Лоскутное шитьё

  • Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий

    .

Источник: Википедия

Связанные понятия

Стёганое полотно, стёганая ткань — прошитые насквозь два куска ткани, между которыми находится слой ватина, ваты или другого нетканного материала. Глобализация «прививает» англицизм кви́лтинг (англ. quilting «изготовление стёганых изделий, подбивка»): это популярное ремесло и искусство с богатой историей в разных частях мира.
Оде́жда — изделие или совокупность изделий, надеваемых человеком и несущих утилитарные и эстетические функции.Одежда может быть изготовлена из ткани, вязаного полотна, кожи, меха и других материалов. Предохраняет тело человека от негативного влияния окружающей среды и выполняет эстетические функции — создаёт образ человека, демонстрирует его социальный cтатус. Одежда может дополняться украшениями и аксессуарами.
Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.
Счётные швы — швы, выполняемые по счёту нитей ткани по утку и основе, широко распространены в народной вышивке.
Шитьё — вид ручного труда. Представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных.

Упоминания в литературе

Мы для того так подробно остановились на особенностях переплетения нитей при производстве тканей, чтобы подчеркнуть важность того, что для лоскутного шитья следует подбирать ткани однотипного плетения и близкие по качеству. Это означает, что в процессе использования они подвергнутся одинаковым изменениям, что не отразится на внешнем виде изделия. Кроме того, при раскрое ткани необходимо постоянно следить за тем, чтобы все лоскуты имели одинаково направленные долевые нити. При несоблюдении этого правила после стирки изделие деформируется, что выразится в образовании провисов ткани, появлении морщин и пр. Мастерицам, делающим только первые шаги, нежелательно использовать, например, шелковые или шерстяные ткани, что сопряжено с определенными трудностями, с которыми они еще не готовы справиться. Для начинающих более подходят хлопчатобумажные ткани, которые не скользят, хорошо держат форму. По мере накопления опыта вы сможете для своей работы подбирать разнофактурные ткани, что, безусловно, при качественном исполнении сделает изделие неповторимым и выразительным.
Тейперинг лишь отчасти относится к лоскутному шитью. В принципе, так называют вид машинной строчки – «зигзаг», или «атласную». Несмотря на это, изделия в такой технике можно выполнять как на машинке, так и вручную. Именно данной строчкой мастерицы украшали каждую деталь пэчворка в XIX в., а сейчас ее часто применяют при сшивании лоскутков.
Розетки «йо-йо» часто используют в лоскутном шитье в качестве декоративных элементов, а также для составления целых полотен.

Связанные понятия (продолжение)

Кинусайга (яп. 絹彩画) — разновидность любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из разноцветных кусочков ткани.
Постельное бельё — изделия из ткани, используемые для обустройства постели. Понятие «постельное бельё» подразумевает единый комплект тканых изделий — обычно это пододеяльник, простыня, наволочка. Один стандартный комплект, как правило, включает один пододеяльник, одну простыню и две наволочки. Всё бельё подразделяется на несколько категорий, в зависимости от величины матраца, подушек и одеяла, и бывает односпальным, полуторным и двуспальным.
Пике́ (фр. piqué от piquer — пристёгивать, прострачивать материю) — ткань, трикотажное полотно, вырабатываемое из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон сложным переплетением.
Сетка (англ. netting) — любой текстиль, в котором пряжа основы и утка перекручивается или образует узел в месте их пересечения, в результате чего получается ткань с большими открытыми пространствами между нитями.
Тэмари (яп. 手まり、手毬、手鞠 тэмари, «Ручной мяч») — японская национальная техника вышивания на шарах.
Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д. Искусство бумагокручения...
Шени́лл — жаккардовая ткань со сложным рисунком плетения. В структуре имеет одну или несколько шенилловых нитей с ворсинками. Название «шенилл» имеет французское происхождение, в переводе означает «гусеница» (от фр. chenille). Название дано ввиду состава нитей, основой которых являются начесанные, пушистые волокна.
Набивна́я ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.
Блаудрук (нем. Blaudruck) — процесс сине-красного окрашивания в чане с использованием индиго, применяемый к натуральным материалам: таким как льняные, хлопчатобумажные или шелковые ткани. Аналогичный термин использовался в XVIII веке и для обозначения сине-белого фарфора. Немецкая комиссия по делам ЮНЕСКО в декабре 2016 года включила процесс в каталог Общенационального нематериального культурного наследия.
Текстильные обои — рулонный материал для внутренней отделки помещений, состоящий из нескольких слоев. Лицевой стороной текстильных обоев является ткань. Раньше текстильные обои назывались «штофные». Под штофом понимали не только русскую меру жидкости, но и немецкую плотную шелковую или шерстяную ткань (от нем. Stoff — материал, ткань). Штоф использовали для обивки мебели, интерьера.
И́станг — традиционный чеченский войлочный ковёр, украшенный национальным орнаментом, выполненным по методу цветной аппликации. Массово производились вплоть до начала XX века. Производство истангов существовало также в Дагестане, Ингушетии и на Кубани, но в меньших масштабах.
Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей:5. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно...
Традиционный якутский костюм (якут. саха таҥаһа) — это национальный костюм якутов. В нём сочетаются культурные традиции разных народов, он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении.
Лоску́тное одеяло — это стеганое одеяло, лицевая сторона которого сшита из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (стиль пэчворк или квилт), прокладкой служит ватин, синтепон, пух или вата, обратная сторона обычно одноцветная или так же из лоскутков. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления...
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества.
Носки́ — вид нательного белья, короткий чулок, не доходящий до колена. Слово «носок» во многих германский языках (например, в английском, датском) происходит от названия специальной обуви «сокк» (лат. soccus) для актёров комедии в Древнем Риме.
Попли́н (от фр. popeline или итал. papalino, что значит «папский») — двухсторонняя, одноцветная или узорчатая шёлковая ткань, образованная сочетанием тонкой плотной основы с более грубым и редким поперечным утко́м, образующим мелкий рубчик. Плотность основы в 1,5-2 раза выше, чем по утку́. Своё «папское» название ткань получила потому, что первоначально вырабатывалась в известной резиденции Римского Папы во французском Авиньоне (1309—1411).
Чёрная вышивка, блекворк (англ. blackwork или англ. black-on-white embroidery) — вышивка чёрной нитью, в которой широко используются счётные швы. Для этого стиля подходят любые нити, но особенно эффектно смотрятся сильно кручёные. Традиционно блекворк выполнялся шёлковыми нитями на белом или небелёном текстильном полотне или хлопчатобумажной ткани. Иногда для усиления впечатления, расстановки акцентов используются металлические или окрашенные нити. Разновидность вышивки, выполненная нитью красного...
Гильоширование (выжигание по ткани) — техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
Пайе́тка (фр. Paillette — «золотая песчинка, золотинка»), или же блёстка — мелкая плоская либо рельефная чешуйка из блестящего материала круглой или многогранной формы, имеющая отверстие для продевания нитки для крепления на ткани или другом материале. Может иметь самую различную окраску и иметь как блестящую, так и матовую поверхность.
Обо́и — вид строительных отделочных материалов для облицовки стен и потолков внутри помещений. Представляют собой полотно, свёрнутое в рулон. Основные размеры полотна: ширина — 0,53, 0,70, 1,06 м, длина — 10 и 25м. Основные виды обоев: бумажные, виниловые на бумажной и флизелиновой основах.
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
Футбо́лка — предмет нательной одежды для обоих полов, обычно не имеющий пуговиц, воротника и карманов, с короткими либо длинными рукавами, закрывающий туловище, часть рук и верх бёдер, надевается через голову.
Чинц (англ. chintz, от chīnt — пёстрый, пятнистый) — индийская ткань из льна или хлопка, украшенная рисунком, чаще всего с цветочными и растительными мотивами на светлом фоне. С XIX века в англоязычных странах термин употребляется для обозначения соответствующего декоративного стиля.
Вырезки (белор. выцінанка, укр. витинанка) — резные узоры из бумаги, вид древнеславянского народного декоративного искусства. Включает сюжетные и орнаментальные украшения жилья — ажурные, силуэтные и тому подобное. Изготавливаются при помощи ножниц (маленьких и, например, очень больших — для стрижки меха овец), специальных мелких приспособлений мастеров, передающихся из поколения в поколение, а также ножом, топориками, другими орудиями. Материалом служит бумага (белая или цветная), тонкий картон...
Туа́ль (фр. toile — холст, полотно; от лат. tela — «сеть») — натуральная хлопковая ткань с набивным рисунком, разновидность «индийской ткани». Во Франции словом «туаль» называются любые натуральные ткани — от льняного полотна, до холста и парусины. За её пределами слово сначала имело то же значение, со 2-й же половины XVIII века оно преимущественно используется в значении «набивной хлопок» (сокращённо от фр. Toile de Jouy, буквально «ткань из Жуи»).
Мулине́ (фр. mouliné) — пряжа, полученная заводским способом или ручной выделкой, произведенная специально для вышивания или других видов рукоделия.
Касайский бархат, или Велюр-дю-Касаи (фр. Velours du Kasaï) — вид ткани, производимой в Демократической Республике Конго. Традиционно, её изготавливают мужчины народности Шува этнической группы Куба, в то время как вышивку на этой ткани делают женщины. В идеале, вышивальщица должна быть беременной. Касайский бархат производят до сих пор.
Белорусский национальный костюм — комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе. Национальный костюм имеет высокую культурную ценность и является одним из этнических атрибутов белорусского народа.
Бума́га (предположительно от итал. bombagia < лат. bombacium ‘хлопок’, первоисточником же считается иранский) — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
Фуросики (яп. 風呂敷) — буквально переводится как «банный коврик» и представляет собой квадратный кусок ткани, который использовался для заворачивания и переноски предметов любых форм и размеров.
Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка, крестецкая белая строчка) — русский народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде, вид русского народного шитья, сквозной вышивки.
Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой или чёрной, реже красной) с богато украшенным подолом. Ещё в конце XIX — начале XX веков была распространена в южно-великорусских и белорусских областях.
Сати́н (фр. satin, от араб. ‎ зайтуни, от Зайтун — старинного араб. названия китайской гавани Цюаньчжоу, откуда вывозилась эта ткань) — ткань сатинового переплетения нитей из шёлка или хлопчатобумажного волокна. Имеет гладкую, шелковистую лицевую поверхность, на которой преобладают уточные нити; довольно плотен и блестит; выпускается в основном гладкокрашеный, набивной и отбелённый. Применяется для изготовления платьев, мужских рубашек, как подкладочная ткань и т. д. Благодаря своим качествам сатин...
Льняна́я ткань — это ткань с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна, растения семейства льновых. Волокно получают из кожицы растения.
Чертёж — представляет собой графическое изображение, выполненное в определенном масштабе, с указанием размеров и условно выраженных технических условий, соблюдение которых должно быть обеспечено при изготовлении изделия. При создании чертежа используются чертёжные инструменты.
Фоамиран (сокр. фоам, фом, от англ. Foam — пена) — это декоративный пенистый материал, применяемый в различных видах рукоделия. Имеет другие названия: пластичная замша, вспененная резина, ревелюр, фом ЭВА. В состав фоамирана входит полимер этиленвинилацетат. Фоамиран изготавливается в виде мягких тонких листов (средняя толщина — 1 мм) в палитре от 20 до 24 цветов (в зависимости от производителя). Бывает китайского, корейского и иранского производства. Иранский фоамиран считается более качественным...
Жаккардова машина — зевообразовательный механизм ткацкого станка для выработки крупноузорчатых жаккардовых тканей (декоративные ткани, ковры, скатерти и т. п.), созданный в 1804 году Даёт возможность раздельно управлять каждой нитью основы или небольшой их группой.

Подробнее: Жаккардовый ткацкий станок
Линовка (нем. Linie, linierung) - классическая техника декоративной отделки мото- велотехники, автомобилей и др. линиями различной толщины и цвета. Была неотъемлемым элементом декора мототехники с начала ХХ века до ориентировочно 1970 годов. Впоследствии ручное линирование было заменено наклеиванием декоративных деколей и наклеек.
Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбелённым, мерсеризованным, гладкокрашеным и набивным. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.
Махровая ткань (или «ткань фроте́» от франц. frotté — «тертый» , просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).
Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма. Также эта техника активно используется в ювелирном деле.
Го́льфы — получулки покрывающие нижнюю часть ног ниже колена. Могут являться деталью спортивного костюма, униформы (школьной, пионерской, военной, и т. д.), одежды для свободного времени и активного отдыха. Производятся обычно из хлопчатобумажной либо шерстяной ткани, также в сочетании с химическими нитями в том числе с добавлением эластана или нейлона. Особой разновидностью гольфов являются гетры.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я