Крестный ход

  • Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый СпасПроисхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού) — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.

Подробнее: Происхождение честных древ Животворящего Креста
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ВоздвиженьеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских...

Подробнее: Воздвижение Креста Господня
Госпо́дские пра́здники (также пра́здники Госпо́дни, Влады́чные пра́здники) — дни годового богослужебного круга в православной, католической и древневосточных церквях, в которых особо торжественно прославляется Господь Иисус Христос в связи с воспоминаниями о событиях Его земной жизни, а также со связанными с ним реликвиями, знамениями и чудесами.
По́солонь и про́тивосо́лонь (про́тивусо́лунь, обсолонь; буквально: по солнцу и против солнца) — названия направления движений молящихся в Православной церкви во время крестного хода. Посолонь это движение совершаемое по часовой стрелке. Противосолонь это движение совершаемое против часовой стрелки. Движение, совершаемое во время крестного хода, относится не к догматической или канонической части Православия, а к его обрядовой стороне. Спор о направлении движения во время крестного хода возникал дважды...
Литурги́я оглаше́нных — вторая, после проскомидии, часть литургии византийского обряда. Имеет целью приготовить молящихся к достойному присутствию при совершении таинства евхаристии, напомнить им о жизни и страдании Христа, разъяснить как и почему, с точки зрения Церкви, были и могут быть спасительны жизнь и страдания Христовы.

Упоминания в литературе

После пресс-конференции в российском посольстве, которую потом многократно передавали по телевидению, мы провели субботний вечер в подворье у отца Василия, где нас угостили пасхальным куличом, и молились за всенощным бдением. Литургию мы служили в храме святого Саввы в центре Белграда. Рядом возводится грандиозный собор в честь этого же святого, покровителя Сербии. Ровно четыреста лет назад в этот день здесь были сожжены его святые мощи турецкими властями. Но этот акт вандализма только увеличил почитание святого Саввы в Сербии, и с тех пор национальное самосознание сербского народа неразрывно связано с православной верой и именем святого Саввы. После Литургии был совершен крестный ход в строящийся собор, где состоялся особый молебен с чином освящения калача.
Составление и совершение чина Православия последовало после Седьмого Вселенского Собора, собравшегося в 785 году, но не вскоре после него. Ересь не угасла тотчас после Собора; она много еще бед причинила верующим, особенно при императоре Льве Армянине. По смерти императора-иконоборца Феофила супруга его, императрица Феодора, созвала Собор 18 февраля 842 года для восстановления иконопочитания. На Соборе все было установлено для его утверждения. Определено было удалить от Церкви епископов и священников, не желавших отказаться от ереси, и заменить их истинно верующими; самое восстановление почитания икон совершить при торжественном богослужении в соединении с крестным ходом по улицам Kонстантинополя; наконец, для вразумления верующих беречься ереси иконоборческой (Синаксарь в Триоди Постной) постановлено было совершать ежегодно чин Православия. Для празднования восстановления почитания икон избран был первый воскресный день Великого поста. В тот день Патриарх Kонстантинопольский Мефодий собрался со всеми епископами, пресвитерами и прочим духовенством, с исповедниками и со всеми, бывшими на Соборе, в храме св. Софии. Туда прибыла императрица Феодора со своим сыном и со всем двором. Оттуда все они при множестве народа шествовали с крестным ходом, с иконами, с возженными свечами в центр города. Во время шествия совершалось пение церковных песен. Потом отслужили литургию. Во время крестного хода и во время литургии иконы были поставлены на возвышении для прославления их. Тот день наименован был днем Православия, потому что при восстановлении иконопочитания не только восстановлено было внешнее почитание икон, но и утверждены догматы веры, которые, как далее увидим, ересь иконоборческая стремилась попрать.
Освящение храма было совершено 18 октября 1892 года епископом Выборгским Антонием (Вадковским) при участии о. Иоанна Кронштадтского и многочисленного духовенства. На торжество прибыли многие высокопоставленные лица. После Крестного хода, в котором участвовали тысячи верующих, тотчас началось совершение Божественной литургии в храме, где отцу Философу предстояло служить более 20 лет. Здесь он сказал тогда дивное «Слово о значении святого храма в жизни христиан», слово, которое затем не раз будет переиздано многотысячными тиражами (18). Вот небольшие выдержки из него.
В белорусской народной традиции очень популярен был культ св. Николая. Праздник, посвященный св. Николаю и празднуемый 9 мая по ст. ст., был установлен в память о перенесении мощей святого из г. Миры Ликийские (в настоящее время на территории Турции) в г. Бари (Италия). Перенесение мощей произошло приблизительно в 1087 г. под угрозой нашествия турок, которые опустошили г. Миры и Ликию. Праздник был установлен Русской православной церковью раньше, чем в Греции, и впервые упоминается в календаре Евангелия 1144 г. По преданию, сам святой Николай, окруженный почитанием в православии, явился чудесным образом и приказал купцам перенести его мощи в Бари. Во время перенесения, по легенде, в Киеве происходили чудеса. Например, одно из чудес – это оживление Николаем Чудотворцем утонувшего в Днепре ребенка. Культ святого получил большое распространение и в Беларуси. Еще в XVI в. исследователь Браун из Кёльна писал, что в Великом княжестве Литовском православные особенно почитают св. Николая и часто устраивают крестные ходы с иконами [41].
Обращались к Владимирской иконе и для недопущения в пределы земли Русской врагов. Сретенский монастырь на Кучковом поле был основан как дань памяти о помощи Богородицы в таких деяниях. Дальнейший путь иконы лежал в Москву, куда ее и перенесли в 1395 г., когда на Русь стала надвигаться беда в виде войск Тамерлана, самаркандского завоевателя, дошедшего до Дона, захватившего город Елец и собравшегося двигаться на Москву. Десять дней от дня Успения Богоматери продолжалось многочисленное шествие с иконой Богородицы. Все семейство князя Василия Донского, сына князя Дмитрия Донского, митрополит, епископы, все духовенство с молитвами встретили святыню на Кучковом поле, что в окрестностях Москвы. Согласно преданиям явилась в тот же день во сне Тамерлану грозная женщина с устремившимися на него войсками, толкователи снов рассказали ему о Богоматери русского Бога, Иисуса Христа, о том, что эта Великая Жена есть Заступница православных христиан, и Тамерлан решил покинуть землю Русскую. Стех пор находится Владимирская икона Богородицы в Москве, оберегая центр Руси и Москву. 26 августа (8 сентября) установили празднование Сретения Владимирской иконы Божией Матери с крестным ходом из Москвы в Сретенский монастырь.

Связанные понятия (продолжение)

Ага́па, (от др.-греч. ἀγάπη «любовь»), вечеря любви в I—V веках н. э. — вечернее или ночное собрание христиан для молитвы, причащения и вкушения пищи с воспоминанием Иисуса Христа. Основанием этому изначально было исполнение заповеди Христа о любви, поэтому словом αγάπη стали называть и само это собрание.
Введе́ние во храм Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S. Mariae in templo, церк.-слав. Вхо́дъ во хра́мъ прест҃ы́ѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы, и҆ приснодв҃ы мр҃і́и) — христианский праздник, основанный на апокрифах о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где была введена первосвященником (по преданию, Захарием) во Святая...
Собор всех святых — описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение всех святых (как канонизированных, так и оставшихся неизвестными для земной Церкви) Агнцу Божьему, за которым последовало снятие 7-й печати.
Стра́сти Христо́вы (из праслав. *strastь «страдание» < *strad- «страдать») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику.
Всено́щное бде́ние (также разг. все́нощная (сущ.); в Типиконе церк.-слав. бдѣніе; греч. ’αγριπνία; παννυχις; лат. vigilia) — торжественное, праздничное, общественное богослужение, — установленное чинопоследование в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться). Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. вигилия.
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ОсениныРождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Γενέθλιον τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, церк.-слав. Ржⷭ҇тво̀ прест҃ы́ѧ влⷣчицы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и, Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны, праздник в исторических церквях. В православных церквях относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы...

Подробнее: Рождество Пресвятой Богородицы
Благода́тный ого́нь (в греческой и армянской традициях — Свято́й Свет, греч. Ἅγιο Φῶς, арм. Սուրբ Լույս) — огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба «Света Истинного», то есть воскресшего Иисуса Христа.
Христиа́нские пра́здники — особые торжественные дни (периоды) в духовной и литургической жизни Церкви. В совокупности составляют годичный богослужебный круг (литургический год).
Богослуже́ние миря́нским чи́ном (мирским, соборно-приходским, намного реже — бессвященническим, безсвященнословным) — христианское богослужение, совершаемое в отсутствие священника и без Евхаристии. По форме — обедница (не путать с обедней) — это собрание верующих с чтением молитв, пением христианских гимнов и чтением Священного Писания. Такие богослужения проводят сами миряне.
Вече́рня (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. vesperae) — богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех исторических церквах, сохранивших апостольское преемство, а также в «традиционных» протестантских сообществах (лютеранство, англиканство). Традиционное время совершения — около девятого часа дня (считая от примерно 6 часов утра, условного восхода солнца), то есть «вечером» (отсюда название). Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят...
Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. ‏פסח‏‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.
Трисвято́е, или Трисвята́я песнь, — православная молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» (прочитывается, или поётся, трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб. Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас».
Вход — это праздничное шествие духовенства во время православного богослужения, когда священнослужители, в приличествующих моменту облачениях, со священными предметами (Святыми Дарами, Евангелием, кадилом, напрестольными крестами, копием, лжицей, евхаристическими тарелями), торжественно входят в алтарь через царские врата. Богословие входа подразумевает восхождение в Горний мир, невидимо сопровождаемое ангелами Божьими с входящим духовенством во святилище, о чем свидетельствуют молитвы, произносимые...
Вели́кая пя́тница (Страстна́я пя́тница, греч. Μεγάλη Παρασκευή, церк.-слав. Вели́кїй пѧто́къ, лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребения.
Кре́стное зна́мение (церк.-слав. крⷭ҇тное зна́менїе — «знак креста») в христианстве — молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки, Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего...
Освяще́ние креста́ (лат. Benedictio nouae Crucis — «Благословение нового Креста») — обряд или чинопоследование благословения, изготовленного для употребления креста.
900-летие Крещения Руси — официальные мероприятия, проводившиеся в Российской империи летом 1888 года, посвященные 900-летней годовщине принятия христианства Русью. Центром торжеств стал Киев, где празднование длилось с 11 по 17 июля. Помимо Киева, центрами празднования стали также Санкт-Петербург и Москва. Кульминация празднеств пришлась на 15 июля. Торжественно отмечался этот день в тех городах Российской империи, которые имели отношение к жизни и деятельности равноапостольного князя Владимира...
«Торжество́ правосла́вия» (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Неде́ля крестопокло́нная (рус. Крестопоклонное воскресенье, греч. Κυριακή της Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресения) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая также называется «Крестопоклонной».
Преображе́ние Госпо́дне (греч. Μεταμόρφωσις τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна...
Пасхальное богослужение — праздничное богослужение, совершаемое на праздник Пасхи.
Великоре́цкий кре́стный ход — один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня.
Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.
Адорация (поклонение Святым Дарам) — в Католической церкви разновидность внелитургического почитания Святых Даров, освящённых в ходе Евхаристии. Как правило имеет форму выставления Святых Даров на алтарь в специальном сосуде — монстрации, варианте дароносицы, и проведения специального богослужения; либо частной молитвы верующих перед выставленными Дарами.
Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.
Рождество́ Христо́во (в Русской православной церкви — Рождество́ по пло́ти Господа Бога и Спаси́теля нашего Иисуса Христа; др.-греч. Ή κατά σάρκα Γέννησις τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ἡμῶν Ιησού Χριστού; церк.-слав. Є҆́же по пло́ти ржⷭ҇тво̀ гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шаго і҆и҃са хрⷭ҇та̀; у старообрядцев Рожество́ Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Евхари́стия (греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность, признательность» от εὖ «добро, благо» + χάρις «почитание, честь, уважение»), Свято́е Прича́стие, Ве́черя Госпо́дня — в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа» (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23-25). Евхаристия, согласно вероучению исторических...
Вели́кий четве́рг (греч. Μεγάλη Πέμπτη), (Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток) — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
«Мальчиком-епископом» (англ. Boy Bishop) называют мальчика, выбираемого, как правило, из числа хористов кафедрального собора, и символически назначаемого епископом на небольшой срок. Обычай выбирать мальчика-епископа был очень распространён в Средние Века.

Подробнее: Мальчик-епископ
Омове́ние ног — описанное в Евангелии событие, характеризующее крайнее смирение Иисуса Христа, а также подражающий ему обряд в богослужебной практике ряда христианских церквей.
Пало́мничество (от лат. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) — путешествие верующих с целью поклонения к географическим местностям и реликвиям, имеющим сакральное значение в данной религии. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от лат. peregrinus «чужеземец, странник»).
Собор, собор святых — один из христианских церковных праздников, составляющих две группы.
Лита́ния (лат. litania от греческого греч. λιτή, означающее «молитва» или «просьба») — в христианстве молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Литании могут адресоваться к Христу, Деве Марии или святым. Наиболее часто употребляются в богослужебной практике Католической церкви.
Ца́рские врата́ — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
День Свято́й Тро́ицы (сокр. Троица), Троицын день, Пятидеся́тница (греч. Πεντηκοστή), Неде́ля Святой Пятидеся́тницы, (греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής), иногда Духов день — один из главных христианских праздников.
Типико́н (церк.-слав. Тѷпїко́нъ, Ти́пикъ), (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав) — церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок православного богослужения или Богослужебный устав, который регламентируется общими уставными главами, месяцесловом с описанием соединения богослужения подвижных и неподвижных годовых богослужебных кругов в Марковых главах, указаниями о совершениях храмовых (престольных) праздников, правилами о постах, монастырском общежитии, трапезе и о других сторонах церковной...
Виги́лия (от лат. vigilia, бдение), в Католической Церкви — общественное богослужение установленного чинопоследования, устав которого изначально предполагал проведение от захода солнца до рассвета, требуя от всех его участников бодрствования (отсутствия сна). Вигилии обычно проводятся в канун праздников. Понятие «кануна» в определении вигилии означает, что служба должна начинаться вечером накануне праздника. Литургия вигилии может включать чтение и пение псалмов, молитв и гимнов, проповеди и чтения...
Плащани́ца (греч. επιτάφιος от ἐπί- «на, сверх-» + τάφος «могила») — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
Часо́вня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь. Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах. В старообрядчестве является молельней. У католиков близким аналогом православной часовни является капелла.
Ми́ро (ст.‑слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви кроме таинства миропомазания используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной...
Освяще́ние ико́н (лат. Benedictio imaginum Iesu Christi Domini nostri, B. Mariam Virginem, et aliorum Sanctorum — «Благословение образа Иисуса Христа, Господа нашего, Пресвятой Марии Девы, а также других святых») — обряд благословения изображений, мозаик, витражей, фресок и другой монументальной живописи в исторических церквях.
Христиа́нские рели́квии — свято хранимые и почитаемые христиа́нами предметы, мощи и объекты, связанные с событиями прошлого, с атрибутами жизни святых, пророков или Бога. Все христианские реликвии освящены церковью и являются объектами почитательного поклонения, разной степени важности в зависимости от значимости события или святого. Историческая обоснованность многих реликвий иногда подвергается сомнению.
Литурги́я преждеосвяще́нных Даро́в, или литурги́я Григо́рия Двоесло́ва (греч. Λειτουργία Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων) — вечерня, во время которой христиане причащаются Святых Даров, освященных прежде — на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Литургия преждеосвященных Даров в строгом смысле литургией не является, так как в этом богослужении нет анафоры, и во время этого богослужения не совершается...
Обре́тение главы Иоанна Предтечи — православный праздник в честь наиболее почитаемой части мощей Иоанна Предтечи — его главы. В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Праздник первого и второго чудесных обретений отмечается Русской православной церковью 24 февраля (9 марта) — в невисокосные годы, а в високосные...
Ри́за Богоро́дицы (греч. Ἐσθῆτος τῆς Θεοτόκου) — почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование — «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение), совершаемое 2 июля (по юлианскому календарю).

Упоминания в литературе (продолжение)

Участие царя в крестном ходе с Казанской иконой способствовало усилению, как тогда говорили, «народной любви» к нему. Поэтому наследовавший трон сын Михаила Федоровича царь Алексей Михайлович проявлял еще большее усердие в почитании чудотворного образа. Если Михаил Федорович иногда пропускал крестный ход июля на летнюю Казанскую и обязательно присутствовал только на обедне осенней Казанской 22 октября, то Алексей Михайлович считал для себя обязательным присутствие, как отметила летопись, «неотступно у всех праздников». Кроме того, он стоял не только обедню, но и вечерню кануна и всенощную праздника.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Это событие евангельской истории символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов: данного еврейскому народу закона Моисеева и нового, высшего Закона Божественной Любви, принесенного в мир Иисусом Христом. До наших дней дошли проникновенные проповеди, которые произносили по случаю этого события великие отцы (? 360), Григорий Богослов (? 389), Иоанн Златоуст (? 407). Но особенно торжественно этот праздник стали отмечать, начиная со второй половины VI века. В 528 году, при императоре Юстиниане в Антиохии произошло страшное землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое: в 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни одному благочестивому христианину было откровение, что для избавления от бедствий следует с молитвенным благоговением совершить всенощное бдение и крестный ход в праздник Сретения Господня. Когда горожане выполнили это повеление, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году постановила праздновать Сретение Господне с особой торжественностью.
Поклонение может иметь два аспекта: коллективный и индивидуальный. Коллективное поклонение связано с богослужением в святых местах, во время которого совершаются литургия и церковные таинства. Во время богослужения в храме православные христиане совершают крестное знамение, поясные и земные поклоны, коленопреклонения, чтение и пение молитв, возжжение свеч и лампад, принятие благословения, почитание креста, икон, честных мощей Божиих угодников и других святынь. Также паломники участвуют в крестных ходах и богослужениях вне стен храма – около разрушенных или оставленных святынь, святых источников, памятных и поклонных крестов, на кладбищах и т. д.
Ещё одним событием, связанным с Казанской иконой Божией Матери, стало чудесное избавление России от польского нашествия. Царь Михаил Фёдорович по благословению Патриарха Филарета в 1613 году в память сего события установил праздновать в Москве Казанской иконе Божией Матери два раза в год: 8 июля – в день её обретения и 22 октября – в день избавления Москвы от поляков помощью и заступлением Богоматери, с учреждением крестных ходов из Успенского собора в Введенский храм, где Князь поставил свой список с Казанской иконы Божьей Матери.
Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне колоколов. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, А́нгели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити, Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы с хоругвями, певцы, свеченосцы со свечами, диаконы со своими свечами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону «Воскресения Христова». Завершает шествие предстоятель (старший священник) с трисвечником и крестом в левой руке и кадилом в правой.
Утром на пристани, богато украшенной в виде католического алтаря, появлялось в полном облачении все духовенство Бари и его окрестностей; на особо отведенном месте располагались все гражданские и военные власти в мундирах. Диск солнца выплывал над растопленным золотом морской дали; и в этой дали, тоже с востока, выплывала целая эскадра небольших судов. Эти суда заранее с вечера отправлялись в море незаметно для жителей. Они возвращались утром торжественные, богато изукрашенные; на главном судне возвышалось изображение святого Николая Чудо творца, окруженное духовенством; раздавалось стройное церковное пение, на которое отзывались духовные певчие с берега. Архиепископ со всем духовенством встречал изображение святого угодника на пристани, и крестный ход постепенно вытягивался от моря по улицам города. Впереди – сотня детей в белых одеждах с цветами в руках. За ними, в похожих на монашеские одеяниях, – тысячи членов разных религиозных благотворительных организаций. Колоссальная статуя святого угодника на плечах богомольцев, неисчислимые ряды духовенства с большими свечами в руках, замыкаемые архиепископом и его штатом; волны народа, пальба из ракет, пение и музыка; звон всех колоколов древнего Бари и перезвон знаменитых колоколов собора святого Николая – все это представляло собой картину умилительную и величественную. Так праздновали память святителя в городе Бари в XIX веке.
В саму пасхальную ночь в храмах совершается крестный ход, который знаменует собой приход людей к Воскресшему Христу. Все богослужение первого пасхального дня и последующей недели, называемой Светлой седмицей, наполнено особенной радостью. А слова «Христос Воскрес! – Воистину Воскрес!» продолжают звучать в православных храмах вплоть до Троицы, то есть в течение 50 дней после Пасхи. Кстати сказать, в это же время, согласно церковным канонам, в храмах отменяется коленопреклоненная молитва, так как Пасха есть праздник Свободы, символ освобождения человека от самого страшного рабства – рабства греху и смерти.
В то время Россия вела войну с Турцией, и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России. Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы. Каждый год братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону инок Гавриил.
Многочисленные примеры свидетельствуют и о невозможности разделения церковной и народных традиций в структуре престольных праздников. Вот лишь несколько примеров. В случае бытования двух престольных праздников в поселении часто лишь один совпадал с престолом местного храма, хотя в остальном, включая посещение храма, проведение праздников совпадало. Одним из элементов престольных праздников в деревнях, установленных сельской общиной и не совпадающих с престолом сельской церкви, были религиозные ритуалы – крестный ход из села в деревню и молебны в домах жителей. В смешанных сельских поселениях со сложным конфессиональным составом, присутствием православных и нескольких старообрядческих согласий престольные праздники были едины, хотя церковные службы и молитвенные собрания по случаю праздника проводились в разных храмах и молельных домах.
Возведена в память погибших во время террористического акта в ночь с 8 на 9 сентября 1999 г. жителей дома № 19 по улице Гурьянова, невдалеке от злосчастного разрушенного здания. Храм был заложен 14 сентября 2002 г. Ночью с 8 на 9 сентября 2003 г. в память о жертвах таракта, унесшего жизни 109 человек, в Печатниках прошел крестный ход от Николо-Перервинского монастыря до возведенного Скорбященского храма. На заупокойном богослужении были названы имена всех погибших. Затем освятили церковь и совершили в ней первую литургию. Храм приписан к Николо-Перервинскому монастырю, который явился инициатором и заказчиком его строительства рядом с местом трагедии. Он призван стать местом покаяния и примирения, местом молитвы обо всех погибших в ушедшем неспокойном XX веке.
Яркой страницей истории храма стало короткое настоятельство в нем в 1925–1926 гг. протоиерея Зосимы Трубачева, назначенного сюда епископом Августином (Беляевым). При о. Зосиме, каждую неделю по вторникам, читался акафист чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость». Протоиерей Зосима не боялся, вопреки запрету, совершать крестные ходы. Его усердием была построена небольшая колокольня и освящены колокола. Как отмечалось, пастырство о. Зосимы в Введенском храме было недолгим. Он был арестован вслед за епископом Августином и отправлен в ссылку. В 1938 г. протоиерей Зосима Трубачев был расстрелян в Бутово. Прославлен Русской Православной Церковью в чине священномучеников.
Поразительно, но Троицкий кафедральный собор в Пскове, хотя богослужения там и совершались ежедневно, всегда был переполнен. А в крестном ходе, совершенном на Богоявление в январе 1942 года, участвовала почти половина жителей города…
Хотя к лику святых Ксения Петербургская была причислена только в 1988 году, страждущие приходили на Смоленское кладбище и раньше, в том числе и в годы, когда часовня была закрыта. Церковной общине ее передали в 1982 году, а через пять лет, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, часовню освятили. Несмотря на запрет советских властей, был совершен крестный ход. Но творить молитвы здесь разрешили лишь в 1988 году – конечно, это распоряжение было негласным.
Вечером следующего дня началось Всенощное бдение, на котором преподобный Серафим был прославлен в лике святых, а на следующий день совершена Божественная Литургия, после которой святые мощи обнесли вокруг престола и положили в подготовленную раку, после чего был совершен крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов.
Так ведома ли русским священникам тайна движения посолонь и противу солнца? Ко времени раскола, очевидно, уже очень немногим[50]. Лишь старообрядческая церковь и поныне сохраняет древний обычай ходить во время крестных ходов и других обрядов посолонь – вослед Христу-Спасителю («истинному Солнцу», «Солнцу правды») и приверженцам Его учения: «Само собою разумеется, что враги Христа <…> не шли за Ним, а всегда против Него <…> Посему мы и шествуем не против солнца – Христа, а по солнцу, т. е. за Христом <…> в древлеправославной Церкви нашей принято совершать хождение по солнцу еще при таинстве крещения – вокруг купели и при совершении таинства брака – вокруг аналоя <…> Именно: в крещении человек обещается последовать Христу, в бракосочетании жених и невеста <…> должны быть последователями Христа, а не противниками Его». Выходы и хождения при богослужении против солнца у староверов совершают только священники: каждение фимиама свершается пред Лицем Господа, выход с Евангелием представляет собой не только Учение, но и Самого Христа, Который является миру, а не уходит от него и т. п. /59/.
По общему древнерусскому верованию, св. Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как священные предметы до наступающего года. Иконы св. Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Поселяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих внутренних губерниях нашего отечества в день памяти св. Параскевы простолюдины носят в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящается этой угоднице и потом привешивается к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название св. Параскевы Льняницею. Кроме того, св. Параскеве-Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от коровьей смерти. По верованию наших предков, св. угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, при зубной, головной боли и других болезнях. В честь св. Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и т. д.
В праздник Крещения Господня в церквях совершают освящение воды в память о том, что воды Иордана освятились, когда в них вошел Христос. В этот день принято «хождение на Иордан» – крестный ход к рекам, где освящается вода: священник под звон колоколов и пение: «Спаси, Господи, люди Твоя» – опускают в реку крест. Но не священник освящает воду в этот день – ее освящает Сам Господь. В течение 12 дней вода считается чистой, святой, она обладает целебными и чудотворными свойствами: исцеляет больных, предотвращает порчу, защищает жилище от молнии. Святая вода обязательно должна быть в доме, где есть маленький ребенок.
Перезвон. На вечерне великой пятницы, перед выносом плащаницы полагается медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол (начиная с большего), после положения плащаницы посреди храма – трезвон. На утрени великой субботы во время крестного хода вокруг храма сплащаницею должен быть перезвон, а когда плащаница будет внесена в храм – трезвон. Колокольный звон вообще и перезвон в частности полностью зависят от того, что происходит в храме, и от того, какое событие церковной жизни отмечается в этот день церковного календаря. Например, медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол от низкого до высокого звука символизирует собой истощение, т. е. ослабление и исход жизненной силы из Господа нашего Иисуса Христа, распятого за грехи человечества ради спасения людей. Такой перезвон совершается только дважды в году: в великую пятницу и великую субботу, в день крестной смерти Господа и его вольного погребения. На утрени в день Воздвижения Креста Господня, перед выносом креста из алтаря – перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза в каждый колокол, начиная с большого, а перед положением креста на аналой – трезвон.
В 1514 году обветшавшая деревянная монастырская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была перестроена в камне «по особому благоволению» князя Василия III известным итальянским зодчим Алевизом Фрязином Новым (Альвизо Ламберти да Монтаньяно). Вероятнее всего, это был первый каменный храм в Замоскворечье. В 1530 году у Василия III родился долгожданный наследник – будущий царь Иван Грозный. Князь решает перенести столь почитаемый монастырь ближе к Кремлю и государеву двору – на Солянку, на холм, получивший впоследствии название Ивановская горка. Иоанно-Предтеченский монастырь в Ивановском переулке существует и поныне. По другой версии, монастырь был перенесен по распоряжению князей Глинских и супруги Василия III Елены Глинской. Третьи источники приписывают это деяние самому Ивану Грозному, который праздновал свое тезоименитство в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Словом, в XVI веке Ивановский монастырь, что под Бором был упразднен, а церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи стала приходской. В 1578 году царь Иван IV, митрополит Московский Антоний, бояре и весь честной народ встречали у церкви святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора, перенесенные из Чернигова крестным ходом. В память об этом на противоположной стороне переулка был построен деревянный храм, освященный во имя черниговских чудотворцев. Возле него мы еще остановимся.
28 января в Москве состоялся крестный ход. Святейший Патриарх Тихон в сопровождении архипастырей и пастырей вышел на Лобное место и оттуда благословил свою паству. Во время службы на площади была прочитана принятая на Соборе молитва о спасении Церкви Христовой. По благословению святителя Тихона крестные ходы с молитвой о спасении Церкви прошли по всей России.
29 сентября 2001 года архиереи Русской Православной Церкви, духовенство Москвы и почти десять тысяч верующих прошли Крестным ходом от Новоспасского монастыря до храма святителя Николая в Кленниках, сопровождая честные мощи святого праведного Алексия Мечева.
В допетровской Москве во время празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим, за ними следовали многочисленная знать, духовенство, стрельцы, певчие, дети. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль.
В 1811 году отставной корнет лейб-гвардии конного полка Сергей Акимович Мальцов при помощи капитала своей матери, Марии Васильевны, становится владельцем Гусевской фабрики, приобретенной им у брата Ивана. Он просит разрешения у Владимирской духовной консистории на строительство при Гусевском заводе каменного храма во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. До этого гусевчане были приписаны к Благовещенской церкви в селе Селимово. Война 1812 года помешала быстрому завершению строительства. Церковь с одним престолом с разрешения Священного Синода была возведена и освящена лишь в 1816 году. С устройством церкви сельцо Гусь стало именоваться Гусь-Мальцовским. На церковной площади дважды в год начали проводить ярмарки. В 1817 году прошел первый крестный ход к деревянной часовне, где находилась особо почитаемая у населения икона святой Варвары.
В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Богоматери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архимандритом Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение Азовской иконы, расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским патриархом Адрианом (справа). Ныне хранится в Музее истории религии в Санкт-Петербурге. Празднование 19 июля (1 августа).
Затем соединенные крестные ходы из обоих соборов – Пантелеимоновского и Покровского – торжественно обошли вокруг собора. Картина поистине незабываемая: чудесное прославление в монашеском царстве победы жизни над смертью! Торжество из торжеств под звездным куполом южной ночи: мерцание монашеских светильников и проникновенное афонское пение при чуть слышных всплесках волн залива.
Но где же последовательность православных отцов? Ведь только что в Храме Христа Спасителя Патриарх отпевал Сергея Владимировича Михалкова, создателя советского гимна, автора строк: «нас вырастил Сталин». Гимном, а не «Дядей Степой» Михалков вошел в историю государства Российского, став его эмблемой, как рубиновые звезды, золоченый герб с земным шаром, серп и молот на красном знамени. Сталинский патриций Михалков собрал вокруг своего гроба архиепископов и митрополитов, высших сановников и камергеров от политики и культуры. Сквозь синий кадильный дым и ворохи цветов неужели прозорливый Патриарх не разглядел на гробе советского псалмопевца золоченую надпись из гимна? Неужели не чувствовал, что, вычеркивая эту строку из советской скрижали и одновременно молясь и рыдая над гробом покойного сталиниста, он впадает в чудовищный дуализм, фарисейскую двусмысленность, которая, увы, все чаще сопровождает деятельность церкви в миру. Чем больше она будет нападать на глубинные народные представления о своей истории и государстве, о врагах и друзьях Отечества, тем скорее она приблизится к состоянию, которое характеризовало ее накануне крушения романовской монархии. К бездуховной, вяло текущей церковной жизни, без старцев, прозорливцев, религиозных мистиков, чье место прочно заняли отцы-экономы, изображаемые на картинах русских реалистов: «Чаепитие в Мытищах» или «Крестный ход в Курской губернии».
29 августа отмечался третий, последний Спас – Хлебный. Это был последний праздник, завершающий сбор урожая и готовящий крестьян к зиме. На него гуляли по-особому, так как все дела закончились и трудящиеся крестьяне получали возможность отдохнуть от непосильных трудов. Этот Спас был концом года (по славянскому обычаю Новый год наступал в сентябре). Поэтому праздник Спаса был как Новый год. Хлебный Спас был приурочен к празднику величания Нерукотворного Образа Спасителя. До Спаса, как правило, крестьяне заканчивали жатву хлебов. На Спас принято было совершать крестные ходы на только что убранные поля и прямо там совершать молебны. Как правило, этот обряд совершался вечером. Священнослужители в сопровождении многочисленных крестьян приходили на поле и освящали землю в знак будущего урожая и в благодарность за урожай нынешний. В день Спаса было необходимо отнести зерно на мельницу и смолоть его. По обычаю в Хлебный Спас было обязательным присутствие на столе хлеба из новой муки. Так как на 29 августа приходилось окончание Успенского поста, праздновали Спас с особым размахом: на столах помимо обычных постных блюд появлялись мясные, а также блюда из сливочного масла, молока. И это не удивительно, ведь после долгого поста организм требует восполнить запасы жира и витаминов, поэтому такие праздники, как Спасы были необходимы постящимся для поддержания их сил.
Еще одним лечебно-религиозным актом, совершаемым больными, является прикосновение к священным предметам. Повсеместно распространенная вера в целебность прикосновения к мощам и чудотворным иконам – безусловно, результат той же веры в святые мощи и чудотворные иконы вообще. Но эта вера, имея чисто религиозное происхождение, со стороны русского человека на каждом шагу затемняется суевериями. Прикосновение к раке, в которой покоятся мощи угодника, к пелене, которой они покрыты, к чаше со святыми Дарами, ризе священника, к крестикам и лентам, навешанным на святую икону – всё имеет одинаковую степень святости и целебности. Некоторые миряне не постесняются «спустить» воду даже с той иконы, которая считается явленной, а при зубной боли готовы и погрызть ее оклад. Очень интересным врачебным актом является подлезание под раку святых мощей и под чудотворные иконы. Вера в целебность такого поступка, в той или иной степени, распространена повсюду и составляет привычное зрелище на многих крестных ходах. Еще до начала хода, особенно если в нем участвует почитаемая икона, по пути его раскладывают больных, взрослых и детей, чтобы над ними пронесли иконы; здоровые с той же целью нагибаются и приседают. Иногда этот профилактико-лечебный «метод» принимает стихийный характер и безотчетно охватывает всю толпу.
Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.
Артос – это хлеб, который освящается в Пасхальную ночь. На протяжении Светлой седмицы артос находится на солее напротив открытых Царских врат и каждый день выносится на крестные ходы. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется при чтении особой молитвы и раздается всем верующим. А кто не смог получить в субботу, может попросить кусочки артоса на следующий день, в воскресенье. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года. Артос принимают во время болезни или в тяжелых жизненных обстоятельствах и всегда со словами: «Христос воскресе!» Но «ни в коем случае нельзя придавать артосу такого значения, которого он не имеет, – поучает епископ Серафим (Шарапов; ?1959). – Некоторые в случае смертной опасности дают больному кусочек артоса с богоявленской водой и думают, что это равноценно причащению больного Святых Таин Тела и Крови Христовых. Это большое заблуждение. Никакая святыня не может сравниться по силе спасающей благодати со Святым Телом и Пречистой Кровью Христовыми».
В 1970—1980-е гг. отношения советского государства и религиозных организаций стали более лояльными, а с конца восьмидесятых годов начался ощутимый процесс улучшения взаимоотношения государства и религиозных конфессий. В 1988 г. в церковном и государственном масштабах праздновали тысячелетие Крещения Руси (принятие православия), в 1989 г. отмечали четырехсотлетие учреждения Патриаршества на Руси. Особенно активизировался процесс нормализации отношений государства и религиозных конфессий с девяностых годов XX в. Пришло запоздалое осознание того, что поддержка государства со стороны религиозных структур является своего рода гарантом стабильности в стране в целом. Были сняты неразумные ограничения на регистрацию религиозных обществ, которым разрешили заниматься делами благотворительности и милосердия. В 1990 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях», а в 1997 г. – более совершенный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». За 1990–2010 гг. была проведена большая работа по возвращению православной церкви (и другим религиозным конфессиям), общинам верующих исторической собственности, возродились многие закрытые в советский период храмы и монастыри. Построены новые церкви и часовни, разрешено проводить крестные ходы и должным образом отмечать православные праздники, Рождество Христово и Светлое Христово Воскресение (Пасха) стали нерабочими днями. Руководители России с конца XX – начала XXI в. почтительно относятся к религиозным традициям России.
Великая суббота – субботний день на Страстной седмице. В это день верующие вспоминают телесное погребение Иисуса Христа. На утрене поют непорочны с похвалами, а после пения Великого славословия начинается крестный ход (вынос плащаницы). Затем на вечерне совершают литургию Василия Великого и читают паремии, содержащие ветхозаветные пророчества о Спасителе. Вместо Херувимской положено петь «Да молчит всяка плоть человеча…», а вместо «Достойно есть» – «Не рыдай, Мене, Мати…». В Великую субботу по обычаю пекут куличи.
• Предложение Московской синодальной конторе с приложением чина благодарственного молебствия и церемониала крестного хода, в память избавления отечества от крамолы 14 декабря 1825 г.: «Вследствие Высочайшей Его Императорского величества воли, чин благодарного Господу Богу молебствия за избавление от крамолы, угрожавшей бедствиями всему Российскому государству, и церемониал, по примеру санкт-петербургского, для совершения оного молебствия сего июля 19 дня, с крестным ходом… предлагаю при сем для зависящего от синодальной конторы распоряжения» (Мнения. Т. II. С. 144. № 173).
В 1480 году, после победоносного «Стояния на Угре», Москва устанавливает ежегодный крестный ход на 23 июня – во имя Пречистой Богородицы и в благодарение Ей.
Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью и величием. Служба начинается крестным ходом вокруг храма. Священники в белых праздничных облачениях и все собравшиеся с зажженными свечами в руках и с пением; «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити» – обходят храм. Затем крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице». Затем, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христа, трижды поет вместе с другими священнослужителями тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Пение священников подхватывает хор. Затем старший священник возглашает пророческие стихи псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Конечные слова каждого стиха певчие подхватывают радостным: «Христос воскресе!» Затем священнослужители повторяют начало тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певчие оканчивают его: «И сущим во гробех живот даровав».
Истории о судьбе самосожигателей в загробном мире дополнялись «видениями» о происходящем на местах самосожжений. Так, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова изложены наблюдения «караула на огнище» – то, что видели солдаты, охраняющие место второго палеостровского самосожжения. Как утверждал старообрядческий историк, в одну из ночей на место, где еще недавно бушевало пламя, спустился огненный столп, «разными цветы цветущий», из которого вышли трое. Судя по облачению, это были два священника и дьякон. Оказавшись на земле, они совершили обряд, напоминающий крестный ход: «хождаху они мужие около огнища на посолонь[208], един в руках имея крест, благословляющий и ограждая огнище, а другий чашу нося с водою и кропя огнище, а третий имея у себе в руках кадило со углием и фимиамом и кадяще огнище, по обычаю дьяконскому». При этом все трое тихо пели какую-то молитву. Троекратно обойдя место самосожжения, они вернулись в столп и исчезли. После такого «чюдного видения» изумленные караульщики решили, вопреки обыкновению, достойно похоронить всех участников самосожжения: собрали их «кости и телеса», закопали и на могиле поставили «сруб в три бревна»[209].
В 1970—1980-е гг. отношения советского государства и религиозных организаций стали более лояльными, а с конца 1980-х гг. начался ощутимый процесс улучшения взаимоотношения государства и религиозных конфессий. Особенно активизировался процесс нормализации отношений государства и религиозных конфессий с 1990-х гг. Пришло запоздалое осознание того, что поддержка государства со стороны религиозных структур является своего рода гарантом стабильности в стране. Были сняты неразумные ограничения на регистрацию религиозных обществ, которым разрешили заниматься делами благотворительности и милосердия. В 1990 г. был принят Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», а в 1997 г. – более совершенный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». За 1990–2009 гг. была проведена большая работа по возвращению религиозным конфессиям и прежде всего Православной церкви, общинам верующих их исторической собственности, возродились многие закрытые в советский период храмы и монастыри. Построены новые церкви и часовни, разрешено проводить крестные ходы, должным образом отмечать православные праздники, Рождество Христово и Светлое Христово Воскресение (Пасха) стали нерабочими днями. Руководители страны почтительно относятся к религиозным традициям России.
Освящение часовни во имя св. вмч. Пантелеймона совершил 11 февраля 1873 г. настоятель Богоявленского монастыря викарный епископ Дмитровский Леонид (Краснопевцов). «Ради чудотворений» св. вмч. Пантелеймона в монастыре была устроена не только часовня Руссика, но и Пантелеимоновский придел в Богоявленском соборе (в 1873 г.), а также ежегодно 27 июля совершались литургия и крестный ход в честь праздника святого.
В 10 лет Прохор очень тяжело заболел. В видении ему явилась Богородица и обещала посетить мальчика и даровать исцеление. Видение оказалось истинным. По Курску тогда крестным ходом несли чудотворную икону Божией Матери «Знамение». Когда ее проносили по улице, где жили Мошнины, пошел дождь, и икону пришлось проносить через их двор. Тогда Агафья вынесла Прохора из дома, и он приложился к иконе, после чего быстро пошел на поправку.
Узник Соловецкого концлагеря священномученик Иларион, архиепископ Верейский (? 15 декабря 1929), однажды сумел добиться у начальника лагеря разрешения служить пасхальную службу. К крестному ходу, вышедшему из ветхого кладбищенского храма, присоединились находившиеся рядом люди… Его соузник писатель Борис Ширяев писал об этом: «С победным, ликующим пением о попранной, побежденной смерти шли те, кому она грозила ежечасно, ежеминутно… Ликующий хор “сущих во гробех” славил и утверждал свое грядущее, неизбежное, непреодолимое силами зла Воскресение». Владыка Иларион умер на этапе в ленинградской тюремной больнице, заразившись в поезде сыпным тифом… Склонившийся над ним врач сказал, что кризис миновал и он может поправиться. Владыка едва слышно ответил: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» – и через несколько минут скончался.
В 1970—1980-е гг. отношения советского государства и религиозных организаций стали более лояльными, а с конца 1980-х гг. начался ощутимый процесс улучшения взаимоотношения государства и религиозных конфессий. Особенно активизировался процесс нормализации отношений государства и религиозных конфессий с 1990-х гг. Пришло запоздалое осознание того, что поддержка государства со стороны религиозных структур является своего рода гарантом стабильности в стране в целом. В 1990 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях», а в 1997 г. – более совершенный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». За 1990–2010 гг. была проведена большая работа по возвращению Православной церкви и другим религиозным конфессиям, общинам верующих исторической собственности, возродились многие закрытые в советский период храмы и монастыри, построены новые церкви и часовни, разрешено проводить крестные ходы и должным образом отмечать религиозные праздники. Все это способствует духовно-нравственному развитию россиян, в том числе славных жителей Смоленской земли.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я