, буквально — оратор) — председатель палаты парламента. Данный термин широко распространён в политическом лексиконе, но официально употребляется только в англоязычных странах. Впервые должность председателя парламента была введена в 1377 году в Палате общин, первым спикером которой стал Томас Хангерфорд (Thomas Hungerford).
Прави́тельство — высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих, либо (в широком смысле) общая система государственного управления.
Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную...
Вестми́нстерская систе́ма — демократическая парламентская система государственного управления, построенная на принципах государственной модели Великобритании. Своё название она получила по названию Вестминстерского дворца, в котором проходят заседания парламента Великобритании.
Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.
Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.
Конституцио́нный обы́чай — исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления...
Респу́блика (лат. res publica — «общественное дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти.
Кабине́т мини́стров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий административно-распорядительные функции в сфере государственного управления.
Судебная власть — одна из ветвей государственной власти (не всегда, например Суд Европейского союза, надгосударственный).
Коллегия выборщиков — система непрямых выборов, при которой делегируемые по должности или специально избираемые выборщики образуют не имеющую иных обязанностей коллегию, избирающую высших должностных лиц. Кроме этого, в ряде стран по разным причинам традиционно практикуется институт непропорционального распределения голосов избирателей между регионами для повышения представительства в избранных органах власти небольших сельских округов, национальных, религиозных и прочих меньшинств. Данный феномен...
Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.
Всео́бщее избира́тельное пра́во — принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях подразумевает предоставление избирательного права детям и негражданам. Хотя избирательное право как таковое имеет два...
Непрямые выборы (косвенные выборы, многостепенные выборы, многоступенчатые выборы) — избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами — выборщиками или специальными органами.
Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.
Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы...
Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
Парламентари́зм — система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при доминирующем положении парламента. При парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.
Деволюция (от лат. devolutio — «свёртывание») — в конституционно-правовой практике ряда стран — передача (делегирование) центральными правительственными органами части своих полномочий местным органам власти.
Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах государства либо в прецедентных решениях, вынесенных его верховными судебными станциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически.
Сенат — один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента).
Эта статья описывает случаи, когда глава правительства не является главой государства.Глава правительства — это главное должностное лицо исполнительной ветви власти, зачастую стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства часто называют премьер-министром, председателем правительства и т. д. В президентских республиках или монархиях глава правительства может быть главой государства, которого часто называют, соответственно, президентом или монархом.
Подробнее: Глава правительства
Во́тум дове́рия в режиме парламентской демократии — голосование парламента, на котором депутаты решают, оказывать или нет своё доверие действующему правительству. Это голосование часто заканчивается положительно, так как действующие правительства зачастую имеют большинство в парламенте.
В политике
мандат означает полномочия, предоставленные избирательным округом лицу или группе лиц на то, чтобы действовать от его имени.
Избира́тельный о́круг — территориальная единица, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Парла́ментская се́ссия — период, в течение которого парламент собирается для обсуждений законопроектов или просто текущих событий.
Акти́вное избира́тельное пра́во — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права (например, возрастной ценз: в Греции — 20 лет, в Малайзии, Боливии и...
Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти. Наряду с активным избирательным правом — часть субъективного избирательного права. Закреплено (наряду с активным избирательным правом) статьёй 25 МПГПП, статьёй 3 протокола № 1 к ЕКПЧ. Однако, в отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным или имущественным цензом. Также, оно может быть ограничено в ходе люстрации для конкретных личностей, а также...
Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.
Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов. Существовала и существует в Германии в 1919-1933 гг., Франции в 1846-59 и 1986-88 гг., Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Австрии, Швейцарии, Испании...
Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.
Премье́р-мини́стр или также Пéрвый мини́стр (от фр. le premier — первый) — глава исполнительной власти в государствах, где эта должность отделена от должности главы государства, а также в субъектах федеративных государств. В парламентских республиках является фактическим главой государства.
Коопта́ция (лат. cooptatio — дополнительное избрание) — введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов собственным решением данного органа без проведения дополнительных выборов. Кооптация может в дальнейшем утверждаться на общем собрании соответствующей организации, если того требуют её учредительные документы.
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — движение, партия, группа или человек, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством, в партии или группе.
Фракция (нем. Fraktion) — группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.
Унита́рное госуда́рство (от лат. unitas — «единство») — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и т. п.) подчиняются единым центральным органам власти. На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и...
Контрасигнатура , контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.
Упоминания в литературе (продолжение)
В-пятых, они могут избираться членами другой палаты – избрание нижней палатой (Исландия). Лишь в одном случае (Непал) большинство (35) членов второй палаты Национального Совета избирается первой палатой (по пропорциональной системе с единым переходящим голосом). В Пакистане право избрания части сенаторов (8) предоставлено определенной группе депутатов Национального Собрания (первой палаты) – тем из них, которые представляют племенные территории, управляемые на общефедеральном уровне. В ряде стран, например во Франции и в Ирландии, все депутаты первых палат
парламента могут принимать участие в выборах сенаторов – но лишь как часть коллегии выборщиков, где их численно подавляют члены местных советов.
Принято считать, что законопроект подготавливается под наблюдением министра короны, который определяет степень его готовности, после чего член
парламента вносит его в Палату общин либо в Палату лордов. Субъектами законодательной инициативы являются члены парламента, из которых большинство составляют представители победившей на выборах партии, формирующей правительство. Главным фактором, обеспечивающим влияние правительства на законодательную деятельность Палаты общин, становится контроль над парламентской фракцией большинства. Депутаты правительственной фракции обеспечивают большинство при голосовании. Активная роль правительства Великобритании в законодательном процессе является одним из условий стабильного существования парламента как высшего законодательного органа. Широкие полномочия по манипулированию действиями парламента на примере Палаты общин, предоставленные членам кабинета, предопределили эффективность проведения государственной политики в жизнь с учетом мнения представителей общественности. В этом нужно видеть причины стабильного существования парламентской формы государственного управления в Великобритании начиная с XVII в.[143]
Парламентская (парламентарная) республика представляет форму правления, при которой
парламент формирует исполнительную власть в данном государстве. Соответственно, правительство отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главой правительства является лидер политической партии, победившей на выборах. Существует институт президента, но президент не возглавляет правительство, хотя и является главой государства. Президент не избирается всенародно. Его избирает парламент или его коллегия. Парламентская республика характеризуется доминирующей ролью именно парламента, где роль президента не является решающей. Он, как правило, не обладает правом вето на законопроекты, создаваемые законодательным органом. Парламент вправе объявлять недоверие правительству, после чего оно должно уйти в отставку (примеры: Германия, Италия).
Верховная власть формально принадлежала генерал-губернатору, назначаемому британским монархом на пять лет; реальная исполнительная власть – Исполнительному совету (правительству) в составе генерал-губернатора, премьер-министра и семи министров. Позднее число последних увеличивалось. Первое единое австралийское правительство во главе с Э. Бартоном было создано в сентябре 1900 года. Оно было ответственно перед нижней палатой
парламента (палата представителей), которая избиралась по мажоритарной системе на три года. Верхняя палата (сенат) состояла из представителей штатов, избираемых на шесть лет, и имела право выдвижения и отклонения законопроектов. После прохождения сената законопроект утверждался губернатором и мог быть им отменен в течение года. В случае конфликта между палатами назначались новые выборы.
Развитие парламентаризма в Европе насчитывает не одно столетие и даже не тысячелетие. Первым
парламентом в истории считается Альтинг в Исландии (около 930 г.) – ежегодное национальное собрание свободных людей. Основной функцией Альтинга было собрание законодательного или судебного совета, называемого Легретта, или Лагретта. С тех пор развитие парламентаризма продолжилось, сложились разные виды парламентов: одни в рамках республик, другие в рамках конституционной монархии. Примером последнего является парламент в Великобритании.
В чем суть этих законопроектов? Строго говоря, все сводится к трем основным элементам. Первое: предлагается изменить принципы формирования Совета Федерации, верхней палаты
парламента . В Конституции России записано, что Дума избирается, а Совет Федерации формируется из представителей исполнительной и законодательной ветвей власти. Но в Конституции не сказано, что это должны быть обязательно первые лица территорий – губернаторы, президенты республик, руководители региональных парламентов. Сегодня это именно так. Я считаю, что лидеры регионов должны сосредоточить силы на конкретных проблемах своих территорий – для этого они, собственно, и избираются населением, – а их представители пусть занимаются законотворчеством, но уже на постоянной и на профессиональной основе, а не как сейчас, раз в месяц.
Парламентское государство. Единственным таким государством является Швейцария. Ее государственный опыт довольно оригинален и явно не сводим к особой форме парламентской республики или, пользуясь моей терминологией, парламентско-правительственного государства. Верховная власть в Швейцарии осуществляется преимущественно двухпалатным
парламентом (Союзным Собранием). Он избирает из числа швейцарских граждан директорию (Союзный Совет), выступающую одновременно «коллективным главой государства», «коллективным президентом» и правительством, функционирующую на основе коллегиального принципа[31]. Согласно правовому обычаю места в директории распределяются между парламентскими партиями пропорционально количеству имеющихся у них депутатских мандатов. Также соблюдается конституционное требование равного представительства в директории языковых регионов. Директория несет ответственность перед парламентом, хотя в швейцарской Конституции прямо не предусмотрено право парламента распускать директорию или отрешать ее членов. Роспуск парламента или его палат в ней тоже не предусмотрен.
Рационализация власти в Британии также внесла изменения в систему представительства, которые резко контрастируют с устойчивой приверженностью американцев к прежним традиционным представлениям. В Англии XVI в. представительские функции имели и король, и
парламент . Король был «представительным главой корпоративного сообщества страны»30. Члены парламента по-прежнему выполняли свои традиционные средневековые функции представительства местных сообществ и специальных интересов. В позднесредневековом парламенте «парламентарий – это доверенное лицо своего города. Его присутствие в парламенте дает ему возможность представлять петиции о подтверждении хартий, о расширении местных свобод и возмещении нанесенного урона, а также заниматься частным предпринимательством в Лондоне или его окрестностях, представляя интересы своих избирателей»31. Таким образом, король представлял общество в целом, тогда как члены парламента представляли части этого общества. Член парламента отвечал за своих избирателей. Акт, принятый в правление Генриха V, требовал, чтобы члены парламента жили в своих избирательных округах. В конце XVI в. это положение закона стало на практике игнорироваться, но все же для большинства членов парламента проживание в своем округе и местные связи оставались преимуществом. «Преобладающая локализация парламентского представительства остается его главной характеристикой, – пишет Роуз о елизаветинской Англии, – и придает ему силу и реализм. Повсюду большинство составляют люди с мест, сельское дворянство или горожане. Число представителей государства, адвокатов и т. п. незначительно, и даже они имеют какие-то корни… Анализ представительства показывает очень небольшую долю чужаков и еще меньшую чиновников»32. Члены парламента не только жили в своих округах и представляли интересы их жителей, но им и платили их избиратели за оказываемые услуги. Более того, каждый округ обычно представляли два или три члена парламента.
В частности, предусматривалось формирование двухпалатного
парламента , что должно было придать бо́льшую устойчивость законодательной власти. При этом механизм формирования верхней палаты не предусматривал прямых выборов. Здесь за основу было взято представительство местностей. Члены верхней палаты должны были избираться в административных учреждениях территорий, в том числе и органами местного самоуправления (губернскими, земскими собраниями) и думами городов. Таким образом, предусматривалась система косвенных выборов верхней палаты. Нижняя палата Государственной думы должна была формироваться по партийным спискам на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Скорее всего, в основу разработки избирательного законодательства был бы положен опыт проведения выборов Учредительного собрания.
Президент Индии является главой государства и формально наделен большой исполнительной властью, но обязан следовать советам правительства. Он избирается сроком на 5 лет по системе «единственного передаваемого голоса» особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат
парламента и избираемых депутатов легислатур штатов. Президентом может быть избран гражданин Индии, достигший 35-летнего возраста и отвечающий требованиям предъявляемым к депутатам Народной палаты. Президент не должен занимать платную должность в правительстве федерации или штата или в подконтрольных им органах, а также быть членом парламента или легислатуры штата. Он может переизбраться неоднократно.
В реальной жизни наблюдается необычайное разнообразие форм государства. Каждое государство по-своему закрепляет систему органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. Так, все современные государства имеют представительные (законодательные) органы. Однако вряд ли найдется хотя бы два полностью идентичных органа.
Парламент Франции состоит из двух палат, законодательная деятельность которых значительно ограничивается деятельностью правительства. Парламент Италии также состоит из двух палат, но имеет более широкие законодательные полномочия по сравнению с парламентом Франции и к тому же избирает президента республики. Парламент Греции также избирает президента, имеет широкие полномочия в сфере законотворчества, но является однопалатным.
Теоретиками Американской революции были Бенджамин Франклин (1706–1790 гг.), Джеймс Медисон (1751–1836 гг.), Томас Джефферсон (1743–1826 гг.) и Александр Гамильтон (1757–1804 гг.). Они признавали идею народного суверенитета, а выборы считали способом формирования властных институтов. Потребности граждан в соответствии с Конституцией США стал выражать двухпалатный
парламент – конгресс. Состав палаты представителей избирался пропорционально численности населения. В состав сената входило по два представителя от каждого штата. Законы принимались палатой представителей, но сенат мог затормозить прохождение закона. В сенате большие и малые штаты имели равное представительство. Президента избирала коллегия выборщиков. Судебная власть назначалась президентом совместно с сенатом. Правительство возглавлял президент, но финансами распоряжалась палата представителей. Президент ни при каких обстоятельствах не мог распустить конгресс, но была предусмотрена процедура импичмента – смещения президента с должности. Кандидаты на посты министров проходили проверку в комиссиях сената. В целом, в американской федеральной республике была впервые реализована идея разделения властей и создан механизм сдержек и противовесов, который обеспечил эффективность и стабильность американской политической системы.
Парламентское государство. Единственным таким national state является Швейцария. Ее государственный опыт довольно оригинален и явно несводим к особой форме парламентской республики или, пользуясь моей терминологией, парламентско-правительственного государства. Разделению законодательной и исполнительной властей в Швейцарии предпочли их «органическое слияние»[158]. Верховная власть осуществляется двухпалатным
парламентом (союзным собранием), формируемым посредством прямых и косвенных выборов. Он избирает из числа швейцарских граждан директорию (союзный совет), выступающую одновременно «коллективным главой государства» («коллективным президентом») и правительством, функционирующую на основе коллегиального принципа[159]. Согласно правовому обычаю места в директории распределяются между парламентскими партиями пропорционально количеству имеющихся у них депутатских мандатов. Также соблюдается конституционное требование равного представительства в директории языковых регионов. Директория несет ответственность перед парламентом, хотя в швейцарской Конституции прямо не предусмотрено право парламента распускать директорию или отрешать ее членов. Роспуск парламента или его палат в ней тоже не предусмотрен.
Президентская республика характеризуется особой ролью президента, который одновременно является главой государства и возглавляет правительство. Пост премьер-министра отсутствует. Правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов без согласования с законодательными органами (парламентом) или, как в США, «с согласия сената». Министры проводят политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним.
Парламент напрямую не влияет на назначение или отставку министров. Глава государства избирается независимо от парламента либо прямым голосованием граждан, либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США). Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии (в 1980-е гг. в США президентом был республиканец, а большинство в Конгрессе оставалось за демократами, сегодня наоборот). В парламентской республике такое несовпадение невозможно.
Всеобщее избирательное право там, где его еще нет, является теперь главным требованием всех тех партий Европы, которые отстаивают интересы народа (демократии). Чем более развиваются народные массы, тем громче и громче требует она права на участие в управлении страною. Последнее десятилетие XIX века видело распространение всеобщего голосования на Испанию и Норвегию; в это же десятилетие в 1896 г. была пересмотрена конституция в Австрии, и к 353 депутатам австрийского рейхсрата (парламента), по-прежнему избираемым состоятельными классами населения, прибавлено 72 депутата, избираемых всеобщим голосованием. 72 народных представителя, конечно, тонут в
парламенте , состоящем из 425 депутатов. Тем не менее избирательная реформа 1896 г. ввела новый принцип в чисто и грубо классовый австрийский парламент и окрылила надежды сторонников всеобщего голосования.
Стабильность, устойчивость и сбалансированность белорусской политической системы осуществляются благодаря разделению властей – законодательной, исполнительной и судебной, которые являются самостоятельными, автономными и равными друг другу, ни одна из них не может быть устранена либо подменена другой. Законодательную власть осуществляет двухпалатный
парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Нижняя из них – Палата представителей – состоит из ПО депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан, а верхняя – Совет Республики – является палатой территориального представительства. В Совет Республики входят 56 депутатов, избираемых тайным голосованием на заседании областных и минского городского совета, а также 56 представителей, назначаемых Президентом страны.
Франкфуртский
парламент избрал временного имперского правителя – им стал австрийский эрцгерцог Иоганн I, сформировал Временное центральное правительство и принял общегерманскую конституцию [479–480], которая сохраняла всех германских монархов и предусматривала иметь наследственного императора в качестве главы объединенной Германии. Эрцгерцог Иоганн I подписал принятый парламентом либеральный избирательный закон относительно выборов депутатов в народную палату [380]. Большинство германских государств признали решения парламента, но Пруссия, Австрия, Бавария, Саксония, Ганновер отклонили конституцию, а Фридрих Вильгельм IV к тому же отказался от предложенной ему императорской короны. Более того, Фридрих Вильгельм IV уже 30 мая 1849 г. отменил всеобщее голосование на выборах и ввел трехклассную избирательную систему путем двухстепенных выборов при избрании Палаты депутатов, по которой первый класс, или курию, составляли крупные собственники, насчитывавшие 4,7 % избирателей, второй включал 12,6 и третий – 82,7 % избирателей. При этом каждая курия делегировала одинаковое количество выборщиков, которые затем избирали депутатов [465; 954]. Это приводило к тому, что 17,3 % избирателей первых двух курий посылали две трети депутатов, а остальные 82,7 %, составлявшие абсолютное большинство, всего лишь третью их часть.
ЛДПР: 1. Необходим переход от существующего федерального устройства к унитарному государству. 2. Вместо национально-территориального принципа государственного устройства надо использовать административно-территориальный принцип. 3. Надо уменьшить число существующих субъектов Федерации в несколько раз и создать равноправные края (или губернии), которые подразделяются на районы (или воеводства). 4. Президент назначает губернаторов краев и градоначальников. 5. Россия должна быть Президентской республикой с однопалатным
парламентом – Государственной Думой. Выборы сохраняются для Президента, Государственной Думы и органов местного самоуправления. Надо принять закон о верхнем пределе получения депутатских мандатов одной партией – не более 40 %. Правящей должна быть коалиция партий. Избирательные комиссии должны формироваться теми партиями, которые участвуют в выборах. 6. Председателем правительства назначается лидер парламентского большинства. 7. Силовые министры, министры иностранных дел и финансов назначаются Президентом и подотчетны только ему. 8. Образуется Государственный Совет, в который входят Президент, Председатели Правительства и Государственной Думы, силовые министры, министры иностранных дел и финансов, Председатель Конституционного Суда и губернаторы. В этом случае отпадает необходимость в Совете Федерации. 9. Русский народ следует признать становым хребтом государственности. Надо создать такие условия, чтобы все народы России могли жить вместе, чтобы не было никакой дискриминации, нельзя создавать этническую рознь, национальную враждебность.
19 апреля 1923 г. декретом короля Фуада I Египту была введена новая Конституция которая устанавливала в стране конституционную монархию с двухпалатным
парламентом . Выборы в нижнюю палату (Палату депутатов) проводились на основе весьма ограниченного избирательного права (голосовали только мужчины); верхняя палата (Сенат) назначалась монархом и имела право абсолютного вето в отношении законопроектов, принятых Палатой депутатов. Теоретически правительство было ответственно перед парламентом, однако король имел право отлагательного вето и право роспуска нижней палаты. Конституция декларировала ряд элементарных прав и свобод, но они сопровождались существенными оговорками и ограничениями.
В своих отношениях с законодательной властью, помимо упомянутого полномочия в правотворческой сфере, в период до 2000 года Президент активно использовал свое право отлагательного вето[122], а также приобретенное им благодаря поддержке Конституционного Суда право возвращать законопроекты (которые нельзя считать законами, принятыми Государственной Думой), минуя процедуру вето[123]. В последующий период законопроекты, исходящие от Президента, без затруднений проходили через Федеральное Собрание, и востребованность права вето уже резко сократилась, что совсем не является удивительным, принимая во внимание состав палат
Парламента , максимально близкий Президенту по политическим взглядам[124]. При этом, на протяжении пятого созыва Государственной Думы (2007–2011 годы) не глава государства, а Правительство было более активным субъектом законодательной инициативы. Количественно законодательные инициативы Правительства РФ превысили президентские в 4 раза – по вновь принятым законам и почти в 5 раз – по внесению изменений в действующие законодательные акты[125]. Организационная зависимость Государственной Думы от Президента, и, в конечном счете, зависимость от него в принятии решений обеспечивается и полномочиями главы государства по назначению выборов в нижнюю палату, а равно – по ее досрочному роспуску.
В российской государственно-правовой литературе отмечается, что новая Конституция России отражает процесс становления смешанной, или «гибридной» формы правления, которая относится к разряду нетипичных. В условиях данной формы правления сочетаются черты президентской и парламентской республики. Наряду с постом президента, обладающего значительным объемом дискреционных полномочий, существует правительство во главе с председателем, которому конституция вверяет осуществление исполнительной власти. Доминирование главы государства, который не включается в структуру исполнительной власти, но наделяется широким перечнем характерных для нее полномочий, свидетельствует о преемственности неизжитой традиции сильной единоличной власти (в имперский период – монархической, а в советский – неформальной монократической) в истории России. Президент РФ легально ограничен в использовании права роспуска нижней палаты
парламента . Конституция РФ в ст. 111 и 117 закрепляет исчерпывающий перечень оснований роспуска Государственной Думы и обязывает Президента обеспечить созыв вновь избранной Государственной Думы не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 1 и 2 ст. 109). Сравнительно-правовой анализ показывает, что президент Франции, где существует смешанная полупрезидентская республика, не ограничен легальным перечнем оснований роспуска Национального собрания.
Так, Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из двух палат: Палаты представителей и Законодательной палаты. Законодательная палата представляет интересы всех избирателей республики, состоит из 30 депутатов, избираемых по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, и является постоянно действующим органом государственной власти. Палата представителей выражает интересы населения административно-территориальных единиц. Она формируется по принципу: 2 представителя от каждого района (района в городе) и города республики, не имеющего районного деления. Депутаты Палаты представителей работают в
парламенте на непостоянной основе. Аналогичный порядок формирования «верхней палаты» предусмотрен конституциями республик Адыгея, Тыва, Кабардино-Балкарской республики.
Смешанная республика сочетает в себе черты парламентской и президентской республики. Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В некоторых странах всенародно избранный президент, являясь главой государства, в формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (Россия). Конституция такой республики может устанавливать принцип доверия нижней палаты
парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
Учредительные документы ЕС предписывают получение Комиссией двух вотумов доверия со стороны Европарламента: сначала Председателю, затем – всей Комиссии в целом. Лиссабонским договором 2007 г. вслед за проектом Европейской конституции 2004 г. впервые введено требование учитывать результаты выборов в Европейский
парламент , что должно приводить к избранию Председателем Комиссии политика, принадлежащего к партии парламентского большинства. Например, если наибольшее число мест в Европарламенте принадлежит Европейской народной партии (правоцентристской), то и кандидат в Председатели Комиссии, в принципе, должен подбираться из числа членов этой партии. Однако на практике могут возникать более сложные ситуации, когда ни одна из партий не имеет в стенах Европейского парламента абсолютного большинства голосов (что наблюдалось в 2004–2009 гг.). В этом случае Председателем Комиссии может быть избран представитель менее крупных политических групп при условии, что он заручится поддержкой большинства депутатского корпуса. Отказ Европейского парламента одобрить предложенного ему Европейским советом кандидата в Председатели Комиссии закрывает путь к повторному выдвижению этой кандидатуры.
Расположение норм конституции об органах государственной власти зависит, как правило, от избранной данной страной формы правления. В монархиях на первое место выносится глава о монархе. Затем размещаются главы о
парламенте , о правительстве, о судебных органах. В парламентарных республиках сперва идет глава о парламенте, затем – о главе государства и правительстве, в президентских – о республике; в смешанных моделях правления на первое место помещена глава о президенте. Нормы о статусе государственных органов в конституциях демократических стран формулируются в соответствии с принципом разделения властей, но, разумеется, с учетом специфики формы правления и особенностей территориального устройства.
Законодательство ФРГ также уделяет организации контроля весьма большое внимание, отдавая приоритет парламентскому контролю. Конституция ФРГ провозглашает, что государство является правовым и социальным. Закрепляется республиканская форма правления, ответственность правительства перед
парламентом . Германия является парламентской республикой с признанием земель ФРГ государствами с собственными Конституциями, которые должны соответствовать федеральной. Главой государства является президент, избираемый специально созываемым Федеральным собранием на пять лет. Президенту предоставлен ряд полномочий, связанных с выполнением функций главы государства. Однако президенту для принятия решений и издания большинства актов требуется обязательная контрассигнация Федерального канцлера или соответствующего Федерального министра. Парламент страны состоит из двух палат: бундестага, который по существу обладает законодательной властью, и бундесрата, через посредство которого «… земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией» (ст. 89 Конституции ФРГ).
Депутатами обычно называются представители нижней палаты
парламента . Они, как правило, избираются на срок 4–5 лет непосредственно гражданами данного государства или в результате многоступенчатых выборов как народные представители. В некоторых государствах (Бутане, Свазиленде и др.) представители нижней палаты парламента выбираются косвенными выборами.
Одним из демократичных способов принятия конституции считается принятие ее специально избранным для этой цели учредительным собранием. В отличие от
парламента это обычно орган однопалатный. После принятия конституции он обычно распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции, но иногда продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента. Учредительным собранием (имеет разные названия) приняты конституции Италии 1947 г., Португалии 1976 г., Намибии 1990 г., Болгарии 1991 г., Венесуэлы 1999 г. и др.
Федеральный президент считается главой государства и может быть избран только на один пятилетний или два последовательных пятилетних срока. Он избирается Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и равного им числа участников, делегируемых земельными
парламентами (ландтагами) в соответствии с представительством политических партий. Среди полномочий президента важнейшими являются представление кандидатуры канцлера на утверждение бундестагу, а также роспуск нижней палаты парламента по предложению канцлера в случае, если он проигрывает голосование по вотуму доверия. В компетенцию президента входит назначение высшего офицерского состава вооруженных сил, хотя командует ими министр обороны. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников.
Но и после установления парламентаризма не приходится говорить о подлинном верховенстве нижней палаты ни в Англии, ни в других буржуазных парламентарных странах, поскольку сохранены значительные элементы формального разделения властей в виде неответственности главы государства, права роспуска, а также независимой верхней палаты. Если даже считать, что прерогатива короля полностью находится в распоряжении
парламента , то все же остается весьма проблематичным юридическое право парламента сделать свои полномочия постоянными или вовсе ликвидировать одну из своих частей, например королевскую власть, без ее согласия.
Начало ХХ в. Сербское королевство встретило и без конституции, и без
парламента . Оппозиция была также разогнана. Правда, вскоре король Александр Обренович перешел к заигрыванию с оппозицией. Это выразилось в разработке новой конституции, для чего король настоял на совместной работе двух непримиримых соперников – Радикальной и Напредняцкой партий. Соглашение между ними, получившее позже название «фузия» (объединение, слияние. – К.Н.), вылилось в новую конституцию, которая была октроирована указом Александра Обреновича в апреле 1901 г. Эта так называемая Апрельская конституция впервые вводила в Сербии двухпалатный парламент, который состоял из скупщины и сената. В отличие от скупщины, только 1/3 сената избиралась, причем пожизненно. Из членов сената король формировал Государственный совет, функции которого расширились[47].
19 декабря 1999 г. был избран третий созыв Государственной Думы, ставший переломным как для коммунистов, так и для российского парламентаризма. Выборы значительно отличались от кампании 1995 г. как по формальным признакам (число избирательных объединений, участвовавших в гонке, сократилось с 43 до 26100), так и принципиально. Проправительственным силам впервые удалось создать избирательное объединение (Межрегиональное движение «Единство»), которое успешно выступило на парламентских выборах и создало предпосылки для формирования лояльной по отношению к Президенту и Правительству РФ нижней палаты российского
парламента .
квалифицированное б. – принятие
парламентом или палатой решения более высоким числом поданных за него голосов. Например, если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, а она не согласна с решением Совета Федерации, то при повторном голосовании закон должен получить не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если Президент Российской Федерации наложил вето на принятый палатами Федерального Собрания закон, а они настаивают на своей редакции, при повторном голосовании и в Государственной Думе, и в Совете Федерации закон должен получить не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Квалифицированное большинство требуется при принятии федеральных конституционных законов – не менее 3/4 в Совете Федерации и 2/3 в Государственной Думе. Наконец, если внесено предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, и оно поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность действующей Конституции РФ, либо разрабатывает новой Конституции РФ. Этот проект принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования применяется простое б.: новая Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (ч. 3 ст. 135 Конституции РФ).
Особенностью государственной власти в России является сильная президентская власть, слабый
парламент и еще более слабая судебная власть. Подобный тип политического устройства республики, характеризующийся сосредоточением большого объема властных полномочий в руках президента, является несбалансированным. Например, согласно Конституции РФ, в случае когда парламент три раза отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, если речь идет об одном и том же человеке, президент вправе распустить парламент (такое положение очень редко встречается в других странах). Для назначения премьер-министра президенту требуется поддержка Думы, а освобождать премьер-министра от должности и отправлять в отставку правительство он может по своему усмотрению единолично, поддержка Думы для этого ему не требуется. Поэтому бытует мнение, что российский президент по объему своих полномочий самый сильный в мире.
В некоторых мусульманских странах создаются конституционно-религиозные советы. В Иране конституционный контроль осуществляет своеобразный орган – наблюдательный совет («совет стражей»), состоящий из 12 человек: шесть богословов, назначенных руководителем государства (высшим духовным лицом), и шести юристов, предложенных
парламентом . Наблюдательный совет следит за соответствием законов не столько Конституции 1979 г., сколько Корану. Под предлогом противоречия Корану в 1982 г. он отклонил законы об аграрной реформе и монополии внешней торговли, в 1987 г. – закон о труде. Однако считается, что последнее слово все же принадлежит парламенту. Для преодоления конфликтов между парламентом и наблюдательным советом создан специальный согласительный орган.