Связанные понятия
Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, повышенное давление и рак.Современная наука проводит многочисленные исследования, чтобы оптимизировать рацион питания для профилактики...
Здоро́вье — способность биологической системы приобретать, преобразовывать, распределять, доставлять, и утилизировать энергию с максимальной эффективностью. К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Дие́та (греч. δίαιτα — образ жизни, режим питания) или рацион — совокупность правил употребления пищи человеком или другим животным. Диета может характеризоваться такими факторами, как химический состав, физические свойства, кулинарная обработка еды, а также время и интервалы приёма пищи. Диеты различных культур могут иметь существенные различия и включать или исключать конкретные продукты питания. Предпочтения в питании и выбор диеты влияют на здоровье человека.
Диетоло́гия — область знания, изучающая вопросы питания, в том числе больного человека. Диетология направлена на рационализацию и индивидуализацию питания, но в первую очередь — на обеспечение безопасности питания. В связи с тем, что индивидуализация питания осуществляется с помощью строго организованных систем питания — «диет», диетология получила своё название.
Физические упражнения — элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.
Упоминания в литературе
Здоровый образ жизни имеет все большее значение для современного человека. Стремление к красоте и совершенству, всегда игравшее важную роль в жизни людей, сейчас только укрепляет свои позиции. Эта тенденция объясняется тем, что в наше время каждый человек имеет возможность узнать и понять, каким образом сохранять свое тело здоровым и сильным в любом возрасте. Правильное питание, спортивные упражнения и профилактика различных заболеваний обеспечат здоровье и долголетие. Современная медицинская наука неразрывно связана с достижениями медицины прошлого, но имеет коренные отличия, так как ставит диагноз с учетом не только жалоб самого пациента, но и с учетом психологических, физиологических и социальных факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность каждого человека.
Здоровый образ жизни – это оптимальный (гармоничный) образ жизнедеятельности, который обеспечивает оптимальное существование, онтогенез и деятельность человека, поколений в биосфере, это максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование сохранения и укрепления здоровья, способность к продолжению рода и достижению активного долголетия. Здоровый образ жизни базируется на культуре здоровья, которая развивается в поколениях и поддерживается институционально. Формирование здорового образа жизни связано со знанием многих наук о жизни и здоровье, природе, человеке и обществе, мотивацией и деятельностью по его развитию. В западной цивилизации отмечаются разнонаправленные тенденции по формированию здорового образа жизни, в целом его показатели невысокие. В России, еще в 70–80 годы ХХ века образ жизни народонаселения характеризовался экологическим, социальным и бытовым дискомфортом.
В последние годы активизировалось внимание к
здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Деятельность по сохранению здоровья неактивна и в досуговое время. Следует подчеркнуть, что у большинства руководителей забота о здоровье на основе
здорового образа жизни имеет декларативный характер. При построении иерархии ценностей большинство руководителей ставят здоровье на первую рейтинговую позицию, при этом здоровому образу жизни[13] отводится лишь 15-я позиция в системе приоритетов. Выдвигаемые причины пренебрежения принципами здорового образа жизни, так же как и в отношении медицинской активности, связаны с внешними условиями (дефицит времени из-за большого объема работы, наличие других более важных дел и т. п.) и не акцентируют внутренние детерминанты (отсутствие силы воли, знаний и привычки к здоровому образу жизни, лень). Лишь в 12 % случаев руководители объективно указали, что скорее отсутствие внутренних побудительных мотивов к здоровому образу жизни является основным тормозящим фактором, чем внешние препятствия.
Исследование в графстве Аламеда (США). Этот проект был направлен на выявление психосоциальных детерминант здоровья и долголетия – например, влияния здоровых привычек на продолжительность жизни. Исследование началось в 1965 г. В течение 25 лет проводилось наблюдение за 6928 респондентами, которые заполнили анкету, содержащую вопросы об их образе жизни и интересах, о характере отношений с окружающими. Результаты свидетельствуют о наличии положительной связи социальной поддержки, религиозной активности и здоровья. Также выяснилось, что люди с вредными привычками имеют в 3,11 раз больший риск умереть от заболеваний сердца, чем люди, ведущие
здоровый образ жизни . По мнению исследователей, такой образ жизни предполагает:
Связанные понятия (продолжение)
Нетрадиционная медицина , Альтернативная медицина или Парамедицина — собирательное название методов, претендующих на способность лечить (или предупреждать) болезни, эффективность и безопасность которых не была доказана научным методом. Типичными примерами являются гомеопатия, акупунктура и натуропатия. Нетрадиционную медицину называют альтернативной, так как она часто применяется вместо официальной медицины. Также альтернативной называют и парамедицину. При этом слово парамедик (англ. paramedic, термин...
О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) — типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.
Снижение вреда (англ. harm reduction) — подход, направленный на сохранение здоровья каждого члена человеческого общества, нацеленный не на запрещение вредного для здоровья поведения, а на уменьшение вредных последствий и изменения поведения на более безопасное.
Похуде́ние (прост. разг. похуда́ние) — преднамеренное или непреднамеренное снижение массы тела живого организма. Может быть как целью при борьбе с ожирением, для повышения физической привлекательности, так и представлять собой медицинскую проблему, как симптом различных заболеваний.
Физи́ческая культу́ра (греч. φύσις — «природа» + культура) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни...
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями...
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества.
Вегетариа́нство — питание растительной и молочной пищей с отказом от мясной пищи животного происхождения (включая мясо птицы, рыбу и морепродукты). Некоторые варианты вегетарианской диеты могут исключать молочные продукты.
Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.
Пита́ние (физиологический акт) — поддержание жизни и здоровья живого организма с помощью пищи — процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности, в частности, для восполнения запаса энергии и реализации процессов роста и развития. Животные и другие гетеротрофные организмы должны есть, чтобы выжить; их рацион и процесс поглощения питательных веществ зависит от биологического класса, к которому они относятся. У человека и животных...
Разгрузочно-диетическая терапия (РДТ) — ограничение рациона питания, либо полное голодание с лечебной или оздоровительной целью, применяемое в общепринятой медицине. Существуют методические рекомендации по проведению РДТ, утверждённые Министерством здравоохранения и социального развития РФ в 2005 году. В альтернативной медицине некоторые авторы именуют «разгрузочно-диетической терапией» свои методы «лечебного голодания», не имеющие отношения к медицине.
Ка́чество жи́зни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, ожидаемая продолжительность жизни, условия окружающей...
Фи́тнес (англ. fitness, от глагола «to fit» — соответствовать, быть в хорошей форме) — в более широком смысле — это общая физическая подготовленность организма человека.
Медицинская реабилитация (позднелат. rehabilitatio, восстановление) — комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций (потребностей) человеческого организма, его трудоспособности. Примеры потребностей: быть здоровым, двигательная активность, свобода передвижения, самостоятельность...
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Трезвость — согласно определению Всемирной организации здравоохранения — непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ.Реже понятие трезвость употребляется также в значении «умеренность в употреблении алкогольных напитков».В переносном значении трезвость означает здравую рассудительность, свободу от самообмана, иллюзий («трезвость суждений», «трезвость ума»).Похожий термин используется в специализированных организациях наподобие Анонимных алкоголиков (АА), где, однако...
Натуропа́тия (англ. naturopathy — лечение природными средствами) — разновидность альтернативной медицины, которая основывается на вере в витализм, теорию о том, что не все процессы в живых организмах объяснимы с научной точки зрения и управляются особой естественной энергией, «жизненной силой». Система лечения и профилактики заболеваний, ссылающаяся в основном на естественные природные средства.
Физическая реабилитация — это использование с лечебной и профилактической целью физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности больных и инвалидов. Она является неотъемлемой составляющей частью медицинской реабилитации и применяется во все её периоды и этапы. Физическую реабилитацию применяют в социальной и профессиональной реабилитации. Её средствами являются: лечебная физическая культура, лечебный массаж, физиотерапия...
Отказ от курения, как и от других форм потребления табака, может быть сложен в силу зависимости, вызываемой никотином...
Подробнее: Лечение никотиновой зависимости
Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан.
Вега́нство (вегани́зм, англ. veganism) — наиболее строгая форма вегетарианства, исключающая потребление продуктов животного происхождения.
Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей...
Спортивное питание — это особая группа пищевых продуктов, выпускающаяся преимущественно для людей, ведущих активный образ жизни, занимающихся спортом и фитнесом.
Санитарное просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.
Дието́лог — специалист в области диетологии, соответствующий академическим и профессиональным требованиям. Врач-диетолог является дипломированным врачом, закончившим медицинский вуз и получившим затем дополнительное образование по диетологии, подтвержденное соответствующим дипломом. Является экспертом в области питания. Врачи-диетологи занимаются лечением ожирения, а также дают рекомендации пациентам по вопросам правильного питания, ведения здорового образа жизни, либо ставят цели для достижения...
Доказа́тельная медици́на (англ. evidence-based medicine — медицина, основанная на доказательствах) — подход к медицинской практике, при котором решения о применении профилактических, диагностических и лечебных мероприятий принимаются исходя из имеющихся доказательств их эффективности и безопасности, а такие доказательства подвергаются поиску, сравнению, обобщению и широкому распространению для использования в интересах пациентов (Evidence Based Medicine Working Group, 1993).
Сыроеде́ние (редко сырояде́ние) — система питания, в которой полностью исключается употребление какой бы то ни было пищи, подвергшейся температурной обработке (варке, жарке, запеканию, приготовлению на пару и тому подобное).
Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации.
Свободное время (досуг) — это время,которое остаётся после выполнения Обязательных дел. Разделяется на два основных подхода...
Здравоохране́ние — государственная отрасль, организующая и обеспечивающая охрану здоровья населения..
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. Причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».
Психи́ческое здоро́вье (духовное или душевное, иногда — мента́льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Культурная патология — новое направление в клинической психологии, которое исследует влияния технологического прогресса на формирования новых, не существовавших ранее форм аномалий психического развития. Данное направление развивается в научных коллективах факультета психологии МГУ им. Ломоносова (А. Ш. Тхостов, К. Г. Сурнов, В. А. Емелин, Е. И. Рассказова др.). Его основной задачей является формирование концептуально обоснованных представления о единицах и методе исследования процессов появления...
Философия медицины — раздел философии науки, который занимается онтологическими, эпистемологическими и этическими вопросами в области медицины как особой сферы теоретической и практической деятельности человека. Философия медицины — система обобщающих суждений философского характера о предмете и методе медицины, месте медицины среди других наук и областей человеческой деятельности, её познавательной и социальной роли в современном обществе как целостной системы естественнонаучных и гуманитарных знаний...
Какосфе́ра (др.-греч. κακός — «дурной, плохой» и σφαῖρα — «шар») — природная среда, изменённая деятельностью человека настолько, что в ней искажены природные связи и ограничена способность к восстановлению; область дисгармонично изменённой человеком биосферы.
Арететерапия (аретотерапия, аретепсихотерапия, аретопсихотерапия; от греч. arete — добродетель, доблесть, достоинство и therapeia — лечение) — вид психотерапии, предложенный врачом-терапевтом А. И. Яроцким для лечения различных соматических заболеваний путем обогащения жизни пациентов духовными идеалами.
Экология человека (антропоэкология) — междисциплинарная наука, являясь частью социальной экологии, согласно В. П. Казначееву, рассматривается как «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия, людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека».
Боле́знь (лат. morbus) — это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в ее противостоянии патогенным факторам.
Ребёнок (множ. дети) — в основном значении, человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода. Де́вочка — ребёнок женского пола; ма́льчик — ребёнок мужского пола.
Психологическая резилентность (от англ. resilience — упругость, эластичность) — Резильентность — это врожденное динамическое свойство личности, лежащие в основе способности преодолевать стрессы и трудные периоды конструктивным путем. Несмотря на то, что это свойство врожденное, его можно развивать.
Воспитание относится к сильно политизированным понятиям, поэтому его определения сильно зависят от той научной (или псевдонаучной) школы, которая его определяет.
Теория культуры Бронислава Малиновского (англ. Scientific theory of culture) — это структурно-функциональный подход к пониманию культуры британского антрополога польского происхождения Бронислава Малиновского. Согласно данной теории, культура представляет собой совокупность определённым образом организованных элементов, которые взаимодействуют между собой и зависят друг от друга. Основным двигателем культуры являются человеческие потребности (первичные и производные). При этом человек, удовлетворяя...
Педагогика Монтессори , также система Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори.
Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности, в общем, и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.
Упоминания в литературе (продолжение)
Личная гигиена в свою очередь имеет большое значение для социальной гигиены, т. е. гигиены общества в целом. Поддержанию личной гигиены на должном уровне в последние годы уделяется большое внимание со стороны СМИ (в частности, происходит реклама и пропаганда применения средств личной гигиены). Кроме того, выпускаются газеты, журналы, в которых ведется пропаганда
здорового образа жизни , в частности специальный (ежемесячный) вестник «ЗОЖ» («Здоровый образ жизни»). В условиях рыночных реформ соблюдение гражданами России норм здорового образа жизни приобретает особую значимость – лечение многих болезней стоит очень дорого. Ведение здорового образа жизни включает поддержание не только физического здоровья, но и психоэмоционального, которое оказывает существенное влияние на физическое. Общеизвестно, что психические заболевания (особенно хронические) ведут к различным нарушениям физического здоровья.
Задача гигиены – изыскание путей и методов формирования нового стереотипа. Это может быть достигнуто путем соответствующих изменений внешней среды, а также путем совершенствования механизмов адаптации организма. В диаграмме, разработанной академиком РАМН профессором Ю. Л. Лисициным. Определяющим фактором соматического (общего) здоровья, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, является стиль, или, как мы говорим, образ жизни. Он определяет соматическое состояние здоровья человека на 53 %. 17 % соматического здоровья человека определяется качеством окружающей среды, 20 % приходится на наследственные факторы, и только 10 % соматического здоровья определяются уровнем и доступностью медицинской помощи населению. Таким образом, на 70 % уровень здоровья человека зависит от тех моментов, которые напрямую связаны с гигиеной. Это
здоровый образ жизни человека, качество окружающей среды.
Для поддержания мотивов важны культурные традиции, принятые в учебном заведении. На современном этапе развития особо актуален
здоровый образ жизни для студенческой молодежи. Помочь студентам скорректировать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить необходимое время для укрепления здоровья, доказывать преимущества здорового образа жизни, формированию устойчивой психологической мотивации к здоровому образу жизни. Основной целью формирования здорового образа жизни в вузах является формирование у студентов активности, ведущей к здоровью, поддержанию и повышению уровня тренированности. С этой целью все вузы стремятся к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную среду, улучшению показателей психологического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья обучающихся, снижению числа лиц, употребляющих табак, алкоголь, наркотики, допинг и другие психоактивные вещества, установления толерантного отношения к культурам других народов и стран.
Современная цивилизация предлагает молодому человеку для здоровья и долгой жизни больше возможностей, чем ограничений. Нужно уметь ими пользоваться: отвергать излишки пищи и тепла, восполнять недостатки физических нагрузок и гасить чрезмерные психические раздражители, всякого рода стрессы, отрицательные эмоции. Взамен можно получить здоровье, возможность полноценно жить и трудиться. Культ здоровья должен войти в образ жизни с молодых лет. Необходимо, чтобы вошли в быт, образ жизни систематические занятия физкультурой и спортом; правильное, рациональное питание; правильно организованные труд и отдых, определенный режим труда и отдыха; здоровый психологический климат на работе и дома. Все это компоненты
здорового образа жизни молодого поколения – в нем основа здоровья, профилактики заболеваний, основа активного творческого долголетия.
В монографии раскрыты социокультурные, экономические и этические подходы в исследовании здоровья человека как ценности, социально-медицинские способы противодействия алкогольной зависимости в молодежной среде. Обосновывается, что экономика здоровья акцентирует внимание на выборе механизмов эффективного воспроизводства ресурсов здоровья человека, этика здоровья обеспечивает гуманистическую экспертизу используемых принципов и норм в наркологии, биомедицинских и нанотехнологиях, инновационный подход к изучению здоровья человека предполагает взаимодействие и взаимодополнение экономических и ценностных его измерений. Рассмотрены факторы психолого-физиологического развития современного человека в контексте обеспечения экологической безопасности современного белорусского общества. Сделан вывод о том, что именно планомерное и целенаправленное создание здоровьесберегающей среды, в которой нет места для всякого рода одурманивающих веществ, рассматривается в качестве доминирующего фактора формирования
здорового образа жизни . Представлены основные показатели, отражающие систему ценностей белорусской семьи и их динамику, изменение семейно-ценностных ориентаций молодого поколения на современном этапе. Выявлены социокультурные и демографические последствия распространения пьянства в семье, а также освещена проблема семейного воспитания навыков здорового образа жизни.
Законы и методы биологии находят широкое применение при решении проблем здоровья, физического воспитания человека, а также при проведении спортивного отбора. Человек сознательно и активно воздействует на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость. Поэтому без биологических знаний о строении тела человека и закономерностях функционирования отдельных его органов и систем, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования
здорового образа жизни и физической подготовки населения.
В обобщенном смысле «здоровье» можно определить как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить возможности, увеличить деятельность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие, которое означает спокойное и счастливое состояние. Таким образом, следует, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и составляет непременное условие его эффективной деятельности, через которую достигаются благополучие и счастье. А так как каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, то достичь его он может путем постоянного укрепления здоровья, следуя правилам
здорового образа жизни .
Для определения качества жизни часто используются такие понятия, как «психический иммунитет», «психогигиена». В исследовании Д. Давыдова с соавт. «психическая жизнеспособность» соотносится с качеством жизни и понятием психогигиены, что позволяет расширить научно-исследовательские концепции психического здоровья за пределы влияния факторов риска и патологии, а также включить влияния на человека его
здорового образа жизни и действий по укреплению здоровья (Davydov et al., 2010). В ряде исследований в определении качества жизни подчеркивается важность хорошего психического функционирования (а не отсутствия нарушения или заболевания), когнитивных способностей, физического здоровья и социальной продуктивности (Huppert, Whittington, 2003; Linley et al., 2006). В тех случаях, когда заболевание не ограничивает продолжительность жизни, именно качество жизни приобретает главную цель в лечении. Сферы применения качества жизни в медицине многомерны. Среди прочих к ним относятся: проведение социально-медицинских исследований с выделением факторов риска, динамическое наблюдение за группами риска, экспертиза новых методов лечения (Новик, Ионова, 2002).
Таким образом, физкультура и спорт являются важным социальным феноменом, оказывающим широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Эта сфера влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. За последние годы престиж занятий физической культурой и спортом в системе ценностей современной культуры отчётливо возрос. Мировое физкультурно-спортивное движение, составной частью которого являются и российская физкультура и спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений, к которому принадлежат более 200 стран мира. В качестве примера позитивного отношения к спорту можно привести американское государство, где
здоровый образ жизни является национальным увлечением[29].
Также следует отметить, что некоторые из перечисленных выше потребностей, скажем, сон и физическую активность, нельзя ничем заменить, и тем лучше, поскольку мы во многом можем сами определять, сколько спать и сколько заниматься физкультурой. Однако другие потребности, такие как солнечный свет (источник витамина D), витамин B12 и богатая нутриентами пища, по ряду причин может быть сложно удовлетворить в современных реалиях. И в таком случае наука и искусство восстановления и сохранения здоровья обращаются к «ненатуральным» практикам с целью обеспечить нас тем, в чём мы нуждаемся для того, чтобы обрести оптимальное здоровье, и, поступая так, мы не нарушаем принципы
здорового образа жизни ; напротив, это позволяет нам обрести полноценное здоровье в современной неестественной среде обитания. Этот подход можно назвать «Поступать наилучшим образом из возможных, с учётом реальных обстоятельств».
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в
здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Начало этому движению положила небольшая группа врачей, которые использовали вышеуказанные нетрадиционные концепции в своей работе и заметили, что у пациентов, следующих их советам, показатели здоровья были выше, чем у тех, кто этого не делал. Дальнейшие исследования привели этих врачей, включая Герберта Макголфина Шелтона, к созданию фундаментальной концепции: здоровье является результатом
здорового образа жизни .
Отсутствие реальной помощи от лекарственной медицины, отчаяние в связи с неэффективностью средств и методов излечения подтолкнули население к поиску выхода. Усилиями энтузиастов
здорового образа жизни начали создаваться клубы бега, школы здоровья, любительские лектории, издаваться литература – переводная и отечественная. Однако эта инициатива находит крайне пассивный отклик в медицинских кругах и особенно в «верхах», прямое назначение которых – возглавить движение «низов», придать ему целенаправленный научный и государственный характер. Ведомственная разобщенность служб здоровья привела к тому, что до сих пор они робко, медленно решают проблему союза медицины и физической культуры. Нет никакой программы, которая способствовала бы выживанию и возрождению народов России как популяции.
Следовательно, необходимо не только говорить подросткам о необходимости вести
здоровый образ жизни , но и научить их приёмам и технологиям этого образа жизни! Прививая культуру содержательной досуговой деятельности, давать им возможность играть в соответствующие их возрасту игры; расширив их представления о возможности самостоятельно организовывать получение положительной, развивающей информации и разнообразных впечатлений. В свою очередь это поможет им в формировании надлежащего круга общения, что особенно важно как для детей, имеющих повышенную социальную активность – потенциальных социальных лидеров, так и для тех, кто в силу индивидуальных особенностей склонен выполнять в общении со сверстниками роль ведомого.
Во-первых, в отличие от однополярного благополучия термин «здоровье» является парной категорией, выступающей в одной связке с противоположным по знаку термином «болезнь». Болезнь – это нежелательные сбои и пагубные по своим последствиям изменения в различных системах человека, нарушающие нормальное функционирование и снижающие качество и продолжительность жизни. И такая изначальная парность термина «здоровье», предполагающая его потенциальную соотнесенность с болезнью, делает это понятие содержательно богаче благополучия, так как учитывает возможность возникновения в процессе жизни различных, связанных с болезнью деформаций, аномалий, отклонений от соответствующих нормативных показателей. Это, в свою очередь, предопределяет постановку практической проблемы профилактики и предупреждения болезней и связанную с ними необходимость вести
здоровый образ жизни .
В целом
здоровый образ жизни подразумевает комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающий укрепление физического и психического здоровья человека. Итак, здоровый образ жизни включает в себя:
Так в результате естественной информационно-культурной эволюции появилась принципиально новая наука – валеология, обозначившая новую веху в развитии человеческой цивилизации и переход к эволюционно новому уровню мировоззрения. Что такое валеология? Это наука о человеке и его здоровье, своего рода научно обоснованное искусство здоровой жизни, аккумулировавшее в себе всю полноту позитивной информации о
здоровом образе жизни . Ученые считают, что постановка во главу угла развития цивилизации здоровья человека позволит homo sapiens подняться на качественно новую ступень, причем валеосферу нашей жизни будут формировать новейшие валео– и экотехнологии.
И это один из доводов для наших собственных исследований, упоминаемых в настоящей работе, по которому мы не считаем возможным сопоставлять, оценивать различные вероисповедания, конфессии и деноминации по их, как могли бы сказать сторонники облагодетельствования человечества через религию, оздоровительному, саногенному эффекту. Хотя подобные сопоставления, конечно, напрашиваются, даже невольно. Они заслуживают внимания, но особого и очень осторожного. Заметим лишь, что в веру вступают не из соображений
здорового образа жизни , не в поисках долголетия и не для обеспечения социальной гармонии. Эти цели вообще не являются главными в человеческой жизни, хотя очевидно, что к здоровью нужно относиться – позволим себе тавтологию – здраво, разумно. Но нередко основные слагаемые жизнедеятельности конкретного человека – место проживания, вид профессиональной деятельности, выбор развлечений создают для него дополнительные сложности и даже риски.
2. Воспитание у детей мотивации
здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
В целом можно считать, что еще одно произведение на тему
здорового образа жизни , представленное А. Г. Акимовым, получит заслуженную оценку читающей публики, заинтересованной в сохранении здоровья, а некоторые ее положения будут использованы читателями для сохранения и приумножения качества жизни.
Физическая безопасность обеспечивает формирование
здорового образа жизни , поддержание физического здоровья (медосмотры, очищения организма, профилактика хронических заболеваний, закаливание и т. д.), развитие физических качеств (выносливость, сила, быстрота и точность движений, гибкость), адаптацию и управление негативной чувствительностью (боль, голод, жажда, холод, жара, раздражения), тренировку восприятия (пространство, время), развитие памяти и внимания, необходимого для снижения рисков получения травм, ранений, увечий в повседневной жизни и в условиях ЧС.
Индивидуальная профилактика – это проведение профилактических мероприятий с отдельными лицами. Включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья самим человеком, соблюдение норм
здорового образа жизни , личной гигиены, гигиены брачных и семейных отношений, рациональному питанию и питьевому режиму, оптимальной двигательной активности, рациональный режим труда и отдыха.
– реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков
здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.
В последние годы проблема необходимости улучшения здоровья обсуждается в России на различных уровнях власти. Неоднократно в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию декларировался приоритет развития здравоохранения, образования и культуры [217]. С 2005 года осуществляется приоритетный национальный проект «Здоровье». В обращении Президента РФ «Россия, вперед!» [176] в числе стратегических задач государства обозначены улучшение демографической ситуации и повышение качества медицинского обслуживания. В июне 2009 г. пропаганда и развитие
здорового образа жизни населения и борьба с табакокурением были в числе важных тем, обсуждавшихся генеральным директором Всемирной организации здравоохранения и премьер-министром РФ.
Естественно, это разнообразие непохожих друг на друга диет не может оставить равнодушным пытливый ум человека, прочно связавшего свою судьбу со
здоровым образом жизни . Поэтому в этой главе мы с вами попробуем кратко проанализировать данную тему, для того чтобы структурировать существующие типы питания в единую эволюционную последовательность.
Чему же должен учить, что воспитывать, в чем убеждать больного духовный врач – педагог-воспитатель? Прежде всего, убеждать больного в необходимости
здорового образа жизни , учить настойчивости в полном восстановлении здоровья. Воспитывать волевое внимание для усвоения настроя, развивать волю в постоянном преодолении трудностей работы над собой, укреплять уверенность в полном выздоровлении, давать необходимые знания, учить приемам работы над собой, заинтересовать перспективами развития и долголетней счастливой жизни.
3. Дегенеративные и профессиональные заболевания. Идёт борьба с отрицательными последствиями прогресса. Ведущую роль приобретает фактор развития медицины. Возрастает роль профилактики, борьбы за
здоровый образ жизни . Смертность снижается и стабилизируется на низком уровне. Увеличивается продолжительность жизни и показатель среднего возраста смерти.
Господин Ян Циюань, автор книги, начал изучать и практиковать цигун и ушу (боевые искусства) еще в детстве. Также он изучал бокс и другие современные виды спорта. Благодаря многолетним обширным исследованиям и большому опыту в этой области он стал крупным специалистом по теории и практике цигун. Долгое время автор занимался цигун с целью пропаганды
здорового образа жизни и долголетия.
Рассмотрим рекомендации по ведению
здорового образа жизни для пациентов с диагнозом ВСД.